Библиографическое описание:

Кукеева А. А. Влияние федеральных налогов и государственных расходов на совокупный спрос и ВВП [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 20-21.

Экономическое развитие всех промышленно развитых стран характеризуется цикличностью. Цикличность экономического развития — это непрерывные колебания рыночной экономики, когда рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности — понижением. Цикличность характеризуется периодическими взлетами и падениями рыночной конъюнктуры.

Особенностью циклического развития на современном этапе является активное вмешательство государства во весь ход экономического цикла, с тем, чтобы добиться большей устойчивости хозяйственного развития.

Государственные расходы и налоги активно используются властями для воздействия на экономическую ситуацию. Манипулируя ими, государство может повлиять на совокупный спрос и ВВП. Таким образом, государство увеличивает или сокращает и совокупный спрос на товары и услуги, и предложение на рынке произведенных в течение года конечных товаров и услуг (ВВП). В современной экономике неуклонно повышается удельный вес государственных финансов в общем объеме ВВП (включая госбюджет с его основными компонентами - государственными бюджетными расходами и налогами).

Манипулирование государственными расходами и налогами связано с конкретной деловой активностью - либо в периоды спадов, либо - подъемов. С его помощью властям удается поставить в зависимость от изменений величины государственных расходов и налогов динамику совокупного спроса и ВВП, способствуя их стабилизации. В связи с выполнением этих функций некоторые госрасходы и налоги в экономической теории называют "встроенными стабилизаторами" рыночной экономики.

В периоды подъемов иди спадов в экономике изменения в госрасходах и налогах, осуществляемые властями, оказывают разное воздействие на совокупный спрос и ВВП. Так, в период подъема государство сокращает свои расходы с тем, чтобы снизить рост совокупного спроса и ВВП. В период спада, наоборот, власти повышают бюджетные расходы, чтобы тем самым поддержать и совокупный спрос и ВВП.

В 2007 г. в экономике Российской Федерации наблюдался подъем: ВВП страны вырос на 8,5 % по сравнению с предыдущим 2006 г., в этот период госрасходы составили лишь 34,2 % ВВП (см. табл.1). В начале 2008 г. тенденция роста ВВП продолжалась, но уже летом 2008 г. Россию вслед за всем миром охватил глобальный финансовый кризис, от которого пострадали многие банки, крупные и мелкие компании и практически большинство населения страны. В 2009 г. кризис продолжал углубляться. Для изменения негативных тенденций в экономике государство предприняло активные попытки: увеличились госрасходы, они составили в 2009 г. 41,4 % ВВП.

Таблица 1

Динамика ВВП и расходов консолидированного бюджета РФ (млрд. руб.)


 

2007

2008

2009

2010

ВВП

33247,5

41276,8

38786,4

44939,2

- в % к предыдущему году

108,5


105,2


92,2


104,0


Расходы конс.бюджета

11378,6

13991,8

16048,3

17616,7

- к предыдущему году

в 1,4 р.

в 1,2 р.

в 1,1 р.

в 1,1 р.

- в % к ВВП

34,2

33,8

41,4

39,2

Источник: [4]

В противоположность маневрам с государственными расходами, в период подъема экономики государство обычно повышает налоги, тем самым, сокращая доходы населения и бизнеса, а с ними - и расходы. В результате величина совокупного спроса снижается, а, следовательно, рост ВВП замедляется.

В период спада налоговую нагрузку снижают, увеличивая возможности активизировать деятельность населения и бизнеса в неблагополучной экономической обстановке. Так произошло в экономике России в 2008 г.

На фоне глобального экономического кризиса правительством РФ были выработаны меры, нацеленные на поощрение предпринимателей к повышению предпринимательской активности.

Помимо госрасходов для стабилизации экономики страны государством были использованы фискально-налоговые инструменты. Изменения налогового законодательства были направлены на остановку экономического спада и стимулирование экономического роста.

С 1 января 2009 г. вступили в юридическую силу следующие основные изменения:

1) Общая ставка налога на прибыль была снижена с 24 % до 20 %.

2) Амортизационная премия в отношении амортизиремого имущества со сроком полезного использования от 3 до 20 лет была увеличена с 10 % до 30 %.

3) Применительно к НДС:

Ежеквартальный НДС может быть уплачен ежемесячными платежами вместо единовременной уплаты. Данное изменение применяется к отношениям, возникшим начиная с 4-го квартала 2008 г. включительно.

4) Увеличены размеры некоторых налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц.

Таблица 2

Консолидированный бюджет Российской Федерации (млрд. руб.)

 

2007

2008

2009

2010

Доходы – всего, из них:

13368,3

16003,9

13599,7

16031,9

налог на прибыль организаций
(его доля в доходах бюджета, %)

2172

(16,2%)

2513,2

(16%)

1264,6

(9,3%)

1774,6

(11%)

НДФЛ

1266,6

1666,3

1665,8

1790,5

НДС

2261,7

2132,5

2050,3

2498,6

и т.д.





Расходы–всего:

11378,6

13991,8

16048,3

17616,7

Дефицит (-) / Профицит

1989,7

2012,1

-2448,6

-1584,7

Источник: [4]

Как видно из таблицы 2, на фоне предпринятых мер по уменьшению налоговой нагрузки на население, произошло заметное снижение налоговых поступлений в бюджет РФ, в частности доля налога на прибыль организаций в 2009 г. сократилась на 6,7 % и составила 9,3 % доходов бюджета, тоже самое произошло и с НДФЛ и НДС.

Таблица 3

Индекс физического объема основных социально-экономических показателей

(в % к предыдущему году)


2007

2008

2009

2010

Валовой внутренний продукт

108,5

105,2

92,2

104,0

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств

112,5

109,4

95,8

102,5

Инвестиции в основной капитал

122,7

109,9

84,3

106,0

Источник: [4]

Проводимая антикризисная политика привела к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста, в 2010 г. ВВП вырос на 4% по сравнению с 2009 г., инвестиции в основной капитал выросли на 6% по сравнению с 2009 г. (см. табл. 3).

В результате проведения антикризисной политики, последствия кризиса стали менее разрушительными.


Литература:

1.Мау В. Драма 2008 года: от экономического чуда к экономическому кризису. «Вопросы экономики», № 2, 2009.

2.Николаева И. П. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 527 с.

3.Ходоров С.Е. Антициклическая политика государства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 3, 2010.

4.http://www. gks.ru

5.http://www.finam.ru


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle