Библиографическое описание:

Михалева Е. П. К вопросу о формировании рынка инноваций на современном этапе в РФ [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 27-31.

Рынок нововведений – это система экономических отношений по поводу разработки, внедрения и диффузии нововведений. На данный рынок существенное влияние оказывают следующие факторы [1, 131]:

- степень государственного участия в управлении инновационными процессами,

- уровень изъятия доходов государством,

- уровень развития рыночной инфраструктуры,

- степень интеграции науки и производства,

- уровень конкурентоспособности на мировых рынках,

- уровень экономического развития страны.

На наш взгляд, существенное влияние на рынок инноваций в России оказывают еще два условия:

- степень зависимости от сырьевой составляющей в торгово-экономических отношениях страны с остальным миром, причем, корреляционная зависимость следующая: чем больше обеспеченность страны сырьем, тем меньше склонность предприятий- резидентов к инновационной деятельности;

- существенная зависимость между инновационной составляющей и количественно- качественными характеристиками трудовых ресурсов страны: чем дешевле рабочая сила, тем меньше потребность у работодателя во внедрении инноваций в производство, так как стоимость замещения и обслуживания инновационной технологии зачастую обходится дороже, чем содержание определенного штата сотрудников.

Все вышеперечисленные факторы позволяют выделить следующие модели рынка нововведений по критерию «степень участия государства на рынке инноваций» [1, 136]:

- замкнутая оборонно- ориентированная модель,

- ступенчатая оборонно – ориентированная модель,

- бюджетная приоритетно – ориентированная модель,

- смешанно – долевая приоритетно – ориентированная модель.

В современных российских условиях рынок инноваций характеризуется существенной ролью государства. Так, рост федеральных бюджетных расходов на проведение НИОКР за последние семь лет увеличился в десять раз. Государство финансирует ¾ всех расходов на данные цели. Для сравнения – за рубежом доля государства не превышает ¼, а ¾ всех расходов приходится на долю частного сектора. По данным Роспатента, из 100% охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, полученных при бюджетном финансировании, патентуется только 5% таких результатов, а в коммерческом обороте находится 1%- 2% из них. Российские заявители патентуют через Роспатент в год около 30 тысяч изобретений, американские изобретатели ежегодно патентуют около 170 тысяч изобретений, а немецкие изобретатели патентуют около 100 тысяч результатов в год.

Таким образом, в России крайне мало новых технологий патентуется и еще меньше включается в легальный оборот и основной сегмент рынка инноваций связан с промышленными секретами, права на которые охраняются в режиме коммерческой тайны.

Помимо ноу-хау, товарами на рынке нововведений являются инновации, которые могут быть как товарами, так и процессами. Инновация или нововведение – это коммерциализированное новшество.

Т.е., все нововведения являются новшествами, но не все новшества являются нововведениями. В свою очередь, в зависимости от степени разработанности все новшества в сфере промышленности могут быть представлены как: изобретение, промышленный образец, ноу- хау, полезная модель.

Изобретение – это новое или обладающее существенными отличиями техническое решение, которое может обеспечить положительный экономический эффект.

Полезная модель – конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей.

Промышленный образец – это художественное или художественно- конструктивное решение, определяющее внешний вид продукции или услуги.

Ноу-хау – информация, являющаяся коммерческой тайной, принадлежность к которой на микроуровне определяется внутренними положениями предприятия, а на макроуровне регулируется нормативными актами.

Основным свойством любого товара является его способность удовлетворять потребности индивида. Основным свойством инноваций является и удовлетворение существующих потребностей, и создание новых потребностей.

Инновации обладают двумя характеристиками – это стоимость и полезность.

Безусловно, стоимость нововведения зачастую сложно определить в силу их уникальности, но возможно определить нижнюю границу стоимости – это затраты производителя, связанные с созданием новшества.

Полезность инновации можно рассматривать с двух позиций:

- с позиции индивидуальной значимости для потребителя

- с общественно значимой позиции.

Индивидуальная полезность нововведения имеет место в случае единичного производства определенного новшества или в случае узко специализированного рынка. Индивидуальная полезность инновации может быть охарактеризована, на наш взгляд, двумя следующими положениями:

1. Каждая дополнительная единица инноваций как блага, обладает полезностью большей, нежели предыдущая, причем данные нововведения носят название улучшений (см. рис. 1)

общая полезность

кол-во инноваций

рис. 1- кривая общей полезности инноваций в рамках одного инновационного пата


2. Существует линия инновационного пата, границу которой преодолеть нельзя лишь при помощи улучшающих нововведений, но общая полезность группы рассматриваемых инноваций стремиться к ней бесконечно, значит, график функции общей полезности группы однородных инноваций не имеет точки максимума (см. рис. 2)

общая полезность

кол-во инноваций


Если нововведение выходит за рамки локального рынка или отрасли и становится общественно значимым, то оно приобретает общественно значимую полезность.

Спрос на инновационном рынке предъявляют все субъекты экономики – домашние хозяйства, фирмы, государство и, в случае развитой инновационной сферы, иностранные агенты. Причем, домохозяйства предъявляют спрос на рынке вторичных инноваций, т.е. товаров и услуг, созданных при помощи инновационных технологий, а фирмы предъявляют спрос на рынке первичных инноваций – на так называемые инновации – процессы, т.е. технологические нововведения. Государство может предъявлять спрос и на первичном и на вторичном рынках, приобретая как товары, так и технологии. (см. рис.3)

Конечным потребителем инновационного продукта являются субъекты домохозяйств, которые непосредственно предъявляют спрос на нововведения, а значит, опосредованно влияют на рынок первичных инноваций, стимулируя рост величины предложения на нем.

Таким образом, совокупный спрос на инновации складывается из следующих компонент: потребительского спроса, спроса со стороны фирм, государства и спроса иностранных агентов.

АДинн= Синн + Гинн + Синн(ф) + Хн (1), где

АДинн- совокупный инновационный спрос,

Синн – спрос на инновации, предъявляемый субъектами домохозяйств

Гинн – расходы государства на первичном и вторичном рынках нововведений

Синн(ф) – спрос фирм, предъявляемый на первичном рынке нововведений

Хн – спрос, формируемый иностранными субъектами

Крайнее слагаемое (Хн) существенно больше нуля в случае, если отечественная продукция является конкурентоспособной на мировом рынке.

Для современных условий РФ необходимо остановиться на формировании первых трех компонент. Рассмотрим функции потребления каждого из хозяйствующих субъектов. Согласно «основному психологическому закону» Дж. М.Кейнса на поведение субъектов домохозяйств оказывает влияние предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению.

На наш взгляд, аналогичные поведенческие тенденции характерны и для остальных субъектов экономики, т.е.

mpcд/х + mps д/х =1

mpcф + mpsф=1 (2), где

mpcг + mpsг=1


mpcд/х – предельная склонность к потреблению субъектов домохозяйств

mps д/х – предельная склонность к сбережению субъектов домохозяйств

mpcф - предельная склонность к потреблению инноваций предприятиями

mpsф – предельная склонность к сбережениям фирмами

mpcг – предельная склонность к потреблению инноваций государством

mpsг – предельная склонность к сбережению государства

Аналогичным образом, каждый из рассматриваемых субъектов обладает величиной автономных расходов (Сд/х, Сф, Сг), следовательно, общая функция потребления, описывающая поведение рассматриваемых агентов, выглядит следующим образом:

С= (Сд/х+ mpcд/х *Y1)+ (Сф+ mpcф*Y2)+ (Сг+ mpcг*Y3) (3), где

Y1 – совокупный доход системы домохозяйств

Y2 – совокупный доход фирм

Y3 – доход государства.

Формула (3) может быть уточнена при выделении децельных доходных групп субъектов домохозяйств, а также при проведении классификации фирм по величине прибыли.

Не теряя общности, формула (3) тождественная следующему выражению (4):

С= (Сд/х + Сф + Сг) +( mpcд/х *Y1+ mpcф*Y2 + mpcг*Y3) (4)

Первая скобка формулы (4) слабо поддается внешнему воздействию, т.к. представляет собой автономные расходы субъектов экономики, а сумма произведений второго слагаемого подается регулированию из вне, ее величина зависит от внешних факторов. За счет второго слагаемого необходимо формировать спрос на вторичном инновационном рынке, который приведет к возникновению спроса на первичном инновационном рынке, а, следовательно, и к росту предложения, сначала для фирм, а затем и для конечных потребителей.

Задачей государства в данном направлении являются инвестиции, направленные на инновационное развитие и привлечение инвестиций в приоритетные сферы экономики, что в свою очередь создаст новые рабочие места, изменится соотношение занятого и незанятого населения в экономике, следовательно, заработает механизм инновационного мультипликатора, обеспечивающий прирост ВВП больший, нежели величина первоначальных вложений.

Особого внимания заслуживает вопрос о соотношении обычного и инновационного мультипликаторов: наличие трех основный субъектов экономики, формирующих спрос на рынке инноваций, а также существование не только улучшающих, но и базисных инноваций способствует тому, что пропорция между инновационным и обычным мультипликатором устанавливается на уровне 3/1.

Таким образом, необходимым условием становления инновационного рынка в РФ является формирование у населения спроса на инновации, который является основой действия инновационного мультипликатора.

На наш взгляд, можно выделить несколько групп мер, направленных на формирование инновационной экономики – это экономические меры по настройке товарных рынков, нормативные стратегическо – инновационные меры государства, социальные стратегическо - инновационные меры государства.

Экономические меры по настройке товарных рынков включают в себя:

1. Ускорение роста уровня жизни, рост располагаемых доходов населения, т.к. он повлечет за собой рост емкости внутреннего рынка. Необходимо создать «общество потребления», где на начальном этапе рост заработной платы превышает рост производительности труда, и значит, заработная плата выполняет стимулирующую функцию и ее дальнейший рост будет существенно кореллировать с ростом производительности труда.

2. Меры по ограничению нецелесообразного импорта, т.е. политика импортозамещения, должна стимулировать конечный спрос на внутреннем рынке на товары отечественных производителей, т.е. государство должно регулировать меру присутствия импорта. С течением времени, с уменьшением зависимости от импорта, необходимо переориентировать экономику на преобладание экспорта над импортом.

3. Уменьшение ставки ЕСН и перераспределение данной части высвободившихся средств на увеличение заработной платы в производственном секторе экономики, данная мера приведет к уменьшению «серых» заработных плат в экономике страны. По мнению Кузык Б.Н. «реальный рост заработной платы 10-12% в год может обеспечить рост производительности труда на 7-9%» [2, 44]. Данная мера повысит спрос на внутренних рынках, а также будет способствовать формированию спроса на новый капитал, т.е. приведет к увеличению инвестиционной активности.

Нормативные стратегическо – инновационные меры государства:

1. Введение монополии государства на производство алкогольной и табачной продукции – данная мера позволит восполнить недостаток бюджетных средств, образовавшийся из-за снижения ставки налогообложения.

2. Уменьшение налогообложения для той части предприятий, которые

- занимаются созданием и коммерциализацией инноваций,

- осуществляют коренное переоснащение производственных фондов.

3. Эффективное государственное вмешательство на рынок, целью которого является не только элиминирование провалов рынка, но и содействие созданию и внедрению организационно- хозяйственных инноваций, основная задача которых – совершенствование рыночных механизмов инновационного рынка. Т.е., необходимо

- собственным спросом

- финансовыми вложениями

- сдерживанием роста цен стимулировать экономическое развитие.

4. Государство должно реализовать институциональные инновации, которые будут способствовать расширению платежеспособного спроса, а также возникновению новых рынков. К числу основных институциональных инноваций можно отнести:

- проработка программ ипотечного кредитования жилищного строительства, т.к. без развитого рынка жилья нет мобильности рабочей силы, и значит, нет адекватного новым инновационным требованиям рынка труда,

- льготное кредитование приоритетных проектов, т.е. создание сети специальных банков, поддерживающих и финансирующих НИОКР на льготных принципах – необходимое условие для формирования спроса на первичном рынке инноваций.

5. Необходимо развивать те отрасли и сферы экономики внутри страны, которые удовлетворяют следующим критериям:

- производимые товары и услуги пользуются спросом на мировом рынке

- отрасли экономики, в которых применение высоких технологий находится на низком уровне и значит, есть тенденции роста

- отрасли, спрос на продукцию которых существует и будет развиваться, порождая новые рынки

- отрасли, для первичного предложения которых существуют благоприятные условия в экономике страны.

Социальные стратегическо - инновационные меры государства:

1. Меры по ориентации современного российского общества на инновационный прорыв – «реклама» национальной инновационной экономической системы

2. Осуществление подготовки кадров для инновационного развития, т.е. усиление инновационных аспектов обучения, становление экономики знаний, что в свою очередь будет способствовать интеграции науки и образования.

Т.о., наиболее перспективными отраслями для «запуска» инновационного мультипликатора являются, на наш взгляд, отрасли ВПК – продукция данных отраслей конкурентоспособна на мировом рынке, а также отрасль сельского хозяйства, где применение высоких технологий минимально и значит, есть перспективы роста, а с другой стороны, выбор данного направления в качестве перспективного позволит претворить в жизнь политику импортозамещения.

Безусловно, условием для развития национальной экономики в целом и выделенных приоритетных отраслей является система образования, без совершенствования которой невозможно построение экономики знаний.

На рынке нововведений, как и на любом другом, действуют законы спроса и предложения, но в силу уникальности рынка они модифицированы. Рассмотрим особенности формирования спроса и предложения на рынке инноваций при допущении того, что труд и капитал являются субститутами в краткосрочной перспективе.

Функция спроса на инновации может быть зависимой или свободной. Последняя существует тогда, когда покупатель и продавец новшеств вступают в отношения по поводу купли- продажи непосредственно после создания инновации, причем субъект спроса не принимает участия в разработке нововведения, следовательно, условием для возникновения свободной функции спроса является развитый рынок инноваций. Основным ценовым фактором при покупке инновации будет являться соотношение цены инновации к цене труда, ее заменяющего – Риннр.с. Чем больше будет данное соотношение, тем меньше величина спроса на инновации и наоборот. Соотношение Риннр.с. формируется с учетом потенциальной выручки на вторичном рынке, получаемой с использованием инновации. Следовательно, существуют два условия для формирования спроса на инновацию – необходимое и достаточное:

- необходимое условие: величина выручки, получаемая с использованием инновации должна превышать величину выручки на том же рынке, без применения нововведения, т.е. TRинн >> TR;

- достаточное условие: соотношение Риннр.с стремится к единице.

Зависимая функция спроса имеет место в случае контрактной модели, т.е. субъект спроса принимает участие на всех стадиях разработки данного новшества, которое должно отвечать определенным количественным и качественным характеристикам. Значит, график функции спроса в случае каждого конкретного нововведения представим в виде точки с определенными координатами, одна из которых отвечает за количество, а вторая за цену замены по сравнению с ценой производства товара- имитатора с преобладающим использованием рабочей силы

Рассматриваемые модели спроса существуют при условии того, что рассматриваемая инновация не является базисной, так как в противном случае не известна цена замещения.

В современный условиях РФ, на наш взгляд, необходимо создание условий для функционирования контрактной модели и существования зависимой функции спроса, которая при развитом рынке инноваций переходит в свободную функцию спроса.

Предложение на рынке инноваций также бывает зависимым и свободным. Чем выше цена замещения инновации, тем больше доход предприятия- разработчика, следовательно, график функции предложения будет возрастать на всей области определения.

Непрерывный характер кривой свидетельствует о свободной функции предложения.

В случае зависимого предложения, в рамках контрактной модели, график функции вырождается в точку с определенными координатами величины предложения и цены замещения.

Рассмотрим состояние равновесия на рынке нововведений. В случае свободной функции спроса и предложения, т.к. график кривой спроса является постоянно убывающим, а график кривой предложения является монотонно возрастающим, то существует единственная точка пересечения, которая и является точкой равновесия на инновационном рынке.

Особый интерес представляет определение цены инновации, так как существует цена покупателя, являющаяся верхней границей ценового коридора. Она сравнима с потенциальной прибылью, которую покупатель может получить в случае коммерциализации. Цена продавца определяет нижнюю границу цены инновации и определяется затратами на создание новшества.

В случае зависимого спроса и предложения графики функций вырождаются в точку и определяют равновесие на рынке инноваций.


Литература:

1. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. пособие/ Под ред. В.М.Аньшина, А.А.Дагаева. – 2-е изд., перераб., доп. – М.:Дело, 2006.- 584с.

2. Кузык Б.Н., Ивантер В.В. Будущее России: инерционное развитие или инновационный прорыв? – М.:ИНЭС, 2005.- 296с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle