Библиографическое описание:

Костачева К. С. Устойчивое развитие туризма на территории Краснодарского края: проблемы и перспективы [Текст] // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 213-215.

Краснодарский край является туристическим регионом, в котором в силу высокого рекреационного потенциала развитие культурного туризма напрямую связано с развитием других видов туризма и отдыха. В связи с этим перспективы развития культурного туризма в Краснодарском крае должны рассматриваться в контексте динамики туристического рынка России в целом, а также перспектив развития туризма в курортных регионах Краснодарского края.               

Ключевые слова: устойчивое развитие, туризм, Краснодарский край, проблемы и перспективы туризма.

В последние годы рост российской экономики и располагаемых доходов населения способствовали быстрому и устойчивому росту туристического рынка. В 2009–2013 гг. рынок платных услуг в сфере туризма в России вырос более чем в 2 раза.

При этом в России активно развивается внутренний туризм, объем которого почти в четыре раза превышает выездной туризм.

Привлекательность отечественных курортов для граждан России обусловлена рядом факторов, в число которых входит привычная языковая среда, традиционное питание, отсутствие необходимости получать визу, возможность выбрать гибкий график отдыха, включая трехнедельный (в то время как стандартная продолжительность пребывания за границей не превышает двух недель). Особенно важны данные факторы для семей с детьми. Кроме того, внутренний туризм воспринимается потребителями как более безопасный, что является общемировой тенденцией: по данным World Tourism Organization (WTO), за последнее время в связи с проведенными в Сочи зимними Олимпийскими играми наблюдается тенденция к сокращению продолжительности зарубежных туристических поездок, уменьшению количества дальних поездок и росту популярности ближних и местных направлений.

Краснодарский край является наиболее популярным регионом для отдыха в России.

По сравнению с зарубежными странами, Краснодарский край также сохраняет свое лидерство по числу принятых туристов, несмотря на относительно более высокую стоимость путевок, в то время как стоимость путевок за границей дешевле в 2, а то и в 3 раза.

Проблема обеспечения устойчивого экономического развития туризма на территории Краснодарского края связана с поиском оптимальных путей максимального использования его потенциальных возможностей. Решение данной проблемы невозможно без улучшения качественного состава и рационального использования самого туристского потенциала. В связи с этим возникает проблема обеспечения дальнейшего эффективного развития краснодарского туризма за счет улучшения использования его потенциала.

Сегодня внимание мировой и российской общественности обращено к Крыму. В свою очередь, журнал Travel Russian Newsактивно следит за событиями, касающимися туристической жизни полуострова, перспективами и нюансами развития отрасли в новом российском регионе. В этой связи был инициирован всероссийский опрос: Поедут ли россияне в Крым?

Исследование проводилось в период с 4 по 14 апреля 2014 года в 270 населённых пунктах России во всех федеральных округах. К опросу в качестве респондентов привлекалось экономически активное население России старше 18 лет. Всего было опрошено 1600 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Саратова, Кемерово, Чехова, Тулы, Краснодара, Екатеринбурга, Хабаровска, Сочи и других городов России.

Вопрос звучал так: «Является ли Крым после присоединения к России привлекательным местом отдыха для вас?» В результате 36 % респондентов ответили «однозначно — да», еще 32 % — «скорее — да», 12 % — «скорее — нет», «однозначно — нет» ответили 10 % и еще столько же не смогли определиться. При этом голоса женщин и мужчин распределились практически поровну по всем позициям, с разницей в пределах 1–2 %.

Рис. 1. Опрос

Таким образом, потенциально хотят или намерены поехать на отдых в Крым более 68 % опрошенных россиян. Есть, о чем задуматься туристическому бизнесу…

Топ-10 российских направлений для летнего отдыха в 2014 году выглядит так:

1.      Санкт-Петербург

2.      Москва

3.      Сочи

4.      Казань

5.      Анапа

6.      Светлогорск

7.      Геленджик

8.      Великий Новгород

9.      Псков

10.  Нижний Новгород

Самыми продолжительными станут каникулы в Сочи, здесь курортники планируют провести в среднем 12 дней, тогда как самым бюджетным морским направлением станет Анапа со среднесуточной стоимостью проживания 1800 рублей.

Краснодарский край- самый южный приграничный регион России, территориально входящий в Южный федеральный округ.

Краснодарский край является комплексным центром оздоровления, отдыха и туризма, располагающим сетью разнообразных предприятий, специализирующихся на организации санаторно-курортного лечения, оздоровительного, морского, водного, экскурсионно-познавательного отдыха. Природно-ресурсный рекреационный потенциал Юга России характеризуется разнообразием и в целом весьма емок, что обусловлено сочетанием равнинных, приморских, предгорных и высокогорных ландшафтов, наличием различных типов минеральных вод, лечебных грязей, довольно комфортными климатическими особенностями.

Существует прямая связь между тенденциями в развитии индустрии туризма и общими экономическими, техническими и социальными достижениями.

Спрос на путешествия и туризм определяется одновременно и рыночными механизмами (спросом на туристские, экскурсионные и другие услуги, предложением этих услуг и их распределением), и экзогенными переменными, т. е. факторами, не связанными непосредственно с туризмом и путешествиями, но оказывающими существенное влияние на степень и форму спроса на туристскую деятельность. Экзогенные факторы включают демографические и социальные изменения, экономические и правовые достижения, развитие торговли, транспортной инфраструктуры, информационных технологий и повышение безопасности путешествий. К демографическим и социальным изменениям относятся: старение населения, более ранний выход на пенсию с достаточным пенсионным обеспечением, возрастающее число одиноких взрослых, увеличение числа работающих женщин, семей с двумя работающими членами семьи, тенденция к более поздним бракам, рост числа бездетных семей, увеличивающийся срок оплачиваемого отпуска, лучшее понимание возможностей путешествия и забота об окружающей среде. Таким образом, изменения, происходящие в демографической структуре и социальных моделях общества, приводят к тому, что все большее количество людей в мире имеют время, желание и финансовые возможности для путешествий.

Туристический бизнес уже многие годы остается одним из самых стабильных и прибыльных бизнесов во всем мире. Нередко туризм оказывался в разных странах тем самым рычагом, который использование которого позволяло оздоровить всю национальную экономику страны. Да и вообще, к слову сказать, российская туриндустрия вошла в десятку мировых лидеров на период 2014 года. Всемирный совет по путешествиям и туризму (WTTC) составил высшую лигу туристических держав мира в 2004 году и в 2014 году. В горячую десятку вошла и Россия. По мнению экспертов WTTC, наша туристическая индустрия завидными темпами генерирует новые рабочие места, что само по себе говорит об оздоровлении структуры отечественной экономики и подтверждает тезис «не сырьем единым».

Туризм выступают как «невидимый» товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится минимальными затратами на месте. В последнее время туризм приобрел значение социального явления. Он перешел из категории элитного продукта в категорию продукта, доступного потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурного влияния. В наши дни он считается экономическим и массовым социальным явлением.

Литература:

1.      Здоров, А. Б. Экономика туризма: учебник по специальности «Менеджмент организации» / А. Б. Здоров. — Москва: Финансы и статистика, 2011. — 266 с..

2.      Ушаков, Д. С. Экономика туристской отрасли: учебное пособие / Д. С. Ушаков. — Ростов-на-Дону: Феникс: МарТ, 2010. — 446 с..

3.      Экономика и предпринимательство в социально–культурном сервисе и туризме: учебник / М. Н. Дмитриев, М. Н. Забаева. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 398 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle