Библиографическое описание:

Александров Е. Л., Крючкова В. Н. Масштаб и социально-экономические последствия трудовой иммиграции: национальный и региональный аспекты [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 80-83.

В современных условиях продолжающейся модернизации звеньев рыночного механизма, с одной стороны, и усложнения геополитической обстановки, свертывания хозяйственных отношений с рядом западных стран, с другой, актуализируется задача рационального использования основных факторов производства, обеспечивающих бесперебойное функционирование российской экономики.

Одним из главных производственных факторов, как отмечали еще классики-политэкономы (А.Смит, Ж.-Б.Сэй и др.), являются трудовые ресурсы. От того, насколько эффективно они вовлекаются в процесс общественного воспроизводства, в немалой степени зависит развитие национальной экономики, а значит и качество жизни людей, что выступает как приоритетная институциональная задача на долгосрочную перспективу.

Решение данных задач весьма проблематично ввиду высокой естественной убыли населения, как следствие трансформационного спада, наступившего с начала 1990-х годов. Следует признать, что, несмотря на значительное продвижение хозяйственного комплекса страны по пути рыночных преобразований за неполные пятнадцать лет XXI в., тенденция к депопуляции сохраняется. Не теряет своей значимости в этой связи высказывание Д. И. Менделеева, что сила страны определяется числом жителей ее населяющих, и, что для преумножения силы и мощи России, ее развития необходим ежегодный темп прироста населения как минимум 2 %. [1, с.40–41]

Современные реалии таковы: общая численность постоянного населения РФ, по данным на 1 августа 2014г., составляет 146,1 млн. чел., что превышает показатель 2011г. (142,9 млн. чел). Но не следует проявлять излишний оптимизм по этому поводу, поскольку прирост на 2,3 млн. чел. обеспечен в основном за счет числа жителей Крымского федерального округа, а также прибывающих трудовых мигрантов.

Отмеченная выше тенденция к депопуляции в масштабах всей страны вызывает уменьшение, как общей численности населения, так и трудовых ресурсов, что замедляет социально-экономический прогресс общества. Согласно прогнозам, сделанным еще в 2007г., ежегодное сокращение трудовых ресурсов России в 2010–2014 гг. должно было составить 1,3 млн. чел., в 2015–2019 гг. — 1,246 млн. чел. [2]

В целях противодействия данной тенденции властные структуры совместно с бизнес сообществом создают условия для привлечения инвестиций в реконструируемые и вновь открывающиеся предприятия в различных секторах отечественного хозяйственного комплекса. Это будет способствовать эффективному пополнению населения, занятого в экономике за счет безработных, численность которых ежегодно колеблется в пределах 5–7 млн. чел. Важно продолжать курс на внедрение инновационных технологий, обеспечивающих рост производительности труда. Определенный эффект могут дать борьба с социально-опасными привычками (наркотизация, алкоголизация, курение), заболеваемостью населения страны. Назовем также мероприятия, направленные на повышение рождаемости — материнский капитал, пособия на детей, выделение земельных участков под строительство жилья для многодетных семей, способствующие воспроизводству трудового потенциала (правда, в отдаленной перспективе, после 2020г.).

Действенной мерой, наряду с указанными выше, является привлечение в страну русскоязычного населения на постоянное место жительства, а также временных трудовых мигрантов. Использование иностранной рабочей силы признается экономически целесообразным для осуществления структурных изменений в отечественной экономике.

Характеризуя динамику численности трудовых мигрантов в России, укажем, что их количество, по официальным данным на 2014г., составляет 1,84 млн. чел. (рис.1). По мнению ряда экспертов, количество иностранных граждан, которые не получили официальное разрешение на работу (нелегальных работников) по сравнению с данными официальной статистики в 2–3 раза больше. В целом, за последние полтора десятка лет прослеживается позитивная динамика общего потока рабочей миграции в России. [3]

Рис. 1. Динамика численности иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России, тыс. чел.

 

Следует отметить, что Россия принимает трудовых мигрантов из различных стран мира. Представляет определенный интерес изменения в географии трудовых потоков. В 2000г. преимущество по количеству официально работающих мигрантов в России принадлежало Украине (30 % от всего потока), на втором месте был Китай (13 %), на третьем — Турция (9 %), Вьетнам (7 %) и Молдавия (6 %). К концу первого десятилетия лидерство по количеству мигрантов перешло к Узбекистану (30 % в 2009г.), Таджикистану (соответственно 16,2 %), потеснивших на последующие места Китай (11–12 %), Украину (10 %) и Киргизию (около 7 %). Начиная с 2010г. по настоящее время, почти три четверти (73 %) официально работающих иностранцев, приходится на представителей стран СНГ, особенно среднеазиатские республики. Трудовые мигранты из стран Содружества устремляются на заработки преимущественно в европейскую часть России, выходцы стран Азии, главным образом Китай, Вьетнам — на Дальний Восток и Сибирь.

Определенной корректировке подверглось распределение трудовой миграции по отраслям народного хозяйства нашей страны. Наибольшее количество рабочих мигрантов по-прежнему занято в строительстве (33 %), оптовой и розничной торговле (23 %), правда, по сравнению с 2006г. их численность уменьшилась на 7 % в каждой из названных отраслей. Зато возросло представительство иностранных рабочих, занятых в обрабатывающем производстве за тот же период с 10 % до 12,3 %, и в сельском хозяйстве с 7 % до 16 %. (рис.2). [3]

Рис. 2. Отраслевая занятость иностранной рабочей силы в России, 2014 г.

 

Разделяем мнение большинства специалистов, утверждающих, что трудовая миграция в Россию способна принести немалый социально-экономический эффект. Во-первых, это значительное пополнение уменьшающихся собственных трудовых ресурсов. Во-вторых, мигранты заполняют вакансии на тяжелых не престижных видах труда (дорожное хозяйство, мостостроение, прокладка тоннелей, возведение капитальных и жилых объектов). В качестве примера можно привести широкое использование труда гастарбайтеров на строительстве спортивных объектов, производственной и жилой инфраструктуры Олимпиады-2014 в Сочи, международного делового центра «Москва-Сити» на Пресненской набережной. В-третьих, осуществление денежных переводов (их величина, по данным ЦБ РФ на 2013г., составила 23,59 млрд. долл. преимущественно в страны СНГ, Грузию и Китай [4]) физическими лицами-иностранцами из России принесло в бюджеты всех уровней 7,8 млрд. долл. налоговых отчислений. В-четвертых, Россия, как страна-реципиент, существенно экономит на обучении прибывающих работников.

Однако не следует забывать о негативных последствиях трудовой иммиграции в нашу страну: возрастание внелегальной экономики, понижение цены рабочей силы, формирование замкнутых этнических общин, повышение социальной напряженности, как следствие возникающих порой межнациональных конфликтов.

Рассмотрим далее масштаб и последствия трудовой иммиграции в Калужский регион. За январь-июнь 2014г. на территории области поставлено на миграционный учет 80287 иностранных граждан и лиц без гражданства (АППГ — 66344), из них зарегистрировано по месту жительства — 7010 (АППГ — 5913), поставлено на учет по месту пребывания — 73277 (АППГ — 60431). Иностранным гражданам оформлено 14016 (АППГ — 14234) разрешений на работу, из них прибывшим в безвизовом порядке — 13006 (АППГ–12376). Кроме того, иностранным гражданам оформлен 14821 патент для осуществления трудовой деятельности у физических лиц (АППГ — 6681). [5] Приведенные данные свидетельствуют о все возрастающем притоке иностранной рабочей силы. По этому показателю наш регион стал третьим в ЦФО после Москвы и Подмосковья. Главная причина увеличения количества иммигрантов — убыстрение хозяйственного развития, как следствие мощного притока инвестиций, преимущественно ПИИ и возможности трудоустройства на создаваемые рабочие места.

В целом прослеживается определенное сходство в географии и отраслевом распределении трудовой миграции: как и на общенациональном уровне в Калужскую область активно перемещается рабочая сила, представляющая среднеазиатский регион, а также из Молдовы, Беларуси, Армении, Украины, Китая, Южной Кореи и ряда других стран. Большая часть иностранных работников занята в сфере строительства, торговли, транспорта, сельском хозяйстве.

Вместе с тем укажем на существенную особенность регионального миграционного процесса. В соответствии с областной стратегией развития трудовых ресурсов, рассчитанной на обеспечение квалифицированными кадрами потребностей новой экономики, предполагается привлечение не иностранных, а отечественных специалистов. На калужских предприятиях сфер приборо- и машиностроения, электроники, военно-промышленного комплекса возрастает численность представителей трудозатратных регионов. Всего в настоящее время в области трудятся выходцы из 74 субъектов РФ, и их средний возраст не превышает 30 лет. Все большую заинтересованность в работе в нашем регионе проявляют жители Московской агломерации.

Областное руководство рассчитывает также на учащуюся молодежь, которую привлекают возможностями получить высокую квалификацию в центрах подготовки специалистов для инновационной экономики и льготами на приобретение жилья. Сейчас по целевому набору в вузах страны обучаются две тысячи калужских выпускников, а в техникумах и технических училищах по заявкам предприятий — четыре тысячи. [6. с.84]

Таким образом, придерживаясь основополагающих принципов рыночной экономики (открытость, либерализация внешнеэкономической деятельности), принимая во внимание современные вызовы, государство стремится к проведению продуманной миграционной политики на национальном и региональном уровнях. Вполне очевидно, что в условиях снижения национального трудового потенциала необходимо создавать возможности для беспрепятственного перемещения в РФ иностранной рабочей силы, как из стран ближнего, так и дальнего зарубежья. При этом важно соблюдать баланс между трудовыми мигрантами и национальной рабочей силой, чтобы не допускать ее удешевления. Считаем обоснованными введение ряда институциональных мер по отношению к иммигрантам: знание русского языка, наличие профессиональной квалификации. Все это в сочетании с усилением контроля и учета их деятельности будет способствовать повышению авторитета и привлекательности нашей страны.

 

Литература:

 

1.         Цыганков В. Трудовой потенциал: условия эффективного использования //Человек и труд. -№ 12. -2006.

2.         Концепция миграционной политики Российской Федерации до 2025 года и информация о ходе ее исполнения //Федеральная миграционная служба [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fms.gov.ru.

3.         Численность и размещение населения //Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru.

4.         Белобородов И. И. Финансовые последствия массовой миграции в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.riss.ru/analitika/3139-finansovye-posledstviya-massovoj-migratsii-v-rossii#.VDT4YhZdBtg.

5.         Информация о миграционной ситуации и деятельности УФМС России по Калужской области по реализации государственной политики в сфере миграции за январь-июнь 2014г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fms.kaluga.ru/pokazateli/yanuar14/juni2014.html.

6.         Крючкова В. Н., Александров Е. Л. Особенности реализации миграционной политики в Калужском регионе /Актуальные проблемы развития региональной экономики. Материалы международного научно-практического «круглого стола» (25 декабря 2013г.). — Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2014.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle