Библиографическое описание:

Федотенков Д. Г. Развитие транспортно-логистических систем в условиях глобализации мировой экономики [Текст] // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 222-226.

В настоящее время основным толчком в развитии мировой экономики является глобализация, являющаяся одной из наиболее влиятельных сил, определяющих особенности производства и сбыта товаров. В наше время глобализация воспринимается в мировом сообществе, как закономерно естественный и неизбежный исторический процесс.

Характерное в мировой экономике усиление интернационализации и глобализации производства приводит в свою очередь к интернационализации и глобализации транспортно-логистических систем и товаропроводящих сетей.

В логистике основными движущими силами глобализации согласно исследованиям Д. Бауэрсоксу являются: экономический рост; перспективы развития мировых рынков; регионализация; глобальная конкуренция; экспансия технологий; дерегулирование транспорта; развитие логистической инфраструктуры [1].

В современном мире глобализация является основной тенденцией развития макрологистических систем, что с одной стороны отражает глобализацию рынков сбыта готовой продукции, производства, снабжения материальными ресурсами, рабочей силы, капитала, а с другой — создание и развитие глобальных межгосударственных транспортно-логистических, телекоммуникационных, дистрибутивных и других макрологистических систем.

Особое значение в современном мировом развитии имеет экономическая интеграция. Само слово «интеграция» произошло от латинского integratio и означает объединение в одно целое каких-либо частей [4]. Объективный процесс интернационализации хозяйственной жизни, который значительно ускорился под влиянием научно-технической революции, предопределяет необходимость интеграции.

Под интернационализацией хозяйственной жизни понимается объективный процесс расширения и углубления экономических взаимосвязей различных регионов мира [3]. Данный процесс является общемировым и свойствен всей мировой экономике, в основе которого, лежит экономически обоснованная растущая концентрация и специализация производства.

В настоящее время под интернационализацией экономической деятельности понимается многоплановый процесс в мировой экономике, идущий по нескольким взаимодополняющим направлениям и способный принимать разнообразные формы.

Среди основных направлений интернационализации можно выделить следующие [3]:

-       развитие международной торговли;

-       развитие международных финансовых обменов;

-       развертывание деятельности транснациональных корпораций;

-       развитие деятельности транснациональных банков;

-       развитие совместных предприятий, разнообразных форм производственной и научно-технической кооперации и межфирменного сотрудничества;

-       развитие деятельности международных государственных, межгосударственных, негосударственных и общественных организаций.

Данные направления и формы интернационализации экономической деятельности в ходе своей реализации представляют собой, целую, достаточно сложную комплексную систему.

В индустриально развитых странах экономический рост приводит к увеличению логистической производительности и эффективности, особенно для экспорта товаров. Нарастающая конкуренция и поиск новых резервов роста вызывают у многих фирм стремление к поиску новых рынков сбыта, дешевых источников сырья и трудовых ресурсов за пределами своих стран.

Влияние этого процесса все больше углубляет международное разделение труда, что, в свою очередь, усиливает взаимозависимость хозяйственного и политического развития отдельных стран и, следовательно, их экономические системы все в больше начинают дополнять друг друга, делая необходимым поддержание соответствия между производством и потреблением многих товаров в международном масштабе. Так же появляется больше проблем, которые успешно решаются объединенными усилиями нескольких стран. Возникает общность хозяйственной жизни определенных стран, характеризующаяся, прежде всего наличием собственного международного рынка, отдельных общих экономических пропорций, общих задач и производственных организаций и институтов, другими словами начинает развиваться процесс, хозяйственной, или экономической, в том числе и логистической, интеграцией.

Международное разделение труд привело к созданию большого количества транснациональных компаний, использующих в бизнесе глобальные логистические цепи и каналы, перспектива развития которых связано, прежде всего, с увеличением отдачи на вложенный капитал, с более низкими тарифами логистических посредников в других странах, с лучшими финансовыми и другими условиями.

Экономическая и логистическая интеграция является более высокой ступенью развития мирового хозяйства. Представляя высокую форму интернационализации, интеграция вызывает необратимые изменения в хозяйстве стран участниц интеграционного объединения и экономически она отличается более глубоким, сложным характером экономических взаимосвязей национальных хозяйств, что приводит к структурным изменениям как внутри самих хозяйств, так и в их экономических связях друг с другом.

Развитие устойчивых политических и экономических связей разделение труда между национальными хозяйствами взаимно дополняет и приспосабливает отдельные предприятия, отрасли, экономические районы разных стран друг к другу, ведет к образованию международных хозяйственных комплексов, макрологистических систем, охватывающих прежде всего близкие по уровню экономического развития государства [3].

Особенно важную роль в глобальной логистике играет фактор регионализации. По нашему мнению региональные аспекты логистики можно рассматривать как на уровне одной страны, так и на уровне нескольких стран, расположенных в непосредственной близости друг к другу, имеющих общие границы в определенной географической зоне. Образование в ряде регионов интеграционных группировок, состоящих из государств данного региона, есть объективно обусловленный процесс, имеющий отражение закономерностей мирового развития, и целью которых является объединение усилий для создания оптимальной структуры производства, стимулирования его обновления на базе новейших достижений науки и техники, повышения конкурентоспособности продукции, обеспечения ее сбыта и обновления экономики на основе логистизации.

Существуют примеры успешных макрологистических региональных структур и систем, например, для стран Бенилюкса (экономический союз Бельгии, Нидерландов и Люксембурга), ЕС, США и Канады, Юго-Восточной Азии [3]. В данном примере региональный фактор усиливает тенденцию глобализации за счет: сходства политических систем и экономического уровня стран, входящих в регион; близости социального уклада жизни, традиций, исторических корней; миграции населения; единых источников энергии, и сырьевых ресурсов; единой транспортной системы и дорожной инфраструктуры; единых телекоммуникаций; отсутствия таможенных и торговых барьеров и т. д. В представленной нами таблице представлена прогрессивная шкала экономической интеграции.

Таблица

Формы интеграционных объединений и их черты.

Объединение

Отсутствие торговых ограничений

Общие внешнеторговые тарифы

Свободное передвижение факторов производства

Общая валюта

Общая экономическая политика

Зона свободной торговли

+

-

-

-

-

Таможенный союз

+

+

-

-

-

Общий рынок

+

+

+

-

-

Монетарный союз

+

+

+

+

-

Экономический союз

+

+

+

+

+

Стоит отметить, что в условиях интеграционных процессов в экономике развитых стран пересматривается место и роль транспорта, который играет весьма важную роль как единая система, выполняющая перевозочную работу, доставляя ресурсы на предприятия, участвуя во внутризаводских перевозках и обеспечивая доставку готовой продукции к местам ее потребления.

Из чего следует что, транспортной составляющей в условиях формирования логистических схем придается первостепенное значение.

Транспорт, обладая колоссальным стратегическим ресурсом, формирует материальные потоки грузов и пассажиров, которые в свою очередь образуют различные средства коммуникации, такие как: финансовые потоки, информационные протоки и др. На базе достижений такого направления в экономической науке, как логистика, сформировалась транспортная логистика, цель которой является оптимизация грузопотоков и снижение издержек обращения.

В период глобализации экономики в транспортной логистике становится особенно актуальной задача по управлению постоянно увеличивающимися объемами грузоперевозок и оптимизации транспортных расходов.

Транспортная логистика призвана обеспечить рационализацию грузопотоков и повышение эффективности использования транспортных средств, на что особый отпечаток наложили международные торговые отношения в условиях глобальной экономики. Транспортная логистика, в процессе формировании отдельных транспортных моделей, учитывает суверенное право отдельного государства, нормы международного торгового права, гражданское и таможенное право стран, участников торговых отношений [2].

Из зарубежного опыта нам известно, что логистике в вопросе формирования и эффективного функционирования транспортных систем который остро стоял уже 70-е года ХХ века, принадлежит стратегически важная роль в современном бизнесе. Наилучших результатов в бизнесе добиваются компании, использующие концепцию интегрированной логистики, которая позволяет объединить усилия управляющего персонала фирмы, ее структурных подразделений и логистических партнеров в единой цепи: закупки — производство — распределение — продажи — сервис.

Страны Западной Европы столкнулись с проблемами транспортной логистики одними из первых по причине большого количества стран на столь незначительной мировой территории, когда процессы интеграции стали сдерживаться центробежными тенденциями в области транспорта, который остается важным орудием государства и национальных корпораций против монополий других стран. Специалистами было подсчитано, что убытки вследствие известной автономии и упорной защиты экономического суверенитета в странах сегодня входящих в ЕС к концу 80-х гг. составляли около 400 млрд. долл. в год [5].

Десятилетие 1980-х годов отмечено увеличением количества транснациональных корпораций (ТНК), финансово-промышленных групп (ФПГ), межотраслевых и внутриотраслевых структур, ассоциаций, научно-производственных объединений, торговых домов и их укрупнение, а также ростом союзов и альянсов в бизнесе не обязательно оформленных юридически [6]. Целью данных объединений является поиск новых резервов, посредством структурирования мезологистических систем для оптимизации логистических издержек и улучшения обслуживания потребителей, важнейшим фактором в развитии которых становятся транспортные системы.

В решении торговых международных проблем, кроме факторов способствующих интеграции мировой экономики (снятие традиционных национальных таможенных, торговых, транспортных и других барьеров как это произошло в странах ЕС, между США и Канадой, либерализация законодательств многих других стран) стали активно разрабатываться и внедряться транспортные международные программы и проекты, направленные в первую очередь, на формирование и эффективное функционирование транспортных систем для обеспечения международных перевозок.

Остро встал вопрос объединения отдельных транспортных систем в единую мировую транспортную систему целью которых являлся непрерывный процесс транспортировки грузов, уменьшения времени их доставки, стоимости и рисков. «С момента создания Европейского Союза (Конференция Европейских Сообществ в Люксембурге в 1985 г., которая приняла Европейский Акт, вступивший в силу в 1987г.), провозгласивший четыре свободы в международном движении товаров, людей, услуг и капитала, создаваемый новый тип межгосударственных производственно-экономических связей потребовал объединения национальных транспортных систем этих стран в единую транспортную систему и ее развития в направлении» [7]: создания недостающих звеньев сети; увеличения пропускной способности и числа пограничных транспортных переходов и стыков; изменения соотношения видов транспорта в перевозках, связанного с составом грузовой массы по родам грузов и дальности перевозок; совершенствования координации работы транспорта и выработки общей транспортной политики (ОТП) в связи с обострением конкуренции между отдельными видами транспорта и со стороны иностранных транспортно-экспедиционных компаний, получивших доступ на национальный рынок транспортных услуг.

Европейский Союз на протяжении многих лет проводит работу по развитию общей транспортной политике, главной целью которой является создание единого рынка транспортных услуг, с повышением эффективности функционирования транспортных предприятий, повышением безопасности перевозок, надежности и комфортности поездок пассажиров и т. д.

В марте 1994 года на прошедшей конференции по европейскому транспорту, была сформулирована задача: разработать в рамках ЕС концепцию единой транспортной системы — Трансъевропейскую Транспортную Сеть (ТЕС), приоритетным направлением развития которой является ее увязка с сетью стран Центральной и Восточной Европы посредством приоритетных международных транспортных коридоров (МТК) [6].

Группа экспертов КВТ ЕЭК ООН приняла следующее определение международного транспортного коридора (МТК): «это часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает в себя подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающих в данном направлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий осуществления этих перевозок» [7].

Так как, программа создания МТК продолжает осуществляться и в настоящее время сегодня его реализацией руководит, специально созданное в 2006 году агентство при Еврокомиссииии сейчас проект рассчитан до 2030 года. Увеличилось и количество приоритетных транспортных проектов (теперь их 30) которые получают поддержку и финансирование со стороны Европейской комиссии [8]. Данный проект непосредственно затрагивает интересы РФ и в частности Северо-Западного региона РФ. Взаимодействие России и ЕС в сфере транспорта осуществляется на основе Отраслевого диалога по транспорту. Он функционирует в рамках Дорожной карты по созданию «Общего экономического пространства» России и ЕС, которая была подписана в мае 2005 г. [8]. С 2010 г. приоритет в его работе делается на реализацию инициативы «Партнерства для модернизации» [9]. В частности, в рамках Транспортного диалога была создана специальная Рабочая группа по вопросам модернизации.

Транспортные коридоры следует рассматривать не только с позиций интеграции, а, прежде всего, как важнейший элемент региональных и мировой транспортных систем. Также в плане развития и создания, межгосударственных и транснациональных макрологистических и транспортных систем с начала 1990-х годов в ЕС разрабатываются различные проекты и программы, так например [10]:

-          Collomodul — направленная на создание межнациональных логистических центров физического распределения, в основе которых лежит использование контейнеров в интермодальных перевозках (принята в 1992 г., участвуют Германия, Голландия и Франция);

-          Hermes — информационная система для контроля потоков грузов в международных сообщениях, объединяющая системы Великобритании, Дании, Италии, Нидерландов, Швейцарии, Бельгии, Франции и Германии;

-          Docimel — преследует те же цели и существенно дополняет Hermes бездокументальной системой перевозки грузов;

-          UNCTAD — международная программа ООН по повышению эффективности мировой торговли на основе системы электронного обмена данными, построенного на международном стандарте EDIFACT через создание сети TradePoint;

-          TEDIM (TelematicsinForeignTradeLogisticsandDeliveryManagement (в русском переводе: Программа развития телематики в управлении логистикой и поставками в международной торговле). С 1995 г. присоединилась к участию и Россия;

-          TACIS (TechnicalAssistancetotheCommonwealthofIndependentStates (в русском переводе: Техническая Помощь Содружеству наций Независимых Государств). Данная программа, разработанная Европейским Союзом для новых независимых государств в целях содействия развитию прочных экономических и политических связей между ЕС и независимыми странами.

Конечной целью большинства этих проектов и программ является улучшение сервиса, экологии и снижение логистических затрат (в частности на транспортировку и управление запасами) за счет снятия таможенных, налоговых и других барьеров, формирования рациональных грузопотоков, создания интегрированной сети региональных распределительных логистических центров, формирование транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры и т. д. [11].

Отмечая особенности российского логистического рынка, следует отметить, что отечественная экономика переживает сейчас непростой период, когда необходим поиск путей выхода из затянувшегося кризиса и одним из таких путей, является построение логистических систем. Формирование и развитие логистических производственных, торговых, транспортных и информационных систем для России имеет особое значение, позволяющее ускорить интеграцию нашей страны в мировое экономическое и информационное пространство.

Россия страна транзитёр, через которую проходят самые короткие транспортные маршруты между Европой и Азией. «Если по морю грузы из Азии в Европу доставляются за 30 и более дней, то по Транссибирской железной дороге за 10–12 суток. Совокупный объем торгового оборота между Европой и Азией составляет сегодня около $600 млрд, в год. СССР зарабатывал на транзите до $6 млрд, в год. В России объем рынка логистических услуг в целом уже сегодня превышает $ 30 млрд., а потенциал российского логистического рынка оценивается в $ 120 млрд». [2].

Министерством транспорта РФ сегодня разработана Транспортная стратегия до 2030 года первой целью, которой является формирование единого транспортного пространства России и в результате чего: значительно повысится производительность транспортных систем; повысится фондоотдача инфраструктуры транспорта и увеличится рентабельность; существенно уменьшится энергоемкость транспорта; будет создана сеть высокоскоростных и скоростных железнодорожных линий для связи крупнейших агломераций страны; будут созданы приоритетные конкурентные условия для национальных перевозчиков и стимулировано повышение их конкурентоспособности; будут внедрены инновационные товарно-транспортные технологии, соответствующие лучшим мировым достижениям, обеспечена оптимизация технологического взаимодействия различных видов транспорта и всех участников транспортного процесса; развитие конкурентной среды, включая государственно-частное партнерство (ГЧП), целенаправленное формирование условий инвестирования обеспечат интенсивный рост инвестиционной привлекательности отрасли; будет обеспечено развитие транспортной отрасли темпами, опережающими темпы роста национальной экономики [12].

Одним из базовых приоритетов внутренней и внешней политики России в современных условиях является ускоренная интеграция ее торгового и транспортного комплексов в мировое логистическое пространство, создание благоприятных условий для свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. На решение этих задач нацелены президентские программы («Дороги России», «Внутренние водные пути России»), федеральные целевые программы («Возрождение Волги», «Возрождение торгового флота России», «Верфи России»), «Концепция государственной транспортной политики Российской Федерации», ряд соглашений о сотрудничестве России со странами СНГ в области транспорта и энергетики, Меморандум Комиссии ЕС и Правительства Российской Федерации об открытии международного судоходства по внутренним водным путям России и др. [13]

Для России одним из путей глобализации экономики стало создание в 2000 году Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), которое базировалось на основе созданного в 1995 году, но так и не заработавшего таможенного союза некоторых стран СНГ. ЕврАзЭС — это международная экономическая организация, созданная с целью формирования общих внешних таможенных границ входящих в неё государств, выработки единой внешне-экономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. Одним из важных шагов на пути к глобализации российской экономики в мировую стало создание Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества [13].

Проводя внешнеэкономическую политику, направленную на расширение взаимовыгодного сотрудничества с государствами всех континентов земного шара, обладая огромным ресурсным потенциалом, Россия является одним из крупнейших участников мирового товарообмена.

В настоящее время в развитии и совершенствовании транспортной системы основной тенденцией стало распространение логистики, логистического управления, т. е. всего комплекса услуг по быстрой и качественной доставке товаров. Определяющей стратегией деятельности на мировых рынках является четкость и высокая скорость оформления сделок, т. е. ключевым моментом деятельности в развитых обществах становится усиливающаяся роль логистики.

Литература:

1.                  Глобализация рынка транспортных услуг и транспортно-логистических систем в мировой экономике [Электронный ресурс] URL: http://attachment:/19/default.htm

2.                  Международный опыт транспортной логистики [Электронный ресурс] URL: http://vsediplomy.ru/index.php?id=works&predmet=74&work_id=1305

3.                  Глобальные логистические системы [Электронный ресурс] URL: http://ser-pavlion.narod.ru/K4/logistics/Tema_12_-_Globalnye_logisticheskie_sistemy.htm

4.                  Философская энциклопедия [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2360/ИНТЕГРАЦИЯ.

5.                  Назаренко В. М., Назаренко К. С. Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности. -М.: Центр экономики и маркетинга, 2000–512 с.

6.                  Эмирова А. Е. Трансформация транспортных систем в условиях глобализации мировой экономики // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент» № 1, 2014

7.                  Европейская транспортная политика: тенденции и приоритеты. //Вестник транзитного бизнеса. — 1998. — № 41. — с. 6–8.

8.                  Энтин М. Л., Истомин И. А. Сотрудничество России и ЕС в транспортно-логистической сфере. Аналитические доклады. Выпуск 2, Сентябрь 2012. М.: МГИМО — Университет, Европейский учебный институт при МГИМО (У) МИД России, 2012 // Вся Европа Выпуск 7–8 (68), 2012. URL: http://www.mgimo.ru/alleurope/2006/68/article---doklad-transport.html.

9.                  Vice-President Kallas welcomes progress on enhanced cooperation between EU and Russia in transport. Brussels, 19 November 2010. URL: http://europa.eu/rapid/pressReleasesAction.do?reference=IP/10/1532&format=HTML&aged=0&language=EN&guiLanguage=en.

10.              Афанасьев Л. Д., Островский Н. Б., Цукербергер С. М. Единая транспортная система и автомобильные перевозки. -М.: Транспорт, 1984.

11.              Сергеев В. И. и др. Глобальные логистические системы: Учебное пособие В. И. Сергеев, А. А. Кизим, П. А. Эльяшевич /Под общ. ред. В. И. Сергеева. –СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001. — 240 с.

12.              Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 годаURL: http://www.mintrans.ru/upload/iblock/3cc/ts_proekt_16102008.pdf.

13.              Килль М. Ю. Логистика международного товародвижения: учеб. пособие / М. Ю. Килль. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. — 87 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle