Библиографическое описание:

Водолажский А. Р. Инструментарий мониторинга процессов менеджмента качества промышленного предприятия [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 107-109.

Стабильное и эффективное функционирование систем менеджмента качества напрямую зависит от успешной реализации мониторинга процессов менеджмента качества, реализующего прямую и обратную связь. Мониторинг являясь, как методом, так и средством управления, обеспечивает динамическое отслеживание хода процессов менеджмента качества по установленным показателям и их взаимодействие в цепочке процессов промышленного предприятия. Необходимость использования мониторинга показана и в реализуемых стандартах качества (система менеджмента качества (СМК), стандарт экологической безопасности, стандарт безопасности труда) как процедуры измерения, анализа и улучшения. То есть мониторинг включает в себя:

  установление показателей процессов менеджмента качества;

  определение средств и методов измерения показателей процессов менеджмента качества;

  проверку значений показателей на предмет установления критических норм;

  анализ критических значений показателей процессов менеджмента качества с целью определения причин их появления.

Изначально необходимо выделить объекты мониторинга процессов менеджмента качества, демонстрирующие результативность процессов. Идентификация процессов менеджмента качества относится к актуальному вопросу теории менеджмента, широко обсуждаемой в специальной литературе. Существует значительное число подходов к решению названной задачи и способу детализации процессов:

  1. разработка иерархичной структуры процессов (градация по уровням и степени детализации);

  2. определение дерева процессов (согласно схеме процесса в стандарте ИСО 9000);

  3. спектр процессов, детально описывающий действия каждого сотрудника;

  4. определение процессов согласно этапам жизненного цикла (ЖЦ) продукта.

На взгляд автора, последний вариант наиболее приемлем именно для предприятий промышленности с четко установленной номенклатурой изделий. Основываясь на ЖЦ изделия и учитывая рекомендации стандарта ISO 9001:2008 определим процессы и их последовательность в системе менеджмента качества промышленного предприятия:

  1. процесс Маркетинг;

  2. процесс Проектирование;

  3. процесс Снабжение;

  4. процесс Производство;

  5. процесс Сбыт;

  6. процесс Измерение и анализ;

  7. процесс Общий менеджмент.

Очевидно, что выход одного процесса, является входом следующего в общей цепочке производства готового продукта с заранее установленным уровнем качества. Показатели каждого из процессов устанавливаются в зависимости от степени их влияния на результативность (достижение запланированных результатов) и эффективность (соотношение «затраты   результат»), а также обязательным учетом рисков процесса.

Рассматривая мониторинг, как аспект управления, реализующий функции наблюдения, контроля, диагностики, анализа и прогнозирования поведения объекта определим необходимые показатели для процесса «Производство» промышленного предприятия.

К таким показателям на взгляд автора можно отнести:

  группы показателей качества продукта;

  показатели технологических процессов;

  показатели производственных процессов (управление, финансы, кадровая политика и др.)

Основная причина исследования любых процессов – обеспечение их устойчивости (управление вариабельностью). Процесс находится в управляемом состоянии, если на него существенно не влияют «специальные причины», под которыми согласно Э. Демингу [1] понимается временный, потенциально устраняемый фактор.

Рассматривая процесс «Производство» с точки зрения качества, необходимо сделать акцент на обязательных компонентах любого производства: технологическом процессе производства и качестве выпускаемой продукции. Для каждого предприятия производящего продукцию, существуют технологические процессы, существенно влияющие на качество [2]. Технологические процессы необходимо подвергать контролю и анализу их стабильности, а следовательно, необходимо установить и их характеристики (точность изготовления и поля допуска) для обнаружения критических факторов процесса.

Качество продукта обеспечивается совокупностью качественных характеристик на всех этапах его жизненного цикла: качество на этапе проектирования, производства, готового продукта, эксплуатации. Таким образом, этапы мониторинга технологических процессов и контроля качества продукции можно описать следующей схемой (рис.1):

Рис.1 Этапы мониторинга процесса «Производства» как процесса менеджмента качества

При установлении критериев качества продукции и технологических процессов необходимо опираться на номенклатуру и специфику выпускаемой продукции, установленные ГОСТы, технические требования и условия. Данный аспект связан с разработкой моделей качества – эталонов, сравнивая с которыми оцениваемые критерии, можно дать характеристику процесса.

Рассматривая технологический процесс, эталоном (моделью) качества может быть соблюдение требований стабильности процесса, под которой понимается свойство, «обусловливающее постоянство распределений вероятности его параметров в течение некоторого интервала времени без вмешательства извне» [3], другими словами контролируемая устойчивость и надежность процесса в течение некоторого временного промежутка.

В разработке модели качества продукции желательно совместно с другими методами применять имитационные методы моделирования, позволяющие получить статистические данные о поведении элементов моделируемого объекта на разных уровнях детализации, что позволяет в дальнейшем исследовать подробно его качественные и количественные характеристики.

При измерении показателей процессов менеджмента качества для объективизации оценок необходимо использовать мультивариантный (многомерный) статистический контроль процессов (MSPC), основанный на применении методов математического моделирования и математической статистики для анализа, накопления, моделирования и прогнозирования факторов, существенно влияющих на рассматриваемый процесс менеджмента качества.

Для анализа реализации технологического процесса необходимо выявить факторы, оказавшие значимое влияние на его отклонения и подвергнуть их корректировке, здесь может быть использован корреляционный анализ и построение регрессионных моделей позволяющих осуществить теоретические прогнозы поведения процесса при изменении выявленных факторов.

В качестве методик оценки качества продукта на различных стадиях его ЖЦ существует целый спектр методов оценки:

1. Контрольные карты (Шухарта, накопленных сумм, средних и т.д.);

2. Методика выборочного контроля;

3. Методика последовательного контроля;

Однако контроль единичных показателей без анализа взаимовлияния факторов не может в полной мере обеспечить объективную оценку процесса. Комплекс методов, используемый в совокупности в автоматизированной форме, во-первых, решит проблему сложности и трудоемкости расчетов, а во вторых обеспечит более точный анализ измерений посредством многомерного анализа. Использование инструментария математической статистики, в частности методы 3 сигм (6 сигм), моменты высших порядков и корреляционный анализ обеспечит выявление и контроль управляемых параметров процессов.

Кроме того, необходимо учитывать и возможности моделирования процессов с целью прогнозирования их поведения и снижения неопределенности знаний о процессе. Разработка моделей позволит осуществить имитацию принятых управленческих решений, в частности проследить результат изменения показателей процесса.

Результат диагностики качества технологического процесса и продукта, как составляющих процесса «Производство»,а также результаты моделирования необходимо использовать в процессе общего менеджмента, как основание для принятия управленческих решений и установления временных интервалов мониторинга, отслеживающего параметры процессов менеджмента качества.

Применение многомерного статистического анализа, как инструментария мониторинга, позволит математически, а следовательно более точно и объективно определить реальное состояние процессов менеджмента качества.


Литература:

1. Деминг, У.Э., Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / У. Эдвард Деминг — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

2. Ивахненко А.М. Автоматизация системы контроля качества при производстве асфальтобетонных смесей // Вестник МАДИ (ГТУ) вып.2(13) МАДИ(ГТУ).-М., 2008. -С.70-73.

3. Горячев В.В., Херсонский Н.С. К вопросу оценки точности технологических процессов // Методы менеджмента качества. – 2010. – № 7. С.56-58.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle