Государственно-частное партнерство как механизм развития образования и науки | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 09.10.2014

Статья просмотрена: 530 раз

Библиографическое описание:

Дербина, Е. С. Государственно-частное партнерство как механизм развития образования и науки / Е. С. Дербина. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 24-25. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6258/ (дата обращения: 26.04.2024).

В мировой экономике в последние два десятилетия прослеживается четкая тенденция постоянного сокращения относительной доли государственного сектора в общенациональном финансировании образования и науки. Так, за период 1995 -2002 гг. величина этого показателя по странам ОЭСР сократились по НИОКР с 35 до 29,9 %, по странам ЕС (Европа- 15) — с 40 до 34 %. В то же время за период 1995–2003 гг. доля предпринимательского сектора в общенациональных расходах на НИОКР увеличилась в среднем с 65 до 75 % [1]. Государство все больше начинает играть роль партнера предпринимательского сектора в части содействия коммерциализации нововведений (инноваций).

Государство, заинтересованное в развитии форм и механизмов государственночастного партнерства (ГЧП), обеспечивает достижение следующих целей:

-           повышение интеллектуального, технологического, имущественного и финансового потенциала высшего профессионального образования и науки как условия обеспечения устойчивого экономического роста и модернизации экономики страны;

-           повышение эффективности управления высшим профессиональным образованием и наукой, осуществление государственных расходов с большей эффективностью;

-           обеспечение конкурентоспособности учреждений высшего профессионального образования и науки, стимулирование сближения фундаментальных и прикладных исследований;

-           удовлетворение динамично изменяющегося спроса на рынке труда, усиление инновационной составляющей образования и науки.

К основным интересам бизнес-сектора в ГЧП относятся:

-           получение экономических выгод в результате осуществления партнерских проектов;

-           повышение конкурентоспособности бизнеса;

-           повышение профессионализма работников частного сектора;

-           повышение качества и эффективности внедрения результатов научных разработок;

-           расширение возможностей для инновационного бизнеса и др.

ГЧП сочетает в себе лучшее из двух систем: частного сектора с его ресурсами, управленческими навыками и технологиями, а также государственного сектора с его регулирующей деятельностью и защитой общественных интересов.

«Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г». включает комплекс мероприятий, необходимых для развития ГЧП:

-           создание механизмов участия предпринимательского сектора в определении приоритетных направлений развития науки, технологии и высшего профессионального образования;

-           формирование стратегии развития инновационно-активных территорий и кластеров;

-           создание центров трансферта технологий, образуемых на базе учреждений академической науки;

-           государственное стимулирование капитализации интеллектуального потенциала научно-образовательных учреждений, а также промышленных компаний и т. д.

Особенностью ГЧП является то, что предпринимательскому сектору передается не собственность, которая принадлежит государству, а только право на управление собственностью и ее использование в интересах решения конкретной задачи.

Анализируя современное состояние науки, высшей профессиональной школы и производства в России, необходимо отметить их кризисное состояние и разлаженность системы взаимодействия между ними.

В рассматриваемых условиях необходимость государственно-частного партнерства «вуз — наука — производство» является самоочевидной. Основными направлениями такого стратегического партнерства могут быть:

1.         Управление имуществом государственных высших учебных заведений и научных организаций.

2.         Осуществление партнерских инвестиционных проектов, преследующих коммерческие цели и направленных на расширение внебюджетных источников финансирования научной и образовательной деятельности.

3.         Управление содержательным компонентом образовательной деятельности.

4.         Экономическая поддержка высшей профессиональной школы и науки, в частности:

-           финансирование капитальных и текущих затрат образовательных и научных организаций;

-           организация и финансирование стипендиальных программ для студентов;

-           организация и финансирование грантовых программ для преподавателей и студентов вузов, а также сотрудников научных организаций;

-           внедрение образовательных кредитов и различных видов льготного кредитования для людей, занятых в сферах образования и научной деятельности.

5.      Поддержка научно-исследовательской и научно-практической деятельности, в том числе:

-           организация, финансирование и проведение на партнерской основе научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

-           создание технополисов и технопарков;

-           формирование предприятий инновационного типа, венчурных фондов, бизнес- инкубаторов, центров трансфера технологий;

-           учреждения технико-внедренческих и инновационно-технологических зон.

В настоящее время потенциал ГЧП в сфере интеграции науки, высшего профессионального образования и производства в России практически не используется. Основными препятствиями здесь являются, прежде всего, отсутствие необходимой правовой базы, позволяющей обеспечить соблюдение интересов обеих сторон ГЧП, а также неразвитость механизмов, направленных на повышение эффективности управления имуществом и финансовыми ресурсами в сфере образования и науки. Оптимальным решением в этих условиях является активное использование механизмов ГЧП, которые могут быть реализованы в рамках существующей нормативной базы; развитие перспективных инновационных форм ГЧП в сфере образования и науки; разработка нормативно-методической базы, регламентирующей применение ГЧП в рассматриваемой сфере; а также инициирование совершенствования необходимой нормативно-правовой базы.

Реализация модели ГЧП в сфере науки и высшего профессионального образования в России позволит развить и интегрировать их инновационный потенциал, который должен стать основой экономического роста страны, основанного не на экстенсивном использовании сырья, а на диверсифицированном производстве конкурентоспособной на мировом рынке продукции с высокой нормой добавленной стоимости, что возможно только за счет технологического развития.

Литература:

1.         Государственно-частное партнерство в научно-инновационной сфере / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А. К. Казанцева, канд. экон. наук Д. А. Рубвальтера. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 330 с.

2.         Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред. акад. А. А. Дынкина / ИМЭМО РАН. — М.: Магистр, 2008. — 429 с.

3.         Шимко П. Д. Управление сетевыми региональными интеграционными формированиями высшей школы в условиях глобализации: монография / П. Д. Шимко. — СПб.: СПбГИЭУ, 2007. — 178 с.

Основные термины (генерируются автоматически): высшее профессиональное образование, предпринимательский сектор, наука, Россия, сфера образования, высшая профессиональная школа, государственный сектор, образовательная деятельность, повышение эффективности управления, частный сектор.

Похожие статьи

Развитие государственно-частного партнёрства в сфере...

высшее профессиональное образование, предпринимательский сектор, сфера образования, Россия, наука, высшая.

Повышение экономической эффективности деятельности...

Повышение экономической эффективности деятельности образовательного учреждения. Авторы: Зяблов Андрей Александрович, Васюков Руслан

По итогам проведения анализа была выявлена высокая социальная и финансово-экономическая эффективность.

Механизмы управления негосударственным сектором...

дошкольное образование, негосударственный сектор, учреждение, частный детский сад, образовательная деятельность, дошкольное учреждение, Российская Федерация, красноярск...

Инновационный процесс в сфере образования и частного...

Авторы: Бакиева Ирода Абдушукуровна, Насиров Сардор Муроджонович. Рубрика: Экономика и управление.

Библиографическое описание: Бакиева И. А., Насиров С. М. Инновационный процесс в сфере образования и частного сектора как фактор создания рабочих мест...

Открытое образование, как сфера услуг перспективы развития

На сегодняшний день этот образовательный сектор динамично растет и развивается.

К тому же две трети российских семей рассматривают высшее профессиональное образование как абсолютную ценность.

Специфика образовательных услуг в системе общественных...

образование, высшее образование, высшее профессиональное образование, россия, образовательный процесс, качество образования, услуга, Аналитическая служба, мой взгляд, образовательная услуга.

Особенности применения подхода «Университет третьего...»

Сегодня эффективная образовательная организация высшего образования должна быть ориентирована на следующие задачи: повышение эффективности взаимодействия рынка образовательных услуг с национальными и региональными рынками труда и, как следствие...

Развитие в России среднего профессионального образования...

непрерывное образование, профессиональное образование, обучение, развитие системы, факультет, дополнительное профессиональное образование, профессиональная деятельность, Россия, Институт...

Проблемы образования в государственных федеральных...

высшее образование, Россия, развитие системы обучения, высшая школа, высшее профессиональное образование, профессиональное образование, ВУЗ, данные. Проблемы развития высшего профессионального образования...

Похожие статьи

Развитие государственно-частного партнёрства в сфере...

высшее профессиональное образование, предпринимательский сектор, сфера образования, Россия, наука, высшая.

Повышение экономической эффективности деятельности...

Повышение экономической эффективности деятельности образовательного учреждения. Авторы: Зяблов Андрей Александрович, Васюков Руслан

По итогам проведения анализа была выявлена высокая социальная и финансово-экономическая эффективность.

Механизмы управления негосударственным сектором...

дошкольное образование, негосударственный сектор, учреждение, частный детский сад, образовательная деятельность, дошкольное учреждение, Российская Федерация, красноярск...

Инновационный процесс в сфере образования и частного...

Авторы: Бакиева Ирода Абдушукуровна, Насиров Сардор Муроджонович. Рубрика: Экономика и управление.

Библиографическое описание: Бакиева И. А., Насиров С. М. Инновационный процесс в сфере образования и частного сектора как фактор создания рабочих мест...

Открытое образование, как сфера услуг перспективы развития

На сегодняшний день этот образовательный сектор динамично растет и развивается.

К тому же две трети российских семей рассматривают высшее профессиональное образование как абсолютную ценность.

Специфика образовательных услуг в системе общественных...

образование, высшее образование, высшее профессиональное образование, россия, образовательный процесс, качество образования, услуга, Аналитическая служба, мой взгляд, образовательная услуга.

Особенности применения подхода «Университет третьего...»

Сегодня эффективная образовательная организация высшего образования должна быть ориентирована на следующие задачи: повышение эффективности взаимодействия рынка образовательных услуг с национальными и региональными рынками труда и, как следствие...

Развитие в России среднего профессионального образования...

непрерывное образование, профессиональное образование, обучение, развитие системы, факультет, дополнительное профессиональное образование, профессиональная деятельность, Россия, Институт...

Проблемы образования в государственных федеральных...

высшее образование, Россия, развитие системы обучения, высшая школа, высшее профессиональное образование, профессиональное образование, ВУЗ, данные. Проблемы развития высшего профессионального образования...