Совершенствование методики анализа показателей рентабельности для целей кредитования банками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Губанова, А. А. Совершенствование методики анализа показателей рентабельности для целей кредитования банками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей / А. А. Губанова, О. В. Баженов. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 90-92. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1263/ (дата обращения: 19.04.2024).

Время разгара мирового экономического кризиса, к счастью, подошло к концу. Огромные финансовые вливания со стороны государства в банки привели к тому, что дефицит ликвидности, характеризовавший конец 2008 года и практически весь 2009 год, был ликвидирован. Не смотря на это, многие организации, желающие получить банковский кредит и тем самым катализировать процесс роста своей финансово-хозяйственной деятельности, все так же не имеют возможности по ряду причин сделать это. Данные причины, по мнению автора, можно разделить на объективные и не объективные. К числу объективных причин, можно отнести:

  • отсутствие положительной кредитной истории;

  • отсутствие четкого и реального к исполнению инвестиционного проекта и др.

Основными не объективными причинами можно считать:

  • огромные риски посткризисной деятельности отрасли, в которой действует организация, запрашивающая кредит;

  • несоответствие расчетных показателей оценки финансового состояния анализируемого предприятия, рекомендуемым показателям, согласно Регламенту предоставления кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям №285-5-р.[1]

Необъективными данные причины можно назвать по ряду причин. Что касается первого случая, то тут банк опирается на статистические (усредненные) данные, без учета способностей конкретных управленцев кредитуемых организаций или без учета влияния на их деятельность внешней среды (покровители, лоббисты).

Что касается второго случая, а именно несоответствия расчетных показателей оценки финансового состояния, рекомендуемым регламентом показателям, то тут дело обстоит еще более сложно.

Во-первых, данный регламент предполагает единые нормативные значения показателей для всех отраслей народного хозяйства, что в корне представляется неверным, так как соотношений имущества, обязательств, капитала и финансовых результатов, у предприятий, занимающихся различными видами деятельности, будет разным. Более того, автор данной публикации склонен считать, что методика расчета некоторых финансовых коэффициентов, в частности, показатели рентабельности, для целей оценки эффективности деятельности предприятия является не совсем корректной.

Таким образом, сформулированная автором тема публикации «Совершенствование методики анализа показателей рентабельности для целей кредитования банками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» является действительно актуальной в условиях сложившейся экономической среды.

Рассмотрим показатели рентабельности, описанные в Регламенте предоставления кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям №285-5-р более детально.

Коэффициент рентабельности продукции (коэффициент рентабельности продаж) рассчитывается как частное от деления прибыли (убытка) от продаж и выручки нетто от реализации.

РП= ПР/ВРн, где

ПР – прибыль/убыток от продаж (Стр. 050 Отчета о прибылях и убытках);

ВРн – выручка нетто от реализации (Стр. 010 Отчета о прибылях и убытках).[2]

Данный показатель характеризует эффективность текущей деятельности предприятия, а именно эффективность затрат на производство, реализацию продукции и ценообразование.

Второй показатель рентабельности, используемый для оценки эффективности деятельности предприятия, согласно Регламенту №285-5 – это Коэффициент рентабельности деятельности предприятия (норма прибыли организации). Расчет этого показателя осуществляется путем деления чистой прибыли (убытка) организации и выручки нетто от реализации.

РДП=ЧП/ВРн, где

ЧП – чистая прибыль/убыток (Стр. 190 Отчета о прибылях и убытках);

ВРн – выручка нетто от реализации (Стр. 010 Отчета о прибылях и убытках). [2]

Характеризует эффективность всей деятельности предприятия и показывает, сколько копеек чистой прибыли приходится на рубль выручки от продаж.

Общее между двумя этими формулами, то, что они характеризуют эффективность деятельности (текущей либо общей) предприятия. В этой связи и возникает недоразумение. В связи с существованием принципа имущественной обособленности, описанного в Гражданском кодексе РФ, имущество и обязательства собственника организации существуют обособленно от имущества и обязательств самой организации.

Однако, принимая во внимание сточки 050 и 190 Отчета о прибылях и убытках при расчете показателей рентабельности, мы говорим именно о финансовых результатах деятельности организации, которыми распоряжается собственник. Таким образом, мы сталкиваемся с неким парадоксом: показатели рентабельности оценивают деятельность предприятия, но рассчитываются на основе показателей, характеризующих долю собственников. В чем же разница прибыли и чистой прибыли для нужд собственника и для нужд предприятия? В одной из составных частей расходов организации – в амортизации. Постараемся разобраться в том, что такое амортизация и в чем заключается ее сущность. Под амортизаций (в английском языке слово "amortization" означает "погашение основной части задолженности") принято понимать перенос стоимости амортизируемого имущества на себестоимость продукции, кроме того, амортизацию иногда соотносят с суммарным выражением износа (морального или физического) основных средств и нематериальных активов. Однако, в настоящее время, все экономисты-практики едины во мнении, что первоначальное и главное значение амортизации – создание фонда восполнения амортизируемого имущества не выполняется и происходит это по ряду причин:

  • бухгалтер не может проконтролировать использование данного фонда, поскольку нет разработанной методологии учета;

  • накопленный фонд не позволит произвести это обновление и причиной тому является инфляция, которая снижает покупательскую способность фонда накопления;

  • повсеместное развитие инновационной продукции приводит к тому, что основные средства, приобретенные ранее, не будут для организации актуальными (из-за своего морального износа) по истечении, периода начисления амортизации.[3]

Таким образом, виртуальная величина амортизации завышает расходы, тем самым, уменьшая долю прибыли, причитающуюся собственникам, в результате чего, остающиеся в распоряжении организации средства не могут быть направлены на дальнейшее ее развитие.

В этой связи, для целей оценки эффективности деятельности (текущей или общей) предприятия, формулы для расчета коэффициентов рентабельности, упомянутые в Регламенте предоставления кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям №285-5-Р, по мнению автора, необходимо скорректировать на величину начисленной амортизации за рассматриваемый период.

Тогда порядок расчетов показателей рентабельности будет выглядеть следующим образом:

Коэффициент рентабельности продукции (коэффициент рентабельности продаж).

РП= (ПР +А)/ВРн, где

А – сумма начислено амортизации за исследуемый период по данным Приложения к бухгалтерскому балансу (Формы №5), рассчитанная как сумма строк «Амортизация нематериальных активов – всего» (стр. 050), «Амортизация основных средств – всего» (стр. 140) и «Амортизация доходных вложений в материальные ценности» (стр. 190). [1,2]

Коэффициент рентабельности деятельности предприятия (норма прибыли организации).

РДП=(ЧП + А)/ВРн, где

А – сумма начислено амортизации за исследуемый период по данным Приложения к бухгалтерскому балансу (Формы №5), рассчитанная как сумма строк «Амортизация нематериальных активов – всего» (стр. 050), «Амортизация основных средств – всего» (стр. 140) и «Амортизация доходных вложений в материальные ценности» (стр. 190).

Далее на примере рассмотрим различие данных расчетов показателей рентабельности способом, отраженным в Регламенте №285-5-Р (Вариант №1) и способом, предложенным автором данной публикации (Вариант №2).[1,2]

Пример: Организация занимается сваркой арматурных каркасов на специализированном оборудовании. Годовая сумма амортизация станка 1000000 руб. Выручка нетто от реализации 1500000 руб., прибыль от продаж 200000 руб., Чистая прибыль 160000 руб.

Наименование показателя

Расчетная формула

Значение показателя

Вариант 1

Коэффициент рентабельности продукции

РП= ПР/ВРн

0,13

Коэффициент рентабельности деятельности предприятия

РДП=ЧП/ВРн

0,11

Вариант 2

Коэффициент рентабельности продукции

РП= (ПР +А)/ВРн

0,80

Коэффициент рентабельности деятельности предприятия

РДП=(ЧП + А)/ВРн

0,77

Из приведенного выше примера видно, что в зависимости от выбора методики расчета показателей рентабельности их значения могут существенно отличаться, особенно это касается тех предприятий, доля амортизируемого имущества в активах которых достаточно велика. Следовательно, банки, опираясь на различные методики расчета, будут принимать диаметрально противоположные решения по вопросам кредитования анализируемых юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, в данной публикации автором была усовершенствована существующая методика расчета показателей рентабельности для целей кредитования банками юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, что позволит:

  • более объективно оценивать эффективность деятельности предприятия;

  • в больших объемах кредитовать предприятия;

  • минимизировать риск невозврата.

Применение вышеизложенных усовершенствованных методов оценки эффективности деятельности предприятия в условиях экономической нестабильности, должно стать опорным элементом, гарантирующим подъем и развитие экономики страны, а также безболезненного выхода из посткризисного положения.

Все это, в конечном итоге, должно стать стимулом для модернизации основных фондов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, хорошим фундаментом для развития малого и среднего предпринимательства, что, в свою очередь, будет являться одним из механизмов роста экономики страны в целом.


Литература:
  1. Регламент № 285-5-р - “Регламент предоставления кредитов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Сбербанком России и его филиалами (Редакция 5)” № 285-5-р от 30.06.2006.

  2. ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации". ИСС КонсультантПлюс.

  3. Федеральный Закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 № 129-ФЗ. ИСС КонсультантПлюс.

Основные термины (генерируются автоматически): Амортизация, коэффициент рентабельности деятельности предприятия, коэффициент рентабельности продукции, показатель рентабельности, амортизируемое имущество, прибыль, Регламент предоставления кредитов, ряд причин, убыток, Чистая прибыль.

Похожие статьи

Анализ рентабельности деятельности предприятия

прибыль, рентабельность, эффективность деятельности, убыток.

Показатели прибыли и рентабельности и их влияние на... (Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость собственного капитала) * 100.

Показатели прибыли и рентабельности и их влияние на...

Анализ рентабельности деятельности предприятия. Ключевые слова: прибыль, рентабельность, эффективность деятельности, убыток. Проанализируем изменение показателей прибыли на примере ОАО «Судостроительный завод «Залив».

Анализ финансового состояния и анализ рентабельности...

Ключевые слова: прибыль, рентабельность, эффективность деятельности, убыток. Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб. Понятие рентабельности предприятия | Статья в журнале...

Понятие рентабельности предприятия | Статья в журнале...

Следовательно, показатели рентабельности относятся к основным критериям для оценки уровня эффективности деятельности предприятия. Рост рентабельности характеризует, как правило...

Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий...

Ключевые слова:прибыль, рентабельность, факторный анализ рентабельности. Показатели прибыли и рентабельности являются наиболее важными при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Оценка и пути повышения прибыли предприятия на примере...

Таким образом, предложенные мероприятия дадут ООО «УСР» положительный экономический эффект (повышение выручки, рост прибыли от реализации и чистой прибыли, увеличение рентабельности, увеличение маржинального дохода...

Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический...

Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий... Ключевые слова:прибыль, рентабельность, факторный анализ рентабельности. Показатели прибыли и рентабельности являются наиболее важными при анализе...

Совершенствование оценки доходности и рентабельности...

Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий... Показатели прибыли и рентабельности являются наиболее важными при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ управления рентабельностью коммерческого банка

Рентабельность является важнейшим показателем эффективности деятельности любого объекта хозяйствования, будь то предприятия, занимающиеся промышленностью, будь то организации, относящиеся финансово-кредитной системе.

Похожие статьи

Анализ рентабельности деятельности предприятия

прибыль, рентабельность, эффективность деятельности, убыток.

Показатели прибыли и рентабельности и их влияние на... (Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость собственного капитала) * 100.

Показатели прибыли и рентабельности и их влияние на...

Анализ рентабельности деятельности предприятия. Ключевые слова: прибыль, рентабельность, эффективность деятельности, убыток. Проанализируем изменение показателей прибыли на примере ОАО «Судостроительный завод «Залив».

Анализ финансового состояния и анализ рентабельности...

Ключевые слова: прибыль, рентабельность, эффективность деятельности, убыток. Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб. Понятие рентабельности предприятия | Статья в журнале...

Понятие рентабельности предприятия | Статья в журнале...

Следовательно, показатели рентабельности относятся к основным критериям для оценки уровня эффективности деятельности предприятия. Рост рентабельности характеризует, как правило...

Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий...

Ключевые слова:прибыль, рентабельность, факторный анализ рентабельности. Показатели прибыли и рентабельности являются наиболее важными при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Оценка и пути повышения прибыли предприятия на примере...

Таким образом, предложенные мероприятия дадут ООО «УСР» положительный экономический эффект (повышение выручки, рост прибыли от реализации и чистой прибыли, увеличение рентабельности, увеличение маржинального дохода...

Анализ прибыли и рентабельности организации: теоретический...

Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий... Ключевые слова:прибыль, рентабельность, факторный анализ рентабельности. Показатели прибыли и рентабельности являются наиболее важными при анализе...

Совершенствование оценки доходности и рентабельности...

Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий... Показатели прибыли и рентабельности являются наиболее важными при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ управления рентабельностью коммерческого банка

Рентабельность является важнейшим показателем эффективности деятельности любого объекта хозяйствования, будь то предприятия, занимающиеся промышленностью, будь то организации, относящиеся финансово-кредитной системе.