Библиографическое описание:

Баевская С. С., Сотина А. И. Импортозамещение как реальное средство для промышленного роста [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 246-248.

Вопрос об импортозамещении в России является далеко не новым. Многие эксперты считают, что его осуществление началось еще после девальвации в 1998 году, когда в потребительской корзине некоторые импортные товары стали заменяться отечественными (объём импорта сократился на 20 %, в 1999 году — ещё на 28). [5] Стагнация экономики, сырьевая направленность экспорта — черты российской экономики начала двухтысячных годов, которые еще больше усилили необходимость импортозамещения как реального средства для промышленного роста в России. [6]

В 2014 году разговоры об импортозамещении продуктов и технологий перешли на значительно другой уровень. Введение санкций со стороны Запада сделали вопрос о поиске решения возникших проблем максимально актуальным. Импортозамещение в России — замена импорта в Россию товарами, произведёнными отечественными производителями внутри страны. Среди мер стимулирования замены импорта можно выделить следующие: таможенно — тарифное и нетарифное регулирование, господдержка и субсидирование производства в России.

После кризиса международных отношений из-за событий, связанных с Украиной, в начале 2014 года, некоторые страны предупредили о возможности экономических санкций в отношении России. Началась государственная политика импортозамещения, обозначенная премьер-министром Д. Медведевым как один из основных приоритетов. Глава министерства промышленности и торговли РФ Д. Мантуров заявил в мае 2014 года, что при введении санкций, промышленности России понадобится от полугода до двух с половиной лет для налаживания выпуска необходимых товаров. В этот же период Президент РФ В. В. Путин объявил о проведении «активной политики импортозамещения», указав на то, что поддержка будет лишь в направлениях, где отечественные производители могут быть конкурентоспособными. Среди перечня поддерживаемых отраслей были названы производство программного обеспечения, радиоэлектронного и энергетического оборудования, станкостроение и продовольственный рынок. Также в октябре 2014 года было объявлено о подготовке запрета на закупки автотехники, продукции металлургии и тяжелого машиностроения импортного производства для государственных компаний, обойти который можно только через лизинг или в том случае, если аналог данной продукции не выпускается в России.

Для российского агропромышленного комплекса импортозамещение является стратегической задачей уже не один год наряду с модернизацией материально-технической базы, формированием инфраструктуры и развитием малого бизнеса. Значительных успехов удалось добиться в следующих направлениях: кондитерские и хлебобулочные изделия, безалкогольные напитки. На рынке мясной продукции также наблюдалась тенденция к спаду импорта. В 2013 году импорт мяса сократился на 13 % по сравнению с предшествующим годом и составил: удельный вес импорта говядины в потреблении в 2013 году в России составил почти 59 %, свинины — 31 %, мяса птицы — 13 %. До сих пор наблюдается нехватка говядины мясных пород, что в значительной мере отразилось на увеличение цены после введённых санкций. Больших успехов удалось добиться на рынке готовых мясных изделий, импорт был практически вытеснен к 2012 году за счет защиты рынка и уменьшения стоимости привлечения средств для производства путем субсидирования ставок по кредитам.

Осенью 2014 года Центральный банк РФ выступил за предоставление преференций проектам импортозамещения за счет использования нового инструмента рефинансирования. Данный инструмент заключается в следующем: Центробанк РФ ограничит финансирование одного инвестпроекта на уровне 20 млрд рублей по этой программе по ставке на 1 процентный пункт ниже ключевой ставки ЦБ РФ. Также просьбу о денежной поддержке экономики высказала Счетная Палата, так как её специалисты выражают мнение о том, что Россия может не справиться полностью с заменой импортных товаров, которых коснулись санкции. Данное утверждение особенно относится к некоторым видам молочной (доля импорта примерно 60 %), мясной продукции (доля импорта около 30 %) и сыров (доля импорта 48 %). При этом следует заметить, что уровень свободных производственных мощностей в этих производствах достаточно велик: мясоперерабатывающая промышленность — 34 %, сырная отрасль и цельномолочное производства — 41 %. По данным Счетной палаты, в предыдущем году продукты, которых коснулись санкции, были импортируемы из ЕС, США, Австрии, Норвегии в объеме 40 % от всей совокупности поставок этих продуктов в РФ. [7]

Основной мерой по решению этой проблемы специалисты Счетной Палаты считают субсидии процентной ставки по инвестиционным проектам по созданию новых производств продукции сельского хозяйства, центров переработки и хранения продовольственных товаров. Аналитики считают, что этот механизм будет пользоваться спросом со стороны производителей особенно при установившихся высоких ставках и дефиците ликвидности, а также со стороны банков, в силу того что риски будут компенсироваться залогом инвестиционных проектов. Производители считают эту меру достаточно действенной, но недостаточной. По мнению руководителей компаний, необходимо также создание инфраструктуры, особенно в северных регионах.

Еще одним актуальным и активно обсуждаемым направлением импортозамещения являются информационные технологии (ИТ), ведь от успешного функционирования данной отрасли зависит не только состояние экономики, но и безопасность страны. Программа замещения импорта в сфере ИТ принимает государственный уровень и по праву считается значимым фактором увеличения устойчивости страны к внешнему влиянию и обеспечению безопасности. В феврале 2014 года Президент РФ поручил Министерству экономического развития, Министерству связи и массовых коммуникаций и Министерству финансов представить предложения по поддержке программных продуктов российского производства посредством государственных закупок и закупок естественных монополий. [2]

На данном этапе все стороны рынка знают о сложном положении отрасли информационных технологий в России. Представители компаний по разработке программного обеспечения недовольны поддержкой государства, также много сторонников того, что конкурентоспособность российской сферы ИТ невелика и проще использовать передовой опыт иностранных компаний. По различным данным доля зарубежного программного обеспечения в России составляет более 60 %. Ежегодный объем лицензионных отчислений крупнейших зарубежных ИТ-компаний в России превышает 280 млрд. руб. (около 40 % объёма российского ИТ-рынка). Более 80 млрд. руб. этой суммы приходится на расходы государственных организаций.

Фундаментом импортозамещения в отрасли ИТ должно стать обечпечение преимуществ отечественным разработчикам (доля иностранного капитала не более 25 %, более 75 % продаж в России, резидент РФ, доля иностранного персонала не более 25 %). Данный вопрос является сложным за счет того, что необходимо не просто копировать, а создавать принципиально новые национальные системы, не просто продукты, а технологии, разговоры об этом ведутся уже достаточно долго, но особых подвижек не произошло. Однако многие эксперты убеждены в том, что данная задача по силам национальным разработчикам. Уже можно говорить о накоплении опыта и внедрении в областях ERP (программный пакет, реализующий организационную стратегию интеграции производства и операций, управления трудовыми ресурсами, финансового менеджмента и управления активами), электронного документооборота, электронной торговли и информационной безопасности. Наибольшую трудность представляет замещение операционных систем и элементной базы, одним из путей преодоления которой называют развитие отношений с зарубежными центрами в Индии и Китае. Создание собственной операционной системы на основе открытого кода возможно в течение трех лет по мнению президента НАИРИТ О. Усковой.

При поддержке отечественных разработчиков нужно соблюдать осторожность, не допускать лоббирование решений по импортозамещению государственными корпорациями и чиновниками, соблюдать на рынке условия конкуренции в конкурсах, выработать критерии для выбора победителя между национальным и зарубежным производителем, исключать манипуляцию результатами конкурса, проводить регулярный мониторинг закупок ПО. Рассмотрев это направление можно сказать, что проблемы есть и для разработчиков и для государственных структур. Представители российских разработчиков давно твердили о необходимости создания механизма, который бы повысил внимание к инновационным разработкам отечественного производства, поддерживал бы российские компании, запустил бы создание собственного рынка, и скорее всего повсеместное обсуждение этого вопроса, разработка стратегии и государственных программ дадут толчок к запуску такого механизма.

В июне 2014 года Минпромторг провел анализ, по результатам которого наиболее перспективными с точки зрения импортозамещения являются такие отрасли как станкостроение (доля импорта более 90 %), тяжелое машиностроение (60–80 %), легкая промышленность (70–90 %), электронная промышленность (80–90 %), машиностроение для пищевой промышленности (60–80 %). В России наблюдается крайне низкий уровень станкостроения. Проблема здесь заключается в нескольких аспектах. Во-первых, российские компании не желают размещать заказы у отечественных производителей, ссылаясь на недостаточные мощности и невысокое качество. Например, Лукойл устанавливает на своих платформах американское оборудование, а компания Роснефть решает сменить российское оборудование предприятия РУМО, производящего газомотокомпрессоры и судовые двигатели, на американский аналог Ariel [4]. НОВАТЭК размещает заказы в Корее, на что президент В. В. Путин на совещании в Астрахани сделал замечание: «вы заказ сделали туда (за границу), и все — деньги заплатили миллиарды, и до свидания — а причем здесь российское судостроение?... Если заказов не будет, то никогда и развития не будет, понимаете?». Во-вторых, в стране нехватка высококвалифицированных специалистов в сфере машиностроения, а для развития этой отрасли без них никуда. В-третьих, у многих отечественных предприятий не хватает денежных ресурсов для развития технологий и производства.

Указанные проблемы можно решить с помощью различных методов. Заместитель министра промышленности и торговли С. Цыб в своем интервью для «Российской Газеты» отметил некоторые из них. [3] В частности он выделил такие направления мер по содействию импортозамещению как стандартизация и государственные закупки. Стандартизация — средство обеспечения норм безопасности, экологических требований, что позволит сократить импорт некачественной продукции. Для поддержки отечественных производителей, обеспечения спроса на их продукт, для их выхода на конкурентоспособные объемы производства используют госзакупки — размещение заказов на товары, работы, услуги для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений. [1]

Для защиты своих рынков и стимулирования отечественного производства следует применять меры таможенно-тарифного регулирования. Например, увеличить таможенные пошлины на ввоз продукции тех отраслей, в которых проводится импортозамещение, но в то же время уменьшить ставки ввозных таможенных пошлин на отдельные виды сырья, материалов, и комплектующих, которые необходимы российским производителям. Эти меры в то же время должны способствовать сокращению конкуренции, что облегчит российским предприятиям вывод на рынок своей продукции. Другим действенным методом поддержания и развития отечественной промышленности выступает предоставление государственных субсидий. Поддержка импортозамещения может осуществляться путем предоставления субсидий на исследовательские, конструкторские работы, модернизацию производства, развитие новых технологий и др. В нашей стране такие меры уже работают. Так, субсидирование НИОКР в настоящее время дает положительные результаты. Хочется надеяться, что и в других отраслях за счет преодоления стоящих на пути трудностей, разработки действенного механизма стимулирования производства, российская экономика перейдет на качественно новый этап развития.

 

Литература:

 

1.                  Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

2.                  Басина Н. Что такое импортозамещение и каким ему быть в России/ http://www.crn.ru — 7.07.2014

3.                  Воронина Ю. Минпромторг: РФ переходит на импортозамещение технологий, Лекарство от зависимости./ www.rg.ru — 05.08.2014

4.                  Лятс К. Остров Россия: есть ли у нас шансы на импортозамещение?/ www.rbc.ru — 07.11.2014

5.                  Федоляк ФС. Импортозамещающая стратегия структурных сдвигов в экономике России // М.: 2002

6.                  Шохина Е. Импортозамещение ускорить промышленный рост/ «Expert Online» -03. 08. 2014.

7.                  Центробанк вспомнил о бизнесе /«Expert Online» — 18.11.2014

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle