Библиографическое описание:

Кочконян А. А. Роль международного кредита во внешней торговле на примере факторинга [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 94-96.

Необходимость страны в международном кредите возникает на отдельных этапах воспроизводственного процесса. Это связано с кругооборотом средств в национальных и международных хозяйствах, особенностями процессов производства и реализации, различиями в объемах и сроках внешнеэкономических сделок, необходимостью одновременных крупных капиталовложений.

Ключевые слова: международный кредит, международный факторинг, факторинговые операции.

 

Международный кредит играет важную роль в стимулировании экономического роста стран. Возможность развиваться на заемных средствах ускоряет развитие и увеличивает массу прибыли. Разумное использование международного кредита способствует росту экономического потенциала страны-заемщика, стимулирует внешнеэкономическую деятельность страны, создает благоприятные условия для зарубежных частных иностранных инвестиций, обеспечивает бесперебойность международных расчетных и валютных операций, обслуживающих внешнеэкономические связи страны, повышает экономическую эффективность внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности. Стоимость и доступность кредита являются важными факторами, воздействующими на экономическую активность.

Также международный кредит способствует внедрению новых технологий и производства, а тем самым повышению качественного уровня производительных сил страны и качества национальных товаров, стимулирует рост занятости и производительности труда, повышает конкурентные позиции страны на мировом рынке и тем самым стимулирует конкуренцию в международной экономике.

Факторинг- это кредитование экспорта в форме покупки фактор-фирмой или банком неоплаченных платежных требований экспортера к импортеру. [3, 179] Основная цель- инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей.

Сущность международного факторинга сводится к тому, что внешнеэкономическая деятельность факторинговых компаний и банковских факторинговых отделов нацелена прежде всего на решение проблем рисков неплатежа и оптимизации сроков платежей в отношениях между поставщиками и покупателями и придание этим отношениям большей стабильности. При наличии валютных ограничений на срок платежа страны-экспортера эта услуга становится достаточно выгодной.

Авансируя экспортеру средства до наступления срока требований, факторинговая компания кредитует его. Величина ссуды колеблется от 70 до 90 % суммы счета-фактуры в зависимости от кредитоспособности клиента. Остальные 10–30 % после вычета процента за кредит и комиссии за услуги зачисляются на счет клиента. Эти средства служат для покрытия не принятых факторинговой компанией коммерческих рисков. [2, 562] Процент за факторинг-кредит обычно на 2–4 % превышает официальную учетную ставку, поэтому факторинг-компанией обеспечены высокие прибыли.

Рис.1. Стороны, участвующие в факторинговых операциях

 

Факторинг выгоден для крупных фирм-экспортеров, имеющих широкую клиентуру, значительные отсрочки платежей и незначительную наличность. Современный факторинг помогает бизнесу бороться с негативными сторонами коммерческого кредита. Существует три вида международного факторинга с точки зрения заключения договора. [1, 254]

Рис. 2. Виды международного факторинга

 

Взаимный (двухфакторинговый) предусматривает взаимодействие двух факторинг-компаний, обслуживающих внешнеэкономическую сделку соответственно в стране экспортера и импортера; прямой импортный- заключение экспортером (при регулярных сделках) договора о факторинговом обслуживании в стране импортера путем инкассации экспортной выручки или выдачи платежной гарантии за импортера; прямой экспортный- заключение экспортером в своей стране договора с факторинговой компанией, которая берет на себя кредитный риск; при этом варианте факторинговая компания осуществляет оценку платежеспособности импортера и инкассацию выставленных на него счетов-фактур.

Крупнейшими международными факторинговыми ассоциациями являются FCI (Factors Chain International, штаб-квартира в Амстердаме) и IFG (International Factors Group, штаб-квартира в Брюсселе), которые разработали кодекс взаимных факторинговых обычаев применительно к мировой торговле. Они объединяют свыше 2,5 тысяч Факторов из 70 стран мира. По данным FCI, в 2010 году оборот международного факторинга составил 246 млрд. Евро или 15 % от совокупного оборота факторинговых операций в мире. [4]

В настоящее время FCI насчитывает 253 члена из 69 стран, формирующих более чем 80 % оборота международного факторинга в мире. Членами FCI являются шесть российских Факторов:

-        Национальная факторинговая компания;

-        Промсвязьбанк;

-        Росбанк Факторинг;

-        ЮниКредит Банк;

-        Газпромбанк;

-        компания ФакторРус.

IFG активно взаимодействует с крупнейшими национальными факторинговыми ассоциациями- Asset Based Finance Association в Великобритании и Commercial Finance Association в США, а также с Европейским инвестиционным фондом. Участниками IFG являются свыше 160 организаций из 50 стран мира. Помимо факторинговых компаний и банков, это провайдеры услуг для факторинговой отрасли, аутсорсинг-компании. В ассоциации предусмотрено несколько статусов членства. Членами IFG являются шесть российских Факторов:

-        Национальная факторинговая компания;

-        компания ФакторРус;

-        Металлинвестбанк;

-        Русская факторинговая компания;

-        ВТБ Факторинг;

-        компания Политекс.

Факторинг приобретает все большую популярность у российского бизнеса. В таблице 1 отражено развитие факторинга в России на 2012 год. [4]

Таблица 1

Статистика развития международного факторинга в России

Год

Объем уступленных требований, млрд. руб.

Кол-во компаний

Доля международного факторинга в обороте рынка факторинга РФ, %

2009

3,3

4

1 %

2010

3,2

4

0,65 %

2011

6,3

6

1,1 %

2012

15,4

8

1,09 %

 

Статистика красноречива: в течение последних двух лет рынок рос более чем на 50 % в год. В 2012 г. его оборот составил около 1,5 трлн руб., в первом полугодии 2013 г. — 840 млрд руб. По количеству клиентов три четверти рынка приходится на предприятия малого и среднего бизнеса. Еще пять лет назад их доля на рынке факторинговых операций составляла всего 8 % к объему уступленных требований, а в 2012 г. она составила 18 %.

По итогам 2012 года российский рынок факторинга занял 1-е место по темпам роста среди европейских стран, а по совокупному обороту занял 8-е место в Европе и 14-е место в мире. Об этом свидетельствуют статистические данные международной факторинговой ассоциации FCI.

Объем уступленных Факторам денежных требований в 2013 году вырос на 30 % до 1,89 трлн рублей. Снижение активности клиентов в факторабельных отраслях и отсутствие доступа к новым сегментам экономики привели к двукратному сокращению темпов прироста относительно 2012 года (годом ранее рынок вырос на 65 %). Во второй половине 2013 года замедление было еще более ощутимым: оборот рынка составил около 1,05 трлн рублей, что соответствует приросту в 25 % по сравнению с данными за второе полугодие 2012 года. [5]

Впервые с 2009 года рост рынка сопровождался увеличением уровня резервов на возможные потери в совокупном портфеле его участников. Сами Факторы отмечают высокую вероятность дальнейшего усиления этой тенденции как за счет снижения платежеспособности дебиторов, так и за счет потенциального увеличения доли мошенничества. Тем не менее, несмотря на не самую благоприятную ситуацию в экономике, доходы опрошенных «Экспертом РА» Факторов в 2013 году выросли более чем на 30 % даже без учета лидера рынка, ООО ВТБ Факторинг. [5]

Для многих компаний малого бизнеса факторинг стал хорошей альтернативой банковским кредитам. Особенно это актуально для торговых компаний, не имеющих качественных залогов и кредитной истории, которые необходимы для получения кредитов. Их главным активом становится дебиторская задолженность, возникающая при отгрузке товаров с отсрочкой платежа. Именно в этих случаях факторинг незаменим как способ получения своевременного финансирования для сокращения кассовых разрывов компании.

По мнению экспертов, росту факторинга в перспективе до 2015 года будет способствовать популяризация этого вида продукта среди клиентов, активная агитация игроками рынка и Ассоциацией факторинговых компаний.

 

Литература:

 

1.                 Международные валютно-кредитные и финансовые отношения/Под ред. Л. Н. Красавиной. –М.: Юрайт, 2014.- 543 с.

2.                 Международные экономические отношения/Под ред. В. Е. Рыбалкина. –М.: Юнити-Дана, 2012. — 623 с.

3.                 Шишкин А. Ф., Шишкина Н. В., Фалькович Е. Б. Мировая экономика. –М.: Академический проект, 2008. — 601 с.

4.                 Министерство экономического развития РФ: портал внешнеэкономической информации/URL: http://www.ved.gov.ru

5.                 Рейтинговое агенство «ЭКСПЕРТ РА»/URL: http://raexpert.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle