Культура речевого общения — путь достижения успешного образования студентов экономических специальностей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Общие вопросы экономических наук

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 02.10.2014

Статья просмотрена: 2628 раз

Библиографическое описание:

Онкудаева, Т. Н. Культура речевого общения — путь достижения успешного образования студентов экономических специальностей / Т. Н. Онкудаева. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6135/ (дата обращения: 20.04.2024).

Одной из главных проблем современной системы средне-профессионального образования является подготовка социально-активного, профессионально компетентного, мобильного специалиста. Важным аспектом этой проблемы выступает овладение культурной речевого общения как основой осуществления деловой профессиональной коммуникации, обеспечивающей комфортное включение в профессиональную деятельность, а также самореализацию личности. В современном мире коммуникативное поле деятельности специалиста постоянно растет, наполняется новыми ценностями и ориентирами. В условиях высокой конкуренции на рынке труда возрастает востребованность в людях, способных продуктивно осуществлять профессиональное общение на самых различных уровнях, в том числе и на международном. Это значит, что для общества XXI века с его глобальными проблемами нужен человек не только информационный, но и знающий социум, людей, себя в этом многоликом быстро меняющемся мире, сохраняющий ценности культуры и осмысливающий результаты своей деятельности через связь с другими людьми.

Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может существовать вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания. Этим видом связи с людьми является общение. Общение — необходимое условие бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование личности. Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении — речь, поэтому его называют речевым общением. Речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки и протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

В общении с другими людьми человек усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями, приобретает навыки, формирует свое сознание, духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, вырабатывает убеждения, идеалы, ценности. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания индивидов и, вместе с тем, как способ развития самих этих индивидов. То богатство культуры, которое каждый индивид застает, входя в социальную жизнь, и которое он «присваивает» в большем или меньшем объеме, включает в себя и культуру речевого общения, а именно те конкретные формы, в которых в данную эпоху, в данной этнической и социальной среде осуществляется общение людей.

Выявление и описание особенностей общения людей, характерные для изучаемого типа культуры, начинаются с языка — основного средства общения.

Понятие «культура речевого общения» здесь трактуется как признак деятельности, высокий уровень ее развития и проявляется как «мера», оценка деятельности личности.

Культура речевого общения не появляется у носителя языка сама по себе, то есть в процессе социализации. Она, как и культура речи, всегда является предметом специального развития в процессе обучения. В связи с этим, рассматривая культуру вербального общения неотъемлемым свойством языковой личности, необходимо исследовать ее как педагогическую проблему, обозначив наиболее значимые аспекты в целях достижения успешного профессионального образования.

Межличностное общение «Преподаватель — Студент» есть педагогическое общение, в котором реализуются функции человеческого общения вообще (коммуникативная, интерактивная, перцептивная). Оно определяется как «профессионально-педагогическая система органичного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которых является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств».

Педагогическое взаимодействие предопределяет границы и способы речевого общения, обусловленные культурой речевого общения и общей культурой общающихся.

Речь, являясь формой существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для других, служит средством общения с ними и формой обобщенного отражения действительности. Для того чтобы речь стала сознательной деятельностью, что требуется в общении, необходимо, чтобы обращающиеся осознавали задачу общения, его цель и способы осуществления. Так мы определяем одну из проблем обучения культуре речевого общения, так как организация общения предполагает моделирование поведения объекта в определенном, необходимом для достижения цели направлении. А оно требует наличия таких умений, которые являясь характеристикой речевой культуры человека, предполагают систему навыков развертывания взаимодействия с аудиторией с помощью действенного речевого высказывания. Успешность общения во многом определяется способностью человека непредвзято и адекватно воспринимать и оценивать партнеров. Общение необходимо всем, и эта потребность проявляется очень рано. Но одни люди задумываются над тем, зачем они вступают в общение с окружающими, другие — нет.

Современная педагогическая парадигма образования предъявляет определенные требования к организации процесса общения: доверительность, диалогичность, взаимопонимание, реальный психологический контакт на основе деловых и личных связей, способность отказываться от воздействия и перейти к взаимодействию.

Процесс обучения культуре речевого общения студентов и преподавателей включает в себя: 1) формирование у студентов и преподавателей потребности в культуре речевого общения как эффективном способе воспитания личности; 2) включение их в активную познавательную деятельность по овладению культурой речевого общения; 3) формирование эмоционального отношения к соблюдению и несоблюдению требований культуры речевого общения; 4) практическое формирование умений и навыков поведения, связанных с культурой речевого общения; 5) развитие способности к проявлению волевых усилий, позволяющих преодолевать встречающиеся трудности, связанные с соблюдением культуры речевого общения. Когда возникает потребность в воспитании личности того или иного качества, нужно хорошо продумать: его содержание; выделить простейшие структурные компоненты; определить систему работы по их формированию и интегрированию.

Если то или иное качество закрепляется, то по законам генерализацию оно положительно влияет на развитие других сторон личности. Важно помнить, что формирование культуры речевого общения — кропотливый трудоемкий процесс для всех его участников, которым необходимо ощущать себя субъектами этого процесса, замечать свой самый незначительный рост, и черпать в нем силы для дальнейшей активной работы над собой. Почувствовав успех в личностном развитии, человек переживает внутреннее удовлетворение, и у него появляется стремление не только закрепить этот успех, но и активизировать свои усилия в дальнейшем самосовершенствовании.

Не менее важны достижения в культуре речевого общения преподавателю в основе которых лежит способность идентифицировать себя с обучаемыми и хорошо относиться к ним. С годами преподаватель становится педагогом-профессионалом, но и не застрахован от так называемых педагогических деструкций, которые не только являются конфликтообразующими факторами образовательного процесса, но и существенно влияют на личностные качества педагога. Таким образом, культура речевого общения, обеспечивая коммуникативную безопасность отдельной личности и общества в целом, способствует реализации основных задач успешного речевого общения — полноценному обмену информацией, восприятию и пониманию собеседниками друг друга, выработке общей стратегии взаимодействия субъектов общения. Достижение успешности обучения культуре речевого общения должно быть направлено на разрешение противоречия между целями, содержанием, принципами культуры речевого общения и организационными моделями обучения в колледже. Эта успешность, с одной стороны, проявляется, с другой, зависит от уровня потребности обучаемых в культуре речевого общения и собственном развитии. Основное педагогическое средство достижения успешности — включение преподавателя и студентов в деятельность по обучению культуре речевого общения при активной позиции каждого субъекта общения. При этом важно выделить компоненты системы успешного обучения: 1) работа с мотивацией субъектов речевого общения в образовательном процессе ССУЗа; 2) обеспечение комфортности процесса обучения в целом, независимо от специальности, и культуре речевого общения в частности; 3) построение диалога (Преподаватель — Студент, Студент- Студент). Итогом систематической, непрерывной, целенаправленной работы должны стать навыки культурного речевого общения. Они и станут характеристикой личности. Эта кропотливая работа над культурой речевого общения преподавателей и студентов колледжа должна найти отражение в различных видах деятельности и общения в учебной и внеучебной работе, порой в обучении культуре речевого общения должны стать нормы права и этики. Следовательно, мы должны определить: 1) роль планирования и реализации работы по обучению культуре речевого общения студентов экономических специальностей в учебном и научном процессах; 2) роль кураторов групп; 3) роль студенческого самоуправления в совершенствовании культуры речевого общения студентов. Культура речевого общения может приобретаться: в сфере интеллектуально-познавательного поиска, наделенного личностным смыслом; в процессе коммуникативно-диалогической деятельности, если таковая ведет к открытию собственной жизненной позиции; в сфере эмоционально-личностных проявлений при поиске личностных смыслов, выработке и переживании ценностных аспектов различных действий и отношений; в сфере жизненных целей, проектов, способов самореализации, апробации новых ролей, творчества. Речевое общение при этом обогащается качественно новыми свойствами.

Актуальность определения путей и средств обучения культуре речевого общения студентов экономических специальностей, безусловно, обеспечит общающимся в студенческой аудитории преподавателям и студентам не только возможность повысить уровень культуры речевого общения, но и культуру личности в целом, оберегая личность от педагогических деструкций и обеспечивая успешность образования, открывая путь к межличностному речевому общению на высоком профессиональном уровне.

Литература:

1.      Антон Э. Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту. 1973.

2.      Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М, 2011.

Основные термины (генерируются автоматически): речевое общение, культура, общение, речевое общение студентов, образовательный процесс, преподаватель.

Похожие статьи

Речь и культура общения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Культура речи современного и грамотного человека – это способность грамотно использовать различные языковые средства в любых условиях общения. В целом, владение культурой речи может быть условно разделено на «правильность речи» и на речевое мастерство.

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

Ситуация, проблемная ситуация, тип ситуаций, иностранный язык, речевое общение, учебный процесс, ролевая ситуация, взаимоотношение, роль, воображаемая ситуация.

Культура педагогического общения - как условие...

Без общительности, коммуникабельности невозможно такое. Основополагающее качество, как умение строить отношения с людьми. Н. Н. Вересов. Учитель является центральной фигурой, организатором учебного процесса.

Культура речевого общения руководителя дошкольной...

В статье говорится о культуре общения руководителя с педагогами дошкольной образовательной организации. Ключевые слова: понятие руководитель, педагогическая деятельность, культура речевого общения руководителя, вежливость.

Культура речи и способы коммуникативного взаимодействия...

культура речи, слово, контактное общение, ваша речь, сам язык, компьютерный сленг, ваша мысль, мобильный телефон, речевое общение, ваш текст.

Культура речевой деятельности педагога | Статья в сборнике...

культура речи, педагогический такт, речевая деятельность, культура, слово, речевая культура, умение, педагог, педагогическая эмпатия, педагогическое общение.

Сущность речевой культуры при обучении иностранному языку

Речевая культура – это знание собственной культуры и культуры страны изучаемого языка. Поэтому одной из позиций автора данной статьи является то, что сегодня целью обучения языку является не просто общение на иностранном языке...

Говорение как один из способов формирования коммуникативной...

Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.

Общение учителя и учащихся происходит в речевой...

Культура речевого общения — путь достижения успешного... Культура речевого общения не появляется у носителя языка сама по себе, то есть в процессе социализации.

Похожие статьи

Речь и культура общения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Культура речи современного и грамотного человека – это способность грамотно использовать различные языковые средства в любых условиях общения. В целом, владение культурой речи может быть условно разделено на «правильность речи» и на речевое мастерство.

Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении...

Ситуация, проблемная ситуация, тип ситуаций, иностранный язык, речевое общение, учебный процесс, ролевая ситуация, взаимоотношение, роль, воображаемая ситуация.

Культура педагогического общения - как условие...

Без общительности, коммуникабельности невозможно такое. Основополагающее качество, как умение строить отношения с людьми. Н. Н. Вересов. Учитель является центральной фигурой, организатором учебного процесса.

Культура речевого общения руководителя дошкольной...

В статье говорится о культуре общения руководителя с педагогами дошкольной образовательной организации. Ключевые слова: понятие руководитель, педагогическая деятельность, культура речевого общения руководителя, вежливость.

Культура речи и способы коммуникативного взаимодействия...

культура речи, слово, контактное общение, ваша речь, сам язык, компьютерный сленг, ваша мысль, мобильный телефон, речевое общение, ваш текст.

Культура речевой деятельности педагога | Статья в сборнике...

культура речи, педагогический такт, речевая деятельность, культура, слово, речевая культура, умение, педагог, педагогическая эмпатия, педагогическое общение.

Сущность речевой культуры при обучении иностранному языку

Речевая культура – это знание собственной культуры и культуры страны изучаемого языка. Поэтому одной из позиций автора данной статьи является то, что сегодня целью обучения языку является не просто общение на иностранном языке...

Говорение как один из способов формирования коммуникативной...

Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки этих видов речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.

Общение учителя и учащихся происходит в речевой...

Культура речевого общения — путь достижения успешного... Культура речевого общения не появляется у носителя языка сама по себе, то есть в процессе социализации.