Библиографическое описание:

Онкудаева Т. Н. Культура речевого общения — путь достижения успешного образования студентов экономических специальностей [Текст] // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 21-23.

Одной из главных проблем современной системы средне-профессионального образования является подготовка социально-активного, профессионально компетентного, мобильного специалиста. Важным аспектом этой проблемы выступает овладение культурной речевого общения как основой осуществления деловой профессиональной коммуникации, обеспечивающей комфортное включение в профессиональную деятельность, а также самореализацию личности. В современном мире коммуникативное поле деятельности специалиста постоянно растет, наполняется новыми ценностями и ориентирами. В условиях высокой конкуренции на рынке труда возрастает востребованность в людях, способных продуктивно осуществлять профессиональное общение на самых различных уровнях, в том числе и на международном. Это значит, что для общества XXI века с его глобальными проблемами нужен человек не только информационный, но и знающий социум, людей, себя в этом многоликом быстро меняющемся мире, сохраняющий ценности культуры и осмысливающий результаты своей деятельности через связь с другими людьми.

Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может существовать вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания. Этим видом связи с людьми является общение. Общение — необходимое условие бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование личности. Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении — речь, поэтому его называют речевым общением. Речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки и протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

В общении с другими людьми человек усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями, приобретает навыки, формирует свое сознание, духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, вырабатывает убеждения, идеалы, ценности. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания индивидов и, вместе с тем, как способ развития самих этих индивидов. То богатство культуры, которое каждый индивид застает, входя в социальную жизнь, и которое он «присваивает» в большем или меньшем объеме, включает в себя и культуру речевого общения, а именно те конкретные формы, в которых в данную эпоху, в данной этнической и социальной среде осуществляется общение людей.

Выявление и описание особенностей общения людей, характерные для изучаемого типа культуры, начинаются с языка — основного средства общения.

Понятие «культура речевого общения» здесь трактуется как признак деятельности, высокий уровень ее развития и проявляется как «мера», оценка деятельности личности.

Культура речевого общения не появляется у носителя языка сама по себе, то есть в процессе социализации. Она, как и культура речи, всегда является предметом специального развития в процессе обучения. В связи с этим, рассматривая культуру вербального общения неотъемлемым свойством языковой личности, необходимо исследовать ее как педагогическую проблему, обозначив наиболее значимые аспекты в целях достижения успешного профессионального образования.

Межличностное общение «Преподаватель — Студент» есть педагогическое общение, в котором реализуются функции человеческого общения вообще (коммуникативная, интерактивная, перцептивная). Оно определяется как «профессионально-педагогическая система органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которых является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств».

Педагогическое взаимодействие предопределяет границы и способы речевого общения, обусловленные культурой речевого общения и общей культурой общающихся.

Речь, являясь формой существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для других, служит средством общения с ними и формой обобщенного отражения действительности. Для того чтобы речь стала сознательной деятельностью, что требуется в общении, необходимо, чтобы обращающиеся осознавали задачу общения, его цель и способы осуществления. Так мы определяем одну из проблем обучения культуре речевого общения, так как организация общения предполагает моделирование поведения объекта в определенном, необходимом для достижения цели направлении. А оно требует наличия таких умений, которые являясь характеристикой речевой культуры человека, предполагают систему навыков развертывания взаимодействия с аудиторией с помощью действенного речевого высказывания. Успешность общения во многом определяется способностью человека непредвзято и адекватно воспринимать и оценивать партнеров. Общение необходимо всем, и эта потребность проявляется очень рано. Но одни люди задумываются над тем, зачем они вступают в общение с окружающими, другие — нет.

Современная педагогическая парадигма образования предъявляет определенные требования к организации процесса общения: доверительность, диалогичность, взаимопонимание, реальный психологический контакт на основе деловых и личных связей, способность отказываться от воздействия и перейти к взаимодействию.

Процесс обучения культуре речевого общения студентов и преподавателей включает в себя: 1) формирование у студентов и преподавателей потребности в культуре речевого общения как эффективном способе воспитания личности; 2) включение их в активную познавательную деятельность по овладению культурой речевого общения; 3) формирование эмоционального отношения к соблюдению и несоблюдению требований культуры речевого общения; 4) практическое формирование умений и навыков поведения, связанных с культурой речевого общения; 5) развитие способности к проявлению волевых усилий, позволяющих преодолевать встречающиеся трудности, связанные с соблюдением культуры речевого общения. Когда возникает потребность в воспитании личности того или иного качества, нужно хорошо продумать: его содержание; выделить простейшие структурные компоненты; определить систему работы по их формированию и интегрированию.

Если то или иное качество закрепляется, то по законам генерализацию оно положительно влияет на развитие других сторон личности. Важно помнить, что формирование культуры речевого общения — кропотливый трудоемкий процесс для всех его участников, которым необходимо ощущать себя субъектами этого процесса, замечать свой самый незначительный рост, и черпать в нем силы для дальнейшей активной работы над собой. Почувствовав успех в личностном развитии, человек переживает внутреннее удовлетворение, и у него появляется стремление не только закрепить этот успех, но и активизировать свои усилия в дальнейшем самосовершенствовании.

Не менее важны достижения в культуре речевого общения преподавателю в основе которых лежит способность идентифицировать себя с обучаемыми и хорошо относиться к ним. С годами преподаватель становится педагогом-профессионалом, но и не застрахован от так называемых педагогических деструкций, которые не только являются конфликтообразующими факторами образовательного процесса, но и существенно влияют на личностные качества педагога. Таким образом, культура речевого общения, обеспечивая коммуникативную безопасность отдельной личности и общества в целом, способствует реализации основных задач успешного речевого общения — полноценному обмену информацией, восприятию и пониманию собеседниками друг друга, выработке общей стратегии взаимодействия субъектов общения. Достижение успешности обучения культуре речевого общения должно быть направлено на разрешение противоречия между целями, содержанием, принципами культуры речевого общения и организационными моделями обучения в колледже. Эта успешность, с одной стороны, проявляется, с другой, зависит от уровня потребности обучаемых в культуре речевого общения и собственном развитии. Основное педагогическое средство достижения успешности — включение преподавателя и студентов в деятельность по обучению культуре речевого общения при активной позиции каждого субъекта общения. При этом важно выделить компоненты системы успешного обучения: 1) работа с мотивацией субъектов речевого общения в образовательном процессе ССУЗа; 2) обеспечение комфортности процесса обучения в целом, независимо от специальности, и культуре речевого общения в частности; 3) построение диалога (Преподаватель — Студент, Студент- Студент). Итогом систематической, непрерывной, целенаправленной работы должны стать навыки культурного речевого общения. Они и станут характеристикой личности. Эта кропотливая работа над культурой речевого общения преподавателей и студентов колледжа должна найти отражение в различных видах деятельности и общения в учебной и внеучебной работе, порой в обучении культуре речевого общения должны стать нормы права и этики. Следовательно, мы должны определить: 1) роль планирования и реализации работы по обучению культуре речевого общения студентов экономических специальностей в учебном и научном процессах; 2) роль кураторов групп; 3) роль студенческого самоуправления в совершенствовании культуры речевого общения студентов. Культура речевого общения может приобретаться: в сфере интеллектуально-познавательного поиска, наделенного личностным смыслом; в процессе коммуникативно-диалогической деятельности, если таковая ведет к открытию собственной жизненной позиции; в сфере эмоционально-личностных проявлений при поиске личностных смыслов, выработке и переживании ценностных аспектов различных действий и отношений; в сфере жизненных целей, проектов, способов самореализации, апробации новых ролей, творчества. Речевое общение при этом обогащается качественно новыми свойствами.

Актуальность определения путей и средств обучения культуре речевого общения студентов экономических специальностей, безусловно, обеспечит общающимся в студенческой аудитории преподавателям и студентам не только возможность повысить уровень культуры речевого общения, но и культуру личности в целом, оберегая личность от педагогических деструкций и обеспечивая успешность образования, открывая путь к межличностному речевому общению на высоком профессиональном уровне.

Литература:

1.      Антон Э. Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту. 1973.

2.      Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М, 2011.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle