Библиографическое описание:

Кайтмазов В. А., Полатиди К. О. Корпоративный этический кодекс [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 183-186.

Статья рассматривает понятие корпоративного этического кодекса, ставшего непременным атрибутом современного менеджмента. В общей форме рассмотрены предпосылки и причины возникновения этического кодекса, его виды, выполняемые им функции. Также обозначены задачи, которые он призван решать, приведена общая структура этического кодекса корпорации.

Ключевые слова: этический кодекс, профессиональный кодекс, корпоративный кодекс, этические и практические задачи кодекса, структура этического кодекса, функции этического кодекса.

 

Деловая этика и этикет, культура деловых отношений имеют большое значение для успеха всех начинаний в деловой сфере: будь то управление, бизнес, политика, образование или искусство. Как подняться по карьерной лестнице самым честным и эффективным путем? Как совместить бизнес — успех с соблюдением основных моральных понятий и культурой общения? Как сделать бизнес благородным, а успех достижимым и постоянным? Известно, что ведение бизнеса включает в себя экономические отношения между многими группами людей. Часто все задействованные и заинтересованные группы выдвигают противоречивые требования. Например, противоречие интересов компании и потребителя: возможна ли продажа товара, не соответствующего по качеству декларируемому (недобросовестная реклама)? Ведь любая компания стремится к выгодному освещению своего товара, привлечению клиентов, и её интерес — это получение максимальной прибыли. Потребитель же, в свою очередь, заинтересован в максимально объективном сообщении о потребительских качествах товара, его интерес — полная информированность. В этих условиях непрерывное совершенствование корпоративного поведения является мерой, необходимой как для увеличения прибыли, так и для цивилизованного ведения бизнеса. Одним из способов такого совершенствования может стать введение определенных стандартов, установленных на основе анализа практики корпоративного поведения. Этический кодекс, по сути, и является таким сводом правил и норм поведения, которые разделяют участники определенной социальной группы. С помощью кодекса задаются определенные модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности.

Первыми универсальными кодексами, представляющими собой набор общечеловеческих ценностей, были своды религиозных правил (например, Десять заповедей Ветхого завета, Десять заповедей буддизма, Бенедиктинский кодекс и др.) Чуть позже стали возникать частные кодексы, определяющие поведение отдельных социальных групп общества. Потребность в частных кодексах (например, кодексы объединений, профессий) возникла в связи с тем, что универсальных норм было недостаточно для регулирования человеческого поведения в специфических ситуациях. Частная этика конкретизировала общие нравственные принципы применительно к особенностям той или иной деятельности. В настоящее время наиболее распространены два вида этических кодексов — профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри той или иной социальной группы.

Профессиональные кодексы регулируют отношения внутри профессионального сообщества и эффективны для тех профессий, где наиболее выражены профессиональные этические дилеммы. Одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа — кодекс врачей. Наиболее известны этические кодексы тех профессий, где значимые этические дилеммы задаются содержанием деятельности (адвокаты, психотерапевты, журналисты, риэлторы и т. д.). Профессиональные кодексы регламентируют поведение специалиста в сложных этических ситуациях, характерных для данной профессии, повышают статус профессионального сообщества в социуме, формируют доверие к представителям данной профессии. Также такой кодекс усиливает значимость принадлежности к профессии, его принятие косвенно может являться обрядом инициации, актом «обращения в профессию» (например, принятие клятвы Гиппократа и допуск к лечебной работе у врачей).

В тех случаях, когда наиболее значимые этические дилеммы задаются организацией, деятельность сотрудников регламентируется корпоративным этическим кодексом. Создание корпоративного этического кодекса — это один из способов обеспечения информационной открытости и публичности компании, свидетельство её приверженности высоким стандартам корпоративного поведения. Корпоративные кодексы, как правило, ориентируются на общечеловеческие принципы этики, на извечные и на современные этические нормы, на национальные идеи.

Корпоративный этический кодекс — это документ, находящийся в открытом доступе и повествующий о принципах деятельности компании, отвечающий на вопросы о том, куда двигается предприятие, как себя позиционирует. Если организация заинтересована в своем развитии, ей необходимо предоставить общественности и инвесторам положение о корпоративном управлении. При этом кодекс должен по настоящему работать, т. к. его несоответствие декларируемым ценностям и целям снизит доверие к другим документам компании. Корпоративные этические кодексы стали широко применяться в развитых странах с 80-х гг. ХХ века и в настоящее время уже являются нормой для серьезного бизнеса. Собственные кодексы этики имеют 80 % фирм, входящих в список 500 лучших компаний мира по версии журнала «Форчун».

Корпоративный кодекс призван решать определенные этические и практические задачи. Внимание общественности к этическим проблемам вынуждает руководителей производить анализ этических аспектов деятельности своих организаций, приводить их в порядок. Поэтому этическим принципам отводится особое место в кодексе. Практические же задачи кодекса заключаются в определении взаимоотношений администрации и работников компании, социальной ответственности предприятия перед обществом, соблюдению техники безопасности, осуществлению всестороннего контроля, охране окружающей среды.

Кодексы обычно состоят из двух частей:

1.                  идеологической (миссия, принципы, ценности);

2.                  нормативной (стандарты поведения).

В идеологической части прописывается смысл существования и деятельности организации — ее главная цель (миссия организации) и корпоративные ценности. Иногда идеологическая часть может не включаться в кодекс. В нормативной части отражены желаемые нормы поведения сотрудников. Кроме того именно нормативная часть кодекса указывает на варианты поведения сотрудников в различных ситуациях. В результате каждый сотрудник должен понимать, какой руководители хотят видеть компанию, каковы ее цели, что начальство ожидает от подчиненных.

Корпоративный кодекс традиционно имеет следующую структуру [11, c.114]:

1.         Послание от руководителей компании.

2.         Миссия организации и корпоративные мифы:

3.         Организационная структура компании, главные персоналии.

4.         Цели и задачи организации, основные товары и услуги.

5.         Ответственность: персонала перед клиентами, подрядчиками, акционерами; компании перед коллективом.

6.         Внутренняя политика: кадровая политика; социальная политика; взаимоотношения в коллективе; обязанности сотрудников; обязанности руководства; организация найма; политика в области оплаты труда; социальный пакет для персонала; взаимоотношения руководителей и подчиненных; внешний вид и речь сотрудников; отношение к клиентам, партнерам; обслуживание клиентов; работа с жалобами и претензиями (включая этические проблемы); позиция по отношению к конкурентам.

7.         Требования к персоналу: уровень профессионализма; лояльность; система ценностей организации; нормы поведения, стандарты и регламенты.

Рассмотрим структуру этического кодекса на конкретном примере Кодекса деловой этики компании «Проктер энд Гэмбл» (P&G). Этот документ представляет собой свод основополагающих морально-этических ценностей и принципов [7, c. 16]:

-          коллектив, состоящий из лучших в мире специалистов;

-          хозяйское отношение к имуществу компании (как к собственному), стремление к обеспечению долгосрочной успешной деятельности организации, к выполнению поставленных задач, повышению эффективности труда;

-          честность и открытость в отношениях между работниками, соблюдение закона, принятие решений на основе полной информации и ее обоснованной оценки с учетом возможных рисков;

-          стремление быть лучшим в выполнении поставленных задач, повышении качества работы;

-          взаимное доверие в отношениях между коллегами, заказчиками и потребителями.

В «Проктер энд Гэмбл» правила поведения основаны на моральных ценностях и целях фирмы — производить продукцию высшего качества. При этом компания руководствуется следующими принципами:

-          уважение к личности каждого человека;

-          неразделимость интересов компании и работников;

-          четкая определенность и согласованность целей и принципов;

-          новаторство — основа успеха;

-          совместная деятельность в духе взаимного доверия и партнерские отношения с заказчиками, поставщиками, высшими учебными заведениями, государственными органами.

В разных организациях кодексы существенно различаются как по содержанию, так и по объему. Например, Марктвенский банк (США) разработал документ под названием «Политика в области этических норм и конфликтов». На 19 страницах служащим объясняется, что такое «хорошо» и, что такое «плохо». А крупная компьютерная компания «Крей Рисерч Инкорпорейтед», напротив, ограничилась 16 словами. Ее кодекс гласит: «Сотрудники «Крей» доверяют друг другу и уверены, что каждый выполняет свое дело по высшим этическим стандартам» [3, c.19].

Отечественные компании тоже по разному подходят к наполнению своих корпоративных кодексов. Например, в корпоративном кодексе «Группы СИ-ПРО» продекларировано все: начиная с одежды, которая считается приемлемой на работе, и заканчивая сексуальной ориентацией. У компании IBS (системного интегратора) в первой части кодекса описаны основы бизнеса (клиенты, технологии, люди, команда), миссия, «жизненно необходимые условия существования», а во второй — стандарты.

Специалисты выделяют три основные функции, которые выполняет корпоративный кодекс:

1.      репутационную,

2.      управленческую,

3.      функцию развития корпоративной культуры.

Репутационная функция кодекса заключается в формировании доверия к компании с внешней стороны. Этический кодекс корпорации, являясь инструментом корпоративного PR, повышает инвестиционную привлекательность компании.

Управленческая функция кодекса состоит в регулировании поведения в сложных этических ситуациях. Повышение эффективности деятельности сотрудников осуществляется путем:

-          регламентации приоритетов во взаимодействии с внешними группами,

-          определения порядка принятия решений в сложных этических ситуациях,

-          указания на неприемлемые формы поведения.

Выполняя функцию развития корпоративной культуры, кодекс может ориентировать сотрудников на единые корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную идентичность [5, c. 70]

Таким образом, корпоративный этический кодекс как социальный инструмент управления организацией способен оказывать существенное влияние на мотивацию сотрудников и финансовые показатели организации. Каждая компания определяет собственные задачи, для решения которых она намерена использовать такой инструмент, как кодекс корпоративной этики. Содержание этического кодекса оказывает непосредственное влияние на эффективность деятельности компании. Корпоративный этический кодекс является эффективным инструментом управления компанией. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса.

 

Литература:

 

1.         Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М., 2004. — 415с.

2.         Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. — СПб.: СПбГУ, 2010. — 272с.

3.         Боголюбова О. Игры доброй воли. Бизнес–журнал. — 2006. — № 2. — С.19.

4.         Воеводкин Н. Ю. Социальная ответственность в системе корпоративного управления // Журнал «ARS ADMINISTRANDI» («Искусство управления»), 2011. — С. 53.

5.         Герчикова И. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики. М.: Консалтбанкир, 2012. — C.70.

6.         Зарецкий А. Д., Иванова Т. Е. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика: уч. пос. Издание 2-е, доп. и перераб. — Краснодар: Просвещение-Юг, 2013. — 360 с.

7.         Кунде Й. Корпоративная религия. СПб: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2009. — С.16.

8.         Лавриненко В. А. Психология и этика делового общения: учебник для вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2009. — 386 с.

9.         Петрунин Ю. Ю. Корпоративная социальная ответственность в современной России: проблемы институционализации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). № 1. 2012. — С.61–68.

10.     Подопригора М. Г. Деловая этика. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. — 116 с.

11.     Тесакова Н. Миссия и корпоративный кодекс. М.: РИП-Холдинг, 2009. — С.114.

12.     Хадарцева Л. С., Кайтмазов В. А. Corporate Ethic Policy \\ Science Time. 2014. № 1(1). с. 97–100

13.     Кайтмазов В. А., Хадарцева Л. С. Деловая этика и этический кодекс \\ Научный поиск в современном мире сборник материалов 5-й Международной научно-практической конференции. Редакционный совет (НИЦ «АПРОБАЦИЯ»): Кутаев Ш. К., Деневизюк Д. А., Сефербеков Р. И., Назаров А. Д., Эльдаров Э. М., Семиляк В. И.. 2014. С. 165–168.

14.     Hadartseva L., Kaytmazov V. An outlook on business ethics // Development of the creative potential of a person and society: materials of the II international scientific conference on January 17–18, 2014. — Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». — 256 с. — С. 57–59.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle