Библиографическое описание:

Абильдаева К. Ж., Дуздибаева А. С. Проблемы в современной российской космонавтике [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 29-31.

В статье рассматриваются проблемы современной российской космонавтики. России необходимо инновационные преобразования в ключевых отраслях экономики, к которым в частности мы относим ракетно-космическую область. В условиях жесточайшей конкуренции со стороны мировых держав в области космонавтики Россия, являющаяся лидером в этой сфере еще со времен СССР, не должна терять своих позиций. Рассмотрены и проанализированы проблемы, препятствующие ускоренному развитию ракетно-космической области.

Ключевые слова: инновационные преобразования, ракетно-космическая область, государственное финансирование, космическая продукция, технологии, Федеральная космическая программа.

 

Одним из важных и значительных направлений преобразования современной экономики России является переход к инновационному типу экономического развития, то есть необходимо обеспечить ускоренное развитие ключевых отраслей экономики страны, которые будут способствовать организации инновационного потенциала и достижению высокого уровня конкурентоспособности страны

В настоящее время к ключевым отраслям экономики страны с высоким научным и промышленным потенциалом можно отнести область космического пространства и ракетных технологий.

Ракетно-космическая область — это часть оборонно-промышленного потенциала России, занимающая важное место в государственной политике России. Она играет значительную роль в обеспечении безопасности страны, в экономическом, научном и социальном развитии. Благодаря космической деятельности Россия имеет возможность стабилизировать свою экономику, обеспечивать качественно новый уровень решения оборонных задач и задач международного сотрудничества, укрепить свои позиции в мировом сообществе. Глобальное и непрерывное наблюдение за военной и экономической деятельностью государств, мониторинг природной среды, исследование природных ресурсов, спасение объектов, попавших в чрезвычайное положение, обеспечение единого информационного пространства — это лишь часть задач, которые благодаря космической деятельности реализуются эффективнее и экономичнее.

На мировом рынке Россия занимала первое место по продаже космической продукции (двигательные установки, комплекты технологического оборудования РН и КА). Еще на стадии зарождения космической деятельности как сектора мировой экономики Россия четко обозначила лидирующие позиции в этой области, отправив в космос первого человека советского гражданина Юрия Гагарина, а также по количеству запусков, опередив в этом своего главного конкурента США. На тот момент СССР имела уникальную систему наземного, космического базирования, способной уничтожать спутники на низких орбитах.

После распада СССР государственное финансирование космической отрасли РФ резко снизилось, что привело к спаду производства, но со временем спад сменился подъемом, возникшим в связи с получением (подписанием) международных контрактов и обязательств по созданию и эксплуатации Международной космической станции.

Важнейшим фактором развития космической отрасли является наличие космодромов, с которых и осуществляется запуски. Россия имеет пять космодромов: «Плесецк», «Капустин Яр», «Свободный», «Баренцево море» и «Байконур», расположенный на территории Казахстана.

Космодром Байконур является наиболее пригодным для запуска пилотируемых кораблей, межпланетных станций, спутников связи и шпионских спутников на геостационарную орбиту. По техническим причинам это неосуществимо с космодромов Плесецк и Капустин Яр на территории Российской Федерации. Поэтому Россия с 1994 года арендует Байконур, ежегодно выплачивая 115 млн. долл.

Современная Россия выделяет сравнительно небольшое количество средств на развитие НИОКР. США тратит почти в десять раз больше средств на космонавтику, в том числе на дистанционное зондирование Земли. На поддержку каждой ракеты США выделяют по 500 млн. долл., ЕС — еще больше. Российским же участникам мирового рынка космической деятельности пришлось снизить стоимость запуска с 70 млн. долл. почти до себестоимости — около 25 млн.

Также сокращается с каждым годом и количество успешных запусков ракет-носителей. Так в период с 2000 по 2009 гг. было произведено 176 запусков, из них число успешных запусков составило 167 запусков, а неуспешных — 0. В период с 2010 по 2013 гг. — 80 запусков успешны, а 6 неуспешны. Доля аварийных и неудачных от общего количества запусков в период с 1990 по 1999 гг. — 2 %, в 2000–2009 гг. — 5 %, а в 2010–2013 гг. — 8 % (рис. 1).

Рис. 1. Доля аварийных и неудачных от общего количества запусков.

Источник составлено автором.

 

В связи с этим возникают постоянные трения, вызванные неудачными пусками, требуя не только компенсации, но и, помимо выплат аренды, дополнительных вложений. Так например, после падения ракеты-носителя «Днепр» в 2006 году Россия заплатила Казахстану 1,11 млн долл., и только после выплаты компенсации в январе 2007 года, Россия возобновила запуски «Днепра». 2,5 млн долл. Россия заплатила в 2007 году за неудачный пуск ракеты-носителя «Протон». 2 июля 2013 года падением завершился запуск ракеты-носителя «Протон- М», сумма ущерба, которую подсчитала казахстанская сторона составила 90 млн долл. В мае 2014 года случилась еще одна авария.

Из-за такого рода конфликтов Россия вынуждена была начать строительство нового космодрома «Восточный» на Дальнем Востоке. Стоимость проекта составляет 300 млрд рублей. По плану — первый пуск грузового РН состоится в 2015 году, а в 2018 году — первый запуск пилотируемого космического корабля. Вклад в строительство нового космодрома (нежели дальнейшее инновационное развитие ракет-носителей Байконура) при имеющемся космодроме Байконур, с которого производятся запуски ракет-носителей пятидесятилетней давности, позволяет говорить о том, что у России не будет нового класса ракеты-носителей. Следует отметить, что с нового космодрома не будет производиться большое количество запусков. Ведь на Восточном будет построен лишь один стартовый комплекс ракето-носителя среднего класса повышенной грузоподъемности (до 20 т) в составе двух пусковых установок. Есть сведения о том, что к 2018 г. построят две ≪тяжелые≫ стартовые площадки. Однако, учитывая, что две ≪средние≫ будут строиться 7 лет (и не факт, что будут готовы вовремя: проблема отставания в сроках строительства не решена до сих пор 40), прогноз весьма пессимистический [2:221].

Постоянное недофинансирование Федеральной космической программы снизило возможность страны осуществлять национальную космическую деятельность и выполнять международные обязательства в сфере космоса. Из-за неустойчивого экономического положения предприятий, низкой заработной платы, падения престижа работы в ракетно-космической промышленности продолжается отток квалифицированных кадров и практически остановлено техническое перевооружение производства.

Таким образом, еще одной из основных проблем ракетно-космической области является нехватка высококвалифицированных специалистов. Многие специалисты в области ракетно-космических технологий признают, что за последние десятилетия (в последнее время) кадровый состав аэрокосмических вузов постарел: «Сегодня приходится констатировать, что предприятия часто уже не обладают кадровыми ресурсами, способными решать стоящие перед ними задачи. Более того, если не будут приняты действенные меры, то уже через 5–7 лет с естественным уходом опытных специалистов предприятий, научно технический потенциал авиационной и ракетно-технической промышленности, создававшийся в течение целого ряда десятилетий, будет безвозвратно утерян. Еще более критическая ситуация складывается с профессорско-преподавательскими кадрами в оборонных вузах. Все это явная угроза национальной безопасности России». По мнению советского и российского ученого-конструктора Бориса Чертока нехватка специалистов объясняется нежеланием молодежи быть квалифицированным рабочим. В современном мире быть рабочим считается непрестижным, поэтому молодое поколение стремится работать в сфере услуг, торговли, политики (менеджерами, чиновниками, политиками). А у станков работает большое количество пенсионеров.

По данным Федерального космического агентства в состав ракетно-космической отрасли на конец 2007 г. входило 108 предприятий и организаций, в том числе: 29 (26,8 %) — промышленных предприятий, 65 (60,2 %) — научных и конструкторских (научно-производственные объединения, центры, научно-исследовательские институты, конструкторское бюро) и 14 (13,0 %) — прочих организаций [3]. Текущее состояние отрасли характеризуют следующие данные: количество предприятий — около 100; численность работников — примерно 320000 человек. Средний возраст инженерно-технического персонала превышает 50 лет, а в научных организациях достигает 60 лет. Оборудование с возрастом менее 10 лет составляет менее 10 % [5:199].

Текущее состояние отрасли характеризуют следующие открытые данные: количество предприятий — около 100; численность работников — 320 тыс. человек. Средний возраст инженерно-технического персонала превышает 50 лет, а в научных организациях достигает 60 лет. Оборудование с возрастом менее 10 лет составляет около 20 % (10 лет назад — 44 %). Около 10 % предприятий имеет отрицательный баланс результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, российская космическая деятельность, наука и промышленность находятся в критическом состоянии и от дальнейших решений по их сохранению зависит стратегическое положение, безопасность и статус Российской Федерации как космической державы.

 

Литература:

 

1.         Алифанов О. М., Зеленцов В. В., Петрикевич Б. Б., Хохулин В. С. Основные направления модернизации системы подготовки кадров для авиационной и ракетно-космической промышленности. XXІX Академические чтения по космонавтике: сборник материалов. 2005 г., январь-февраль.

2.         Баскакова, И. А. Байконур: проблемы и перспективы российско-казахстанского сотрудничества в космической сфере

3.         Лебедева, А. А. Инвестиции в оборонно-промышленный комплекс как фактор инновационного прорыва российской экономики / Бизнес в законе, № 6, 2011.

4.         Окатьева, Н. В. Позиции России на мировом рынке космической продукции и услуг / Бизнес в законе, № 6, 2012.

5.         Улицкая, Т. Р. Реструктуризация как основа инновационного развития ракетно-космической отрасли / Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева, 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle