Библиографическое описание:

Баскаков В. Л. Инновационный подход к управлению социальной сферой в практике бюджетного учреждения территориального муниципального образования [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 23-26.

В статье поднимаются проблемы модернизации системы государственного и муниципального управления как условие инновационного развития экономики страны. Автор раскрывает значение нового направления институциональных преобразований в рационализации управления социальной сферой исполнительных органов власти на уровне муниципального образования.

Ключевые слова:инновационное развитие, модернизации экономики, новое общественное управление, социальное управление, бюджетное учреждение.

 

Процесс модернизации системы государственного и муниципального управления направлен на формирование условий инновационного развития экономики России и охватывает разные стороны институциональных преобразований в регулировании функций, бюджета, регламентов, открытости, кадровых ресурсов, информационного обеспечения исполнительных органов власти. Как следствие, потенциал инноваций, одной стороны, повысил технологичность исполнительных органов власти, как на федеральном, так и региональном и локальном уровнях управления, с другой, согласно оценке британского аналитического центра Legatum Institute, в сфере государственного управления России сформировались серьезные проблемы.

В рейтинге благополучия Prosperity Index, который охватывает данные 142 стран, 96 % населения мира и 99 % мирового ВВП, по критерию управления страна занимает 113 место, то есть ниже среднего уровня [4]. Индикатор Всемирного Банка «Эффективность правительства» (Government Eff ectiveness) фиксирует с 2003 года существенный спад эффективности российских правительственных учреждений.

Анализируя ход реформ, российские исследователи единодушно признают, что реформы не завершены а, как справедливо отмечает профессор А. В. Клименко, состояние инновационного климата заметно не улучшилось [5, c.9], что подтверждает необходимость дальнейших преобразований системе государственного и муниципального управления. Важным направлением актуализации программы инновационного обновления системы государственного и муниципального управления следует рассматривать сферу регулирования социальных услуг государства.

Импульсом инновационных преобразований в сфере социального управления является новый правовой акт — Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [1]. С 1 января 2015 г. в соответствии с новым Законом в новом формате определяются правовые, организационные и экономические основы регулирования социального обслуживания, изменение полномочий органов власти, иной характер прав и обязанностей получателей и поставщиков социальных услуг. Рамки нового формата в общем виде отражают процесс модернизации государственного управления социальными услугами на основе идей нового общественного управления (New public management). Администрирование с определенными квалиметрически целями, конкретные способы достижения целей, ориентация на высокую эффективность, механизмы критериальной оценки достигнутых результатов, формирование конкурентной среды для учреждений, реализующих социальные услуги, идеи ценности конкуренции для общественного развития — это ключевые положения, оформившиеся в ходе менеджералистской революции в Великобритании в конце прошлого века. Эти ориентиры, в разной степени выдвигаемые в Европе и Северной Америке в 1980–1990-е годы, предлагаются как инновационные технологии переориентации социального регулирования, апробации в российской практике нового типа административно-управленческой системы либерального свойства по образцу западноевропейского типа управления.

Разные авторы рассматривают проблему рационализации управления социальной сферой муниципального образования, акцентируя внимание на многообразных аспектах регулирования. Инновационный потенциал социальных преобразований государство соотносит с сокращением социальных расходов включением рыночных инструментов регулирования социальной сферы [2].

Организационные структуры социальной помощи муниципального подчинения страны уже приступили к разработке отдельных элементов инновационных технологий управления. В практику вводятся инструменты мониторинга распределения бюджетных ресурсов. Обсуждаются последствия передачи полномочий по оказанию услуг в сфере социального обслуживания на региональный уровень. Изучается проблема снижения административных издержек посредством разработки социальных стандартов на услуги и развития конкуренции за счет расширения доступа к государственному финансированию организаций гражданского общества (НКО). По мнению ряда исследователей, процесс модернизации в сфере социального управления на местах еще не осознается как условие инновационного развития экономики страны. Частично механизмы повышения эффективности управления и мониторинг были внедрены, но полного контроля над результатами работы социальных служб, их финансовой и социальной эффективностью достичь не удалось [2, c.112].

Вопросы оптимизации управления социальным обслуживанием населения решаются на уровне муниципального управления, в частности в деятельности Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Центр социальной помощи семье и детям «Косино-Ухтомский»» Восточного административного округа Департамента социальной защиты населения города. ГБУ ЦСПСиД «Косино-Ухтомский является учреждением социального обслуживания, предназначенным для оказания семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального, а также психологического статуса.

ГБУ ЦСПСиД «Косино-Ухтомский» расположен в молодом районе массовой застройки, жилье в котором предоставляется социально незащищенным гражданам. Район Косино-Ухтомский Восточного административного округа состоит из трех микрорайонов — Кожухово, Старое Косино и Ухтомский. В настоящее время общая численность населения района составляет около 120 тысяч человек [3]. Целями создания Учреждения является реализация политики города Москвы в отношении детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организация социальной помощи и поддержки нуждающимся семьям (многодетные, неполные, имеющие детей — инвалидов, одинокие матери, разведенные, молодые, несовершеннолетние родители, малообеспеченные, семьи, где родители проходят службу в «горячих точках», семьи, осуществляющие опекунство и т. п.), детям в трудной жизненной ситуации.

Задачи инновационного обновления методологии социального обслуживания обусловили разработку проекта оптимизации организационной системы управления Центром. Представленная на рисунке № 1 схема наглядно отражает основные направления по оптимизации процессов и процедур управления, включая направления:

1.      Аттестации рабочих мест;

2.      Аттестации специалистов Центра;

3.      Обучения специалистов Центра по новым направлениям (Институт повышения квалификации при Департаменте социальной защиты населения г. Москвы);

4.      Увеличения числа обслуживаемых семей на одного специалиста (с 15 чел. на 1 специалиста до 60 чел. на 1 специалиста);

5.      Увеличения ведомственной территории обслуживания Центра;

В ГБУ ЦСПСиД «Косино-Ухтомский» в соответствие с логикой инновационного развития развернут проект по рационализации социального обслуживания, в рамках которого обсуждаются вопросы совершенствования технических стандартов в отношении персонала, материальных ресурсов, денежных средств и финансовых потоков, оценки результативности обслуживания с позиции потребителя социальных услуг. В настоящее время Центр обеспечивает социальными услугами население по следующим направлениям:

–                   программа «Молодая семья»;

–                   программа поддержки выпускникам сиротских учреждений;

–                   программа поддержки семьям военнослужащих;

–                   программа помощи льготным категориям граждан.

Рис.1. Оптимизация деятельности Центра социальной помощи

 

В логике либерализации управления социальной сферой предполагаются шаги по созданию конкурентной среды, государственные и частные институты будут соперничать в получении договоров на предоставление социальных услуг, а основная функция местной власти по управлению сферой социального обслуживания будет заключаться только в планировании и организации этой работы.

Таким образом, формирование инновационной системы развития экономики предполагает комплексную модернизацию и институтов общественно-экономической структуры страны. Происходит общий переход от государства как распределителя благ и поставщика социальных выплат или услуг к использованию для этих целей семьи и добровольческого сектора. В общественно-экономической структуре смешанной экономики и государства благосостояния России рынок все более прямо или косвенно, в качестве носителя определенных принципов, становится активным участником процесса предоставления социальной поддержки.

Процесс модернизации системы государственного и муниципального управления направлен на формирование условий инновационного развития экономики России и охватывает разные стороны институциональных преобразований в регулировании функций, бюджета, регламентов, открытости, кадровых ресурсов, информационного обеспечения исполнительных органов власти.

 

Литература:

 

1.         http://www.rosmintrud. ru/social/service/66.

2.         Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Модернизация социального обслуживания: ориентация за результат// SPERO, 2011, № 14. — С.107

3.         Официальный сайт органов местного самоуправления района «Косино-Ухтомский» www.kosino-uhtomski.ru

4.         The 2014 Legatum Prosperity Index. Legatum Institute — http: //www.li.com.

5.         Клименко А. В. Десятилетие административной реформы: результаты и новые вызовы// Вопросы государственного и муниципального управления, 2014. — № 1. — С.9

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle