Инновационное поведение как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 19.09.2014

Статья просмотрена: 496 раз

Библиографическое описание:

Курносова, Е. А. Инновационное поведение как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг / Е. А. Курносова. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 155-158. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6141/ (дата обращения: 24.04.2024).

В статье рассматриваются специфика и особенности конкурентоспособности предприятий сферы услуг. Представлен процесс формирования инновационного поведения в целях обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг, изложены пути решения проблемы повышения их конкурентоспособности.

Ключевые слова: сфера услуг, конкурентоспособность, инновационное поведение.

В сегодняшних условиях во всем мире сфера услуг представляет мощную и многогранную систему. Услуги становятся результатом все большого числа работников, а потребление услуг — важнейшим способом удовлетворения потребностей человека и общества в целом. В свою очередь, это объясняется всесторонними изменениями в отраслевой структуре рынка, которые проявляются в следующих признаках:

-          опережающий темп производства услуг, над материальным производством;

-          ежегодно наблюдается абсолютное увеличение доли работников, так же возрастает интенсивность миграционных потоков рабочей силы в сфере услуг.

-          на мировом рынке увеличивается объем и повышаются темпы экспортно-импортных операций в сфере услуг;

Резкое возрастание роли сферы услуг в общей структуре хозяйства знаменует переход от индустриальной стадии развития общества к следующей — постиндустриальной. По Д. Беллу, «постиндустриальное общество основано на услугах…» [2;49]. Действительно, сфера услуг сегодня — самый быстро развивающийся сектор современной экономики. В крупных европейских странах занятость в сфере услуг суммарно больше, чем во всех остальных отраслях вместе взятых.

Статистика показывает, что частный и государственный секторы услуг обеспечивают от 60 до 70 % национального продукта.

Но стоит отметить, что сфера услуг по сравнению с производственной сферой весьма специфична.

Особенность сферы услуг, проявляется, является в специфике самих услуг: их неосязаемость, неспособность к хранению, изменчивость качество и неразрывность производства и потребления — определяют особенности внедрения инноваций в работу сервисных предприятий.

Неуверенность потребителей в полезном эффекте и их участие в процессе приобретения услуги являются фактором, усугубляющим конкурентные позиции сервисных предприятий.

Решение ключевой проблемы — возможного разрыва между ожиданием потребителя и фактически восприятием полученной услуги — является на сегодняшний день весьма болезненной темой для предприятий сферы услуг, поскольку всегда будут присутствовать элементы осознанного покупательского риска в потреблении услуг, то инновационное поведение предприятий сферы услуг должно быть направлено на минимизацию этого риска.

Для обеспечения позитивного долговременного развития предприятий сферы услуг в условиях насыщения рынка товарами и услугами и ужесточения в связи с этим конкуренции необходимо создание системы взаимосвязанных реакций, которая, по мнению Курносовой Е.А., определяет содержание инновационного поведения [4, с.9].

Стоит отметить, что решение проблемы повышения конкурентоспособности предприятий сферы услуг предполагает переход от отдельных разрозненных к совокупности постоянно действующих решений — к системе обеспечения конкурентоспособности.

Для повышения эффективности разработки и реализации сложной совокупности конкурентообеспечивающих реакций предприятий сферы услуг, процесс формирования инновационного поведения должен протекать организованно. Его можно рассматривать как динамическую последовательность взаимосвязанных, логически вытекающих один из другого этапов (рис. 1.).

 
 
 

Рис. 1. Система обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг в условиях формирования инновационного поведения

Представленная система обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг автором понимается, как совокупность взаимосвязанных реакций, процесса обеспечения инновационного поведения, частично управленческой инфраструктуры, задействованных по определенным принципам в целях повышения конкурентоспособности.

Целью представленной системы является ее сохраняемость во времени, т. е. увеличение жизненного цикла услуг и повышения их конкурентоспособности за счет применения инноваций в рамках модификации услуг и изобретения услуг-новинок.

В свою очередь, главными задачами системы является обеспечение гибкости, в частности быстрого реагирования на изменения микро и макросреды сервисных предприятий, так же стабилизация и расширение рынка сбыта и т. п.

Важнейшими условиями эффективного функционирования системы обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг являются:

-          повышение конкурентоспособности качества оказываемых услуг при минимизации затрат;

-          наличие оперативного резерва в повышении объема реализации услуг;

-          наличие технологических возможностей быстрого перехода на производство и реализацию услуг-новинок;

-          обеспечение рационального производства и эффективного сбыта услуг.

Из рисунка 1 видно, что система обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг в условиях формирования инновационного поведения полностью включает совокупность взаимосвязанных реакций, процесс формирования инновационного поведения.

Результатом функционирования системы, выходом процесса формирования инновационного поведения сферы услуг является утвержденная совокупность взаимосвязанных реакций предприятий сферы услуг на изменение их конкурентной позиции.

Немаловажную роль для эффективного функционирования системы обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг на основе формирования инновационного поведения играет обеспечивающая подсистема, состоящая из методического, организационного, правового, ресурсного и информационного обеспечения. Все теоретические, методические и практические вопросы по разработке, функционированию и развитию обозначенной системы должны быть обоснованы и изложены в соответствующих нормативно-методических документах международного, федерального, муниципального уровня предприятия. Целью подсистемы методического обеспечения достижение является унификации, взаимозаменяемости и преемственности вопросов инновационного поведения, регламентированных на верхнем уровне для нижестоящего уровня.

Подсистема ресурсного обеспечения призвана своевременно обеспечивать ее необходимыми видами ресурсов требуемого количества и качества.

Для осуществления инновационного поведения крайне важна релевантная информация, позволяющая составить представление о перспективах предприятий сферы услуг.

Сбор информации и ее организация посредством поэтапного логического анализа, выявление и оценка важнейших настоящих и будущих аспектов хозяйственной деятельности предприятий сферы услуг позволяют разработать совокупность взаимосвязанных реакций по обеспечению конкурентоспособности данных предприятий на основе развития инновационной деятельности приемлемых по затратам, выгоде и риску, оптимизирующих деятельность хозяйствующих субъектов, что и предопределяет необходимость включения информационной подсистемы в систему инновационного поведения.

Формирование системы обеспечения конкурентоспособных предприятий сферы услуг на основе инновационного поведения является оправданным при условии, что процесс выработки и реализации конкурентообеспечивающих инновационных реакций с самого начала правильно организован. С содержательной точки зрения, на наш взгляд, ее необходимо рассматривать как единство трех компонентов организационной структуры предприятия, его совокупность взаимосвязанных реакций по обеспечению конкурентоспособности за счет развития инновационной деятельности и организационно-экономического механизма функционирования. Такое деление согласуется с принятым в системном подходе выделением трех аспектов — предметного, атрибутивного и релятивного.

Предметный аспект отражает предметно-вещественную составляющую системы, ее элементный состав. В данном случае это организационная структура предприятия сферы услуг, которая определяется как набор подразделений и должностей, объединенных устойчивыми связями. Причем здесь мы сознательно заменяем общепринятое понятие «организационная структура управления» понятием «организационная структура». Так как распространенное в отечественной науке деление последней на организационную структуру управления и организационно-производственную структуру больше соответствует принятому механическому расчленению системы управления на объект и субъект. На наш взгляд, в составе организационной структуре не следует разрывать вертикальную координату управленческих воздействий и горизонтальную координату процессов функционирования, так как любое обособленное подразделение предприятия есть не что иное, как пересечение этих координат с образованием саморегулируемой обратной связи.

Атрибутивный аспект подразумевает целостность, качественную определенность системы, единство составляющих ее предметов. Для системы управления он заключен в совокупности взаимосвязанных реакций по обеспечению конкурентоспособности объекта исследования на основе инновационной деятельности предприятия. Разработка инновационного поведения предприятий сферы услуг в разрезе достижения ими желаемой конкурентной позиции позволяет установить, каким образом предприятие сферы услуг намерено обеспечивать достижение своих организационных целей в настоящем и будущем.

Релятивный аспект предполагает наличие отношений предметов, включенных в систему, обеспечивающих их интеграцию в реализации ее целостных атрибутивных свойств. В системе управления он представлен организационно-экономическим механизмом предприятия (механизмы функционирования хозяйственных единиц принято называть не просто «организационными», а «организационно-экономическими»), который можно определить как целенаправленный процесс решения частных задач его функционирования на основе устойчивой совокупности методов, норм и правил формирования и регулирования отношений элементов организационной структуры.

Правовая база системы обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг за счет инновационного поведения основано на законодательных и нормативных актах по различным вопросам разработки, функционирования и развития системы, принятых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В проблеме построения процесса формирования инновационного поведения предприятий сферы услуг, автор выделил три главных аспекта: технический, экономический и организационный.

Технический аспект — это процесс формирования инновационный совокупности взаимосвязанных реакций, направленный на совершенствование производства услуг, улучшение их потребительских свойств за счет разработки внедрения инноваций в целях обеспечения конкурентоспособности объекта исследования.

Экономический аспект — это процесс формирования инновационной совокупности взаимосвязанных реакций, направленный на обеспечение безубыточного и прибыльного производства, формирование оптимальной цены на услуги, продвижение их на рынок и на этой основе обеспечение желаемой конкурентной позиции предприятий сферы услуг.

Организационный аспект — это процесс формирования инновационной совокупности взаимосвязанных реакций, направленной на повышение эффективности управления конкурентоспособностью предприятий сферы услуг.

Таким образом, реализация предложенной концепции формирования системы обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг за счет инновационного поведения позволит сервисным предприятиям повысить свой рейтинг конкурентоспособности, а значит, и эффективность использования имеющихся ресурсов, проявляющуюся в положительной динамике основных результирующих показателей деятельности хозяйствующих субъектов.

Литература:

1.                  Барышев А. В. Инновационный менеджмент: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2012. 384 с.

2.                  Белл. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Перевод с английского. Изд. 2-ое, испр. и доп. М.: Academia, 2004. CLXX, 788 стр.

3.                  Ерохина Л. И. Предприятия в сфере сервиса. Управление прогнозируемыми процессами: учебное пособие для вузов. М.: МПСУ, 2005. 248 с.

4.                  Курносова Е. А, Конкурентоспособность предприятий сферы услуг на основе формирования инновационного поведения: Автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05; [Поволжский государственный университет сервиса]. — Тольятти, 2009. — 9 с.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационное поведение, процесс формирования, сфера услуг, предприятие сферы услуг, инновационное поведение предприятий сферы услуг, реакция, система управления, услуга, желаемая конкурентная позиция, инновационная деятельность.

Ключевые слова

конкурентоспособность, сфера услуг, инновационное поведение., инновационное поведение

Похожие статьи

Влияние инновационных технологий на конкурентоспособность...

Инновационное поведение как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг.

Ключевые слова: сфера услуг, конкурентоспособность, инновационное поведение.

Инновационные проекты в сфере услуг | Статья в журнале...

Инновационное развитие сферы услуг это не что иное, как совокупность административных методов обеспечения внедрения всех видов новшеств, а также формирование условий, которые стимулируют инновации на предприятиях сферы.

Перспективы внедрения инновационных методов управления...

управление трудом, гостиничное предприятие, инновационная деятельность, инновационное управление, инновационный менеджмент, трудовая деятельность, повышение эффективности, труд, предприятие сферы...

Клиенториентированная модель как основа функционирования...

Процесс обслуживания на предприятиях сферы услуг...

CRM-системыинновационный продукт для... Цель деятельности компании в конечном итоге – получение прибыли.

Инновационный менеджмент в гостиничном предприятии

инновационная деятельность, инновационное развитие, предприятие, инновация, система управления, инновационный процесс, полная мера, современный инновационный процесс, инновационная деятельность...

Особенности продвижения инновационных услуг

Инновационные проекты в сфере услуг | Статья в журнале... Инновационное развитие сферы услуг это не что иное, как совокупность административных методов обеспечения внедрения всех видов новшеств, а также формирование условий...

Теоретические аспекты обеспечения конкурентоспособности...

Теоретические аспекты обеспечения конкурентоспособности компании сферы услуг.

Задача анализа конкурентоспособности - оценить величину и характер имеющихся конкурентных преимуществ и показать устойчивость конкурентной позиции предприятия или системы.

Основные элементы инновационной деятельности современной...

Организация инновационной деятельности предприятия представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями.

Инновационный потенциал российского гостиничного бизнеса

инновационная деятельность, инновационное развитие, предприятие, инновация, система управления, инновационный процесс, полная мера, современный инновационный процесс, инновационная деятельность...

Похожие статьи

Влияние инновационных технологий на конкурентоспособность...

Инновационное поведение как фактор обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг.

Ключевые слова: сфера услуг, конкурентоспособность, инновационное поведение.

Инновационные проекты в сфере услуг | Статья в журнале...

Инновационное развитие сферы услуг это не что иное, как совокупность административных методов обеспечения внедрения всех видов новшеств, а также формирование условий, которые стимулируют инновации на предприятиях сферы.

Перспективы внедрения инновационных методов управления...

управление трудом, гостиничное предприятие, инновационная деятельность, инновационное управление, инновационный менеджмент, трудовая деятельность, повышение эффективности, труд, предприятие сферы...

Клиенториентированная модель как основа функционирования...

Процесс обслуживания на предприятиях сферы услуг...

CRM-системыинновационный продукт для... Цель деятельности компании в конечном итоге – получение прибыли.

Инновационный менеджмент в гостиничном предприятии

инновационная деятельность, инновационное развитие, предприятие, инновация, система управления, инновационный процесс, полная мера, современный инновационный процесс, инновационная деятельность...

Особенности продвижения инновационных услуг

Инновационные проекты в сфере услуг | Статья в журнале... Инновационное развитие сферы услуг это не что иное, как совокупность административных методов обеспечения внедрения всех видов новшеств, а также формирование условий...

Теоретические аспекты обеспечения конкурентоспособности...

Теоретические аспекты обеспечения конкурентоспособности компании сферы услуг.

Задача анализа конкурентоспособности - оценить величину и характер имеющихся конкурентных преимуществ и показать устойчивость конкурентной позиции предприятия или системы.

Основные элементы инновационной деятельности современной...

Организация инновационной деятельности предприятия представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание всех его элементов в едином процессе управления инновациями.

Инновационный потенциал российского гостиничного бизнеса

инновационная деятельность, инновационное развитие, предприятие, инновация, система управления, инновационный процесс, полная мера, современный инновационный процесс, инновационная деятельность...