Библиографическое описание:

Ершаева А. К. Особенности распределения накладных расходов в Казахстане [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 158-160.

Процессы усиления рыночной ориентации предопределяют возникновение ряда проблем, связанных с разработкой эффективных методик по совершенствованию калькуляционного дела. При этом одной из важных задач теории и практики отечественного бухгалтерского учета остается в настоящее время проблема учета и распределения накладных расходов.

Накладные расходы — это расходы по обслуживанию и управлению производством и предприятием: общепроизводственные и общехозяйственные, вызванные подготовкой и, организацией, обслуживанием и управлением. Распределение затрат — проблема, появление которой неизбежно почти для каждой организации, это прямое отнесение собранных затрат на определенный объект и распределение затрат между различными объектами.

Основными целями распределения затрат являются: обеспечение информацией для принятия управленческих решений, исчисление прибыли и активов организации при предоставлении финансовых отчетов внешним контрагентам, мотивация менеджеров и служащих организации, необходимость обоснования затрат или подсчет компенсаций. Различные способы распределения затрат служат различным целям организации.

Большинство решений относительно распределения затрат принимаются с учетом причинно-следственных связей и критерия выгоды. Существуют также и другие критерии, к которым относятся справедливость, возможность несения расходов.

В управленческом учете существуют два основных подхода к расчету себестоимости и распределению накладных расходов: традиционная система распределения накладных расходов и распределение накладных расходов по функциям (ABC). Традиционный метод — это метод распределения косвенных затрат, при котором все затраты общей суммой распределяются на единицу себестоимости пропорционально уровню деловой активности, характеризующему рассматриваемый вид бизнеса или продукцию. В качестве уровня деловой активности можно использовать объем выпуска продукции в натуральном или стоимостном выражении, человеко-часы или машино-часы, расход основных материалов, общую сумму прямых затрат. [1, с. 57].

Базовым принципом расчета себестоимости является разделение затрат на прямые и косвенные (накладные) и отнесение обоих видов затрат на готовую продукцию.

Как правило, на практике с распределением прямых затрат проблем не возникает, поскольку они могут быть напрямую отнесены на себестоимость конкретного объекта затрат.

С косвенными расходами сложнее. Традиционно они переносятся на объекты затрат пропорционально размеру трудовых затрат, машинному времени, объему производства, продаж и т. д. Если доля косвенных расходов в себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг) невелика, применение традиционного подхода к себестоимости оправдывает себя ввиду его простоты и незначительной погрешности результата. Однако в современных условиях при совершенствовании технологии производства, снижении его трудоемкости и материалоемкости, а также автоматизации процессов доля прямых издержек снижается, а доля косвенных расходов (на общее управление, маркетинг, финансовое управление, управление персоналом и т. п.) увеличивается. Более того, в некоторых отраслях экономики (например, в торговле, банковской сфере, страховании) доля прямых расходов в общем объеме затрат традиционно небольшая, поэтому общепринятые подходы к распределению косвенных затрат могут привести к принятию неверных управленческих решений. Продукты, потребляющие меньше всего ресурса, пропорционально которому распределяются косвенные расходы (например труда), при расчетах будут казаться более рентабельными по сравнению с продуктами, потребляющими больше ресурсов (например, с высокой трудоемкостью). Использование методики АВС для распределения накладных затрат позволяет избежать этих ошибок.

ABC-метод — это метод распределения косвенных затрат, основанный на распределении затрат по видам бизнеса или по единицам продукции пропорционально величинам носителей этих затрат.

Чтобы применить ABC-метод, организация сначала должна дать количественную оценку всем своим накладным расходам и определить и оценить основные причины, ведущие к возникновению затрат. Не существует стандартных правил относительно того, какими должны быть эти причины, в каждой организации они разные. Причины не обязательно должны быть сосредоточены в каком-то одном центре учета, они могут относиться и к разным центрам учета. В качестве примера операций (центров учета), потребляющих ресурсы, можно привести обработку заказов потребителей, снабжение, контроль качества продукции, подготовительные операции, хранение сырья и материалов на складе и т.д.

Он имеет преимущество перед традиционной системой калькуляции себестоимости, поскольку способ распределения накладных расходов в нем определяют факторы, влияющие на величину этих расходов [2, с. 122].

Преимуществам АВС метода следующее:

-        первое и главное преимущество — это простота использования. Чем проще метод, тем он надёжней — это аксиома. Из-за простоты его легко приспособить к различным ситуациям. Обучение также не требует много времени.

-        прозрачность — это преимущество вытекает из простоты. Чем проще, тем надёжней, но также и понятней. Любой этап анализа можно проследить и, если нужно, подкорректировать. Интерпретация расчётов не вызывает проблем. Сложные статистические методы таким преимуществом не обладают.

-        еще одно важное преимущество — это почти полная универсальность. С помощью АВС-метода можно анализировать хоть товарооборот, хоть деньги, хоть урожай зерна, хоть что угодно, что можно разделить на составляющие элементы. Перед АВС-методом все равны.

-        автоматизация — когда не было компьютеров, все расчеты делались на бумаге и в уме, в лучшем случае на калькуляторе. Поэтому проведение любого анализа было сопряжено с трудоемкостью расчётов. Сейчас эта проблема потеряла свою актуальность. Для АВС-метода это вообще не проблема, так как алгоритм достаточно строг. Расчёт в Excel можно сделать с помощью нескольких нажатий клавиш. Существует также множество специализированных программ, макросов и приложений, которые сокращают количество нажатий до одного. Короче, АВС-анализ нынче делается быстро. Умножать и делить столбиком уметь не обязательно, про логарифмические линейки и счёты, наконец, можно забыть.

-        оптимизация ресурсов — это фактически назначение метода. Успешное использование АВС-метода позволяет сократить и высвободить огромное количество временных и трудовых ресурсов.

АВС-метод может быть использован в качестве эффективного инструмента пооперационного калькулирования затрат торговых и производственных предприятий. Его применение обеспечивает более точное описание затрат и отображает финансовое состояние организации лучше, чем традиционные методы бухгалтерского учета, принося наиболее объективные и реалистичные результаты. Это позволяет организации вырабатывать более точные и обоснованные решения. Затраты предприятия становятся более управляемыми, появляется возможность обнаружить наиболее действенные рычаги их снижения.

Заслуживает внимания для казахстанских компаний и японская система калькулирования «Just-in-Time» (JIT) «точно в срок», которая включает три основных подхода: управление «точно в срок»; организация бизнес-процесса «точно в срок»; калькулирование «точно в срок». В основе системы «точно в срок» лежит принцип ликвидации ненужной информации для управления. Заключается в том, что во время производственного процесса необходимые для сборки детали оказываются на производственной линии точно в тот момент, когда это нужно, и в строго необходимом количестве. Основные характеристики — иметь только необходимые запасы, когда это необходимо; улучшать качество до состояния «ноль дефектов»; уменьшать длительность цикла путем снижения времени оснащения, размер очереди и величину производственной партии; постепенно модифицировать сами операции; и выполнять эти виды деятельности с минимальными издержками. [3, с. 198].

Таким образом, сущность системы сводится к отказу от производства крупными партиями, а взамен создается непрерывно-поточное предметное производство. Система JIT предусматривает практическую ликвидацию незавершенного производства, сведение к минимуму объема товарно-материальных запасов и выполнение производственных заказов точно в запланированный срок.

Так, к преимуществам системы JIT можно отнести следующее:

-        сокращение денежных средств, необходимых для управления запасами. Меньший объем запасов позволяет сократить количество финансовых ресурсов «замороженных» в запасах;

-        возможность использовать для других нужд площади, ранее отводимые под запасы. Система Точно в срок сокращает объем запасов сырья, запасов в производстве, и запасов готовой продукции. В результате могут высвобождаться значительные площади, которые возможно использовать для других целей;

-        сокращение объема нереализованного товара при сокращении спроса. Целью системы Точно в срок является производство такого количества продукции, которое необходимо потребителю. Поэтому, если резко снизится спрос на продукцию, то в системе JIT количество нереализованного товара будет минимальным;

-        сокращение объема партий выпускаемой продукции. Это позволяет быстрее реагировать на изменение потребностей рынка. За счет малых партий в системе JIT есть возможность быстрее вводить изменения на основании потребностей клиентов;

-        снижение количества дефектов, что приводит к сокращению брака и затрат на его исправление. Для эффективной работы системы Точно в срок количество дефектов выявляемых в производстве должно стремиться к нулю. Чтобы этого добиться прилагается много усилий по повышению качества работы.

Рекомендуется применять систему JIT во взаимосвязи с методом ABC, поскольку последний так же, как и JIТ, основывается на использовании нефинансовых измерителей. Метод ABC называют еще методом управления накладными расходами. Следовательно, все функциональные схемы учета и распределения накладных расходов по методу ABC могут быть внедрены в систему JIT. По нашему мнению, к основным проблемам распределения накладных расходов на казахстанских предприятиях является наибольшее предпочтение к использованию традиционной системы распределения накладных расходов [4, с.306].

К наиболее актуальным проблемам внедрения зарубежных систем распределения накладных расходов, такие как, системы АВС и JIT в Казахстане относятся:

1)      затраты на использование метода — на крупных предприятиях может быть большое количество разнообразных статей затрат;

2)      затраты на внедрение системы ABC могут быть значительными и могут стать помехой для предприятия, которое только что осуществило крупное капиталовложение в передовую производственную технологию.

3)      для ABC-метода, как и для других методов распределения затрат, остается проблемой определение носителей затрат или подходящих основ для поглощения общих производственных накладных расходов единицами затрат.

4)      низкий уровень маркетинга системы управления производством JIT в Казахстане — основным принципом системы JIT является производить продукцию, выполнять работы, услуги только тогда, когда в ней нуждаются, и только в том количестве, которое требуется заказчикам.

 

Литература:

 

1.      Ивашкевич В.Б. «Бухгалтерский управленческий учет». М, 2003г. — 110 с.

2.      Акчурина Е.В., Солодко Л.П.«Управленческий учет». 2004г. — 480 с.

3.      Назарова В.Л., Фурсов Д.А., Фурсов С.Д. «Управленческий учет» Алматы, 2004г. — 308 с.

4.      Керимов В.Э. « Управленческий учет», М. 2004г. — 460 с.

Основные термины: распределения накладных расходов, распределения затрат, косвенных затрат, распределения косвенных затрат, прямых затрат, распределения накладных затрат, доля косвенных расходов, целями распределения затрат, метод распределения косвенных, способы распределения затрат, расходов единицами затрат, распределению косвенных затрат, методов распределения затрат, необходимость обоснования затрат, сумму прямых затрат, распределением прямых затрат, распределение затрат, размеру трудовых затрат, объеме затрат традиционно, конкретного объекта затрат

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle