Библиографическое описание:

Водолажский А. Р. Инструментарий мониторинга процессов менеджмента качества промышленного предприятия [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 107-109.

Стабильное и эффективное функционирование систем менеджмента качества напрямую зависит от успешной реализации мониторинга процессов менеджмента качества, реализующего прямую и обратную связь. Мониторинг являясь, как методом, так и средством управления, обеспечивает динамическое отслеживание хода процессов менеджмента качества по установленным показателям и их взаимодействие в цепочке процессов промышленного предприятия. Необходимость использования мониторинга показана и в реализуемых стандартах качества (система менеджмента качества (СМК), стандарт экологической безопасности, стандарт безопасности труда) как процедуры измерения, анализа и улучшения. То есть мониторинг включает в себя:

  установление показателей процессов менеджмента качества;

  определение средств и методов измерения показателей процессов менеджмента качества;

  проверку значений показателей на предмет установления критических норм;

  анализ критических значений показателей процессов менеджмента качества с целью определения причин их появления.

Изначально необходимо выделить объекты мониторинга процессов менеджмента качества, демонстрирующие результативность процессов. Идентификация процессов менеджмента качества относится к актуальному вопросу теории менеджмента, широко обсуждаемой в специальной литературе. Существует значительное число подходов к решению названной задачи и способу детализации процессов:

  1. разработка иерархичной структуры процессов (градация по уровням и степени детализации);

  2. определение дерева процессов (согласно схеме процесса в стандарте ИСО 9000);

  3. спектр процессов, детально описывающий действия каждого сотрудника;

  4. определение процессов согласно этапам жизненного цикла (ЖЦ) продукта.

На взгляд автора, последний вариант наиболее приемлем именно для предприятий промышленности с четко установленной номенклатурой изделий. Основываясь на ЖЦ изделия и учитывая рекомендации стандарта ISO 9001:2008 определим процессы и их последовательность в системе менеджмента качества промышленного предприятия:

  1. процесс Маркетинг;

  2. процесс Проектирование;

  3. процесс Снабжение;

  4. процесс Производство;

  5. процесс Сбыт;

  6. процесс Измерение и анализ;

  7. процесс Общий менеджмент.

Очевидно, что выход одного процесса, является входом следующего в общей цепочке производства готового продукта с заранее установленным уровнем качества. Показатели каждого из процессов устанавливаются в зависимости от степени их влияния на результативность (достижение запланированных результатов) и эффективность (соотношение «затраты   результат»), а также обязательным учетом рисков процесса.

Рассматривая мониторинг, как аспект управления, реализующий функции наблюдения, контроля, диагностики, анализа и прогнозирования поведения объекта определим необходимые показатели для процесса «Производство» промышленного предприятия.

К таким показателям на взгляд автора можно отнести:

  группы показателей качества продукта;

  показатели технологических процессов;

  показатели производственных процессов (управление, финансы, кадровая политика и др.)

Основная причина исследования любых процессов – обеспечение их устойчивости (управление вариабельностью). Процесс находится в управляемом состоянии, если на него существенно не влияют «специальные причины», под которыми согласно Э. Демингу [1] понимается временный, потенциально устраняемый фактор.

Рассматривая процесс «Производство» с точки зрения качества, необходимо сделать акцент на обязательных компонентах любого производства: технологическом процессе производства и качестве выпускаемой продукции. Для каждого предприятия производящего продукцию, существуют технологические процессы, существенно влияющие на качество [2]. Технологические процессы необходимо подвергать контролю и анализу их стабильности, а следовательно, необходимо установить и их характеристики (точность изготовления и поля допуска) для обнаружения критических факторов процесса.

Качество продукта обеспечивается совокупностью качественных характеристик на всех этапах его жизненного цикла: качество на этапе проектирования, производства, готового продукта, эксплуатации. Таким образом, этапы мониторинга технологических процессов и контроля качества продукции можно описать следующей схемой (рис.1):

Рис.1 Этапы мониторинга процесса «Производства» как процесса менеджмента качества

При установлении критериев качества продукции и технологических процессов необходимо опираться на номенклатуру и специфику выпускаемой продукции, установленные ГОСТы, технические требования и условия. Данный аспект связан с разработкой моделей качества – эталонов, сравнивая с которыми оцениваемые критерии, можно дать характеристику процесса.

Рассматривая технологический процесс, эталоном (моделью) качества может быть соблюдение требований стабильности процесса, под которой понимается свойство, «обусловливающее постоянство распределений вероятности его параметров в течение некоторого интервала времени без вмешательства извне» [3], другими словами контролируемая устойчивость и надежность процесса в течение некоторого временного промежутка.

В разработке модели качества продукции желательно совместно с другими методами применять имитационные методы моделирования, позволяющие получить статистические данные о поведении элементов моделируемого объекта на разных уровнях детализации, что позволяет в дальнейшем исследовать подробно его качественные и количественные характеристики.

При измерении показателей процессов менеджмента качества для объективизации оценок необходимо использовать мультивариантный (многомерный) статистический контроль процессов (MSPC), основанный на применении методов математического моделирования и математической статистики для анализа, накопления, моделирования и прогнозирования факторов, существенно влияющих на рассматриваемый процесс менеджмента качества.

Для анализа реализации технологического процесса необходимо выявить факторы, оказавшие значимое влияние на его отклонения и подвергнуть их корректировке, здесь может быть использован корреляционный анализ и построение регрессионных моделей позволяющих осуществить теоретические прогнозы поведения процесса при изменении выявленных факторов.

В качестве методик оценки качества продукта на различных стадиях его ЖЦ существует целый спектр методов оценки:

1. Контрольные карты (Шухарта, накопленных сумм, средних и т.д.);

2. Методика выборочного контроля;

3. Методика последовательного контроля;

Однако контроль единичных показателей без анализа взаимовлияния факторов не может в полной мере обеспечить объективную оценку процесса. Комплекс методов, используемый в совокупности в автоматизированной форме, во-первых, решит проблему сложности и трудоемкости расчетов, а во вторых обеспечит более точный анализ измерений посредством многомерного анализа. Использование инструментария математической статистики, в частности методы 3 сигм (6 сигм), моменты высших порядков и корреляционный анализ обеспечит выявление и контроль управляемых параметров процессов.

Кроме того, необходимо учитывать и возможности моделирования процессов с целью прогнозирования их поведения и снижения неопределенности знаний о процессе. Разработка моделей позволит осуществить имитацию принятых управленческих решений, в частности проследить результат изменения показателей процесса.

Результат диагностики качества технологического процесса и продукта, как составляющих процесса «Производство»,а также результаты моделирования необходимо использовать в процессе общего менеджмента, как основание для принятия управленческих решений и установления временных интервалов мониторинга, отслеживающего параметры процессов менеджмента качества.

Применение многомерного статистического анализа, как инструментария мониторинга, позволит математически, а следовательно более точно и объективно определить реальное состояние процессов менеджмента качества.


Литература:

1. Деминг, У.Э., Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / У. Эдвард Деминг — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

2. Ивахненко А.М. Автоматизация системы контроля качества при производстве асфальтобетонных смесей // Вестник МАДИ (ГТУ) вып.2(13) МАДИ(ГТУ).-М., 2008. -С.70-73.

3. Горячев В.В., Херсонский Н.С. К вопросу оценки точности технологических процессов // Методы менеджмента качества. – 2010. – № 7. С.56-58.

Основные термины: менеджмента качества, процессов менеджмента качества, мониторинга процессов менеджмента, показателей процессов менеджмента, качества промышленного предприятия, менеджмента качества промышленного, технологических процессов, контроля качества, качества продукции, современного процессного менеджмента, хода процессов менеджмента, систем менеджмента качества, Идентификация процессов менеджмента, система менеджмента качества, процесс менеджмента качества, системе менеджмента качества, Методы менеджмента качества, параметры процессов менеджмента, состояние процессов менеджмента, Инструментарий мониторинга процессов

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle