Библиографическое описание:

Майская Е. С. Этапы трансформации системы бюджетного планирования [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 77-79.

В России в последние 15 лет происходят значительные изменения в бюджетной системе направленные, в частности на совершенствование бюджетного планирования в целях повышения эффективности бюджетных расходов. По нашему мнению, весь период преобразований в данной сфере можно разделить на три этапа:

I. Предварительный этап (конец 1990-х – 2003 гг.) включает в себя полно­масштабное проведение реформ в области бюджетно-налоговой политики. Процесс реформ начался с восстановления долгосрочной сбалансированности и устойчивости национальной бюджетной системы, а затем переключился на комплексную модернизацию системы управления общественными финансами, включающую создание Стабили­зационного фонда, проведение налоговых реформ, формирование новой системы межбюд­жетных отношений, внедрение среднесрочного БОР.

II. Основной этап (2004 – 2008 гг.). Указанный период целесообразно называть основным, так как, именно он, по-нашему, является важнейшим этапом в повышении ре­зультативности бюджетных расходов. Важным документом является Концепция рефор­мирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., включающая следующие основные направления: реформирование бюджетной классификации и бюд­жетного учета; совершенствование среднесрочного финансового планирования; совер­шенствование и применение программно-целевых методов бюджетного планирования; упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

Реализация Концепции завершилась разработкой и принятием поправок к Бюджетному ко­дексу Российской Федерации, основные внесенные нововведения коснулись бюджетного процесса, бюджетной классификации, правил бюджетного планирования, внедрения трех­летнего бюджетного цикла, расширения прав и обязанностей главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств (с выделением полномочий в области планирования и осуществления расходов, формирования доходов, осуществления опера­ций по финансированию дефицита бюджета).

III. Последующий этап. Для совершенствования системы управления обществен­ными финансами, в целях обеспечения задач реформирования и управления региональны­ми финансами, улучшения качества предоставляемых населению государственных услуг, а также повышения эффективности и результативности бюджетной системы был разрабо­тан ряд документов, важное место среди которых занимает Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. Также путем принятия поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации была проделана большая работа, связанная с совершенствованием нормативно-правовой базы в области управления общественными финансами, разработан и принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, выявлены и внедрены новые инструменты управления бюджетом.

В последние годы в Российской Федерации были приложены огромные усилия по модернизации управления общественными финансами. В 1990-начале 2000-х гг. в рамках процесса реформирования бюджетной сферы Российской Федерации, направленного на создание прозрачной и эффективной системы управления общественными финансами, по­вышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации, были проведены крупные структурные реформы и достигнуты определенные успехи. Процесс реформ на­чался в конце 1990-х гг. с восстановления долгосрочной сбалансированности и устойчиво­сти национальной бюджетной системы, эффективного бюджетно-налогового контроля и финансовой стабильности, а с начала 2000-х гг. переключился на комплексную модерниза­цию системы управления общественными финансами, включающую создание Стабилиза­ционного фонда, проведение налоговых реформ, формирование новой системы межбюд­жетных отношений, внедрение среднесрочного БОР.

Основным результатом осуществлявшегося в рамках Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999—2001 гг. и Программы разви­тия бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. [1] развития и реформирова­ния межбюджетных отношений стала законодательная база, давшая основу новой системы межбюджетных отношений. На основе этой концепции была подготовлена Программа развития бюджетного федерализма в РФ, в рамках реализации которой были разработаны финансовые основы новой системы местного самоуправления, осуществлено разграниче­ние расходных обязательств, в основном ликвидированы необеспеченные федеральные мандаты, закреплены на постоянной основе доходы за бюджетами бюджетной системы, была отработана система межбюджетных трансфертов [2, С. 22].

Также, с начала 2000-х гг. в рамках функционирования в составе федерального бюджета Фонда реформирования региональных финансов (ФФРФ) и Фонда реформирова­ния региональных и муниципальных финансов (ФРРМФ) в ряде субъектов Федерации проводятся мероприятия, направленные на совершенствование систем управления обще­ственными финансами, в результате которых существенно выросло качество управ­ления общественными финансами на субфедеральном уровне.

На федеральном уровне реформы в направлении повышения эффективности ис­пользования государственных финансов осуществляются по нескольким направлениям. Согласно разработанным в 2003 г. Министерством финансов Российской Федера­ции Принципам реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации в 2003-2004 гг. и на период до 2006 г. направлениями реформирования в структуре бюджетного сектора являются:

• оптимизация действующей сети получателей бюджетных средств;

• уточнение правового статуса и реорганизация бюджетных учреждений;

• переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государствен­ных (муниципальных) услуг;

• внедрение методов формирования БОР.

Важнейшим этапом в повышении результативности бюджетных расходов стала правительственная Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Феде­рации в 2004-2006 гг. (разработанная с учетом Принципов реструктуризации бюджетного сектора в РФ и утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004г. №249), которая явилась основным программным документом, определив­шим развитие общественных финансов и проведение существенных системных преоб­разований бюджетного процесса на федеральном уровне в течение этих трех лет [3, С. 5].

Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, включала следующие основные задачи:

- Приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов, введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.

- Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета, через аналитиче­ское разделение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств. Действующие обязательства подлежат безусловному включению в расходную часть бюджета, если не принято решение об их отмене или приостановлении. Новые расходные обязательства должны устанав­ливаться лишь при наличии соответствующих финансовых возможностей на весь период их действия и при условии обязательной оценки их ожидаемой эффективности.

- Включение в перспективный финансовый план ежегодно смещаемого на год вперед распределения ассигнований между субъектами бюджетного планирования на трехлетний период. Переход к утверждению перспективного финансового плана Правительством Рос­сийской Федерации.

- Введение в практику бюджетного процесса формирования ведомственных целевых программ, в рамки которых должна быть включена значительная часть бюджетных расхо­дов, осуществляемых в настоящее время по сметному принципу. Ориентация федеральных целевых программ на решение крупных и требующих длительных сроков реализации ин­вестиционных, научно-технических и структурных проектов межотраслевого характера с чет­ко сформулированными и количественно измеримыми индикаторами результативности.

- Переход к распределению бюджетных ресурсов между распорядителями бюджетных средств и бюджетными программами в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных перед ними целей, в соответствии со среднесрочными приоритетами социаль­но-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.

- Расширение сферы применения механизмов поддержки отобранных на конкурсной основе региональных и муниципальных программ бюджетных реформ в рамках созданного Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов [3, С. 4] .

Успешность реализации реформы еще не проверена временем, но сейчас можно сказать, что новая информация, которая впредь будет формироваться в ходе исполнения бюджета, будет способствовать не только прозрачности бюджетных операций, но и повы­шению качества принимаемых управленческих решений в бюджетной сфере. Реализация Концепции завершилась разработкой и принятием поправок к Бюджетному кодексу Рос­сийской Федерации, многие из которых уже прошли практическую апробацию в рамках внедрения среднесрочного БОР при формировании проектов федерального бюджеты на 2006-2007 гг. Поправки оформили накопленный опыт реформ, утвердив законодательно новые формы и элементы бюджетного процесса. С учетом имеющихся итогов реализации реформ, а также требований текущей ситуации в развитии финансовых взаимоотношений в Российской Федерации между органами власти всех уровней в 2006 г. была принята Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 гг. Данная Концепция определила комплекс задач и мер в области как совершенствования межбюджетных отношений, так и повышения эффективности управления общественными финансами [4, С. 76]. Принятые поправки к Бюджетному кодексу РФ предусматрива­ют:

  • переход на всех уровнях бюджетной системы к среднесрочному финансово­му планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджет­ных фондов Российской Федерации - формированию бюджетов на трехлетний период;

  • выделение закрытого перечня форм бюджетных ассигнований, различаю­щихся правовым статусом и отражением в бюджете; изменение порядка планирования и отражения в бюджете расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и бюд­жетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности; введе­ние в бюджетный процесс государственных (муниципальных) заданий;

  • расширение полномочий органов власти всех уровней в рамках единых, установленных Кодексом общих позиций по детализации, интеграции бюджетной класси­фикации и бюджетного учета;

  • создание условий для возникновения новых организационных правовых форм и проведения реструктуризации бюджетной сети [5, С. 242].

Законодательное закрепление этих изменений создаст новые возможности, стиму­лы и требования для повышения результативности расходов бюджетов всех уровней. Так, начиная с 2008 г. федеральный бюджет формируется на основе реестров расходных обязательств главных распорядителей средств (ГРС) федерального бюджета. При подго­товке проекта федерального бюджета на 2008 г. и период до 2010 г. использованы обосно­вания бюджетных ассигновании ГРС федерального бюджета, содержащие информацию о непосредственных результатах, объеме и качестве оказанных государственных услуг.

Далее, в рамках третьего этапа трансформации системы бюджетного планирования совершенствование законодательства в сфере финансового планирования осуществляется в направлении повышения результативности выполняемых государством услуг и улучше­ния качества их оказания. В частности был разработан ряд документов, важное место сре­ди которых занимает Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Целью указанной Програм­мы является повышение эффективности деятельности публично-правовых образований по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных и муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, выполнению государственных функций, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономиче­ского развития. Также были введены преобразования нормативно правовой базы в области управления общественными финансами, разрабо­тан и принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих внедрение бюджетирова­ния, ориентированного на результат, выявлены и внедрены новые инструменты управле­ния бюджетом.


Литература:

1. О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.: постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. №584. URL: http://base.garant.ru/183645/

2. Лавров, А.М. Реформирование бюджетной системы / А. М. Лавров // Финансы. – 2010. - № 10. – С. 22.

3. Бюджетная реформа в России 2004-2006 гг. – М. Институт развития промышленной и экономической политики, 2007. – 7 с.

4. Чигирев, В.Ю. Проблемы методологии БОР / В.Ю. Чигирев // Финансы. – 2007. - № 5. – С. 76-77.

5. Повышение эффективности бюджетных расходов: учеб. пособие / под общ. редакцией А.А. Климова. – М.: Дело, 2009. – 520 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Российской Федерации, бюджетного планирования, бюджетного процесса, бюджетных расходов, управления общественными финансами, бюджетной системы, эффективности бюджетных расходов, Правительства Российской Федерации, бюджетного федерализма, системы бюджетного планирования, бюджетного сектора, трансформации системы бюджетного, реформирования бюджетного процесса, Концепция реформирования бюджетного, реструктуризации бюджетного сектора, результативности бюджетных расходов, развития бюджетного федерализма, бюджетных средств, системы управления общественными, повышения эффективности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle