Библиографическое описание:

Ядова Н. Е. Направление и особенности интеграции российских компаний в мировое хозяйство в современных условиях [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 3-5.

В докладе дан анализ процесса интеграции российских компаний в мировую экономику. Рассмотрены основные направления и тенденции эволюции процесса интеграции. Дана характеристика его особенностей в современных условиях. Представлены статистические данные развития отдельных форм интеграции. M&A.

Ключевые слова:процесс интеграции, развитие, тенденции, приоритетные направления, поглощения, слияния, глобализация, стратегия.

 

Международное разделение труда является основой процесса экономической интеграции, объективными условиями осуществления оборота товарами, технологиями, услугами и т. п. между различными странами и компаниями, предпосылкой повышения научно-технического и производственно-экономического потенциала. Особое значение в современных условиях получает объективная характеристика закономерностей, особенностей, направлений и механизмов развития международной экономической интеграции как отдельных компаний и корпораций, так и отдельных стран и регионов. Международная экономическая интеграция — важнейшая особенность развития мировой экономики в современных условиях.

Международная экономическая интеграция является одним из основных составляющих элементов процесса глобализации. Стремление принять участие в интеграционном процессе на государственном уровне, отраслевом и региональном уровне и уровне отдельных компаний становится одним из важнейших факторов роста эффективности функционирования финансово-экономических механизмов за счет комплекса факторов, проявляющихся в ходе расширения и углубления международного разделения труда.

В современных условиях уровень развития национальной экономики, применительно к общемировым оценкам, определяется как показателями, характеризующими внутренний потенциал, так и степенью участия в международном разделении труда, динамикой развития инновационного процесса.

В истории функционирования мировой экономики определились различные виды, типы, формы интеграции компаний, которые, в свою очередь, определяются общими целями взаимодействия, характером правовых и экономических отношений участников интеграции. Следует отметить как наиболее развитые: корпорации, ассоциации, тресты, холдинги, картели, консорциумы, синдикаты, концерны, финансово-промышленные группы и некоторые другие. На базе научных исследований и мирового опыта продолжается расширение форм и способов интеграции, с учетом многообразных взаимосвязей интегрированных структур. При этом формирование и функционирование интеграционных структур осуществляется в условиях ускоряющихся процессов глобализации.

Одним из приоритетных направления развития российских компаний представляется их интеграция в международное бизнес сообщество в условиях глобализации мировой экономики. Это дает возможность:

-        роста эффективности производства вследствие включения в интеграционные процессы;

-        создание и развитие ориентированной на экспорт и замещение импортной продукции;

-        стимулирование различного вида иностранных инвестиций;

-        роста научно-технического и производственного уровня трудовых ресурсов;

-        модернизации производственно-организационного аппарата и технологической структуры;

-        повышения конкурентоспособности.

В современных условиях замедление темпов развития мировой экономики в целом, а также российской экономики, интеграции компаний путем слияний и поглощений является одним из основных направлений актуальной стратегии развития бизнеса. Основной целью слияния и поглощения является увеличение капитализации объединенной компании.

Основные предпосылки слияний и поглощений компаний:

-        достижение системного синергетического эффекта;

-        повышение уровня монополизации;

-        диверсификация производства;

-        возможность получения налоговых льгот и уменьшения налогов.

На современном этапе в условиях стагнации мировой экономики и затухания процессов слияния и поглощения на мировой и европейском рынках, суммы сделок в 2013 году по сравнению с 2012 годом упали на 3 % и 12 % соответственно. В 2013 году на российском рынке слияний и поглощений общая сумма всех 323 сделок составила 108,4 млрд. долларов США. Доля внутренних сделок слияний и поглощений достигла 80 % (86,9 млрд. долларов США) от суммы сделок, объявленных в 2013 году, тогда как в 2012 году этот показатель составлял 60 %(48,5 млрд. долларов США). [7]

По данным Thomson Reuter, общая стоимость объявленных слияний и поглощений (M&A) в мире за 2013 год составила около 3,2 трлн. долларов, количество сделок около 35 тысяч.

Важной особенностью и проблемой интеграции российских компаний в мировой бизнес является различие в корпоративных культурах. Корпоративная культура характеризуется как совокупность поддерживаемых и (или) создаваемых вновь норм, принципов, образцов поведения и ценностей. В более широком смысле корпоративная культура включает систему связей, отношений, взаимодействий, моделей менеджмента, маркетинга.

Понятие корпоративной культуры в российских компаниях появилось сравнительно недавно, примерно в середине 90-х. В период становления российского бизнеса, попыток выхода его на международный уровень, появления на российском рынке иностранных компаний так называемой «второй волны» возникла проблема коммуникаций между игроками рынка. Даже малый и средний бизнес вольно или невольно столкнулись с проблемами межнациональных деловых взаимоотношений.

А особенности ведения бизнеса и межнациональных коммуникаций непосредственно связаны с культурой страны. Несмотря на огромное разнообразие бизнес культур, существуют методы, позволяющие прогнозировать некоторые аспекты поведения представителя той или иной культуры.

Что выбрать и по какому пути пойти — вот главные вопросы, которые волнуют российский бизнес с давних пор. Проблема внутренних коммуникаций в компаниях отнюдь не исключение из правила. Что лучше, разработать собственную модель коммуникативной политики внутри организации или взять за пример зарубежную?

Один из возможных вариантов — обращение к опыту стран Запада, например, США или Японии, которые достигли в этой области существенных успехов.

США были и остаются наиболее мощной «управленческой державой», в которой изучение внутренних коммуникаций компаний сформировалось в отдельный подраздел public relations. Опыт Японии представляет для российских компаний интерес потому, что используемые в фирмах этой страны методы внутренней коммуникации, как показали практика и время, достаточно эффективны.

Принимая во внимание то, что Россия находится все еще в начале пути создания корпоративных ценностей, для нее не будет лишним изучить и проанализировать опыт других стран. Это вовсе не означает, что нужно копировать тот или иной подход. Что прижилось в одной стране, не обязательно найдет свое место в другой. Существующий опыт построения внутренних коммуникаций в зарубежных странах заслуживает внимания и изучения с целью дальнейшего использования в формировании собственных стандартов бизнеса. Система четко функционирующих внутренних связей, внутрифирменной субординации и отчетности, является основой для развития связей с внешними партнерами: клиентами, поставщиками, финансовыми организациями, в том числе и с международными. Именно это и требуется для успешной интеграции в мировое бизнес сообщество.

В процессе интеграции необходимо решение комплекса задач: сочетание корпоративной культуры отдельных компаний и формирование культуры объединенной компании, создание устойчивых коммуникаций с иностранными компаниями-партнерами.

Таким образом, международная экономическая интеграция представляет собой высшую форму интернационализации мировой экономики. В процесс экономической интеграции включается все большее количество государств, что проявляется в усилении взаимодействия хозяйствующих субъектов, экономических агентов, компаний и корпораций. Происходит концентрация и взаимопроникновение предпринимательского капитала, осуществляется реализация совместной экономической политики.

Наиболее развитая экономическая интеграция создается оптимальным сочетанием процесса институциональной и предпринимательской (на уровне экономических агентов, хозяйствующих субъектов, компаний и корпораций) интеграции.

 

Литература:

 

1.      Либман А. М. Хейфец Б. А. Корпоративная интеграция. Альтернативы для постсоветского пространства. М.; ЛКИ 2008.

2.      Орешкин В. А. Внешнеэкономический комплекс России в условиях интеграции в мировое хозяйство. М.; 2003.

3.      Глазьев С. Фетисов Г. Стратегии устойчивого развития экономики России. Экономист. 2013 № 1.

4.      Глазьев С. Ю. Перспективы развития российской экономики в условиях глобальной конкуренции. Российский экономический журнал. 2007 № 1–2.

5.      Либман А. М. Внутренняя и международная интеграция: взаимовлияние и взаимодействие. Общество и экономика. 2008, № 8.

6.      Слияние и поглощение (Серия «Классика Harvard Business Review»). Альпина Бизнес Букс. 2007.

7.      КПМГ. Рынок слияний и поглощений в России в 2013 году. Март 2014.

8.      Moore Geoffrey A. Crossing the Chasm. Marketing and selling high-tech products to mainstream customers. — Collins, 2013.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle