Библиографическое описание:

Жумажанова А. Т. Проблематика взаимодействия бухгалтерского и налогового учёта для компаний разного масштаба деятельности [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 75-77.

Процесс глобализации экономик оказывает сильное воздействие на национальные учетные системы, в результате чего они трансформируются. Нельзя не отметить, что под воздействием новых экономических тенденций в области учетной стандартизации возникают проблемы, требующие адекватных и зачастую неотложных решений.

Изначально характер взаимодействия бухгалтерской и налоговой системы России соответствовал континентальной концепции, однако, в с течением времени, под воздействием изменения экономической, политической среды, трансформации целей правительства, а также стремления российских компаний к выходу на мировой рынок и привлечению инвестиций, привело к нарастающему обособлению бухгалтерского учёта от налогового.

Утвердив главу 25 НК РФ, российский законодатель сделал выбор в пользу отделения налогового учёта от бухгалтерского. Последующее принятие «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу»[3] и ориентация на МСФО также явились причиной дальнейшего разделения двух учётов, в результате чего, организации-налогоплательщики вынуждены вести налоговый учет и представлять налоговые декларации для налогового контроля и формировать бухгалтерскую отчетность для всех пользователей. Процесс обособления не был завершён окончательно, однако успел негативно отразиться на компаниях путём увеличения штата работников и объема издержек, при этом качество налогового учёта существенно не улучшилось. Позитивная же сторона, выраженная в предоставлении пользователям достоверной отчётности, не смогла компенсировать возникшие затраты, что отчасти связано с недостаточной финансовой грамотностью инвесторов.

Основным стимулом к разделению налогового и бухгалтерского учёта является различие конечных целей. Основная цель бухгалтерского учёта - предоставление качественной, достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации для принятия пользователями финансовой отчётности экономических решений.[5] При этом существенным элементом составления отчётности является профессиональное суждение бухгалтера, которое в свою очередь, обязано соответствовать принципам нейтральности и независимости. Таким образом, данные бухгалтерского учёта нацелены на интересы инвесторов, кредиторов, банков. Данную группу субъектов интересует, прежде всего, платежеспособность организации, прибыль, дивидендная политика, величина задолженности. Иными словами, чем больше прибыль, чем выше платежеспособность и меньше задолженностей имеет организация, тем она привлекательней для инвесторов, тем больше вероятность получения кредитов от банков. Однако рост прибыли связан с ростом налогов, что в свою очередь снижает чистую прибыль.

Основная цель налогового учёта - обеспечение правильности исчисления и своевременности уплаты налоговых платежей. Следуя исключительно нормам налогового законодательства не является возможным предоставить финансовую отчётность, которая в полной мере, по сравнению с составленной по нормам бухгалтерского учёта являлась бы для инвесторов привлекательной.

Исходя из целей, существуют 2 элемента, препятствующие полному синтезу двух учётных систем:

1) принцип осмотрительности. Данный принцип регламентирован порядком составления финансовой отчётности, однако абсолютно не применим к налоговому учёту, поскольку его реализация обязывает налогоплательщика занижать налоговую базу.

2) профессиональное суждение. Профессиональное суждение не применимо в целях налогообложения, поскольку имеет место быть прямая заинтересованность в уменьшении величины налоговых платежей.

В то же время, несмотря на наличие неустранимых различий, налоговый и бухгалтерский учёт строятся на единой экономической основе, а, следовательно, существует возможность их сближения.

Западные страны при решении проблемы взаимосвязи учётных систем выбрали путь окончательного обособления. При этом организации самостоятельно определяют методологическую основу при совмещении налогового и бухгалтерского учёта на уровне обработки первичной информации. Данный подход подразумевает, наличие возможности сближения двух видов учёта, например, в случае законодательного предоставления альтернатив выбора метода амортизации для целей налогового учёта следует отдать предпочтение методу аналогично используемому в целях формирования финансовой отчётности.

В настоящее время существует проблема определения целей дальнейшего развития реформирования бухгалтерского учёта, законопроект «Об официальном бухгалтерском учёте» и ориентация на стандарты МСФО посредством «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу», по нашему мнению, свидетельствуют о направленности на завершение процесса разделение двух учётных систем. Однако, в данном случае, важно не упустить специфику разделения налогового и бухгалтерского учёта, заложенную в международных стандартах.

Важным моментом в создании методологической базы для сближения является правильное понимание самого процесса. В данном случае имеется в виду не полный синтез с целью совмещения изначально различных целей, а нахождение общих методов исчисления и использование одних и тех же методик для получения результатов в рамках своей направленности. Сближение бухгалтерского и налогового учёта, прежде всего, приводит к снижению издержек ведения двух учётных систем.

В настоящее время, каждая организация имеет законодательно обусловленную возможность сделать выбор в отношении учтенных правил, а именно, будет ли проводится максимально возможное сближение бухгалтерского и налогового учёта. Как правило, в таком случае, бухгалтерский учёт подстраивается под правила налогового. [4,9c.] Это предполагает линейный способ начисления амортизации, одинаковый срок полезного использования, определённый согласно Классификатору основных средств, первоначальная стоимость не уменьшается на величину амортизационной премии, поскольку в бухгалтерском учёте такая возможность отсутствует, не используются повышающие коэффициенты.[2] Таким образом, организация самостоятельно лишает себя возможности на основе законодательно разрешённых механизмов понизить налоговое бремя, в тоже время, перестает выполняться основная цель бухгалтерского учёта -формирование достоверной информации о реальном финансовом положении организации. Данный способ имеет также свои плюсы, поскольку нет необходимости ведения двух видов учётных систем, а, следовательно, нет необходимости в дополнительных трудозатратах, а также в их оплате. Но данный плюс целиком перекрывается минусом, выраженным в высоких налоговых платежах по сравнению с теми суммами, которые были бы обязательны к уплате в случае использования налоговых альтернатив при ведении двух учетных систем.

Перед небольшими организациями, как и перед крупными, часто становится вопрос об уменьшении затрат и поскольку, в связи со своими размерами, малые компании имеют недостаточно большой объем денежных средств и недостаточно крупные суммы налогов, выбирается режим экономии, связанный с трудозатратами бухгалтерии. Крупные же компании, в свою очередь, обладая достаточными денежными средствами, обязаны уплачивать налоги, суммы которых превышают десятки миллионов и в этом случае, экономия на налогах приоритетней, нежели расходы на оплату труда сотрудников.

Существование нескольких учётных систем приводит к появлению дополнительной нагрузки для их ведения. При этом, расчёт и мониторинг разниц бухгалтерского и налогового учёта может быть ручным или автоматизированным. Как правило, компании разных отраслей и масштабов имеют собственную специфику деятельности: так крупная транспортная компания имеет возможность создать собственную электронную систему, которая потребует минимум трудозатрат бухгалтера. Единственный минус - высокие расходы на своё создание и необходимость обслуживания, однако краткосрочный период окупаемости и значительные суммы экономии с лихвой компенсируют данный недостаток. В то же время, период окупаемости затрат на автоматическую программу для небольшой компании значительно возрастает, в то время как суммы экономии оказываются не так велики. В вышеуказанном случае, процесс ведения разниц усложняется как в отношении трудозатрат, так и в отношении необходимости внимания.

Дополнительный плюс в ведения двух учётных систем, при условии, что как налоговый, так и бухгалтерский учёт максимально проработан с точки зрения эффективности, заключается в экономии на налоге на недвижимости. Используя все возможности, предоставленные законодательством, организация по средствам способа начисления амортизации имеет возможность увеличить амортизационные отчисления, чем снизит среднегодовую стоимость имущества. Иными словами, налоговая база уменьшится, что, в свою очередь, снизит величину налога. Таким образом, достигается не только экономия на нескольких налоговых платежах, но и временная экономия использования заёмных средств.

По нашему мнению, следует отметить, что современные тенденция в сфере бухгалтерского учёта свидетельствуют о тенденции увеличения различий бухгалтерского и налогового учёта, в связи с концепцией перехода на МСФО. Внедрение МСФО обусловлено ростом финансовой грамотности отечественных инвесторов, а так же вовлечением российских компаний в международный бизнес, улучшением инвестиционной среды. Как можно сделать вывод из принимаемых Положений по бухгалтерскому учёту – многие из них адаптированные, а в некоторых случаях просто переведённые стандарты международного учёта.

Суммируя всё вышеизложенное, на наш взгляд, для организации с масштабами деятельности выше среднего является целесообразным ведение двух учётных систем автоматизированным способом. При этом, бухгалтерский учёт, исходя из своих целей, должен делать основной упор на достоверное отражение информации, донесение сведений о финансово-хозяйственном положении и привлечении инвесторов. Ведение налогового учёта, в свою очередь, нацелено на достоверный расчёт и своевременную уплату налоговых платежей, при использовании доступных и разрешённых законодательно методов оптимизации налогообложения.


Литература:

1.Башкатов В.В.История становления и развития налогового учёта Научный журнал КУБГАУ, №68(04), 2011 года - [Электронный документ]- http://ej/kubagro/ru/2011/04/pdf/05/pdf

2.Брык Ю.Г. Что сближает бухгалтерский и налоговый учёт - [Электронный документ]-http://abiturient.ncstu.ru/Science/conf/past/2010/scotential/theses/ economics /025.pdf/file_download

3.«Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу», одобренная Приказом Минфина РФ от 1 июля 2004 года N 180- [Электронный ресурс]- http://docs.cntd.ru/document/901903481 дата обращения 10.07.11

4.Наринов М.И. «Что лучше всего сближает бухгалтерский и налоговый учёт», газета «Учёт. Налоги. Право» №3/19-25 января 2010 г. – 9с.

5.Федеральный Закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» от 21.11.1996г. - [Электронный ресурс]- http://www.consultant.ru/popular/buch/53_1.html#p31 дата обращения 28.09.11

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle