Библиографическое описание:

Вилков И. Н., Агапова И. В. Финансовая стратегия как фактор устойчивого развития предприятия [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 109-111.

В книге И. Г. Мосиной «Стратегический менеджмент» приводится цитата Джоела Росса и Мишеля Ками, которые считают, что «без стратегии предприятия подобно кораблю без руля, плывут по кругу или напоминают бродяг, которые не знают куда идти» [5, с.11]. Нельзя не согласиться с данным высказыванием, поскольку без стратегии предприятия обречены бесцельно плыть по течению и никогда не станут лидерами в долгосрочной перспективе.

Проблемы, которые испытывают предприятия в сфере управления, возникают в большей степени из-за отсутствия плана действий, то есть ориентации на стратегию развития. Другими словами, необходим план, в котором взаимосвязаны все бизнес-направления предприятия. Итог реализации данного плана — это или финансовый успех или же убыток. Очевидно, что никого не устроит отрицательный финансовый показатель. Поэтому стоит отнестись серьезно к этому вопросу. Помимо этого существуют еще и различные финансовые, социальные, политические и другие факторы, способные повлиять существенно. Нужно уметь оценивать вероятность ухудшения или наступления каждого из этих факторов.

Приведем пример сферы производителей телефонов, в котором слабая позиция на рынке привела к уменьшению доли с последующей ее потерей. Достаточно взглянуть на позиции производителей сотовых телефонов, таких гигантов как Motorolla, Siemens, Nokia. В свое время, начиная с 2000 г. и заканчивая 2006 г. эти гиганты были в числе «моды» по производству и технической начинке сотовых телефонов. А в настоящее время рынок в основном развивается за счет таких гигантов, как Apple и Samsung. Если не заниматься глубинным анализом, то становится очевидным, что главный фактор перемены на рынке и последующие потери позиций производителей сотовых телефонов является отсутствие стратегии. Довольствование положением, которые занимали Motorolla, Siemens и Nokia, привело их к краху в стратегическом плане. Ведь техническое развитие конкурентов в лице Apple и Samsung — это грамотный и профессиональный ход в лице менеджмента по разработке и внедрению стратегических идей. Все эти идеи, представляющие собой пазлы, позволяют собрать единую картину будущего предприятия. Восполнить упущенное для этих предприятий с каждым годом становится все более невероятным, поэтому от бывших лидеров этой отрасли остались только названия [6, с. 70–71].

Чтобы побеждать и достигать успехов, нужно хорошо анализировать, использовать методы и разработки собственных программ, посредством которых предприятие сможет удерживать лидирующие позиции. В настоящее время конкуренция жестока как никогда, ведь на кону может быть выживаемость. Поэтому, умение не только вести бизнес, но и знать в каком направлении его развивать становится сложной задачей. Размышления о будущем сегодня не является чем-то абстрактным. Многие руководители достаточно убедились в бесполезности создания светлой картины будущего предприятия. Привычное прошлое и отказ от стратегического взгляда — типичные ошибки, которые не позволяют открыть перспективы будущего. Многие руководители думают, как сегодня заработать больше, но забывают о том, что может наступить завтра. Все это позволяет в краткосрочной перспективе добиться временных результатов.

В настоящее время все большее число предприятий осознают необходимость осознанного перспективного управления финансовой деятельностью на основе научной методологии предвидения ее направлений и форм, адаптации к общим целям развития предприятия и изменяющимся условиям внешней финансовой среды. Эффективным инструментом перспективного управления финансовой деятельностью предприятия, подчиненного реализации целей общего его развития в постоянно изменяющихся условиях выступает финансовая стратегия.

Актуальность разработки финансовой стратегии предприятия определяется рядом условий. Важнейшим из таких условий является интенсивность изменений факторов внешней финансовой среды. Высокая динамика основных макроэкономических показателей, связанных с финансовой деятельностью предприятия, темпы технологического прогресса, частые колебания конъюнктуры финансового рынка, непостоянство государственной экономической политики и форм регулирования финансовой деятельности не позволяют эффективно управлять финансами предприятий на основе лишь ранее накопленного опыта. Современные руководители слабо владеют информацией о деловой среде, а порой неправильно ее воспринимают. Среда, в которой функционирует предприятие, стала более изменчивой и конкурентной. Именно по этой причине стратегический взгляд позволит найти новый путь управления бизнесом [2, с. 71].

Формирование финансовой стратегии невозможно, если отсутствует общая стратегия развития предприятия, которая всегда задается «сверху» — руководителем. Даже если стратегия развития не облекается в какой-либо подробный документ, то некая установка есть всегда. Руководитель озвучивает пожелания по доле рынка, географическому распределению бизнеса, уровню рентабельности. Под это и подстраивается финансовая стратегия, в которой пожелания акционеров отражаются в определенных цифрах и показателях. Исходная информация обычно поступает от маркетинговых подразделений (прежде всего прогноз по выручке), а финансовая служба включается в расчеты и способствует выбору наиболее подходящей модели развития бизнеса [2, с. 80].

В настоящее время разработка финансовой стратегии является не фантазией или особенностью отдельных «продвинутых» предприятий, а необходимостью для всех участников бизнеса, которые видят свою задачу в поступательном развитии и сохранении устойчивого положения на рынке. Ни для кого не секрет, что грамотно построенная финансовая стратегия предприятия позволяет не только обеспечить предприятие финансовыми ресурсами и оптимизировать риски, но и определить пакет стратегический целей для дальнейшего эффективного развития предприятия. Сегодня успеха добиваются те, кому удается получить и сохранить конкурентное преимущество перед соперниками. Поэтому отсутствие разработанной финансовой стратегии, адаптированной к возможным изменениям факторов внешней среды, может привести к тому, что финансовые решения предприятий будут носить разнонаправленный характер, приводить к возникновению противоречий и снижению эффективности финансовой деятельности в целом.

Финансовая стратегия — это концепция управления финансовой деятельностью, являющаяся частью стратегического менеджмента организации, направленная на достижение поставленных целей в условиях динамичного изменения внешней и внутренней среды. Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятия, объективно рассматривая характер внутренних и внешних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке продукции. Финансовая стратегия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, ценовую политику. Одной из главных функциональных целей финансовой стратегии является максимизация рыночной стоимости предприятия [3, с. 130].

Финансовая стратегия предприятия решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в современных рыночных условиях хозяйствования. Это достаточно хороший инструмент, который позволяет компании развиваться в четко заданном направлении и достигать все более лучших результатов. На рисунке 1 представлены основные сферы финансовой деятельности предприятия, на реализацию которых направлена финансовая стратегия.

Рис.1. Основные направления, на реализацию которых направлена финансовая стратегия [4, с. 58]

 

На рисунке 2 представлены факторы, формирующие обоснования финансовой стратегии предприятия.

Рис.2. Факторы, формирующие обоснования финансовой стратегии [1, с. 11–12]

 

Финансовая стратегия предприятия обеспечивает:

1)   формирование финансовых ресурсов и руководство ими;

2)   выявление главных направлений и сосредоточение на их выполнении усилий, маневренности в использовании резервов финансовым руководством;

3)   соответствие финансовых действий экономическому состоянию и материальным возможностям предприятия;

4)   объективный учет финансово-экономической обстановки и реального финансового положения предприятия в году, квартале, месяце;

5)   учет финансовых возможностей предприятия, и его конкурентов;

6)   определение главной угрозы со стороны конкурентов, мобилизацию сил на ее устранение и выбор направлений финансовых действий [1, с. 15].

Таким образом, финансовая стратегия предусматривает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Цели финансовой стратегии должны подчиняться общей стратегии экономического развития и направляться на максимизацию прибыли и рыночной стоимости предприятия необходим разумный баланс между настоящим и будущим: не защитив свой сегодняшний бизнес, предприятие не имеет будущего. В свою очередь, не выделив должные ресурсы под будущее развитие, предприятие может лишиться потенциала.

 

Литература:

 

1.      Бланк И. А. Финансовая стратегия предприятия / И. А. Бланк. — Киев: Ника-Центр, 2010. — 520 с.

2.      Гениберг, Т. В. Сущность и методические основы разработки финансовой стратегии фирмы / Т. В. Гениберг, Н. А. Иванова, О. В. Полякова // Научные записки НГУЭУ. — 2009. — № 9 — С. 68–88.

3.      Лисовская И. А., Рыжкова С. А. Финансовая стратегия компании: необходимость формирования, основные компоненты и принципы построения // Российское предпринимательство. — 2008. — № 10, вып. 1 (120). — c. 130–134.

4.      Лукьянчук У. Р. Финансовый менеджмент / У. Р. Лукьянчук. — М.: Аллель, 2010.- с.263

5.      Мосина И. Г. Стратегический менеджмент / И. Г. Мосина. — Новосибирск: НФ РАП, 2010 г. — 167 с.

6.      Осипов Я. И. Финансовая стратегия компании// Российское предпринимательство. -2011.- № 9, вып. 1 (191).-c. 66–71.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle