Библиографическое описание:

Зверева Г. П., Захарова И. И. Государственная поддержка молочного скотоводства в Орловской области [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 31-33.

В данной статье отражена значимость молочного скотоводства. Проанализированы проблемы данной отрасли в Орловской области. Рассмотрены меры государственной поддержки молочного скотоводства, которые предусмотрены в рамках долгосрочной областной целевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Орловской области на 2012–2016 годы», а также ведомственной госпрограммы «Развитие технологической базы производства, переработки и сбыта продукции молочного подкомплекса».

Ключевые слова: молочное скотоводство, животноводство, стагнация производства, развитие молочного скотоводства, областная целевая программа, государственная поддержка, финансирование мероприятий программы, субсидии, эффективность отрасли.

 

Молочное скотоводство — одна из наиболее значимых отраслей животноводства. Оно служит источником ценного продукта питания — молока. Молоко является практически незаменимой основой детского питания. По многообразному составу с ним не может конкурировать ни один из известных человеку пищевых продуктов. В молоке имеются почти все известные в настоящее время витамины.

Молочное скотоводство сегодня остается одной из ведущих подотраслей животноводства и его развитие имеет важное значение не только в обеспечении продовольственной независимости страны, но и в социальном аспекте. Достаточно сказать, что это одна из немногих отраслей, приносящая ежедневный доход.

На данный момент состояние молочного скотоводства в России постоянно усугубляется. Происходит это из-за нарушения цен на технику, электроэнергию, комбикорма, продолжается процесс сокращения поголовья крупного рогатого скота, в том числе коров.

Как показывает мировой опыт, а также итоги проводимой в нашей стране реформы, рыночный механизм не способен решать проблемы сельского хозяйства без активной роли государства, поэтому государственная политика страны в отношении агропродовольственного комплекса должна быть адекватной сложившейся ситуации и направленной на решение проблем, имеющих стратегическое значение для повышения конкурентоспособности отрасли [2, с.138].

В Орловской области стагнация производства в молочном скотоводстве достигла критического состояния. Объем производства молока в сельскохозяйственных организациях с 1990 по 2010 год сократился в 4,2 раза, в хозяйствах населения — в 2 раза.

Спад объемов производства продукции скотоводства стал причиной катастрофического сокращения численности крупного рогатого скота. С 1991 года численность крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств снизилась с 718,1 тыс. голов до 125,9 тыс. голов (по состоянию на 1 января 2014 года), численность коров за этот же период сократилась с 234,3 тыс. голов до 46,6 тыс. голов.

Меры, предпринятые в 2006–2007 годах в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по ускоренному развитию животноводства, позволили приостановить процесс дестабилизации в скотоводстве. В 2009 году продуктивность дойного стада в сельскохозяйственных организациях увеличилась на 346 кг и составила 3886 кг (109,8 % к уровню 2008 года), в 2010 году продуктивность составила 4007 кг, или 103,1 % к уровню 2009 года. Породный состав изменяется в сторону высокопродуктивных генотипов, введено в эксплуатацию 2 новых комплекса на 1200 коров каждый, реконструировано и модернизировано 67 ферм и комплексов, в которых реализованы современные технологические решения по содержанию, заготовке кормов, кормлению и доению.

Однако процесс перехода на высокотехнологичное производство происходит недостаточно динамично, низка эффективность использования потенциала и инвестиционная активность в отрасли, недостаточен уровень ее государственной поддержки.

Таким образом, ускоренное развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока при обеспечении его высокой конкурентоспособности следует рассматривать как важнейшую задачу региональной аграрной политики, решение которой позволит обеспечить эффективное и динамичное развитие отрасли [1].

В настоящее время в Орловской области действует долгосрочная областная целевая программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Орловской области на 2012–2016 годы», а также утверждена ведомственная госпрограмма «Развитие технологической базы производства, переработки и сбыта продукции молочного подкомплекса».

Программными мероприятиями запланировано строительство (модернизация, реконструкция) и технологическое оснащение не менее 18 ферм (комплексов), что позволит довести валовое производство молока к 2016 году до 426 тыс. тонн. Для стабилизации численности крупного рогатого скота в личных подсобных хозяйствах граждан и крестьянских (фермерских) хозяйствах планируется закупить 9 тыс. голов телок и нетелей.

В племенных организациях Российской Федерации и за рубежом планируется купить 16,5 тыс. нетелей и телок с высоким генетическим потенциалом.

В целях совершенствования кормовой базы, системы закупки молока предусматривается увеличение площади посева бобовых кормовых культур, внедрение прогрессивных технологий заготовки кормов.

Будет развиваться сеть сельскохозяйственных закупочных потребительских кооперативов. Благодаря государственной поддержке объем закупки молока по системе сельскохозяйственной потребительской кооперации будет доведен в 2016 году до 9,8 тыс. тонн.

В рамках программы планируется реализовать комплекс мер по обеспечению отрасли высококвалифицированными кадрами.

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, будет осуществляться за счет собственных и кредитных (заемных) средств сельскохозяйственных товаропроизводителей. Государственную поддержку участников реализации программных мероприятий планируется осуществлять за счет субсидий из федерального и областного бюджетов. Общий объем финансирования мероприятий программы составит более 12,2 млрд рублей, в том числе: внебюджетные средства — свыше 11,7 млрд рублей, федеральный бюджет — 135,7 млн рублей, областной бюджет — 372 млн рублей [1].

Ведомственная госпрограмма «Развитие технологической базы производства, переработки и сбыта продукции молочного подкомплекса» стартовала с 1 января 2014 года, ее действие рассчитано на три года. За это время власти планируют помочь отрасли модернизировать производство. Приоритетом назван ее перевод на современные технологии содержания животных и доения.

Программа предусматривает финансовую господдержку. Например, производителям молока предоставят бюджетные субсидии и возместят часть затрат на строительство, реконструкцию, модернизацию и технологическое оснащение животноводческих ферм и комплексов.

Общая сумма затрат на реализацию Программы в течение 2014–2016 годов составит 416 295,4 тыс. руб.

В рамках программы планируется строительство трех современных молочных комплексов в Свердловском, Кромском и Малоархангельском районах. Кроме того, планируется реконструкция и модернизация объектов молочного скотоводства по переводу на доение в молокопровод не менее 3720 коров.

Будут выделяться субсидии на внедрение прогрессивных технологий производства, заготовки и хранения кормов, и на покупку кормоуборочной техники. Ожидается, что это поможет повысить качество кормов, а значит, улучшится и качество молока.

С последним регион испытывает проблемы. По данным авторов программы, в прошлом году лишь 27 % произведенного в регионе молока были товаром высшего сорта. В среднем по стране данный показатель составил 41,4 %.

Увеличение производства молока при обеспечении его высокой конкурентоспособности является важнейшей задачей региональной аграрной политики. Область располагает потенциалом — здесь достаточно земли для производства высококачественных кормов, апробированы технологии интенсивного молочного скотоводства и используются высокопродуктивные породы молочного скота.

К числу главных проблем специалисты отнесли недостаточный уровень воспроизводства скота, дефицит высокопродуктивного племенного стала, низкий удельный вес производства молока по современным технологиям и даже отсутствие экономической мотивации у представителей отрасли.

Несмотря на это, авторы программы ожидают, что к концу 2016 года выручка производителей молока вырастет как минимум на 10 % [3].

Итогом всего вышесказанного является то, что государственная поддержка молочного скотоводства — важный фактор повышения эффективности отрасли. Она стимулирует инвестиционную привлекательность региона, ускоряет срок окупаемости инвестиционных проектов, который при сегодняшних ценовых соотношениях на молоко и закупаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями материальные ресурсы в среднем превышает 10 лет. Поэтому, если бюджетные ресурсы позволяют, нужно инвестировать и инвестировать в тех людей, которые готовы заниматься молочным животноводством.

 

Литература:

 

1.         Долгосрочная областная целевая программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока

2.         в Орловской области на 2012–2016 годы» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http:// img.rg.ru›pril/58/50/57/Programma.doc

3.         Бородина, Т. А. Государственная поддержка молочного скотоводства как фактор управления издержками производства: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук — Красноярск, 2014. — 193 с.

4.         Передельский, Д. В Орловской области поддержат производителей молока [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/2013/12/24/reg-cfo/moloko-anons.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle