Автор: Гареева Альбина Радиковна

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014)

Библиографическое описание:

Гареева А. Р. Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития компании [Текст] // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 147-150.

На современном этапе развития рыночных отношений бизнесу для успешного функционирования необходимо учитывать ряд факторов, выходящих за пределы классической экономической теории. Эффективный менеджмент заключается в построении рациональных взаимоотношений со всеми участниками бизнес-процессов, основанных на взаимосвязи, взаимодействии, взаимозависимости и коммуникации.

В современном мире на финансовый успех компании влияют показатели успешности взаимодействия со стейкхолдерами, умение выстроить конструктивный диалог, найти взаимовыгодные решения и эффективно их внедрить. При анализе деятельности компании также учитываются и риски, обусловленные социальным и экономическим влиянием компании на общество. Неудивительно, что в таких макроэкономических условиях одним из важнейших институтов цивилизованной рыночной экономики становится корпоративная социальная ответственность (КСО).

На сегодняшний день не существует единого определения корпоративной социальной ответственности. Однако все изученные подходы сходятся в том, что корпоративная социальная ответственность — это ответственность бизнеса перед обществом в целом. Такое понимание включает в себя ответственность компании во взаимоотношениях с партнёрами, ответственность в отношении потребителей, ответственную политику в отношении работников, экологическую ответственность, содействие бизнеса устойчивому развитию общества.

В процессе эволюции концепции корпоративной социальной ответственности сформировались три ее основные интерпретации.

Согласно первой (классический подход) и наиболее традиционной ответственность бизнеса заключается в увеличении прибыли для своих акционеров. Эту точку зрения, названную теорией корпоративного эгоизма, высказал нобелевский лауреат по экономике Милтон Фридман (Milton Friedman) в 1971 г. в статье «Социальная ответственность бизнеса - делать деньги». В качестве основного недостатка данной теории можно рассматривать временную ограниченность. Так, если компания в краткосрочном периоде несет дополнительные расходы, то в долгосрочном выигрывает от улучшения корпоративного имиджа, развития отношений с местным сообществом.

Вторая концепция, получившая название теории корпоративного альтруизма, прямо противоположна теории М. Фридмана и появилась одновременно с его публикациями. Основная идея — бизнес должен заботиться не только о росте прибыли, но и делать максимально доступным вклад в решение общественных проблем, повышение качества жизни граждан и сообщества, а также в сохранение окружающей среды. Авторство этой теории принадлежало Комитету по экономическому развитию.

Третья точка зрения «теория разумного эгоизма» (enlightened selfinterest) строится на том, что социальная ответственность бизнеса — это просто «хороший бизнес», поскольку помогает сократить долгосрочные потери прибыли. Затраты на социальные и благотворительные программы сокращают текущую прибыль, но в долгосрочной перспективе создают благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли. Филантропические и спонсорские программы способствуют узаконенному снижению налогооблагаемой базы компании и дают хороший «эффект публичности». В этом и заключается основной мотив социальной деятельности компании [1, c.118]

Также интересную трактовку и модель КСО, ставшую одной из базовых для современных исследований по данной проблеме, предложил американский исследователь А.Керолл. Согласно позиции А. Керолла, корпоративную социальную ответственность можно представить в виде многоуровневой пирамиды. Лежащая в основании пирамиды экономическая ответственность непосредственно определяется базовой функцией компании на рынке как производителя товаров и услуг, позволяющих удовлетворять потребности потребителей и, соответственно, извлекать прибыль. Под правовой ответственностью понимается функционирование компании в рамках существующего законодательства. Этическая ответственность подразумевает деятельность компании созвучную ожиданиям общества, основанную на существующих нормах морали, не закрепленных в законодательных актах. Филантропическая ответственность побуждает компанию к действиям, направленным на поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ.

Таким образом, КСО - это добровольное обязательство бизнеса осуществлять свой вклад в развитие общества, включая экономическую, социальную, экологическую сферы, принятое компанией сверх того, что требует от неё государство и законодательство.

Эволюция понятия КСО привела к современному её пониманию как ответственности компании за воздействие её решений и деятельности на окружающую среду через прозрачное и этическое поведение, которое:

-       одновременно способствует росту коммерческого успеха компании и благосостояния общества, приводит к социальному, экономическому и экологическому устойчивому развитию среды

-       учитывает ожидания заинтересованных сторон

-       соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения

Применительно к России корпоративная социальная ответственность определяется как философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, отдельными корпорациями и предприятиями своей деятельности по следующим направлениям:

-       производство качественной продукции и услуг для потребителей;

-       создание привлекательных рабочих мест, выплата легальных зарплат, инвестиции в развитие человеческого потенциала;

-       соблюдение требований законодательства: налогового, экологического, трудового и др.;

-       эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и рост благосостояния своих акционеров;

-       учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;

-       вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты развития местного сообщества»

.Основная цель корпоративной социальной ответственности — достижение целей устойчивого развития общества, под которыми понимается удовлетворение потребностей нынешнего поколения, без создания угроз для удовлетворения потребностей будущих поколений.

Успешная политика корпоративной социальной ответственности учитывает интересы и способствует повышению качества жизни основных заинтересованных сторон компаний, к которым относятся сотрудники, акционеры, инвесторы, органы государственной власти, клиенты, деловые партнеры, профессиональные сообщества, общество в целом и т. д. При этом компаниям необходимо развивать постоянное взаимодействие с заинтересованными сторонами с целью учета их мнений и ожиданий в процессе принятия и реализации решений.

Проведение процесса внедрения принципов КСО в деятельность компаний должно осуществляться на системной основе и быть интегрированным во все бизнес-процессы. При принятии решений компаниям необходимо учитывать не только экономические, но также социальные и экологические факторы, что позволит им управлять влиянием своей деятельности на общество и окружающую среду и быть подотчетным за него. При этом компаниям важно понимать, что КСО не является необязательным дополнением к их основной деятельности и не ограничивается филантропией.

Стадии внедрения принципов КСО в систему компании показаны в таблице 1 [4,c.52].

Таблица 1

Стадии развития КСО в компании

Гражданская стадия

Компания прилагает усилия для продвижения принципов КСО в деловом сообществе

Стратегическая стадия

Компания интегрирует КСО в стратегию своего развития, ориентируясь при этом на долгосрочную перспективу

Функциональная стадия

Компания принимает на себя некоторые добровольные обязательства в области КСО, приносящие позитивный эффект в краткосрочной и среднесрочной перспективе

Правовая стадия

Компания ведет свою деятельность в соответствии с ожиданиями общества, зафиксированными на законодательном уровне

Оборонительная стадия

Компания не признает своей ответственности и отрицает вину за негативные воздействия своей деятельности на состояние окружающей среды и общество

Фундаментальным принципом КСО является неукоснительное соблюдение законодательства, поэтому первое, что должна сделать компания, стремящаяся к социальной ответственности, — это проанализировать свою деятельность и привести ее в полное соответствие с законодательными нормами. Это так называемый базовый правовой уровень КСО.

На следующих этапах происходит постепенное расширение социальной ответственности за счет реализация добровольных инициатив (сверх законодательства), направленных на решение социально-экономических проблем, улучшение экологической обстановки, повышение качества продукции, продвижения инноваций и т. д.

На начальных этапах формирования системы КСО такие инициативы, как правило, носят единичный характер и не связаны с достижением стратегических целей компании — это так называемая функциональная стадия развития КСО. Однако постепенно система КСО пронизывает всю деятельность компании, становится ее философией и в конечном счете органично вписывается в ее долгосрочную стратегию и в систему корпоративного управления. В результате КСО переходит на стратегическую стадию развития.

Последняя и наиболее продвинутая гражданская стадия развития КСО предполагает активные действия компании, направленные на продвижение принципов КСО в деловом сообществе, в том числе среди деловых партнеров, поставщиков, профессиональных сообществ, коллег по бизнесу. В результате компания становится провайдером идей социальной ответственности, формируя благоприятную среду для дальнейших коллективных действий по достижению позитивных перемен.

Продуманная и эффективно работающая система КСО позволяет компаниям не только вносить позитивный вклад в социальное благополучие и экологическую стабильность, но и способствует повышению результативности и устойчивости бизнеса. Среди основных аспектов позитивного влияния КСО на рост эффективности бизнеса можно выделить:

-          Репутационный эффект, т. е. повышение имиджа и бренда компании как результат политики в области КСО;

-          Выстраивание отношений с заинтересованными сторонами, что формирует вокруг компании позитивную среду и обеспечивает бизнес поддержкой широкого круга заинтересованных сторон;

-          Внедрение инноваций, так как знание потребностей заинтересованных сторон позволяет бизнесу предлагать востребованные обществом товары и услуги;

-          Повышение лояльности персонала как результат создания благоприятных условий труда, возможностей для профессионального и карьерного роста и формирования корпоративной культуры;

-          Повышение инвестиций и выход на мировые рынки, так как эффективность политики КСО компании повышает её инвестиционную привлекательность;

Таким образом, очевидна прямая зависимость между реализацией концепции КСО и устойчивым развитием компании.

Устойчивое развитие компании- это не только отчетность, но и новая управленческая философия, когда любое управленческое решение принимается с учетом и экономического, и социального, и экологического эффекта.

Приверженность концепции КСО приводит к снижению совокупных издержек функционирования компании за счет формирования благоприятной деловой среды и повышения её конкурентоспособности. Корпоративная ответственность — это основа эффективной бизнес-стратегии, способствующей тому, чтобы бизнес развивался устойчиво, повышалась его конкурентоспособность, чтобы он был эффективным и отвечал задачам общественного развития.

Литература:

1.                  Беляева И. Ю.,Эскиндаров М. А. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект // монография — М.: КНОРУС, 2008

2.                  Корпоративная социальная ответственность: учебное пособие.// -Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2012, 292 с.

3.                  Литовченко С. И., Корсакова М. И. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания//.— М.: Ассоциация менеджеров, 2003. — 100 с.

4.                  Communication from the Commission concerning Corporate Social Responsibility: A business contribution to sustainable development // [Electronic resource] Brussels, 2006. Mode of access:http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2002:0347:FIN:en:PDF.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle