Библиографическое описание:

Кучер В. И., Давлетьяров Р. З., Шевченко В. В., Самохвалов А. В. Особенности и варианты использования логистического подхода к управлению знаниями в организации [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 143-146.

Актуальность данной статьи обусловлена увеличением интереса теории и практики к логистике и управлению знаниями. Данные направления достаточно активно используются в различных сферах деятельности. Целью статьи является рассмотрение теоретической основы понятий «логистика» и «управление знаниями», и их взаимодействие. Специфичность данной статьи обусловлена применением матричного метода для анализа и синтеза теоретического материала.

 

В ходе индустриализации три компонента производства — земля, труд и капитал были дополнены двумя последующими факторами — техническим и организационным прогрессом — в общем количестве до пяти. В так называемую информационную эпоху к ним присоединился шестой фактор производства — «информация».

Термин «информация» происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сообщений. Под сообщениями при этом понимают форму представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т. п.

Согласно Закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149 — ФЗ под информацией понимается — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

С учётом динамических свойств информации, рассматриваемых в моменты передачи информации и её восприятия, целесообразно представить понятие информации шире: информация — сведения (сообщения, данные) о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления, являющиеся объектом получения, переработки или преобразования, хранения и передачи с помощью знаков, символов, условных сигналов, технических средств и т. д.

Наряду с понятием «информация» часто употребляется понятие «данные». Данные — информация, обработанная и представленная в формализованном виде для дальнейшей обработки, элементарное описание вещей, событий, действий.

Наиболее лаконичное определение понятия «знание» дал Ф. Махлуп, который полагает, что знание — любая форма представления частей реального и предполагаемого мира на некотором носителе.

Знание рассматривают в широком и узком смысле: знания в широком смысле — совокупность понятий, теоретических построений и представлений; знание в узком смысле — данные, информация.

В экономике, основанной на знаниях, под термином «знания» понимается не только массив информации, которым обладают конкретные люди, но и часть продукта и услуги. «Знания — это проверенные практикой результаты познания действительности и верное их отражение в мышлении человека». «Знания — это умение сотрудников решать стоящие перед ними проблемы и задачи». Знание — это осведомленность, компетентность или понимание, достигнутое в результате опыта или обучения. Знание — это сумма и набор того, что воспринято, обнаружено или выучено. «Знание — это сложная сеть понятий и многообразных отношений между ними, которая сознательно (логически) или бессознательно используется нейронной сетью головного мозга при необходимости выработки новых суждений или принятия разнообразных решений» [4].

Информационная эпоха не оставило в стороне и экономическую сферу, что подтверждается периодом активного перехода к «экономике знаний», пик которого приходится на 20 век. В экономике проблема управления превратилась в проблему управления знаниями. Процесс управления знаниями, путём решения проблем, обеспечивает устойчивость процессов сферы производства и обращения. Следовательно, необходимо создавать систему управления знаниями предприятия с учетом непрерывного поиска и исследования информации.

По экспертным оценкам, информационное развитие России происходит достаточно динамично: объем отечественного информационного рынка ежегодно увеличивается более чем на 20 %, прирост компьютерного парка составляет не менее 25 %, возрастают масштабы предоставляемых населению информационно-коммуникационных услуг.

Выделяют два подхода к управлению знаниями:

1.         1 Персонифицирующий или интуитивистский подход, исходит из того, чтобы носители знания (эксперты) его хранили и им делились. Главное в управлении знаниями — это сотрудники, их мотивация, связи, культура организации, а технологии — это просто инфраструктура.

2.         Информационный или технологический подход, исходит из того, что современные предприятия, особенно крупные, накопили гигантские объемы данных о клиентах, поставщиках, операциях и многом другом, хранящиеся в десятках операционных и транзакционных систем в различных функциональных подразделениях. Для поиска знаний в массивах данных и их обработки необходимы информационные и интеллектуальные технологии, которые выявляют скрытые зависимости и правила в данных. Знания рассматриваются как точная информация по данной проблеме. Система, которая способна предоставить точный ответ на запрос — это и есть система управления знаниями. Подход предполагает обязательную формализацию тех знаний и информации, которые особенно важны для компании.

На наш взгляд, наряду с имеющимися подходами можно выделить логистический подход, основывающийся на определении логистики — семь «R», и заключающийся в обеспечение пригодности правильного знания, в правильном количестве и правильном состоянии, в правильном месте в правильное время для правильного клиента по правильной стоимости.

Для анализа управления знаниями на основе логистического подхода рассмотрим понятие логистики, как концепции управления..

Логистика — это концепция управления предприятиями, которая связана с воздействиями субъекта управления на потоки ресурсов, перемещающиеся по определённым траекториям с помощью звеньев логистической системы (поставщиков и посредников), которые выполняют консолидацию/ разукрупнение объектов данных потоков с целью предоставления конечным потребителям, расположенным на определённой территории, максимальной ценности в рамках заявленных ими параметров количества и качества продукции и услуг и согласованных параметров времени и затрат для их изготовления и реализации [5].

Данное определение основывается на таком понятии, как «потоки ресурсов». Рассмотрим подробнее эти понятия.

Ресурсы подразделяются на отдельные виды относительно определённых предметных областей жизни и деятельности человека. Выделяют ресурсы: материальные, природные, энергетические, трудовые, финансовые, нематериальные. Достаточно распространенным является взгляд на информацию как на ресурс.

В отличие от большинства перечисленных выше ресурсов информационные ресурсы являются продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творческой части населения, составляют значительную часть национального богатства и относятся к числу возобновляемых благ, так как имеют способность к тиражированию в зависимости от общественной потребности.

Чрезвычайно важно то обстоятельство, что определённым образом собранная и целенаправленно обработанная информация порождает новые знания. Информация обладает уникальным свойством репродуцировать (воспроизводить) знания и усиливать эффект их накопления (суммирования), что приводит к постоянному росту информационных ресурсов. Следует отметить, что, несмотря на то, что современная концепция логистики предполагает сокращение запасов с информацией дела обстоят немного иначе. Чтобы в организации была возможность использования знаний и опыта, необходимо производить их систематизацию и хранение. Важным аспектом является внедрение накопленных знаний в процесс деятельности организации, чтобы сохраняемая информация не превращалась в «мёртвый груз».

Поток — это движущаяся масса. Логистика, как концепция управления предприятием осуществляет управление потоком, которое зависит от содержания потока. Так, если рассматривать информационный поток, то можно сказать, что логистика — это управление информацией. При этом следует отметить, что вне зависимости от содержания потока при осуществлении логистических операций информационный поток будет являться основным, так как именно от используемой информации будет зависеть, насколько быстро был доставлен груз, сколько запасов останется на складе и т. п. На основе имеющейся информации принимаются управленческие решения, качество которых будет зависеть от качества используемой информации.

Основываясь на анализе понятийного аппарата, рассмотрим матрицу процессов работы с информацией, приведённой на рисунке 1.

На основе полученной матрицы можно дать следующие определения указанных процессов:

1)      маркетинг — это процесс сбора информации;

2)      информационный менеджмент — это процесс обработки данных;

3)      логистика — это процесс использования знаний;

4)      управление знаниями — это процесс хранения/накопления опыта.

Рис. 1. Матрица процессов преобразования информации

 

В более широком варианте, при наложении нескольких понятийных матриц можно дать следующие определения.

1.    Маркетинг — процесс незначительного воздействия на информацию, новизна и недостоверность которой, на текущий момент времени, обуславливает её низкую содержательность.

2.    Информационный менеджмент — процесс значительного воздействия на данные, новизна и достоверность которых, на текущий момент времени, обуславливает их низкую содержательность.

3.    Логистика — процесс значительного воздействия на знания, устаревание и достоверность которых, на текущий момент времени, обуславливает их высокую содержательность.

4.    Управление знаниями — процесс незначительного воздействия на опытные знания, неактуальность (устаревание) и недостоверность которых, на текущий момент времени, обуславливает их высокую содержательность.

Таким образом, можно отметить, что логистика основывается на знаниях, что даёт ей качественные преимущества по сравнению с другими процессами, однако, наличие процесса управления знаниями будет давать больший эффект, так как опытное знание имеет большую ценность.

Необходимость внедрения на предприятиях системы управления знаниями, а именно формирование баз данных даст возможность отслеживать сущность и особенности принятых управленческих решений.

 

Литература:

 

1.       Абдикеев.М., Киселёв А. Д. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса: Учебник для МВА. — М.: ИНФРА-М, 2011.- 382 с.

2.       Ивасенко,А. Г. Информационные технологии в экономике и управлении: учеб. пособие для вузов / А. Г. Ивасенко, А. Ю. Гридасов, В. А. Павленко.- 2-е изд., стер. — М.: КноРус, 2007. — 160 с. — Библиогр.: с. 153–154.

3.       Мильнер, Б. Лекция 1. «Экономика знаний» и новые требования к управлению / Б. Мильнер // Проблемы теории и практики управления, 2008. — N 1. — C. 108–120. — Подстроч. примеч..- Библиогр.: с. 120 (9 назв.).

4.       Трофимова Л. А. Управление знаниями: учебное пособие / Л. А. Трофимова, В. В. Трофимов. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. — 77 с.

5.       Тяпухин, А. П. Логистика: учеб. для бакалавров / А. П. Тяпухин.- 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2012. — 569 с. — (Бакалавр. Базовый курс).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle