Автор: Пономаренко Марина Андреевна

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014)

Библиографическое описание:

Пономаренко М. А. Классификация факторов, влияющих на финансовое состояние предприятия [Текст] // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 169-172.

Для оценки финансового состояния предприятия важно понимать, какие факторы оказывают на него влияние, так как все явления и процессы финансово-хозяйственной деятельности находятся во взаимосвязи и без глубокого и всестороннего изучения всех факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности и выявить резервы производства. Среди отечественных и зарубежных экономистов есть много точек зрения по поводу состава этих факторов, но нет единой классификации, поэтому нам необходимо систематизировать информацию.

Факторы — это элементы, причины, воздействующие на данный показатель или ряд показателей организации [1, с. 26].

Т. У. Турманидзе выделяет внешние и внутренние факторы. К внутренним факторам он относит производственные, внепроизводственные, нарушение хозяйственной и технологической дисциплины, к внешним — внешнеэкономические условия, экономическую политику государства, природные условия, конъюнктуру рынка, социальные условия. Также он выделяет постоянные и переменные факторы. К переменным можно отнести — освоение новой техники, освоение новых видов продукции. Еще он делит факторы на интенсивные, например, внедрение инноваций, повышение уровня производительности труда, и экстенсивные, связанные с количественным приростом. А если есть необходимость измерить влияние каждого фактора на результаты финансово-хозяйственной деятельности, то Т. У. Турманидзе предлагает разделять факторы на количественные и качественные, сложные и простые, прямые и косвенные. Также он разделяет факторы по уровню соподчиненности: первого, второго, третьего и последующих уровней подчинения [1, с. 26–28]. Положительным моментом в данном подходе является выделение Т. У. Турманидзе достаточно большого количества разных групп факторов, таких как внешние и внутренние факторы, постоянные и переменные, интенсивные и экстенсивные, количественные и качественные, сложные и простые, прямые и косвенные, и по уровню соподчиненности.

Т.Н Батова, О. В. Васюхин, Е. А. Павлова, Л. П. Сажнева выделяют факторы финансового и нефинансового характера. Основные факторы финансового характера: положение предприятия на товарном рынке, способность выпускать конкурентоспособную продукцию, потенциал предприятия в деловом сотрудничестве, степень зависимости предприятия от внешних кредиторов, наличие неплатежеспособных дебиторов и другие. Кроме того, как они отмечают, финансовое положение предприятия и перспективы его изменения могут находиться под влиянием факторов нефинансового характера, таких как внутриполитические и общеэкономические изменения в стране (регионе), смена форм собственности [2, с. 220–221]. Слабой стороной данного подхода является разделение всех факторов только на факторы финансового и нефинансового характера.

По мнению А. Д. Шеремета и Е. В. Негашева, основными факторами, определяющими финансовое состояние, являются, во-первых, выполнение финансового плана и по необходимости увеличение собственного оборотного капитала за счет прибыли и, во-вторых, оборачиваемость оборотных средств (активов). Критериальным показателем, в котором проявляется финансовое состояние, выступает платежеспособность организации. Поскольку выполнение финансового плана преимущественно зависит от результатов производственной и хозяйственной деятельности в целом, то можно сказать, что финансовое состояние определяется всей совокупностью хозяйственных факторов [3, с. 131]. Слабой стороной данного подхода является выделение только хозяйственных факторов как основных, не учитывается, как минимум, влияние внешней среды.

Г. Е. Кобринский, М. К. Фисенко, Т. Е. Бондарь, Т. И. Василевская, Е. М. Шелег и В. И. Якубович считают, что показатели финансового состояния имеют большое внутрихозяйственное значение как фактор. Они отмечают, что коммерческая деятельность предприятий многовекторна, поэтому многосторонней является и ее финансовая оценка. В зависимости от поставленных целей при анализе могут использоваться более ста видов показателей, характеризующих с различных позиций состояние финансов хозяйствующего субъекта, но в принципе все они могут быть сведены в три группы коэффициентов [4, с. 191–192]:

-     ликвидности и платежеспособности;

-     финансовой устойчивости;

-     доходности.

Слабой стороной данного подхода является выделение только показателей финансового состояния как фактора, не учитывается влияние внешней среды, места возникновения, структуры, времени воздействия факторов, интенсивности и тому подобного.

И. А. Жулега разделяет факторы на зависимые (внутренние) и независимые (внешние). К зависимым она относит: структуру имущества и капитала, размеры прибыли, себестоимость реализации продукции, эффективность использования имущества, платежеспособность. К независимым: ставку налога, ставку рефинансирования, таможенные пошлины. Также она разделяет факторы по возможности управления и воздействия на них на объективные и субъективные. И. А. Жулега различает факторы первого, второго, третьего и последующих уровней подчинения. По широте действия факторы разделяет на общие и специфические. [5, с 127–135]. Данный подход к выделению факторов наиболее полный, учтены факторы многих групп с различными признаками.

О. В. Ефимова выделяет внешние и внутренние факторы. К внешним она относит общую экономическую ситуацию: доступность и стоимость финансовых ресурсов, ожидаемые темпы инфляции, динамику валютных курсов, отраслевые особенности, состояние и перспективы развития рынка (концентрация покупателей, конкуренция, предпочтения потребителей и другие). К внутренним она относит: финансовую стратегию компании и конкретные целевые задачи той стадии ее развития, на которой она находится, возможности производственного потенциала, политику управления основным и оборотным капиталом, финансовые альтернативы привлечения источников, дивидендную политику и другое. Также она отмечает, что состав источников финансирования является тем фактором, который оказывает непосредственное влияние на финансовое состояние. Еще подразделяет факторы на количественные и качественные. Также О. В. Ефимова выделяет как фактор такие показатели финансового состояния, как состав источников финансирования, величина оборотных активов и их ликвидность, платежеспособность, прогноз объема продаж, амортизационная политика и другие [6, с. 48, 73,76,100, 107,238–239, 282]. Положительной стороной данного подхода является выделение таких основных групп факторов, как внешние и внутренние, количественные и качественные, а также показателей финансового состояния. Отрицательной — не выделение многих других групп факторов, учитывающих время воздействия факторов, интенсивность, место возникновения, структуру, характер и тому подобное.

Зарубежные экономисты, такие как Бернар Коласс, также разделяют все факторы в первую очередь на внешние и внутренние. К внешним он относит экономические факторы, такие как инфляция, торговые колебания (циклы), налогообложение, цены на энергию, изменения общественных расходов. «Прибыль остается доминирующим фактором, этому в контексте финансовой деятельности соответствует исследование рентабельности», которую он определяют, как способность предприятия получать результат в денежных единицах [7, p. 244].

«Классификация факторов представляет собой распределение их по группам в зависимости от их общих признаков» [5, с. 127].

Любая классификация факторов служит определенным целям. Учитывая, что предприятие является одновременно и субъектом, и объектом отношений в рыночной экономике, а также то, что оно обладает разными возможностями влиять на динамику разных факторов, наиболее важным представляется деление их на внутренние и внешние.

По первому признаку классификации (по влиянию на них деятельности данной организации) факторы первой группы связаны с качеством работы конкретных предприятий. Они могут быть организационными, производственными и маркетинговыми. К организационным факторам можно отнести организационную структуру, гибкость системы управления, формы контроля, их наличие или отсутствие, наличие взаимодействия между подразделениями, информационную взаимосвязь между подразделениями. К производственным факторам можно отнести использование производственных мощностей, качество оборудования, качество товара или услуг, ноу-хау, себестоимость продукции. К маркетинговым факторам можно отнести известность марки, полноту ассортимента, сервис для клиентов, квалификацию персонала. Во вторую группу входят факторы, влияющие на финансовое состояние предприятия и не зависящие от его деятельности. Они, в свою очередь, разделяются на факторы месту возникновения) факторы можно разделить на внешние и внутренние в зависимости от спроса, факторы конкуренции, факторы сбыта, распределение ресурсов и макро факторы. К факторам спроса относится потенциал рынка, динамика или темпы роста / сокращения рынка, структура спроса (скорость проникновения и приверженности), доля организации. К факторам конкуренции относится количество значимых конкурентов, сила марок конкурентов, наличие прямых заменителей, наличие косвенных заменителей, степень ценового давления, технологическое развитие. К факторам сбыта, к примеру, относится количество посредников. К такому фактору, как распределение ресурсов относится доступность сырьевых источников. К макро-факторам относится законодательное регулирование, рентабельность отрасли, темпы инфляции, инвестиционная привлекательность отрасли. [1, с. 26; 5 с. 135; 6, с. 48, 238–239; 7, p. 244].

Также факторы можно разделить по показателям финансового состояния предприятия. В зависимости от поставленных целей при анализе могут использоваться более ста видов показателей, характеризующих с различных позиций состояние финансов хозяйствующего субъекта, основные из них: ликвидность и платежеспособность, финансовая устойчивость и доходность, прогноз объема продаж, состав источников финансирования, амортизационная политика [3, с. 131; 4, с. 191–192; 5, с 127–135; 6, с. 73, 76, 100, 107; 7, p. 244].

По возможности управления и воздействия на факторы можно выделить такие виды факторов, как объективные и субъективные. К первым можно отнести все природные факторы, стихийные бедствия, ценообразование, инфляцию и тому подобное. Субъективные факторы связаны с конкретной деятельностью человека, целиком и полностью зависят от него. Успешное хозяйствование, устойчивое финансовое состояние, ритмичное и полное выполнение бизнес-планов определяется умелым руководством, тем или иным производственным коллективом, правильной организацией производства, экономики, финансов, глубоким знанием дела, конкретным исполнителем, его подготовленностью [5, с 127–135].

Факторы могут быть финансового и нефинансового характера. Основные факторы финансового характера: положение предприятия на товарном рынке, способность выпускать конкурентоспособную продукцию, потенциал предприятия в деловом сотрудничестве, степень зависимости предприятия от внешних кредиторов, наличие неплатежеспособных дебиторов и другие. Финансовое положение предприятия и перспективы его изменения могут находиться под влиянием факторов нефинансового характера, таких как внутриполитические и общеэкономические изменения в стране (регионе), смена форм собственности [2, с. 220–221].

В зависимости от времени воздействия на финансовое состояние, факторы могут быть постоянные и переменные. Постоянные факторы оказывают влияние непрерывно на протяжении всего времени, а переменные факторы — только периодически. Например, освоение новой техники, нового оборудования, новых видов продукции, и тому подобное [1, с. 27].

Для оценки эффективности деятельности организации факторы можно разделить на интенсивные и экстенсивные. Интенсивные факторы характеризуют качественное изменение условий производства, например, внедрение инновации, улучшение качества продукции и организации труда, повышение уровня производительности труда. А экстенсивные факторы связаны с количественным приростом [1, с. 26].

По широте действия факторы разделяют на общие и специфические. К общим относятся факторы, которые действуют во всех отраслях экономики: платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, эффективность использования капитала, авансированного в имущество и тому подобное. Специфическими являются те, которые действуют в условиях отдельной отрасли экономики или предприятия, например сельскохозяйственная отрасль: урожайность, жирность молока, товарооборот и т. д. Такое деление факторов позволяет полнее учесть особенности отдельных предприятий, отраслей производства и сделать более точную оценку их деятельности [5, с. 127–135].

Если при анализе ставится цель измерить влияние каждого фактора на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, то их разделяют на количественные и качественные, сложные и простые, прямые и косвенные [1., с. 27].

По следующему признаку факторы можно разделить на количественные и качественные. Количественные факторы — факторы, которые выражают количественную определенность явлений, например, численность рабочих, количество оборудования, материалов. Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых объектов, например, производительность труда, квалификация работников [1, с. 27; 6, с. 282].

По своему составу факторы могут быть простыми (элементными), например, численность работающих, стоимость основных фондов, материалов и сложными (комплексными), например, производительность труда, фондоотдача [1, с. 27].

По оказанию влияния на результативные показатели факторы разделяются на прямые, оказывающие непосредственное влияние, и косвенные [1, с. 27].

По уровню соподчиненности (иерархии) различают факторы первого, второго, третьего и последующих уровней подчинения. К факторам первого уровня относят те, которые непосредственно влияют на результативный показатель. В анализе финансового состояния к факторам первого порядка относим частные показатели ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, эффективности использования капитала, авансированного в имущество по отношению к соответствующим обобщающим показателям, характеризующим финансовое состояние.

Факторы, влияющие на результативный показатель косвенно при помощи факторов первого уровня, называют факторами второго уровня и так далее. К факторам второго уровня в анализе финансового состояния предприятия относим покрытие краткосрочных обязательств задолженностью покупателей и заказчиков, степень обеспеченности всех расходов авансовыми платежами).

Факторы третьего уровня: поступление запасов, осуществление затрат, погашение краткосрочных обязательств, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности до налогообложения, ставка налога на прибыль [1, с. 27; 5, с 127–135].

Детализация финансового состояния предприятия на основе взаимосвязей факторов разных порядков до самого исходного позволяет рассчитать влияние на финансовое состояние предприятия даже отдельных хозяйственных операций. Своевременное выявление негативных отклонений будет способствовать принятию оперативных мер по стабилизации финансового состояния предприятия [5, с. 135].

Приведенная классификация факторов позволяет наиболее качественно и полно оценить финансовое состояние предприятия, так как без глубокого и всестороннего изучения всех факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности и выявить резервы производства.

Литература:

1.                 Турманидзе Т. У., Финансовый анализ. Учебник. — 2-ое изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 287 с.

2.                 Батова Т. Н., Васюхин О. В., Павлова Е. А., Сажнева Л. П. Экономика промышленного предприятия: Учебное пособие. — СПб.: СПбГУ ИТМО, 2010. — 249с.

3.                 Шеремет А. Д., Негашев Е. В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 208с.

4.                 Кобринский Г. Е.,Фисенко М. К., Бондарь Т. Е. и др., Финансы и финансовый рынок. Учеб. Пособие. Под общ. ред. Кобринского Г. Е., Фисенко М. К.. — Минск: Выш. шк., 2011. — 343с.

5.                 Жулега И. А. Методология анализа финансового состояния предприятия: монография / ГУАП. — СПб., 2006. — 235с.

6.                 Ефимова О. В. Финансовый анализ. — М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 2006. — 458 с.

7.                 Colasse Bernard. Gestion financiere de 1'entreprise. Problematique, concepts et methods. Presses Univeisitaires de Fiance, 1997, 576 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle