Библиографическое описание:

Морозова Н. В., Яковлев А. А. Проблемы реализации государственных инновационных программ развития регионов России [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 151-153.

В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы ориентации экономики на инновационный путь развития и создания региональных инновационных систем. Управление региональным инновационным процессом происходит посредством выработки региональной инновационной политики, способной решать государственные задачи повышения конкурентоспособности и устойчивости экономики.

Региональная инновационная политика ориентирована на решение территориальных проблем, к числу которых относятся: эффективное использование имеющегося материально-технического, сырьевого и трудового потенциалов, удовлетворение потребностей внутреннего рынка. Мерами реализации региональной инновационной политики выступают программы по повышению конкурентоспособного потенциала приоритетных для регионов производств посредством привлечения частных институциональных инвесторов к реализации инноваций, формирование режима экономического стимулирования инновационной деятельности.

Можно выделить внутренние и внешние составляющие инновационного потенциала региона. К числу внутренних относятся: финансово-кредитная система, хозяйственная структура, научно-исследовательская база, система формирования и развития кадрового потенциала региона. К внешним элементам относятся: интеграционное взаимодействие с другими регионами, социально-экономическая конкурентоспособность региона, возможность выхода на мировой уровень. Региональная инновационная политика - составная часть экономической политики региональных органов власти по созданию благоприятных условий для торгово-производственной, агропромышленной, строительно-промышленной и научно-производственной интеграции всех институциональных форм хозяйствования.

Инновационная политика в регионах Российской Федерации имеет свои особенности. Однако едиными остаются базовые средства ее реализации: законодательная база, целевые программы, концепции и др.

На выбор инструментов инновационного развития регионов влияют следующие обстоятельства: во-первых, регионы по-разному адаптируются к рыночным преобразованиям, что обусловлено различными факторами – экономическими, институциональными, политическими и др.; во-вторых, различия между регионами по уровню инновационной активности, как правило, имеют технологический характер; в-третьих, в ряде регионов отсутствует экономическая база для производства инновационного продукта; и, наконец, кадровые проблемы.

Государственные научно-технические программы являются важной формой прямой государственной финансовой поддержки инновационной деятельности. В рамках таких программ финансируются научные исследования, направленные на формирование нового технологического уклада. Программы предполагают принципиальную новизну и взаимоувязанность программных мероприятий (проектов), необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений. Совокупности взаимоувязанных проектов прикладных НИОКР и инновационных проектов, реализующих полную технологическую цепочку промышленного производства конкурентоспособной продукции, представляют собой программы технологического развития, которые имеют более значимый экономический эффект по сравнению с отдельными инновационными проектами [1].

В настоящее время, для реализации инновационных программ в регионах, наиболее значимой проблемой является привлечение инвестиций в инновационные проекты в диапазоне от 2–4 млн. рублей до 90–100 млн. рублей в год [2]. Потребности в инвестициях до 4 млн. рублей минимально удовлетворяются программами грантового и долевого финансирования. Наиболее значимы, с точки зрения финансирования стартующих инновационных проектов, программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСР МФП НТС) и аналогичные региональные программы.

По результатам опроса, проведенного Expert, действующие региональные и федеральные программы в целом охватывают практически весь поток новых проектов. Однако, это никак не объясняет, почему показатели обеспеченности грантовым и долевым финансированием в российских регионах, за редким исключением, существенно уступают странам, реализующим догоняющую, агрессивную политику поддержки инновационного предпринимательства. Так, по словам директора департамента инвестиций и экспертизы ОАО «Российская венчурная компания» Яна Рязанцева, среди проектов, получивших инвестиции венчурных фондов с участием РВК, единицы получателей федеральных и региональных грантов[2].

Инвестиции от 90–100 млн рублей привлекают состоявшиеся компании, которые могут заинтересовать такие институты развития, как «Роснано», венчурные фонды с участием РВК, а также крупных частных инвесторов. Наконец, состоявшиеся на рынке и генерирующие стабильный денежный поток предприятия, как правило, не испытывают неразрешимых проблем с получением банковских кредитов. Однако компании, находящиеся на «посевной» стадии развития или же выходящие на стадию роста, оказываются в своего рода «долине смерти», когда привлечение внешнего финансирования становится зачастую задачей нерешаемой.

Следующая существенная проблема региональных инновационных систем в России касается реализации ряда программ субсидирования уже действующих инновационных предприятий, которые призваны компенсировать разнообразные затраты: от капитальных до расходов на участие в зарубежных выставках. Средств, выделяемых на реализацию этих программ, не хватает. Например, в Калужской области, субсидии покрывают не более 20% потребностей инновационных предприятий региона такого рода финансирования [2].

Таким образом, рассмотрим причины, которые препятствуют реализации государственных инновационных программ в регионах[2,3,4]:

Во-первых, для регионов России, как и для национальной экономики России в целом, характерен ограниченный спрос на инновации и ограниченное предложение инноваций. Отечественная экономика характеризуется ограниченным спросом на инновации, в первую очередь, из-за низкой конкуренции, а зачастую, и монополизации, во многих секторах хозяйственной жизни. Действующие государственные программы не ориентированы на стимулирование спроса на инновации. Внешний спрос на российские инновации также является ограниченным вследствие сырьевой специализации России в современной мировой экономике. Ограниченное предложение инноваций связано с отсутствием системности в сопровождении инноваций, отсутствием каркаса инновационной экономики (имеются лишь отдельные элементы – особые экономические зоны, технопарки, венчурные фонды и т.д.), отсутствием конъюнктуры инновационной деятельности (социокультурных, политических, экономических и технологических условий, влияющих на ценность инновационной деятельности) [4].

Во-вторых, во многих российских регионах недостаточно развиты такие ключевые для формирования потока проектов институты, как центры трансфера (коммерциализации) технологий при вузах и научных учреждениях, не во всех вузах и научных учреждениях они вообще созданы.

В-третьих, в российских регионах недостаточное внимание уделяется программам обучения предпринимательству начинающих инноваторов. Обучающие программы центра преследуют две цели: предоставить возможность автору проекта определиться, в какой мере предпринимательство является его сферой деятельности, а также получить необходимые для первых шагов в бизнесе навыки и составить детальный бизнес-план проекта.

В-четвертых, недостаточная эффективность работы инновационных бизнес-инкубаторов, связанная, в первую очередь, с низким уровнем оказываемых ими услуг, а также низким взаимодействием этого инструмента поддержки с элементами региональной инновационной системы.

В целях преодоления указанных проблем, в первую очередь, должны быть решены следующие задачи, связанные с:

- разработкой и развитием инновационной инфраструктуры в целом как единого распределенного по регионам и отраслям механизма научно-технических нововведений в виде инновационно-технологических фирм (центров), которые через реализацию технологии наукоемкого инжиниринга обеспечивают в короткие сроки конкурентоспособную реализацию инноваций;

- созданием научно-технической базы инновационной инфраструктуры страны и регионов, а также разработкой методических и организационно-нормативных материалов по научно-техническим нововведениям.

Региональное программирование следует отнести к числу эффективных методов воздействия на экономику. С его помощью можно квалифицированно и надежно, в сжатые сроки, решать стратегические проблемы развития отдельных территорий в увязке с единой региональной политикой государства. Региональные программы являются разновидностью целевых комплексных программ и служат инструментом управления региональной стратегией экономического, социального, научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов для решения первоочередных территориальных проблем.

Целевые программы являются средством повышения научной обоснованности планово-управленческих решений благодаря тому, что усиливают их целевую ориентацию, углубляют проработку способов и вариантов путей достижения долговременных целей, позволяют полнее увязать цели с ресурсными возможностями, дают более детальное представление об этапах последовательного решения проблем. Основное назначение целевых программ – ускорить социально-экономические процессы, ведущие к решению наиболее важных проблем экономического и социального развития, сократить сроки достижения тех целей и целевых ориентиров, которые имеют первостепенный характер для общества.

Современные инновационные программы развития региона, представляют собой документы, увязывающие по ресурсам, исполнителям и срокам совокупность мероприятий, направленных на достижение целей инновационного развития региона, активизацию инновационной деятельности и стимулирование предприятий по развертыванию ими инновационной деятельности, определение механизма воздействия органов управления на субъекты инновационной деятельности.

Для успешной реализации инновационных программ, необходимо:

1. Включение основных положений программы инновационного развития в программу социально-экономического развития региона.

2. Организация эффективной практической деятельности органов местного управления в:

  • реализации и сопровождении программы инновационного развития и принятии соответствующих нормативных актов регионального значения;

  • осуществлении организационного и информационного обеспечения (образование рабочей группы, утверждение инновационной политики, определение источников финансирования и источников необходимой информации, а также порядка ее сбора);

  • кадровом обеспечении (установление лиц из аппарата регионального управления, ответственных за разработку и реализацию инновационной политики);

  • социально-психологическом обеспечении (обеспечение готовности субъектов местного управления и инновационной деятельности к восприятию и участию в работе по переводу научно-инновационного потенциала региона на новый вектор развития как естественного процесса, весьма необходимого для ускорения роста благосостояния населения региона).

Таким образом, главной целью государственных инновационных программ является повышение научно-технического потенциала регионов с целью формирования благоприятного инновационного климата для обеспечения конкурентных преимуществ как на внутреннем так и на внешних рынках.


Литература:

  1. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1601

  2. URL: http://expert.ru/expert/2011/27/zapustit-innovatsiyu-v-region/

  3. URL: http://www.vniiesh.ru/

  4. Зубарев В.В. «Региональное развитие российской инновационной системы» http://nisrf.ru/articles/detail.php?id=780

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle