Библиографическое описание:

Яндавлетов А. М., Мингазова З. Р. Реорганизация федерального устройства РФ [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 48-50.

Административно-территориальное деление России нельзя назвать идеальным. Из него исходит много социально-экономических проблем, например, таких, как депрессивные регионы. В одно время в стране происходило укрупнение регионов, но дальше объединения автономных округов с областями дело не пошло.
Еще одним решением этой проблемы может стать увеличение роли агломераций на государственном уровне. К примеру, еще в конце прошлого года в газете "Ведомости" была опубликована статья о том, что Правительство и администрация Президента РФ работают над проектом изменения территориальной организации России. В документе о переделе карты России, который оказался в распоряжении "Ведомостей", говорится о том, что нынешняя территориальная структура несовершенна: местные органы федеральных властей находятся не там, где нужно, а качество жизни в малых городах и сельской местности постоянно снижается. Более того, региональные власти сами решают, какой населенный пункт городской, какой - сельский.
В документе предлагается ввести критерии численности населения для городов и поселков и установить единые критерии размещения территориальных федеральных органов.
Сейчас 90% городов в России – это малые города с численностью до 100 тысяч человек, половина из них - монопрофильные. Население таких городов законсервировано, число жителей не растет, школы, институты, театры, музеи практически отсутствуют. Развивать такие поселения - бессмысленно, утверждается в документе. Вместо этого предлагается другой путь - создать общие условия для ускоренной миграции населения из монопрофильных городов в большие и таким образом обеспечить перевод процесса урбанизации на качественно иную основу
Население концентрируется там, где производится большая добавленная стоимость и возникают лучшие условия его воспроизводства, приложения труда и капитала, говорится в документе. Соответственно, не надо идти против течения - надо развивать большие города и городские агломерации.
В проекте предлагается создать примерно 20 крупных агломераций с населением более 1 миллиона человек. Образовать высокоурбанизированные территории предлагается за счет межгородских пространств: единая скоростная система общественного транспорта, вынос производств за пределы центров агломерации, переселение людей в пригороды, формирование общего торгового, образовательного и культурного пространства.
Создание агломераций не требует механического объединения населенных пунктов, необязательно создавать единое муниципальное образование, сказано в документе: нужно координировать планы территориального и инфраструктурного развития, предоставить свободный миграционный режим.
Документ видит основой новой экономики — трехмиллионные агломерации. Его авторы предупреждают, что если агломерации будут развиваться стихийно, то могут возникнуть дисбалансы в территориальном развитии, и как следствие появятся серьезные риски для государства. Но на данный момент создание агломераций законодательно невозможно. Так как, по мнению авторов, их границы не соответствуют административному делению, и возникнут проблемы с распределением бюджетных денег, указывается в документе.
Реализация такой идеи возможна, но российские агломерации не имеют достаточную организацию внутри себя из-за слабо развитой инфраструктуры. Однако следующие имеющиеся во всех городах и их пригородах факторы позволяют организовать агломерации по предложенному выше варианту:
  • массовые трудовые, учебные, бытовые, культурные и рекреационные поездки (маятниковые миграции),
  • 1,5-часовая доступность по транспортным коридорам (железным дорогам, автодорогам и рекам),
  • наличие регулярных пригородных электропоездов, автобусов, теплоходов,
  • нахождение подчинённых поселений в пределах своих административных регионов кроме самых тесно примыкающих,
  • общность аэропорта, железнодорожного узла-терминала, речного порта-терминала,
  • плотное расселение по транспортным коридорам,
В настоящий момент процесс формирования сети городских агломераций в России практически завершен. Сегодня развитие агломераций идет в другом направлении — происходит интенсификация связей внутри уже сформировавшихся городских агломераций, стягивание в них населения и, как следствие, повышение класса развитости агломераций.
Расположение агломераций совпадает с основной полосой расселения, а степень их развитости убывает с запада на восток. Из 52 агломераций России 43, или 83%, находятся в Европейской части России. В районах Сибири и Дальнего Востока расположены 9 агломераций.
На европейской территории России сконцентрированы агломерации, имеющие высокий класс развитости. Здесь наблюдается наиболее густая сеть агломераций.
По мнению Лаппо Г.М. характер процессов агломерирования на территории России видоизменился и носит сегодня качественно иной характер. Если период 1970-1979 годов можно назвать периодом образования множества новых агломераций, то сейчас произошла стагнация количественного роста городских агломераций. Он практически завершен, а качественное развитие не набрало полной силы по различным причинам. Одной из них стала большая естественная убыль населения, которая не способствует росту людности агломераций и, соответственно, повышению к развитию. Второй причиной является глубокий экономический кризис, который в течение 1990-х годов вызвал отток населения сначала из городов в село, а потом (с 1994 года) вновь из сел в российские города.
Это привело к некоторому перераспределению населения по территории страны. Кризис усилил и региональные различия. Массовый отток населения из регионов Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока лишил крупные города возможности формирования агломераций. Население устремлено в европейскую часть страны, территория которой получает дополнительные стимулы для развития агломераций.
Можно сказать, что фаза экстенсивного развития сети городских агломераций РФ, в основном, пройдена. Дальнейшее их развитие пошло по пути качественного совершенствования — увеличения плотности населения, роста количества маршрутов городского и пригородного общественного транспорта, интенсификации трудовой маятниковой миграции, структуризации.
По существу, привычная дихотомия городское население – сельское население нуждается в пересмотре: по базовым социокультурным характеристикам смешанное сельско-городское население ГА правомерно рассматривать как особую — третью — категорию, наряду со внеагломерационными сельским и городским населением.
Развитие агломераций на федеральном уровне пока рассматривается в дальнесрочной перспективе. Так как основный фактором развития агломераций служит развитая инфраструктура, то до тех пор пока она не будет находиться на должном уровне, говорить о таком устройстве России нельзя. К тому же при таком раскладе население маленьких городов станет депопулировать еще быстрее. Ведь теперь все развитие будет происходить вокруг 20 городов, что повлечет за собой массовый отток из остальных населенных пунктов в эти агломерации. Однако зарубежный опыт показывает, что компактность даёт гораздо больше преимуществ, нежели разрозненное население.

Литература:

1. Лаппо Г.М. «Городские агломерации СССР-России: особенности динамики в XX веке // Удобное пространство для города. Российское экспертное обозрение» № 4-5 2007.

2. «Демоскоп Weekly» электронный аналитический журнал № 465 – 466 demoscope.ru/weekly/

3. «Ведомости», газета № 217, 2010.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle