Библиографическое описание:

Вахитова Р. Ф. Региональный инвестиционный фонд: правовой аспект, реализация проектов и тенденции развития региональной инвестиционной деятельности [Текст] // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 192-194.

Актуальность темы статьи обоснована тенденцией субъектов Российской Федерации к установлению автономии в некоторых областях экономической жизни. Инвестиционное направление не является исключением.

Потребность в создании и впоследствии в поддержании уровня эффективной деятельности региональных инвестиционных фондов обуславливается, прежде всего, необходимостью развития регионов как таковых без обременительного вмешательства государства (поскольку деятельность Региональных инвестиционных фондов основана на принципах государственно-частного партнёрства), поддержания межрегиональных связей, а также тем, что субъекты Российской Федерации должны развивать свою инвестиционную привлекательность для того, чтобы страна в целом развивалась равномерно и стала конкурентоспособной на мировом рынке.

Для начала следует обратиться к официальным источникам, непосредственно связанным с таким понятием, как региональный инвестиционный фонд. Согласно статье 179.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, «Инвестиционный фонд — часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. К инвестиционным фондам относятся Инвестиционный фонд Российской Федерации и инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации (региональные инвестиционные фонды). Инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации могут быть созданы в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (за исключением законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации). Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации (инвестиционного фонда субъекта Российской Федерации) устанавливается Правительством Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации)». [1] Это говорит о том, что для создания Регионального инвестиционного фонда субъект Российской Федерации должен издать закон, легализующий факт появления инвестиционного фонда.

Соответственно, следующим официальным источником, описывающим механизм и порядок распределения ассигнований из Инвестиционного Фонда Российской Федерации Региональным инвестиционным фондам, выступает Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 г. N 880 г. Москва «О порядке распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение». Согласно данному документу, субсидии Региональным инвестиционным фондам «предоставляются в целях создания (строительства, реконструкции):

а) транспортной, энергетической и (или) инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения функционирования создаваемых инвестором объектов капитального строительства, относящихся к объектам производства или инфраструктуры;

б) объектов капитального строительства в рамках концессионных соглашений». [2]

Как уже было сказано выше, помимо двух указанных документов федерального значения, обязательным условием для появления Регионального инвестиционного фонда является издание Закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего факт создания такого Фонда.

Рассмотрим весь процесс создания Регионального инвестиционного фонда на примере Камчатского края.

Сама идея зарождения краевого инвестиционного фонда на Камчатке появилась вскоре после опубликования в «Российской Газете» поправок от 26 сентября 2012 года № 974 в упомянутое выше Постановление Правительства, связанное с ассигнованиями субъектам Российской Федерации. Министерство регионального развития также высказалось в поддержку создания в субъектах своих инвестиционных фондов, которые будут способствовать развитию благоприятных условий в регионе, особенно положительно отразятся на транспортной и инженерной инфраструктуре, а также на объёмах строительства.

Сами же регионы смогут рассчитывать на некоторую автономию и независимость от Москвы, поскольку в Региональные инвестиционные фонды будет привлекаться частный капитал.

Министерство экономического развития также положительно отозвалось о перспективах Региональных инвестиционных фондов, которые будут впоследствии созданы во многих регионах Российской Федерации, ведь более мелкие инвестиционные проекты контролировать гораздо проще. Такие проекты становятся менее рискованными, регионы отвечают за сроки и процесс исполнения проектов.

Следующим этапом развития идеи Камчатского регионального инвестиционного фонда является официальное подтверждение намерения руководства Камчатского края создать данный фонд. Интересно отметить, что в Камчатском крае уже в 2008 году существовал закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Камчатском крае», принятый Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 2 сентября 2008 года № 254.

Однако после произошедших изменений на федеральном уровне поправки были внесены и в этот документ: редакция от 4 марта 2013 года № 208. В частности, в данный нормативно-правовой акт была введена статья 7 (1), которая гласит: «Инвестиционный фонд Камчатского края представляет собой часть средств краевого бюджета, подлежащую использованию в целях реализации на территории Камчатского края инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства». [3]

Наряду с этой статьёй, была введена статья 8, посвящённая деятельности Инвестиционного совета в Камчатском крае. Согласно статье 8 закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Камчатском крае», Инвестиционный совет Камчатского регионального инвестиционного фонда выполняет такой набор функций:

1)      определяет приоритетные направления и формирует стратегические цели по реализации инвестиционной политики на территории Камчатского края;

2)      рассматривает документы на соответствие инвестиционного проекта условиям, установленным постановлением Правительства Камчатского края;

3)      принимает решение о присвоении инвестиционному проекту статуса особо значимого инвестиционного проекта или об отклонении заявления инвестора;

4)      осуществляет контроль (за исключением финансового контроля) за реализацией особо значимых инвестиционных проектов;

5)      в необходимых случаях привлекает независимых экспертов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Камчатского края;

6)      осуществляет иные функции, предусмотренные Положением об Инвестиционном совете в Камчатском крае.[3]

В свою очередь, данные поправки были обоснованы принятием Закона Камчатского края от 09.10.2012 № 133 «О государственно-частном партнерстве в Камчатском крае», исходя из которого стало целесообразным создать региональный инвестиционный фонда Камчатского края, ведь вышеупомянутый Закон № 133 предполагает помощь в согласовании размещения потенциальных инвестиционных объектов, разработке мер по выделению земель в строгом соответствии Земельному Кодексу Российской Федерации, а также по предоставлению государственных средств на развитие региональных инвестиционных проектов.

Если же говорить уже непосредственно о практике реализации инвестиционных проектов на базе Камчатского регионального инвестиционного фонда, стоит привести наглядные примеры. Данные по региональному фонду, планируемым и реализуемым инвестиционным проектам можно найти в свободном доступе на Инвестиционном портале Камчатского края в сети Интернет. Планы многих инвестиционных проектов были разработаны ещё до создания Регионального инвестиционного фонда, но не были реализованы. Теперь появилась надежда на осуществление данных проектов.

Так, например, инвестиционный проект Плавучего комплекса для воспроизводства и передержки камчатского краба бассейновым способом был разработан ещё в 2007 году, но он всё ещё ожидает притока инвестиций.[4]

Ещё одна интересная инвестиционная идея портала Камчатского края — это Термическая переработка торфа и отходов производства и быта. Проект был разработан в 2011 году. Этот проект является инновационным не только для Камчатского края, но и для Российской Федерации в целом, потому что подобных предприятий по безопасной для окружающей среды переработке отходов и торфа и преобразование их в топливо и энергию в нашей стране нет. [4]

Другой проект — это проект Камчатского горно-металлургического завода, разработанный в 2013 году. Этот инвестиционный проект является очень прибыльным в долгосрочной перспективе, потому что продукция данного завода по плану должна реализовываться на рынках стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Южная Корея, Китай). По бизнес-плану проекта, завод планируется сдать в эксплуатацию уже в 2016 году. Строительство этого завода повысит конкурентоспособность региона и поспособствует увеличению числа рабочих мест, что ещё раз доказывает целесообразность данного проекта и соответствие его целям Регионального инвестиционного фонда на Камчатке. [4]

Кроме реализации инвестиционных идей и проектов Региональный инвестиционный фонд занимается разработкой стратегии развития субъекта Российской Федерации. К примеру, в Камчатском крае 7 октября 2013 года Правительством края была принята Инвестиционная стратегия до 2020 года, в которой анализируется потенциал региона, оценивается доля государственного участия и поддержки в сфере инвестиционной деятельности, а также определяются ключевые направления деятельности и развития Камчатского края. Кроме того, в этом нормативно-правовом акте рассматриваются потенциальные мероприятия, которые нацелены на привлечение частного капитала путём обеспечения прозрачности и открытости процессов планирования и расчёта потенциальных результатов инвестиционных проектов.

Правительство Камчатского края выделило такие области, которые должны развиваться при помощи инвестиционных «вливаний» за счёт своей привлекательности и быстрой окупаемости — это топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, пищевая промышленность, а также горнодобывающая промышленность, туризм и рыбопромышленный комплекс (благодаря своему географическому положению). [5]

В целом, можно сказать, что региональным инвестиционным фондам в субъектах Российской Федерации (в частности — Камчатскому) ещё предстоит развиваться и расти, поскольку ещё не до конца отработаны взаимоотношения государства и частных инвесторов. Необходимо привлекать иностранных инвесторов для того, чтобы инвестиционные проекты можно было реализовать как можно быстрее и эффективнее. Инвестиционная стратегия Камчатского края направлена как раз на решение данной цели.

Литература:

1.      Российская Федерация. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. Статья 179.2.

2.      Российская Федерация. Правительство. О порядке распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение: Постановление Правительства Российской Федерации № 880 от 30 октября 2010 года.

3.      Камчатский край. Законодательное Собрание Камчатского края. О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Камчатском крае: Постановление Законодательного Собрания Камчатского края № 254 от 2 сентября 2008 года.

4.      Инвестиционный портал Камчатского края [Электронный ресурс] http://invest.kamchatka.gov.ru/invest/project/planiruemye1/

5.      Российская Федерация. Правительство Камчатского края. Инвестиционная стратегия Камчатского края до 2020 года: Приложение к распоряжению Правительства Камчатского края № 473-РП от 07 октября 2013 года.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle