Библиографическое описание:

Лачинина Т. А., Чистяков М. С. Социально-экономическая политика развития дотационного региона [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 116-118.

В статье рассматривается сущность государственной политики регионального развития, основные причины ее неэффективности. Обосновывается необходимость и пути ее совершенствования.

Ключевые слова:социально-экономическая политика, региональная политика, дотационный регион, регион-реципиент.

 

In article the essence of a state policy of regional development, the main reasons for its inefficiency are considered. Need and ways of its improvement locates.

Keywords:social and economic policy, regional policy, subsidized region, region recipient.

 

В свете сегодняшних событий российское государство испытывает огромное экономическое давление со стороны внешних факторов, к которым можно отнести и введенные санкции со стороны Запада. Тем самым, обостряются и без того во многом нерешенные проблемы, в частности, социально-экономическое развитие регионов России.

Формирование рациональной социально-экономической политики развития регионов на длительную перспективу является одной из важнейших задач федерального центра. Но нужно стремиться к тому, чтобы на региональном уровне была заинтересованность в саморазвитии. Этого можно добиться через формирование экономических стимулов для регионов-реципиентов.

В целом региональная социально-экономическая политика связана, прежде всего, со стратегическими направлениями развития страны, а ее цели носят долговременный характер. При этом на федеральном уровне социально-экономическая политика регионального развития направлена на укрепление экономического единства страны, повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение примерно равных условий социального развития во всех регионах России и всемерное использование региональных факторов и благоприятных предпосылок для формирования в регионах эффективной социально ориентированной экономики [7].

В России государственная система управления социально-экономическим развитием включает различные инструменты, из которых необходимо выделить бюджетно-налоговые. На протяжении длительного времени применялась практика избранной поддержки отдельных регионов, когда дотационные регионы финансировались за счет регионов-доноров. Кроме этого, проводилось регулирование, включающее в себя действия правового, социального, политического, финансового, экономического и иного характера, предназначенных для активизации ресурсного потенциала и инициирования условий для активации потенциальных точек роста территорий, которые по объективным причинам временно не могут существовать в режиме саморазвития [8,с 47–49]. Данная политика осуществляется через федеральные, региональные и муниципальные программы с использованием двух основных подходов. Как отмечает О. С. Пчелинцев,это может быть [5]:

-          долевая форма финансирования программ, когда региональные программы социально-экономического развития включаются в качестве составного элемента программ социально-экономического развития более высокого уровня — макрорегионов (федеральных округов), или общегосударственных программ;

-          финансирование программ и проектов из средств бюджета самого региона, когда регион самостоятельно осуществляет программы по приоритетным направлениям своего социально-экономического развития.

Как показывает практика, государство использует только один инструмент — перераспределение финансовых ресурсов от благополучных регионов к регионам-реципиентам. Тем самым, государство усугубляет имеющееся экономическое положение, способствует большему отставанию данных регионов, лишает их всякого смысла в саморазвитии. Очевидно, государству нужно менять данную политику, переходить от постоянного датирования отстающих регионов к их экономическому и финансовому развитию.

По словам В.И Меньщиковой, «сегодня можно констатировать, что административные и институциональные механизмы государственного управления региональным развитием во многом утратили свою эффективность, в контексте использованных инструментов достигнут предел эффективности политики выравнивания» [3]. Проводя данную политику, государство не только поощряет иждивенческий настрой среди дотационных регионов, но и нивелирует мотивацию к развитию у регионов-реципиентов. Кроме того, использовался ограниченный набор инструментов, который сводился к бюджетным трансфертам и федеральным целевым программам. И в настоящее время многие регионы стараются решать свои экономические и социальные проблемы за счет федеральных целевых программ.

Региональная социально-экономическая политика по отношению к субъектам РФ должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение их равных прав и ограничение возможностей каждого из субъектов односторонне воздействовать на отношения между государством и отдельной территорией. Фактически речь идет о выработке новой модели отношений между центром и субъектами РФ, а также между субъектами, в соответствии с которой государству следует стимулировать определенную состязательность между субъектами Федерации, но не допускать доминирующего положения отдельных субъектов [4].

Необходимо отметить, что в Российской Федерации реализация многих социально-экономических программ в регионах-реципиентах затруднена в силу их большого количества, отставания на технологическом уровне экономического развития в большинстве субъектах Федерации, сохранении административных методов управления.

Все это привело к неравенству в социально-экономическом благополучии регионов России, а, следовательно, в дотировании от успешных регионов отстающих.

Следует отметить, что социально-экономическая политика развития регионов-реципиентов            - это особый вид государственной политики, которая включает в себя два относительно самостоятельных уровня: а) федеративную государственную региональную политику и б) государственную региональную политику субъектов Федерации — регионов-реципиентов [7].

Федеральный центр осуществляет текущую и инвестиционную поддержку дотационных регионов. Текущие дотации производятся за счет межбюджетных отношений на повседневные затраты и обязательства, т. е. от вышестоящих бюджетов к региональным. Инвестиционные же позволяют регионам больше стимулировать экономический рост, предоставлять больший объем социальных услуг. Это повышает инвестиционную привлекательность территории.

Из конкретных инструментов и направлений поддержки экономического развития регионов, находящихся в ведении Минрегиона, можно назвать следующие: федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов; Инвестиционный фонд Российской Федерации; поддержка моногородов, Программа строительства олимпийских объектов, развитие приграничного сотрудничества [7].

Общефедеральные цели региональной политики конкретизируются на субрегиональном (собственно региональном) уровне. Субъектность региона означает, что он, наряду с государством, в лице своих лидеров, региональных органов власти и управления обладает сегодня собственной ценностной системой, своими интересами и целевыми установками, соответствующей экономической, политической и интеллектуальной мощью, способностью самостоятельно и под свою ответственность принимать и реализовывать стратегические решения, необходимые для встраивания его в разноуровневые пространства национальной и мировой экономики [6].

Исходя из вышерассмотренного, следует, что региональная власть проводит политику управления, находящихся под их юрисдикцией территорий. Она включает в себя экономические, социальные, демографические, экологические составляющие — это и управление территорией, развитие региональной социально-экономической инфраструктуры, целевое использование ресурсов региона, повышение благосостояния граждан и т. д.

Для более эффективного функционирования региональной власти необходимо переходить «…от сверхцентрализованной системы с доминированием интересов, ресурсов и действий федерального уровня к новой, децентрализованной либеральной системе, в которой существенное значение должен получить поиск регионами собственных источников, потенций и механизмов развития» [7].

Кроме того, необходимо произвести дифференциацию и идентификацию территорий, отнести к тому или иному типу регионов по общности природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Это позволит проводить более эффективную региональную социально-экономическую политику.

Социально-экономическая политика развития регионов прослеживается не только из федерального центра. Инициатива заметна и со стороны регионов. Таким образом, только в комплексном взаимодействии между центром и различными регионами можно прийти к стабилизации и прорыву в политическом, экономическом и социальном направлении.

Большинство исследователей данного вопроса указывает на хаотично сложившуюся социально-экономическую политику развития регионов-реципиентов, которая заключается в спонтанном реагировании на возникающие проблемы. Поэтому необходимо уходить от сложившейся практики централизованного регулированиями регионами к системному подходу в оценке ситуации в территориях. Это позволит проводить более эффективную социально-экономическую политику развития дотационных регионов с наименьшими затратами.

 

Литература:

 

1.                  Кузнецова Е. Л., Бочкова Е. В. Региональная социально-экономическая политика современной России: основные контуры и проблемы идентификации // Вестник ВСГТУ. 2013. № 1 С.111–117.

2.                  Лексин В. Н. Самодостаточность государства в контексте идеологии глобализма // Национальная идея России. М., 2011

3.                  Меньщикова В. И. Типология регионов в контексте обоснования применения региональной социально-экономической политики (статья) // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов,2011. № 10. С.11–14.

4.                  Меньщикова В. И. Региональная социально-экономическая политика в России: новые императивные возможные последствия // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов,2010. № 11(91). С.181–192.

5.                  Пчелинцев О. С. Проблемы социально-экономического обоснования региональной политики // Проблемы прогнозирования. 2002. № 1. С.1–20.

6.                  Родионова Н. Д., Казаков В. В. Институционально-экономические предпосылки социально-экономической политики регионального развития // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 321. С. 147–150.

7.                  Черкашнев Р. Ю. Социально-экономическая политика развития региона-реципиента: сущность, особенности разработки и реализации // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 3(049). С.145–149.

8.                  Штульберг Б. М., Введенский В. Г. Региональная политика России. Теоретические основы, задачи и методы реализации. М.,2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle