Библиографическое описание:

Герасимова Г. А. Управление качеством машиностроительной продукции [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 191-193.

В существующих микроэкономических и макроэкономических условиях, когда Россия вступила в ВТО, когда США и ЕС вводят санкции в отношении Российской Федерации промышленные предприятия и предприятия машиностроения должны все больше внимания уделять теме качества производимой продукции. Качество является задачей номер один в условиях рыночной экономики. С помощью современных и действенных подходов к управлению качеством машиностроительные предприятия достигнут лидирующие позиции на российском и зарубежных рынках.

ГОСТ 15467–79, Международный стандарт ISO 8402–1986, Международный стандарт ISO 8402–1994 формулируют качество, как совокупность свойств и характеристик продукции, услуг, объекта, которые удовлетворяют установленные и предполагаемые потребности. Согласно Международному стандарту ISO 9000–2008 качество — это степень соответствия присущих характеристик требованиям [5, с. 7].

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000–2001 менеджмент качества представляет собой скоординированную деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству [1, п. 3.2.8].

Управление качеством — составная часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Управление качеством представляет собой методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству и ориентированные на устранение недостатков на всех стадиях «петли качества» [4, с. 6].

В настоящее время теория управления качеством машиностроительной продукции предусматривает, во-первых, полное удовлетворение потребностей потребителя с наименьшими общими затратами для предприятия, а во-вторых, использование всех резервов для повышения качества изготовляемой продукции.

Основными принципами менеджмента качества являются [6, с. 115–116]:

1)        Ориентация на потребителя. Предприятия зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

2)        Лидерство руководителя. Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности предприятия. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач предприятия.

3)        Вовлечение работников. Работники всех уровней составляют основу предприятия, и их полное вовлечение дает возможность предприятию с выгодой использовать их способности.

4)        Процессный подход. Желаемый результат достигается эффективнее, если деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

5)        Системный подход к менеджменту. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы вносят вклад в результативность и эффективность при достижении целей.

6)        Постоянное (непрерывное) улучшение. Постоянное улучшение деятельности предприятия в целом следует рассматривать как его неизменную цель.

7)        Принятие решений, основанное на фактах. Эффективные решения основываются на анализе данных и информации.

8)        Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Предприятие и его поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.

На этих основных принципах выстраиваются системы качества.

Система менеджмента качества — это управляющая система, используемая руководством и менеджментом компании для решения внутренних задач управления, подкрепленная соответствующей организационной структурой, подходами, процессами, ресурсами [5, с. 39].

Управление качеством обычно упоминается в контексте двух систем: total quality management (TQM) и стандартов системы качества ИСО-9000.

Стандартом, позволяющим подтвердить качество различных аспектов работы предприятия, является группа стандартов ISO 9000 — серия международных стандартов управления качеством и подтверждения качества, которые приняты более чем 90 странами мира. Стандарты ISO 9000 применимы к любым предприятиям независимо от их размера и сферы деятельности. Созданная в 1946 году Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization — ISO) разработала более 17 000 специальных стандартов.

Серия стандартов ISO 9000 описывает модель, по которой с позиции гарантии качества формируется система управления предприятием. Важной особенностью стандартов ISO 9000 является их применимость для любой сферы бизнеса, любой компании — от крупного производственного холдинга до небольшой фирмы [5, с. 37].

Семейство стандартов ISO 9000 включает комплекс, состоящий из 4 основных документов [5, с. 38]:

-          ISO 9000–2008 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для этих систем;

-          ISO 9001–2008 устанавливает требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организация должна продемонстрировать возможность изготавливать продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;

-          ISO 9004–2008 содержит рекомендации по повышению результативности и эффективности систем менеджмента качествами предназначен для улучшения деятельности организации и повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон;

-          ISO 19011 содержит методические указания по проведению аудита систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.

Универсальность семейства стандартов ISO заключается в том, что они не предлагают абсолютных измеримых критериев качества для каждого отдельного вида продукции и услуг (например, требуемых технических характеристик продукции). Стандарты семейства ISO 9000 задают лишь методологию функционирования системы качества, которая, в свою очередь, должна обеспечивать высокое качество продукции и услуг, производимых предприятием [5, с. 38].

Total Quality Management (TQM) — нацеленный на качество подход к руководству организацией, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения запросов потребителя и выгоды для всех членов организации и общества [5, с. 41].

Основными принципами, на которых базируется данная концепция, служат [5, с. 41]:

-          ориентация всей деятельности предприятия на потребителей;

-          установление производственных отношений между работниками как отношений потребителя с поставщиком;

-          непрерывное совершенствование производства и деятельности в области качества;

-          осуществление обеспечения качества как непрерывного процесса (качество объекта на конечном этапе должно стать следствием достижения качества на всех предыдущих);

-          комплексное и системное решение задач обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла продукции;

-          смещение усилий в области качества в сторону человеческих ресурсов;

-          участие всех работников в решении проблем обеспечения качества;

-          непрерывное повышение компетентности сотрудников предприятия;

-          концентрация внимания не на выявлении, а на предупреждении несоответствий;

-          оптимизация соотношения «качество — затраты — время»;

-          применение статистических методов.

Концепция всеобщего управления качеством отличается от стандартов ISO по установленным целям. Стандарты ISO предназначены, прежде всего, для регулирования отношений между производителем и потребителем продукции или услуг на основе предварительной оценки способности производителя гарантировать необходимое потребителю качество. Концепция TQM реализовывается, главным образом, для повышения конкурентоспособности предприятия путем непрерывного улучшения и совершенствования менеджмента качества. В отличие от стандартов ISO, в концепции TQM достижение качества рассматривается как текущий процесс, а не как конечная цель [5, с. 42].

В последние годы все большую популярность в компаниях получает концепция «Шесть сигм», разработанная в корпорации Motorola в 1980-е годы и популяризированная в середине 1990-х после того, как Джек Уэлч применил её как ключевую стратегию в General Electric.

Суть концепции сводится к необходимости улучшения качества выходов каждого из процессов, минимизации дефектов и статистических отклонений в операционной деятельности. Концепция использует методы управления качеством, в том числе, статистические методы, а также предполагает создание специальных рабочих групп на предприятии, осуществляющих проекты по устранению проблем и совершенствованию процессов.

Концепция «Шесть сигм» представляет собой способ управлять отдельными подразделениями и организацией в целом. Она направлена на полное удовлетворение потребностей клиента, сокращение продукции с браком и дефектами, а также времени производственного цикла.

Метод повышения качества «Шесть сигм» — это система, основанная: на понимании потребительских нужд; четком использовании фактов, данных и статистико-аналитических методов; управлении и развитии производственных и деловых процессов [2, с. 171].

Основные элементы концепции «Шесть сигм» [3, с. 31]:

-          Ориентация на потребителя. Все показатели в системе «шесть сигм» начинаются с показателей, относящихся к потребителю.

-          Управление на основе данных и фактов. Многие решения в бизнесе все еще принимаются на основе мнений и предположений. Концепция «Шесть сигм» советует в первую очередь выяснить, какие показатели являются ключевыми для определения эффективности бизнеса. Только затем можно собирать факты и анализировать ключевые параметры. Система «шесть сигм» помогает менеджерам ответить на два вопроса, существенных для принятия решений на основе данных: в каких данных я действительно нуждаюсь? как использовать эти данные с максимальной выгодой?

-          Действия совместно с процессами. Одним из наиболее выдающихся прорывов концепции «шесть сигм» было то, что руководителей и менеджеров удалось убедить в том, что овладение процессным подходом — ключ к созданию конкурентных преимуществ и повышению ценности для потребителей.

-          Проактивный менеджмент. Акцентируя внимание не на «тушении пожаров», а на предотвращении проблем, а также постоянно задавать вопросы: почему мы занимаемся вот этим и этим, вместо того, чтобы бездумно защищать статус-кво.

-          Безграничное сотрудничество. Возможности, открывающиеся при улучшении сотрудничества внутри компаний, а также с поставщиками и потребителями, огромны. Миллиарды долларов ежедневно теряются из-за разобщенности и открытой конкуренции между группами, которые должны работать для общей цели — создания ценности для потребителей.

-          Стремиться к совершенству, но не бояться поражений. Ни одна компания не сможет даже приблизиться к уровню шести сигм без претворения в жизнь новых идей и подходов, которые всегда содержат определенную степень риска.

В дополнение к концепции управления качеством продукции «Шесть сигм» Жариковым В. Д. и Герасимовой Г. А. была разработана и предложена система управления качеством машиностроительной продукции на основе 10М ключей, в которой было уделено больше внимания организационно-экономическим и морально-этическим подходам.

Система 10М включает [2, с. 173]:

-          организационно-экономические 6М ключей: маркетинг, материалы, машина, методы, мониторинг, механизмы;

-          морально-этические 4М ключа: менталитет, мышление, мораль, мотивация.

Система 10М является дополнением к уже давно используемой концепции «Шесть сигм» и ведет к успеху на предприятии и в то же время имеет свои направления в управлении качеством машиностроительной продукции. А вместе система «Шесть сигм» и система 10М образуют инструмент в управлении качеством машиностроительной продукции.

Таким образом, разнообразие существующих систем качества очень велико, но все они имеют общую цель, связанную с повышением качества продукции, в том числе и машиностроительной, а также увеличением конкурентоспособности предприятий в существующих микроэкономических и макроэкономических условиях.

 

Литература:

 

1.         ГОСТ Р 9000–2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.

2.         Жариков В. Д., Герасимова Г. А. Система 10М в управлении качеством машиностроительной продукции // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2013. № 2(46). С. 171–175.

3.         Панде П., Холп Л. Что такое «шесть сигм»? Революционный метод управления качеством / перевод с англ. — 2-е изд. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 160 с.

4.         Розова Н. К. Менеджмент качества: учебное пособие. СПб.: «Вектор», 2005. — 192 с.

5.         Челнокова В. М. Управление качеством: учеб.пособие. СПб.: СПбГАС, 2010. — 135 с.

6.         Юрасова М. В. Современные подходы к управлению качеством // Вестник Московского Университета. Серия 18. Социология и политология. 2011. № 1 С. 112–125.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle