Библиографическое описание:

Гулиев О. Ф. Диспропорции денежной сферы стран Таможенного союза [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 83-92.

Статья посвящена анализу диспропорций в денежной сфере стран Таможенного Союза. В статье проведен краткий исторический обзор становления координации валютно-финансовой политики трех стран, выделены национальные особенности и современные проблемы. Кроме того проведен анализ современного состояния финансовых систем трех стран.

Ключевые слова: финансовая политика, валютная политика, Таможенный союз, Евразийский экономический союз.

 

Актуальность исследования. За последнее время в результате последствий мирового финансового кризиса пристальное внимание юристов и экономистов обращено на развитие финансовых рынков в глобальном и региональном их срезе, что обусловлено требованиями к предупреждению системных рисков, повышению качества кросс-секторального надзора, обеспечению финансовой стабильности. Относительно данных условий, происходящие сегодня изменения в части становления наднациональных механизмов правового регулирования финансовых рынков государств-участников Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее — ТС/ЕЭП) выглядят логичными и своевременными, тем более, если учитывать запланированное начало функционирования с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза.

Исключительно важную роль в механизмах интеграции призваны играть инструменты валютно-финансового сотрудничества как важнейшие методы активизации экономического взаимодействия интегрирующихся государств. Методы и инструменты валютной политики играют системообразующую роль в экономическом взаимодействии интегрирующихся стран.

Следовательно, отношение государств-участников ЕЭП к проблемам национальных валют и развития методов и инструментов валютной политики является наиболее актуальным вопросом в условиях ЕЭП.

На сегодня экономика России Казахстана и Белоруссии, как основы Евразийского экономического союза, находятся в состоянии существенных диспропорций. К 2025 году предстоит их выровнять в основном за счет интенсивных налоговых стимулов и обильного дешевого кредитования. Решить указанные проблемы можно путем создания единой финансовой системы.

Экономический потенциал трех стран высок. По суммарному показателю они занимают восьмое место в мире по территории с общим населением 170 млн человек.

Здесь сосредоточены 1/5 мировых запасов газа, 15 % мировой нефти, а финансовая емкость оценивается в 2 трлн долларов. Предполагаемый экономистами совокупный экономический эффект позволит достичь общего ВВП в объеме 900 млрд долларов. Но пока главная проблема в том, что правила на всех этих рынках у трех стран разные.

Первые попытки наладить координацию валютно-финансовой политики были предприняты странами СНГ еще в начале 90-х годов. Так, в 1993 г. был образован Межгосударственный банк СНГ, а в 1994 г. заключено Соглашение о Платежном союзе. Уже в 1998 г. было создано Союзное государство России и Беларуси, в рамках которого активно прорабатывался проект перехода на единую наднациональную валюту. Следом, в 2001 году началась разработка проекта интегрированного валютного рынка СНГ, который основывался на базе объединения электронных торговых систем, бирж стран СНГ. Но результаты по ряду объективных и субъективных причин продвижение вперед в области валютной интеграции шло очень медленно, и се результаты оставались весьма скромными.

В рамках формирования и реализации валютной политики стран ТС можно выделить следующие этапы, различающиеся как целями ее осуществления, так и используемыми инструментами:

1-й этап (1992–1997 гг.). Для этого периода в условиях глубокого экономического кризиса, отсутствия постоянного притока иностранной валюты за счет экспортных операций и увеличения внешней задолженности для стран ТС было характерно:

1)                 в Беларуси — рыночный, и инвестиционный, а затем официальный, курс по неторговым операциям, курс на услуги министерства транспорта и связи, курс некоммерческих банков; в России — коммерческий, официальный, биржевой, затем и рыночный (до мая 1992 г.)

2)                 введение ограничений на приобретение валюты предприятиями и организациями, использующими в своей деятельности импортируемые товары (Беларусь)

3)                 установление валютных ограничений в виде норматива обязательной продажи экспортной выручки (Беларусь, Казахстан, Россия); максимального объема ввоза-вывоза наличной валюты из страны (Беларусь, Россия).

4)                 введение валютных коридоров (Беларусь, Россия) [3]

2-й этап (1997–1999 гг.). В этот период в странах ТС происходила девальвация национальных валют, расширялись валютные коридоры и происходило ужесточение валютных ограничений. Эти процессы были обусловлены как действием внешних факторов в виде кризиса в странах Юго-Восточной Азии и оттока в этой связи средств нерезидентов из развивающихся рынков, так и усугублением внутренних экономических проблем, и дефицитностью бюджетных систем. [3]

В Казахстане вновь был введен норматив обязательной продажи экспортной выручки в размере 50 %, но одновременно был осуществлен переход к свободно плавающему валютному курсу.

В России в августе–сентябре 1998 г. валютный курс доллара вырос более чем в 2,5 раза. В то же время Россией на фоне ужесточения валютного регулирования в целях стимулирования притока иностранной валюты в 1998 г. был осуществлен допуск нерезидентов на рынок долгосрочных государственных ценных бумаг. [3]

3-й этап (2000–2008 гг.). В первой половине 2000-х гг. началась политика либерализации валютного регулирования и контроля, проводимая странами ТС. В частности, в Казахстане была отменена таможенная пошлина в размере 1 %, взимаемая при ввозе иностранной валюты юридическими лицами. В первой половине 2000-х гг. был расширен перечень оснований для приобретения юридическими лицами-резидентами иностранной валюты и упрощена процедура лицензирования валютных операций, а во второй половине 2000-х гг. лицензирование операций, связанных с движением капитала и открытием счетов в иностранных банках, было отменено. Были также сняты все ограничения по конверсионным операциям организаций на внутреннем валютном рынке, и увеличена норма вывоза наличной валюты физическими лицами резидентами без подтверждающих документов с 3 до 10 тыс. долл. [3]

В России физическим лицам была предоставлена возможность проводить переводы из страны (или в страну) в сумме, не превышающей 75 000 долл. США; юридические лица получили право применять уведомительный порядок осуществления операций при получении или возврате ими валютных кредитов и займов от нерезидентов сроком более 180 дней, а также при осуществлении прямых иностранных инвестиций в страны СНГ в размере не более 10 млн долл.; был упрощен порядок перевода иностранной валюты при приобретении предприятий в странах СНГ (если доля была не менее 10 %), была отменена обязательная продажа валютной выручки и др. [3]

4-й этап (2009 г. — настоящее время). В связи с снижением темпов роста экспорта и увеличением объема импорта (прежде всего, потребительских товаров), характерное для всех стран ТС. В России с 2011 г. наблюдается замедление темпов роста экспорта товаров, составившее в 2012 г. 2 %, а в 2013 г. 0,3 %, тогда как импорт за этот же период вырос на 5,4 и 18 % соответственно. Как следствие, в преобладающем большинстве стран СНГ существенно сократился приток иностранной валюты.

Для пополнения официальных резервов и регулирования валютного курса в большинстве стран были сохранены действующие, а также введены новые валютные ограничения. Для предотвращения оттока иностранной валюты в странах ТС сохраняются ограничения на ввоз-вывоз наличной валюты резидентами и нерезидентами:

–                    Беларусь: ввоз-вывоз наличной национальной или иностранной валюты (в том числе дорожных чеков) через таможенную территорию Таможенного союза в размере, превышающем сумму, эквивалентную 10 000 долл., подлежит обязательному декларированию; вывоз наличной иностранной валюты в сумме, эквивалентной до 3 000 евро, не подлежит декларированию, от 3 000 до 10 000 –. подлежит обязательному декларированию, а при вывозе свыше 10 000 евро требуется наличие разрешительных документов; ввоз-вывоз наличной национальной валюты допускается в пределах сумм, не превышающих 500 минимальных заработных

–                    Казахстан: ввоз-вывоз резидентами или нерезидентами наличной национальной или иностранной валюты (в том числе дорожных чеков) в размере, превышающем сумму, эквивалентную 10 000 долл., подлежит обязательному декларированию;

Россия: ввоз-вывоз резидентами или нерезидентами наличной национальной или иностранной валюты (в том числе дорожных чеков) в размере, превышающем сумму, эквивалентную 10 000 долл., подлежит обязательному декларированию; [3]

Банк России в 2008 г. выступал преимущественно в качестве нетто-продавца валюты (объем нетто-продажи равнялся 69,2 млрд долл.), но с 2009 г. перешел в категорию нетто-покупателя валюты: объем нетто-покупки составил в 2009 г. 17,2 млрд долл., в 2010 г. — 34,1 млрд долл., в 2011 г. — 12,4 млрд долл., в 2012 г. — 7,6 млрд долл. При этом объем продаж иностранной валюты составил в 2010 г. 11,8 млрд долл., 2011 г. — 12,4 млрд долл., в 2012 г. — 5,6 млрд долл. Однако в 2013 г. Банк России вновь был вынужден проводить активные интервенции. [3]

В результате ухудшения состояния платежных балансов и активных валютных интервенций в странах ТС к началу 2014 г. сократились официальные валютные резервы. В то же время при положительной динамике величины валютных резервов в Беларуси в 2012–2013 гг. в 2012 г. величина резервов обеспечивала только двухмесячный импорт страны, а в 2013 г. резервы уменьшились почти на 18 %. [3]

Существующий дисбаланс величины официальных валютных резервов делает невозможным проведение валютной интеграции стран ТС в части создания единой резервной валюты, а также в совокупности с существенно различающимися ставками денежного рынка создает сложности при осуществлении взаимных расчетов между двумя отдельными странами посредством национальных валют, тогда как это могло бы снизить зависимость экономик стран ТС от курсов доллара и евро. Вопрос об общем валютном регулировании и введении единой валюты Беларуси, Казахстана и России в рамках Таможенного союза находится в стадии обсуждения. [3]

В настоящее время Беларусь, Россия и Казахстан достигли внутренней конвертируемости национальных валют, курс которых теперь складывается на внутреннем валютном рынке на основе спроса и предложения, а официальный курс определяется через рыночный. Основу валютного рынка этих стран составляет организованный биржевой валютный рынок, совершенствуются и расширяются операции на межбанковском валютном рынке.

Определяющим фактором развития рынков валюты стало применение современных технологий и новых финансовых инструментов в торговле национальной валютой. В современных условиях в России, Беларуси и Казахстане интерес к валютно-финансовому сотрудничеству со стороны государства и бизнеса заметно вырос. Это обусловлено уязвимостью переходной экономики и высоким уровнем взаимной этих зависимости стран, что и показал кризис 2008–2009 гг.

Так, в условиях посткризисной экономики 2010 года в России, Беларуси и Казахстане стали увеличиваться объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортных перевозок и розничного товарооборота. Отметим, что в тот период курсы национальных валют по отношению к доллару США были относительно устойчивые, а также, увеличивались номинальные денежные доходы населения и заметно снизились темпы инфляции.

В рассматриваемых странах достаточно широко используются валютные ограничения (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ направлений валютного регулирования в странах ЕЭП

Валютное регулирование

Республика Беларусь

Республика Казахстан

Российская Федерация

Определение направлений валютного регулирования и принятие конкретных инструкций

Национальный банк Республики Беларусь

Национальный банк Республики Казахстан и Министерство финансов Республики Казахстан

Центральный банк России Правительство Российской Федерации

Режим валютного курса

Фиксированный, привязка к корзине валют, переход к управляемому плаванию с 1.01.2012

Плавающий валютный курс

Управляемое плавание валютного курса

Ограничения по текущим валютным операциям, в том числе

Используются

Нет

Нет

1. Ограничения по суммам авансовых платежей связанным с импортом товаров и услуг

Используются

Не применяются

Не применяются

2. Ограничения по открытию счетов резидентами в иностранных банках

Требуется разрешение Национального банка

Нет

Нет

Покупка-продажа физическими лицами (резидентами и нерезидентами) иностранной валюты через банки

Без ограничений по суммам, необходимо предъявление паспорта

Без ограничений

Без ограничений

Покупка-продажа хозяйствующими субъектами-резидентами иностранной валюты через банки

Целевой характер покупки, использование в течение 7 дней

Свободно

Свободно

3. Ограничения по открытию счетов нерезидентов в отечественных банках

Нет

Нет

Нет

Проведение операций, связанных с движением капитала

Требуется разрешение Национального банка

Обязательна проверка обоснованности операции (валютного договора) Национальным банком

Не требуется разрешение Центрального банка

 

Так, только в Республике Беларусь используются такие валютные ограничения как обязательная продажа валютной выручки субъектами хозяйствования (отменена в Казахстане в 1999 г., в России — в 2006 г.), ограничения по открытию счетов резидентами в иностранных банках, необходимость предъявления паспорта при покупке физическими лицами (резидентами и нерезидентами) иностранной валюты через банки. [1]

Режим валютного регулирования В Республике Беларусь отмечается жестким контролем за оттоком капитала из страны и ныне содержит ряд существенных ограничений по текущему счету платежного баланса. Такие, как:

-          лимитированы сроки завершения внешнеторговых операций;

-          установлены разрешающие критерии авансовых платежей по импорту;

-          существует механизм целевой покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке и институт обязательной продажи. [6]

По информации центральных (национальных) банков, в странах ЕЭП действуют различающиеся нормативные требования по переводам денежных средств физических лиц. Различия в валютном регулировании. Конкретные формы общей валютной политики.

Рассмотрим анализ денежной сферы стран ТС. Отсечение финансовых систем стран ЕЭП от существующих ныне зависимостей по линии кредитных рейтингов, внешнего банковского фондирования, волатильности биржевых рынков и ненадежных резервных активов позволит в значительной мере минимизировать негативное влияние турбулентной мировой финансовой системы. Станет возможным построение в рамках ЕЭП если не автономной, то относительно надежно защищенной финансовой системы, в которую не будут встроены очаги постоянной дестабилизации, связанные с внешними факторами риска.

Важным критерием интеграции, на наш взгляд, выступает также достаточность золотовалютных резервов страны (международных резервных активов). Достаточность золотовалютных резервов стран определяется объемом, необходимым для обеспечения импорта и выполнения внешних обязательств. [4] Согласно методологии МВФ. для стран, экспортирующих товары с высокой волатильностью цен. рекомендуемым значением является объем резервов, равный шестимесячному импорту.

Внешнеторговый оборот реет блики Казахстан с Россией и Беларусью в 2012 г. составлял 18 % от ее общего объема внешней торговли. У Республики Беларусь объем внешней торговли товарами со странами-членами ЕЭП за 2012 г. составил 48 % от общего объема внешней торговли. У России внешнеторговый оборот с Беларусью и Казахстаном в указанном периоде составлял 6 % в общем объеме товарооборота.

Таблица 2

Динамика международных валютных резервов России, Казахстана и Белоруссии в 2009–2012 гг.

Дата

Международные резервы, млн дол США

В том числе

Россия

Казахстан

Беларусь

01.01 2009

426 281

19872

3061.1

01.012010

439 450

23091

5652.5

0101 2011

479 379

28275

5030.7

0101 2012

498 649

29322

7915.9

01.01.2013

537818

28280

8095.0

Источник: [12,13,14]

 

В Республике Беларусь уровень золотовалютных резервов (международных резервных активов) долгое время не обеспечивал даже трех месячный товарный импорт. В конце 2011 г. они покрывали менее 2 месяцев товарного импорта. Ситу ация несколько улучшилась в ноябре 2011 г.. после продажи Беларусью России 50 % (или оставшейся половины) акций ОАО «Бслтрансгаз». Так. международные резервные активы на 01.01.2012 г. составили 7915,9 млн долл.. на 01.01.2013 г. — 8095 млн долл. (табл. 2). В России объем золотовалютных резервов покрывает около 14 месяцев товарного импорта, в Казахстане — около 7 месяцев. При этом по сравнению с Беларусью Казахстан и Россия имеют устойчивое положительное сальдо внешней торговли. [10]

Поэтому нельзя не согласиться с выводами специалистов о необходимости введения для стран ЕЭП, дополнительно к маастрихтским, критерия достаточности золотовалютных резервов. Данный критерий необходим в условиях недостаточной диверсифицированности экспорта, что особенно важно для Республики Беларусь.

Очень интересным на наш взгляд является мнение исследователя И. Г. Суворова, который полагает, что важнейшей задачей интеграционных процессов в ЕврАзЭС является создание крупных финансовых компаний, банков, валютных и фондовых бирж. [10] В частности, интеграционные группировки на евразийском пространстве должны иметь собственные сильные банки с широким набором функций, ориентированные в первую очередь на развитие интеграционных процессов и способные финансово их поддерживать.

Кроме того, очень важным аспектом в рамках развития интеграционных процессов является оценка возможностей стран-партнеров по выполнению ими внешних обязательств.

Динамика показателя «отношение валового внешнего долга к ВВП» в России. Казахстане. Беларуси в 2011–2012 гг. (рис. 1) отражает относительную внешнюю стабильность только в экономике России. Данный показатель свидетельствует о росте валового внешнего долга в Республике Беларусь.

Описание: C:\Users\Admin\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image3.jpeg

Рис. 1. Динамика показателя «отношение внешнего долга к ВВП» в России. Казахстане. Беларуси в 2011-2012 гг.

 

В Казахстане, где в 2012 г. вышеназванным параметр превышал значение экономической безопасности, принятое в мировой практике (55 % к ВВП). На начало 2013 г. в Беларуси показатель «отношение внешнего долга к ВВП» снизился до 54 %. [8]

Либерализация взаимной торговли быстро принесла плоды, но позитивный эффект оказался краткосрочным. Основная причина — различия в макроэкономических условиях.

Описание: C:\Users\Admin\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image1.jpeg

Рис. 2. Динамика торговли стран ТС/ЕЭП с третьими странами, $ млрд

Описание: C:\Users\Admin\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image2.jpeg

Рис. 3. Взаимная торговля стран ТС/ЕЭП в % к торговле с третьими странами

 

Как показывает график на рисунке 3 в 2013 году наблюдаем существенное снижение показателя взаимной торговли стран ТС/ЕЭП к торговле с третьими странами.

Только за семь месяцев 2014 года из России в Казахстан завезено продукции в три раза больше, чем экспортировано, а с Беларусью этот разрыв увеличился в восемь раз.

Т. е. свободная торговля не стала локомотивом реформ и экономического роста как в России, та и в Казахстане и Белоруссии. Улучшение предпринимательского климата на сегодняшний момент происходит неравномерно.

Описание: C:\Users\Admin\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image4.jpeg

Рис. 4. Совокупное приближение к «передовому рубежу» Doing Business в 2009–2013 гг., %

 

Описание: C:\Users\Admin\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image3.jpeg

Рис. 5. Приближение к «передовому рубежу» Doing Business во внешней торговле в 2009–2013 гг., %

 

До 2013 года Россия была донором ТС/ЕЭП. Расходы компенсировались изъятиями по рынку нефти

Описание: C:\Users\Admin\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image5.jpeg

Рис. 6. Сальдо расчетов России с Белоруссией и Казахстаном, млрд руб.

Описание: C:\Users\Admin\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image6.jpeg

Рис. 7. Доходы России от экспорта нефтепродуктов из Белоруссии, млрд руб.

 

Положение договора ЕАЭС о согласовании макроэкономической политики — был правильным шагом, однако не все страны ЕАЭС вписываются в жесткие критерии. На сегодняшний день денежно-кредитная политика стран останется независимой

Количество стран, которые сегодня намерены и, к тому же, возможности более или менее существенно влиять на подиьи мирового уровня, на самом деле не такая уж и большая.В свое время Г. Киссинджер предположил, что международную систему XXI века. будут составлять следующие основные великие державы, как Соединенные Штаты, Европа, Китай, Япония, Россия

и, может-жливе, Индия.Современные политологи среди серьезных играл-цев на постбиполярной карте мира уже без грустные-вов называют Республику Индию, хотя и считают "ии в ϶том смысле" младшим братом "по сравнению с Китаем и Россией. Сейчас Республика Индия является не просто важным субъектом международных отношений, но в условиях развития современного многополюсного мира пытается пре-рыть южноазиатский субконтинент - один из наиб-льших регионов мира, на один из таких полюсов. Сердцем ϶того региона является, бесспорно, Индия из ии большими матери реальными и человеческими ресурсами, ϶кономическим потен-циала и политическими амбициями. К ϶тому следует добавить также значительные преимущества ии географического расположения:

она единственная имеет границы со всеми другими странами суб-континента, которые, наоборот, не граничат друг с другом.Таковы реалии определяют геостратегию Республики Индия, пере-все го - в пределах Южной Азии, и, также, в более глоба-льному масштабе, уже как регионального центра силы. З. Бжезинский отмечал: "Индия ... находится в про-цессе своего становления как региональной державы и раз-рассматрива

ют себя как потенциально большую действующее лицо в миро-вом масштабе.Она видит в себе и соперника Китая. Возможно, ϶то переоценка своих древних возмож-тей, однако Индия, бесспорно, является наиболее мощным государством Южной Азии ... "[2, с. 61]. Той же мысли к-тримуеться и другой известный американский политолог, С. Хантингтон:. . . Индия может достичь значительного ϶кономических ного роста и заявить о

себе как главного претендента-дента на влияние на мировой арене "[10, с.182]. Кстати, еще в начале существования своей страны как независимого, индийский лидер Дж. Неру выразил мнение о том, что в будущем в мире четыре государства играть наиб-льшую роль: США, Советский Союз, Китай и Индия, пе-редусим ссылаясь в

ыгодное геополитическое поло-еще страны, fi большие человеческие и материальные ресурсы.Если принять взгляд, что предметом геополитики е проблемы конвертации внутриполитического потенциалов лу страны уьии внешний потенциал [7, с. 186], то такой подход является вполне понятным. К ϶тому следует добавить, что гораздо р

аньше в традиционном индийском мировоззрении достаточно устоявшейся стала мысль о том, что Индия (в на-йширшому понимании ϶того термина) является мощной крае-ной с собственными амбициями и возможностями.Если нельзя говорить о геополитике, то хотя речь может идти о так называемой священной географии субконто-нента. Бывший министр иностранных дел и прем'ер министр страны М. Десаи по ϶тому поводу отмечал, что идея индийской единства, которая предусматривала общую могут-ность всего субконтинента, заняла прочные позиц

ии в ин-дийських умах примерно со времен создания ϶поса "Ма-хабгарата", то есть на начатую новой ϶ры [17 , с.15]. Сегодня Индия пытается воссоздать собственную "славу древних времен" в совершенно новых условиях, привыкнутьк потребностям и реалиям современного мира. Известно, в частности, что Индия никогда не была сторонником идеи биполярного сви-та и стала одним из основателей Движения неприеднання, как определенной альтернативы биполярности. Так же и однопо-лярного мир не может быт

ь приемлемым с точки зрения традиционных индийской политической теории.Однополярный мир во главе с США - реалии, но совсем не идеал для крупных стран Востока, имеющих собственную многовекового-ную традицию. Страна не одинока в поисках собственного места: по мнению многих индийских политологов, многие страны планеты предоставили 6 переваry другом мироустройства. "В прошлом веке Китай и Индия смогли сохранить цивилизационную своеобразие, выбрав различные модели раз-вития ... В ϶тих странах нет комплекса неполноценности перед цивилизациями Запада (Севера) ..." [1, с. 94]. Если в Китае говорят о желаемом будущее мира, как о "ба-гатополю

снисть", для индийской политической науки более характерным является определение "полицентричнисть", поскольку ϶тот термин является традиционным для общественного мнения индейцев с давних времен.Одним из таких "центров" индейцы видят свою страну. Отвечая на вопрос, что является основой стремлений Индии до получения статуса великой державы, авторы монографии "India in the World Order. Searching for Major-Power Status", определяют следующи

е основные момен-ты: существующие геополитические реалии (размеры субконтинента, миллиардное население), позиция гегемону в Юго-азиатском регионе, ϶кономический и военный потенци-ал, уверенность в возможности внедрения независимо-го внешнеполитического курса [15, с.3]. К выше пере-считанных факторов следует обязательно добавить, что Индия - одна из немногих стран на планете, которая олицетворяет целую цивилизацию - древнюю и самобытную. Президент страны А.П.Дж. Абдул Калам, другие политические лидеры края-ны в своих выступлениях

постоянно подчеркивают особенно-стях "... ϶волюции прекрасной Индии, которая имеет сочетать ϶кономическое процветание с системой ценностей, что является нашим цивилизационным достоянием" [21]. Сейчас Республика Индия - самая большая по количеству вы-борцов мировая демократия, что подает прекрасный пример сочетания традиционных ориентиров в развитии обществом-ва с прогрессом в области ϶кономики, науки и технологий, ϶то - мощная страна, четвертая в мире по макро϶кономических-ными показателями (после США, Китая и Японии), с общей суммой ВНП, в начале Тысяча-летия уровень его ежегодного прироста превышает 7%.   Валютные резервы достигли в 2004 г. 100 млрд долл., хотя еще в 1991 году составляли лишь 1 млрд [5]. Республика Индия имеет третий по численности фонд высококвалифицированных технических кадров и занимает первое место в мире по количеству инженеров   прогр

аммистов.Она является одной из немногих стран мира, имеет ядерную программу, созданную отечественными учеными. Среди приоритетных направлений развития науки и технологий такие передовые отрасли, как биотехнология, дальнейшее развитие космической программы, океанология, исследования косвенных ϶нергетических ресурсов. Ведущие ϶кономисты со всего мира предупреждают, что в 2020 сценарий развития мирового хозяйства будет совершенно друго

й вид, чем сегодня, и одну из передовых позиций в нем будет занимать Индия.Учитывая то, что уже сегодня Индия входит в десятку стран, которые развиваются быстрее, такие прогнозы кажутся достаточно реальными. В то же время почти треть индийского населения проживает за чертой бедности, страна постоянно сталкивается с такими проблемами, как коррумпированность в политике, неравномерность ϶кономического развития, ϶тнические и конфессиональные противоречия, кастовый менталитет и большое количество так называемых далитов и бывших неприкасаемых, которые составляют 16% населения страны [6, с. 217]. По϶тому правительство Республики Индия выдвигает задачу, нацеленные на ϶кономическое могущество, общественное развитие, построение настоящего демократического общества, соблюдение прав человека, гарантированных Конституцией страны. Новую ϶кономическую политику в Индии было н

ачато еще в начале 90   х гг (автор реформ и известный в Азии ϶кономист М.Синх   тогда министр финансов в правительстве Р. Ганди, теперь и действующий премьер   министр страны), а второй ϶тап реформ начался в конце прошлого столетия. Пиберализация торговли и инвестиций, финансовая стабилизация, реформа предприятий государственного сектора ϶кономики, уменьшение бюрократического контроля, "сельская индустриализация", развитие н

аукоемких отраслей и высоких технологий, дополненные настоящим идеологическим давлением под лозунгом "Сияющая Индия", предложенные правящей коалицией во главе с националистической Бгаратийа Джаната партии, способствовали выходу страны из ϶кономически 'изол.В свою очередь, ϶тот прорыв совпал с ростом спроса на специалистов в области программирования, и Индия по ко откий срок стала одним из признанных лидеров в области нформацийних технологий и получила большие прибыли благодаря развитию циеи 'области. В 2000 г. ϶кспорт превысил сумму в 6 млрд долл., предполагается, что в 2008 г. он достигнет 50 млрд долл. [5, с. 2]. Залогом осуществления таких прогнозов может стать тот факт, что диплом инженерапрограмиста в Индии ежегодно получают 100 тыс. молодых специ

алистов.Только высшие учебные заведения г. Бангалор и центруиндийськои "Силиконовой долины" и выпускают 25 тыс. специалистов в год   почти столько же, сколько все высшие учебные заведения США вместе [9, с. 371. Широко известно, что сегодня много высококвалифицированных специалистов индийского происхождения работают за рубежом и составляют значительную часть работн

иков таких всемирно известных компаний, как "Мисгозоп" (36%), "МАЗа" (32%) и др.. [8, с. 10], и ϶то также работает на пользу изменения имиджа Индии на международной арене. В 2000 г. доля Индии на мировом компьютерных технологий выросла почти до 20%, и около ЗО% высококвалифицированных компьютерных специалистов в современном мире и

индиици по происхождению.Наиболее репрезентативно видение Индии, ее внутришньои 'трансформации и усиления международных позиций изложены в концепции, одним из авторов которой' | 'является Президент Республики Индия доктор Авул Пакир Джайнулабдин Абдул Калам, известный ученый, причастный к космической и ракетно   ядерной программ государства, до избрания занимал должность главного научного советника индийского правительства. Большинство его идей изл

ожено в книге "Индия и 2020: Видение в новом тысячелетии" [14].Именно здесь сформулированы основную стратегическую цель и преобразования Индии в ближайшие 20 лет из страны, развивается, на развитую, и детально разработаны пути ее достижения. Определены три основных индикатора действительно развитого гос

 

ударства: богатство страны, благосостояние иьи народа и представительство на международных форумах В концепции отдельно говорится о собственном пути Инд ', личную модель развития в ϶поху модернизации, хотя подчеркивается, что Индия неодиночная в своих поисках оптимального пути к лучшему будущему, частности упоминаются схожие проблемы Малайзи, Китая, Японии, Кореи, Израиля, однако примеры других стран в основном "не работают" в индийском случае.

Отдельное место занимает важность усиления стратегических позиций Инди '|'.Известно, что руководство страны неоднократно пидпягало критике г как в самой Индии, так и за рубежом, по производству и испытаний ядерного оружия в контексте противоречия принципам ненасилия. Как ученый, причастный к разработке ракетного вооружение, Абдул Калам отме

чал по ϶тому поводу: "У меня не было никаких сомнений.Создавая такое оружие, я фактически обеспечиваю покой своей стране '|' ни. Теперь ни одна страна не осмелится напасть на нас ..."[11, с. 47]. Тот факт, что Индия воспользовалась правом ядерного выбора и собственноручно разработала свою ядерную программу, по его мнению, отвечает потребностям времени, но не мешает вери

ть в мир без насилия."Сила уважает силу   утверждает Абдул Калам, Индия должна заботиться о свои стратегические интересы, и ядерный потенциал позволяет вести на равных диалог с ведущими странами мира. Так случилось, что 5стран и постоянных членов СБ ООН одновременно составляют ϶литный "ядерный клуб", и как "Великие державы" играют особую роль в международных событиях. В Индии такое положение вещей расценивается как огромную несправедливость, и по϶тому фактическое приобретение ядерного статуса рассматривают как "должное", приложение в больших ресурсов стран '|' ни. Вместе с другими име

нно ϶тот фактор выдвигается на доказательство объективного повышения статуса государства на мировой арене, о чем постоянно отмечается в выступлениях ее руководителей.внешнеполитической курс страны демонстрирует довольно странное сочетание гуманитарных и прагматических принципов. с одной стороны, ϶то гандизм с его традиционным для Индии приоритетом решения вопросов безконфликгним путем, с другой и усиление безопасности и обороноспособности ст

ран '|' ни.Известный индийский дипломат Дж. Дикшит отмечал: "Толерантность, взаимодействие, преданность делу мира и попытки избежать использования силы при решении спорных вопросов   вот вклад Ганди в направления нашей внешней политики "[16, с. 40]. Однако архитектором внешнеполитического курса Республики Индия справедливо считают первого премьер   министра страны:" курс Неру ", согласно которому страна проводила политику избежания позиции силы и неприсоединения к военным блокам, был довольно прагматичен. По мнению Дж. Неру, независимый внешнеполитический курс был не только выбором, но и единственно возможной императивом для Инди как великой цивилизации Отметим, что за прошедшие 58 лет ϶тот курс фактически оставался неизменным , он стал предметом национального консенсуса и "надпартийной" согласия.

В мае 2004 г., после победы на парламентских выборах партии ИНК, новый министр иностранных дел К. Натвар Сингхв одном из первых своих интервью (7 июня 2004, "Ои1ИооИ < ") в ответ на вопрос, каково его кредо во внешней политике, отметил:" Наше кредо свое время определил Дж. Неру и оно остается действующим ". Объяснением ϶тому в определенной степени может быть тот факт, что в основе

курса   традиционные цивилизационные ценности индейцев , прежде   Теория ненасилия."Мы стараемся,   отмечал Неру, насколько ϶то возможно, держаться в стороне от политики силы, ии проводят противоположные друг другу группировки, которая в прошлом призводипа в мировых и вновь может вызвать большая беда. "[4, с. 292]. К тому же, кроме теории ненасилия, традиционное мировоззрение индейц

ев предусматривал восприятие мира как единой семьи   "Васудгейв кутумбакам", оно было основой отношений Индии с другими странами в прошлом, и теперь независимая Индия также придерживается таких взглядов [12, с.17]. Итак, говоря о современном состоянии зовнишньополитичнои 'деятельности Республики Индия, необходимо отметить, что он определяется двумя основными факторами. Во-первых   ϶то верность традиционному курса, в осно

ве которого взгляды на мир как единое целое (принцип "васудгейв кутумбакам"), теория ненасилия, приоритет мирных путей решения проблем и принципы мирного сосуществования ("панча Шила").По   Во-вторых, как уже отмечалось, Индия пытается найти свое место в современной системе международных отношений, достойное "ее ресурсов и мижнародноьи деятельности, активно стремится усиления своих позиций и получения статуса великой державы. Среди приоритетов во внешней политике новое правительство страны в соответствующей программе   минимум, принятой в июне 2004 г., определил следующие: - Увеличение стратегического прост

ранства Индии; • сохранения и укрепление мира на субконтиненте, взаимовыгодные отношения с ближайшие соседями, опорой чего имеет быть цивилизационный и исторический связь; • усиление тенденций к тесному сотрудничеству на основе доверия и взаимной с другими азиатскими странами (региона Персидского 'залива, Юго   Восточной Азии, ра "оную Индийского океана), в частности   участие в решении ракського и афганского вопросов, сотрудничество с Ираном, дальнейшее развитие отношений с Израилем; • поиски конструктивного диалога с великими державами мира, Россией и США, а также ч стратегическое сотрудниче

ство с Японией и Евросоюзом; • плодотворное сотрудничество в международных организациях с целью осмысления и дальнейшего осуществления новых подходов к проблемам современности; • пересмотр концепции "неприсоединения в новых условиях, преобразования Руха в своеобразный буфер в преодолении последствий глобализации, • атвердження приоритетов економичноиьдипломатии, активное развитие внешней торговли, усиление ϶кономических связей со всеми регионами мира; • борьба с любой   проявлениями терроризма, угрожает обществу и демократии; • содействие цивилизационной и религиозной терпимости, взаимодействи

я в мировом масштабе, в частности в культурной сфере, охрана культурных ценностей, накопленных человечеством.Особое внимание уделяет Индия развития отношений со своими стратегическими партнерами   США, РФ и Евросоюзом. Известно, что во многих аспектах Россия выступила наследницей Советского Союза на международной арене, в час

тности ϶то касается отношений с Индией.Хотя в целом в Индии довольно болезненно воспринявших распад СССР и последствия, которые он вызвал, российско   индийские отношения впоследствии были восстановлены, и во многом   благодаря существую чем связям. Известен факт, что посольство в Москве(во главе с Виджай 'Пакшми Пандит   оестрою Дж. Неру) стало первой самостоятельно открытой индейцами (а не внаслидок от британского правления) дипломатической миссией за рубежом. В 1955 г. состоялся обмен официальными визитами между руководителями Индии и Советского Союза Дж. Неру и Н.Хрущовим, который заложил основы для регулярного

обмена правительственными делегациями различного уровня.Новый ϶тап развития советско   индийских отношений начался в 1966 г., после подписания Ташкентськои 'декларации, когда Москва активно продемонстрировала свое желание участвовать в политических процессах региона. После вмешательства Москвы к событиям во время кризиса 1971 советско   индийские отношения получили статус взаимопонимания и дружбы, что было закреплено подписанием 9 августа 1971

Договора о мире, дружбе и сотрудничестве между СССР и Индией.Широко известным вклад советских специалистов в развитие индийской промышленности: достаточно вспомнить, что предприятия, построенные с помощью СССР, обеспечивали 80% производства металурпйного оборудование Инд "Зато политика Советского Союза в Южной Азии" всегда опиралась на дружественные отношения с Индией   надежным другом и стратегическим партнером. Итак, как отмечают российские специалисты, "... На протяжени

и десятилетий индийськорадянськи / российские отношения осуществлялись на основе общенационального консенсуса в обеих странах, торгово   ϶кономические отношения имели взаимовыгодный характер, а взаимодействие в оборонной отрасли отвечала национальным интересам как СССР / Росии, такие Инд "[С, с.3281. Распад Советского Союза, который сначала вызвал шоковые чувства в Индии, вызвал определенную стагнацию в отношениях, однако впоследствии диалог, теперь   росийськоИндийський, было восстановлено на новом уровне. И, если радянськоиндийськи отношения были несколько ограничены идеолопчнимы рамками,

подходы Индии и Российской Федеращи 'к многих проблем почти общими.Обе страны сближает то, что они являются многонациональными федеративными государствами, с большими территории и количеству населения, а также   поликонфессиональный суспильсгвамы. Особенности географического положения, достаточно близкое соседств

о, характер региональной 'взаимодействия и другие геополитические критерии также способствовали оптимальному развитию российско   индийских отношений Сейчас Россия продолжает занимать оообливе место во внешней политике Индии.Доверие, взаимопонимания и общие интересы на глобальном уровне определяют виоокий уровень двусторонних отношений и их дальнейшие перспективы. Обе страны выступают за расширение и углубление отношений, что было подчеркнуто во время официального визита в Индию в октябре 2000 г. президента России В. Путина, в ходе которого говорилось об общности геополитических и стр

атегических интересов стран.Визит начал принципиально новый ϶тап видносилн между Россией и Индией в XXI в., Его следствием стала детализация основных направлений сотрудничества между двумя странами в подписанном в ходе визита совместной политической декларации о стратепчне партнерство. Продолжением диалога стали визиты А. Ваджпаи 'в Москву (ноябрь 2001) и СанкгПетербургу (май 2003) и последующие визиты В. Путина в Ин

 

дии (декабрь 2002, декабрь 2004), а также   обмен визитами на других политических уровнях, в частности   министров обороны и иностранных дел.Контакты на высоком уровне продолжают развиваться и после изменения индийского правительства. Во время официального визита Президента Российской Федерации В. Путина в Дели С декабря 2004 г. было подписано Сп льну декпаращю, в очередно

й раз подтвердила намерения сторон развивать стратегическое партнерство и определила общие цели деятельности на международной арене.В частности, документ отмечает: "Индия и Россия остаются преданными делу борьбы за установление более демократического многополюсного мироустройства, который будет учитывать принципиальные изменения последних двух десятилетий" [21]. Отношениям с США, так же как с СССР, Индия всегда придавала особое значение. Следует отметить, что, как бы ни складывались условия,

в которых они формировались, ни разу индийское правительство не поступился интересами собственной страны и никогда не отходил от главных принципов внешнеполитической деятельности, о которых говорилось выше.Известно, что к середине 70   х гг Индия не попадала в список стран   фаворитов США. Первые почти три десятилетия существования независимой Инди в Соединенных Штатах признавали исключительное значение Индии в Южной Азии, но вместе с тем отрицали и возможность играть важную роль на междунар

одной арене.Так же, как у Советского Союза, в США "нейтралистський курс" Индии вызвал раздражение, поскольку "не укладывался» в биполярную схему послевоенного мира. В период "холодноьи войны" выдающимся тенденцией стала активизация советско   индийских с одной стороны, и американо   пакистанских отношений с другой. В0   е гг харакгеризувались определенным усилением ϶кономических отношений между двумя странами, политические же отношения усложнялись через разность позиций, в таких вопросах

, например, как ситуации в Кампучии и Афганистане.Развития сотрудничества в области ϶кономики и техники способствовало значительное увеличение индийско 'диаспоры в США: в 70   В0   х гг ежегодно ϶мигрировало около 15 тыс. индейцев, большинство из которых были представителями достаточно богатых семей, которые получали в США образование, что, в свою очередь, способствовало оживлению научных и образовательных связей. Несмотря на определенные трудности, Индия всегда была заинтересована в существовании и развитии двусторонних отношений. По мнению индийских специалистов, среди наиболее важных тенденций индийской 'внешней политики останч него периода является именно активизация отношени

й с Соединенными Штатами.Глобальные изменения мирового порядка, связанные с распадом СССР, построение межгосударственных отношений на новом уровне в постбиполярной ϶поху вызвали положительные сдвиги в индийско   американских отношениях. Поворотным в развитии двусторонних отношений следует считать 2000   й год, когда состоялся успешный обмен официальными визитами президента США В. Клинтона и инди " ского премьер   министра А. Ваджпа. Среди факторов, которые способствовали улучшению отношений, прежде всего   интенсификация ϶кономического взаимодействия течение последнего десятилетия Соединенные Штаты вынуждены были "призвичаии ся к успех

ам индийской ϶кономики "[1В, с.2671. Как уже отмечалось, весомой была роль индийского землячества в США (общая численность в начале 2000   х составляла почти 1,7 млн. человек), значительную долю которого составляют представители таких престижных профессий, как врачи и программисты. Широко известным является тот факт, что по уровню доходов и образования индийцы опережают все другие ϶тнические иммигрантские сообщества в США. После прихода в Белый дом Администрация Дж. Буша   моподшого было подтверждено желание с

торон развивать ϶кономическое сотрудничество, а также проводить консультац по вопросам ядерного разоружения и борьбы с глобальным терроризмом.Последний фактор приобрел особое значение после событий 11 сентября 2001 г. в Нью   Йорке, когда Индия поддержала создание Антитеррористического '|' коалиции, ссылаясь на собственный опыт борьбы с террористами в Кашми

ре.В ноябре 2001 г. президент США Дж. Буш и индийский премьер А. Ваджпаи объявили о стратегическом партнерстве между своимистранами, а уже в январе 2004 Ваджпаи в специальном заявлении объявил об удовлетворении обеих сторон развитием отношений: "Видение стратегического партнерства, очерченный президентом Бушем и мной, пока становится реальностью "[22]. За ϶то время страны достигли значительных успехов в сотрудничестве, которые касаются, прежде всего, трех специфических отр

аслей: использование ядерной ϶нергии в мирных целях, космическая программа и высокие Технопол.Следующим, довольно неожиданным даже для индий- ских фахивциамижнародникив, шагом в развитии двусторонних отношений стало подписание соглашения о сотрудничестве в области ядерной ϶нергетики 20 июля 2005 во время визита премьер   министра Индн М. Сингха в США. М. Сингх отметил, что двусторонние отношения еще никогда не были лучше. Страны

в очередной раз подтвердили совпадение лозиций по многим вопросам, к тому же подписание соглашения в Инд расценили как своеобразное признание статуса ядерной государства [20, с.14   16]. Республика Индия поддерживает тесные связи с Европейским Союзом, начатые еще в 60   е гг. Индия была одной из первых стран, установивших дипломатические отношения с ЕЭС. Принци

пиальные двусторонние соглашения были подписаны 1973, 1981 и 1993 г., вместе с последней была провозглашена Совместное политическое заявление, которая стала залогом постоянного политического диалога. Окончание холодной войны и переход большинства стран Центральнои 'иВосточной Европы в более либеральных политических режимов способствовали общему пониманию позиц Индии, упрощению диалога и развития сотрудничества в различных сферах. Индия приветствовала расширение Евросоюза и всегда подчеркивала положительные стороны такого процесса в связи именно с возможностями дальнейшего широкого сотрудничества. В июне 2000 г. в Лиссабоне состоялся 1   й саммит ЕС и Индии на высшем уровне, с тех пор такие с

аммиты стали регулярными.В фокусе переговоров   вопрос о роли ООН в современной системе международных отношений, предотвращения угрозы терроризма, защиты прав человека и содействия развитию демократии и плюрализма в мировом масштабе. Стороны удостоверяющих желание сотрудничать по вопросам безопасности, так же активным должно быть сотрудничество в рамках ВТО, предусматривающий взаимовыгодный торговый режим, который будет способствоват.

 

Таблица 3

Ключевые макроэкономические показатели стран ЕАЭС

 

Белоруссия

Казахстан

Россия

2011–2013 (min | max)

2014 (прогноз)

2011–2013 (min | max)

2014 (прогноз)

2011–2013 (min | max)

2014 (прогноз)

Госдолг

36,7 | 45,9

34,4

10,4 | 13,5

13,3

11,7 | 13,4

13,0

Дефицит бюджета

-1,0 | +4,2

-2,9

-2,9 | -2,1

н/д

-1,3 | +1,5

-0,7

Инфляция

16,5 | 108,7

16,3

4,8 | 7,4

10,1

6,1 | 6,6

5,8

Динамика ВВП

0,9 | 5,5

1,6

6,0 | 7,5

5,7

1,3 | 4,3

1,3

Рейтинг Moody's

В3/негати вн ы й

Ваа2/позитивный

Baal/пересмотр

 

Можно отметить, что различия в показателях внешнего сектора слишком велики. Кроме того, не ясен механизм согласования курсовой политики.

Описание: C:\Users\Admin\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image7.jpeg

Рис. 8. Динамика курсов валют к рублю

Таблица 4

Показатели внешнего сектора, $ млрд

Страны ЕАЭС

Белоруссия

Казахстан

Россия

Среднее сальдо платежного баланса в 2009–2013 гг., $ млрд

-5,9

0,1

60,2

Золотовалютные резервы (ЗВР) на 01.04.2014 г., $ млрд

6,7

24,5

509,6

ЗВР к объему месячного импорта, %

3,9

7,5

12,3

 

Описание: C:\Users\Admin\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image8.jpeg

Рис. 9. Объем финансового рынка в % к ВВП

 

Описание: C:\Users\Admin\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image9.jpeg

Рис. 10. Инвестиционные ресурсы в % к ВВП

 

Таблица 5

Характеристики регулятивной среды и инфраструктуры финансовых рынков

 

Белоруссия

Казахстан

Россия

Мегарегулятор

-

+

+

Центральный контрагент

+

+

+

Накопительная пенсия

-

+

+

Национальные рейтинговые агентства

-

+

+

Euroclear/Clearstream

-

+

+

Мин. капитал банка, $ тыс.

34 056

55 179

8 739

Мин. капитал брокера/дилера, $ тыс.

45

4 088*

1 020

Мин. капитал УК, $ тыс.

743

3 066*

1 020

 

Таким образом, наиболее важными мерами в области валютно-финансового сотрудничества стран ЕЭП в ближайшей перспективе должны выступать следующие.

Расширение использования национальных валют во взаимной торговле. Необходимо создание условий для заключения контрактов в национальных валютах. Для этого необходима система текущих курсовых котировок национальных валют Беларуси, России и Казахстана и их информационное обеспечение.

Создание консолидированного валютно-финансового и информационного рынка трех стран, что значительно расширит возможности национальных предприятий и финансовых институтов, будет способствовать укреплению их конкурентных позиций в мире.

Определение важнейших проблем, которые существуют в отдельных странах в области валютного регулирования и регулирования потока капиталов. Необходима унификация правил проведения валютных операций как для резидентов, так и для нерезидентов.

 

Литература:

 

1.         Гинзбург Ю. В. Эволюция форм экономической интеграции на постсоветском пространстве // Реформы и право. 2013. № 3.

2.         Глазьев Ю. С. О целях, проблемах и мерах государственной политики развития и интеграции. Научный доклад. — М., 2013.

3.         Голодова Ж. Г., Ранчинская Ю. С. Валютная политика в странах СНГ: основные проблемы и тенденции реализации.

4.         Дробышевский С. М. Количественные измерения денежно-кредитной политики Банка России, издат. «Дело» РАНГИГС, 2011, 392 с.

5.         Иванов И. Д. Россия в глобальном мире: 2000–2011: Хрестоматия в 6 томах. / Раздел 4. Россия и глобальные экономические тенденции. Рубль — валюта международного резерва и платежа? — М.: Аспект Пресс, 2012. — 1440 с. С.1047–1049

6.         Козырин А. Н. Пределы наднационального регулирования в Едином экономическом пространстве ЕврАзЭС // Реформы и право. 2013. № 3.

7.         Миркин Я. М. Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски — М.: GELEOS Publishing House; Кэпитал Трейд Компани, 2011. — 480 с.

8.         Оразалиев, А. А. Перспективы расширения Таможенного союза ЕврАзЭс: среднеазиатское направление / А. А. Оразалиев // Современная экономическая теория и поиск эффективных механизмов хозяйствования: Материалы Международной научно-практической конференции 15–16 марта 2013 г. — Симферополь, 2013. — 467 с.

9.         Пащенко А. В. Институты ЕврАзЭС: Межгосударственный Совет и Высший Евразийский экономический совет // Реформы и право. 2013. № 3.

10.     Суворов И. Г. Об интеграции в валютно-финансовой сфере на постсоветском пространстве / И. Г. Суворов // Банковское дело. — 2010. — N 11. — С. 63–65.

11.     Хрипкова, Л. Н. Таможенный союз ЕврАзЭС как основной реинтеграционный проект на постсоветском пространстве и перспективы его расширения / Л. Н. Хрипкова // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. — (52) УЭкС, 4/2013. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.uecs.ru/uecs-52–522013/item/2115–2013–04–29–08–33–33.

12.     Официальный интернет-ресурс Центрального банка Российской Федерации. Режим доступа: http://www.cbr.ru/

13.     Официальный интернет-ресурс Национального банка Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.nbrb.by/

14.     Официальный интернет-ресурс Национального банка Республики Казахстан. Режим доступа: http://www.nationalbank.kz/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle