Библиографическое описание:

Щербаков М. А. Проблемы роста международных резервов РФ [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 106-108.

Начиная с 2000 г., в России каждый год отмечается рост золотовалютных резервов страны. Исключением явился только кризисный 2008 г. За 2012 г. по этой статье также был отмечен рост валютных резервов на 30 млрд долл. США. Однако объем международных резервов, по которому наша страна продолжает занимать третье место в мире, до сих пор не вернулся к максимуму в 598 млрд долл. США, который был достигнут летом 2008 г. накануне кризиса. На апрель 2013 г. объем международных резервов РФ составляет 527,7 млрд долл. США.

Одной из острейших экономических проблем Российской Федерации, которая стояла на повестке дня в течение всех лет существования нашей страны, является «бегство капитала», по международной терминологии «capital flight». Масштабная утечка капитала из страны, которая началась еще в 90-ые годы прошлого века и продолжается до сих пор, наносит серьезнейший удар по экономике и валютно-финансовой устойчивости страны.

Существуют различные методологии подсчета размера «бегства капитала». Но если рассматривать термин «бегство капитала» как его нелегальный вывоз из страны, то его можно подсчитать, основываясь на данных таких статей платежного баланса РФ, как «Сомнительные операции» и «Чистые ошибки и пропуски».

В статье «Сомнительные операции» платежного баланса РФ содержатся сведения об операциях, изначально заявленные цели которых явно не соответствуют действительным. В эту статью включаются сведения по таким сомнительным операциям, как: своевременно не полученная экспортная выручка, не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами, переводы по сомнительным сделкам с предоставленными кредитами и счетами резидентов за рубежом.

Еще одна статья, участвующая в подсчете размера «бегства капитала» из страны, «Чистые ошибки и пропуски», по мнению большинства экспертов, состоит преимущественно из незарегистрированного вывоза капитала. Эта статья в платежном балансе РФ всегда была очень крупной по объему и складывалась с отрицательным знаком.

По данным платежного баланса РФ «бегство капитала» из страны в 2011–2012 гг. составило:

Таблица 1

Размер «бегства капитала» из страны (по данным платежного баланса РФ) (в млрд. долл. США) [1]

 

2011

2012

«Сомнительные операции»

32,3

35,1

«Чистые ошибки и пропуски»

9,9

10,4

«Бегство капитала» из страны»

42,2

42,2

 

Таким образом, расчеты показывают, что сумма «бегства капитала» из РФ выросла в 2012 г. на 8 % по сравнению с 2011 г. А только за период 2011–2012 годов его размер составил колоссальную сумму в 88 млрд долл. США.

Действительные цели «сомнительных операций» могут быть самыми разнообразными: это и оплата поставок наркотиков или других товаров, запрещенных к ввозу на территорию России, и оплата серого импорта, и взятки и откаты чиновникам, перечисленные на контролируемые ими счета в зарубежных банках, и другие незаконные действия. Как правило, «сомнительные операции» осуществляются с использованием подставных компаний, так называемых фирм-однодневок. При этом нарушается налоговое законодательство, что наносит ощутимый урон экономике нашей страны. Как сказал в интервью газете «Ведомости» 20 февраля 2013 г. Председатель Банка России Сергей Игнатьев: «Ущерб для бюджетной системы в результате таких операций я оцениваю примерно в 30 % от потока сомнительных операций — порядка 450 млрд рублей в год» [3]. Поэтому борьба с «отмыванием» доходов, полученных преступным путем, и «утечкой капитала» приобретает первостепенное значение для экономики России.

Важной проблемой российской экономики в течение всего периода существования суверенного государства была и остается внешняя задолженность перед иностранными государствами и иностранными инвесторами, акценты этой проблемы менялись по мере становления и развития экономики России.

После распада СССР на протяжении всего переходного периода, начиная с 1992 г., проблема погашения и обслуживания внешней задолженности оказывала крайне неблагоприятное влияние на экономику и валютно-финансовое положение страны. Такая ситуация объяснялась тем, что уже в начале своего существования как самостоятельного государства Российская Федерация приняла на себя в полном объеме финансовые обязательства бывшего СССР (106,7 млрд долл. США на апрель 1993 г.). В результате этого решения, а также накопления долгов в первые перестроечные годы суверенная задолженность (т. е. задолженность государственных органов и органов денежно-кредитного регулирования) в 1999 г. достигла 166,2 млрд долл. США, что равнялось 82 % всего внешнего долга РФ, а отношение внешнего долга к ВВП России составляло 96 %, что превышало международные принятые «пороговые» уровни и создавало серьезные трудности при погашении внешней задолженности [4, c. 21].

Со временем улучшение экономической ситуации и платежного баланса позволили Российской Федерации не только своевременно погашать внешние долги, но и досрочно погасить свою задолженность перед рядом международных организаций. К 2007 г. объем суверенного долга существенно снизился и уже не превышал 15 % от объема общего внешнего долга страны, а его отношение к ВВП уменьшилось до 5 %.

Но в этот период стала проявляться новая тенденция в структуре и объеме российского внешнего долга. Начиная с 2005 г., внешний долг страны стал расти за счет стремительного роста внешнего корпоративного долга (т. е. внешних долговых обязательств российских коммерческих банков, предприятий и организаций). За 2005 г. он увеличился на 65 млрд долл. США, за 2006 г. — еще на 89 млрд долл. США, а за 2007 г. в результате резкого скачка он вырос на 171 млрд долл. США и составил на 1 января 2008 г. цифру в 425 млрд долл. США.

Мировой финансовый и валютный кризис 2008 г. приостановил рост российского внешнего корпоративного долга, и его размеры по некоторым статьям даже уменьшились. Но с улучшением экономической ситуации и выходом из кризиса наметившийся в предшествующий период процесс возобновился.

Изменения в объеме и структуре внешнего долга РФ в последние годы представлены в нижеследующей таблице.

Таблица 2

Оценка внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США) [2]

 

01.01.2012

01.01.2013 (оценка)

Всего

540,6

624

Органы государственного управления

Новый российский долг

Долг бывшего СССР

34,7

31,1

2,5

44,7

41,9

2,2

Органы денежно-кредитного регулирования

11,5

14,8

Банки

162,8

208,4

Прочие секторы

долговые обязательства перед прямыми инвесторами и предприятиями прямого инвестирования

кредиты

долговые ценные бумаги

торговые ценные бумаги

задолженность по финансовому лизингу

прочая задолженность

331,6

84,7

 

 

227,9

12,3

2,4

2,4

1,9

356,1

108,0

 

 

232,0

9,8

2,5

2,3

1,4

 

В целом за 2012 год общий объем внешнего долга Российской Федерации вырос на 15,4 %. Объем суверенного долга на 01.01.2013 г. составил 58 млрд долл. США, или 9,9 % от объема всей внешней задолженности страны. Причем основная его часть приходится уже на новые российские долги, а долг бывшего СССР составляет небольшую часть в 3,6 % в суверенном долге и совсем незначительную сумму в общем внешнем долге РФ — всего 0,03 %. В целом в настоящее время внешний государственный долг страны составляет примерно 3 % ВВП России, что является одним из лучших показателей среди промышленно развитых стран.

Одновременно за 2012 год существенно вырос внешний корпоративный долг, который на 1 января 2013 года достиг уровня 564,5 млрд долл. США. При этом долг российских банков увеличился на 28 % с 331,6 млрд долл. США до 208,4 млрд долл. США, а внешняя задолженность предприятий и организаций (прочих секторов) на 7,4 % с 331,6 млрд долл. США до 356,1 млрд долл. США.

Анализ данных таблицы внешнего долга РФ за 2012 г. показывает, что в целом наше государство проводит достаточно осторожную политику в отношении внешних заимствований органов государственного управления, а абсолютно подавляющая часть российского внешнего долга (более 90 %) формируется за счет заимствований частного сектора — российских банков, предприятий и организаций. С формальной точки зрения государство не отвечает за долги частного сектора. Но, как показали события 2008–2009 гг., российское государство в этот сложный период пришло на помощь корпоративным заемщикам (особенно крупным), предоставив им многомиллионные валютные кредиты. При этом следует более подробно рассмотреть состав российских корпоративных заемщиков. В последние годы Банк России публикует статистику внешнего долга страны с выделением такого интересного показателя, как «Внешний долг государственного сектора в расширенном определении», в который помимо внешней задолженности органов государственного управления и Центрального банка включается также задолженность тех банков и небанковских корпораций, в которых органы государственного управления и Центральный банк напрямую или опосредствованно владеют 50 % и более процентами участия в капитале или контролируют их иным способом. Среди подобных крупнейших должников находятся «Газпром», «Роснефть», ВТБ и другие, число которых увеличилось в период недавнего кризиса.

Объем «Внешнего долга государственного сектора в расширенном определении» на 01.10.2012 г. достиг 258,2 млрд долл. США, или 43,4 % всего внешнего долга РФ, что составляет уже примерно 14 % ВВП России. Этот процент, конечно, не рассматривается в мировой практике как критический, но его рост в последние годы вызывает определенную озабоченность особенно в связи с возможным ухудшением ситуации в мировой экономике и возможностью перехода на следующий виток мирового финансового кризиса.

Рост внешнего корпоративного долга российского частного сектора также способствует увеличению оттока денежных средств из страны. Основной объем заимствований банков и российских компаний осуществляется в виде ссуд и займов, которые требуют постоянной уплаты процентов иностранным кредиторам. Так, только в 2012 г. уплата процентов по иностранным долгам (без сумм по возврату основного долга) обошлась нашей стране прочти в 93 млрд долл. США (из них 14,1 млрд долл. США уплатили банки и 78,8 млрд долл. США предприятия и организации).

Анализ платежного баланса и других статистических данных, характеризующих тенденции изменения валютного положении РФ в 2012 году, показывает, что наряду с позитивными результатами в после кризисный период развития экономики и валютно-кредитной системы страны в ней накапливаются серьезные финансовые и валютные риски, которые могут привести и к замедлению экономического роста, и к серьезным потерям в случае наступления нового мирового экономического кризиса.

 

Литература:

 

1.                 Банк России: Данные платежного баланса РФ за 2011–2012г. (www.cbr.ru/statistics).

2.                 Банк России: Оценка внешнего долга Российской Федерации (www.cbr.ru/statistics).

3.                 Ведомости — деловая газета. Новости, аналитика, прогнозы (http://www.vedomosti.ru/).

4.                 Лихачев А. Е. Внешняя задолженность и долговая дипломатия России в переходный период. «Внешнеэкономический бюллетень» № 10 (октябрь) 2005, С.21.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle