Библиографическое описание:

Турченяк А. В. Проблемы привлечения финансового капитала предприятиями автомобилестроения Украины [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 49-52.

Привлечение финансового капитала является необходимостью в современных условиях развития предприятий автомобилестроения Украины. Торможение развития отечественных предприятий автомобилестроения в последние годы, побуждает к необходимости поиска источников дополнительного привлечения финансового капитала, осуществления инвестиционной деятельности. При увеличении финансового капитала предприятий автомобилестроения создаются благоприятные тенденции для их развития, более рационально осуществляется финансово-хозяйственная деятельность, что несомненно способствует улучшению финансового состояния предприятий отрасли, и в целом страны.

Таким образом, исследования источников формирования финансового капитала предприятий автомобилестроения, является не только актуальным, но и необходимым. Вопрос возможности использования финансового капитала на предприятиях автомобилестроения, и источников его формирования давно обсуждаются среди ученых и практиков, из них следует отметить: Доронину Н.С., Черную А.Е., Гриценка А.И., Февраля И. А., Малика М. Й., Косинского Р.А., Г.В., Ярощука О.В. и проч. Однако постоянные изменения в экономике Украины и в функционировании предприятий автомобилестроения, в частности, требуют дальнейших исследований.

Целью статьи является анализ источников формирования финансового капитала предприятий автомобилестроения и определение эффективности их использования, с учетом специфики отрасли.

Целесообразно выделить основные источники финансового капитала: кредиты, предоставляемые коммерческими банками в условиях сделки за счет собственных средств банка; государственный кредит, источниками которого являются средства бюджета, кредиты под целевые производственные программы за счет централизованных кредитных средств Национального банка; выход предприятия на фондовый рынок; поиск инвесторов. Сейчас кредитная система, включающая в себя широкую сеть коммерческих банков и небанковских институтов предлагает ряд кредитных операций, которые выступают как источники формирования необходимого дополнительного финансового капитала предприятий. Проблема структуры финансового капитала возникла в теории и практической деятельности украинских предприятий автомобилестроения сравнительно недавно. Основное внимание уделялось не источникам финансового капитала, а отдельным его разновидностям, что резко снижало эффективность формирования оптимальной структуры финансового капитала [1]. С переходом экономики Украины на рыночный вариант развития в практической деятельности предприятий автомобилестроения появляется необходимость использования финансового капитала в разумных пределах, что способствует развитию предприятия и обеспечивает непрерывность обращения его капитала. [2].

Интересной для нашего исследования является тенденция современных предприятий различных отраслей экономики в направлении увеличения финансового капитала: особое место при поиске дешевого, и что не менее важно, доступного источника привлечения финансового капитала, как правило, занимают именно банковские услуги [3].
Несомненно, в этом есть смысл, потому что, в основном, использование кредитных вложений в разумных пределах способствует развитию предприятия и обеспечивает непрерывность обращения его финансового капитала.

Не менее важен тот факт, что кредиты играют существенную роль в замещении государственных источников финансового капитала в условиях дефицитности государственных ресурсов, высоких темпов инфляции. Займы, кредиты предоставляются банками предприятиям автомобилестроения с соблюдением общих принципов кредитования – целевой направленности, обеспеченности, срочности, платности, возвратности, срочности [4]. На современном этапе развития экономики коммерческие банки кроме прямого кредита, который характеризуется уплатой единовременных контрактов клиентов за счет кредитных ресурсов банка, осуществляет множество кредитных услуг. Наиболее удобной формой кредитования, на наш взгляд, для предприятий автомобилестроения при условии длительного сотрудничества, как для банка, так и для предприятия является кредитная линия, которая открывается банком на определенный срок и в определенном объеме.

Для предприятий кредитная линия удобна тем, что они могут непрерывно погашать задолженность по поступлениям от реализации, и таким образом снижать суммы своей задолженности по процентам. Широко используется в мировой практике финансирование предприятий в виде овердрафта по открытому счету, но опять же в случае, если известны устойчивые финансовые показатели деятельности предприятия.

Этот кредит носит многоцелевой краткосрочный характер. Он предоставляется для ликвидации определенного несоответствия в платежном обороте предприятия, когда текущие финансовые потребности превышают имеющийся финансовый капитал. Суть овердрафта заключается в следующем: если на счету предприятия есть свободные средства, то за их счет предприятие кредитует банк, если на счету денег нет, то банк выдает ему кредит на основе договора [5]. „Все формы банковского кредитования имеют нормативное обеспечение Национального банка Украины, а об открытии овердрафта мнение Национального банка Украины остается не до конца выясненным” [6]. Поскольку овердрафт достаточно рисковый, то в Украине данный кредитный договор подписывается только с предприятиями, которых можно отнести к разряду надежных. Следует отметить, что с предприятиями автомобилестроения банки сотрудничают на условиях овердрафта только в том случае, если на счету предприятия есть значительное движение средств. Банк открывает единый активно-пассивный счет.

Из него производятся практически все платежи, включая оплату расчетных документов за различные виды товарно-материальных ценностей и услуг, чеков на заработную плату, поручений по платежам в бюджет и т.д..

Одной из нетрадиционных форм финансового обслуживания предприятий является лизинг. Лизинг рассматривается в Украине двояко – как аренда и как форма кредитования, он имеет комплексный характер и сочетает в себе элементы финансово-кредитных, инвестиционных и внешнеторговых отношений.

Говоря о сущности лизинга можно согласиться с утверждением Б.Г. Дякина [7], согласно которому под лизингом следует понимать весь комплекс имущественных отношений, связанных с передачей имущества во временное пользование на основе его приобретения и последующей сдачей в долгосрочную аренду. Другую точку зрения мы находим в работах Комарова И.К., Луцива Б.Л. [8]. Авторы исходят из понимания лизинга как формы кредитных отношений. Так, Чекмарева Е.М. отмечает: „предоставляя на определенный период элементы основного капитала, собственник в установленное время получает их обратно, то есть налицо существование принципов срочности и возвратности; за свою услугу он получает вознаграждение в виде комиссионных – тем самым обеспечивается реализация принципа платности.

Поэтому в экономическом смысле лизинг является кредитом, предоставляемым в форме передаваемого в пользование имущества "[9]. Лизинговый бизнес, иными словами представляет собой особый вид предпринимательской деятельности, в основе которой лежат кредитные отношения [9]. Мы считаем, что сводить лизинг к кредиту экономически неверно, это очень узкий подход, поскольку лизинг имеет ряд специфических особенностей. Но следует отметить, что в лизинге соблюдены все принципы кредитования, и поэтому большинство экономистов, а также юристов считают правомерным определять лизинг, как вид кредита.

Эта точка зрения имеет смысл только потому, что в нашей стране лизинговые компании зависят от финансовых организаций, как правило, банков. В Украине распространен опосредованный метод участия банковского капитала в лизинговом бизнесе, то есть, банк выступает единственным или крупнейшим акционером лизинговой компании, а лизинговая компания выступает в качестве его дочерней фирмы.

В других странах, таких как США, Франция, Германия, где есть давние традиции лизинга, его называют долгосрочной арендой [4]. На практике основными пользователями этой формы финансового обслуживания выступают предприятия автомобилестроения. Для предприятий автомобилестроения, на наш взгляд, лизинг выгоден тем, что: предполагает 100% финансирование сделки; улучшает состояние ликвидности предприятий; уменьшает размер налогооблагаемой прибыли за счет отнесения лизинговых платежей на валовые расходы; дает возможность экономии финансового капитала на транзакциях, т.е. устраняются трудоемкие операции по приобретению оборудования, не отвлекая собственного капитала (заключения договора купли-продажи, платежи и прочее), и обслуживанию (амортизационные отчисления, уплата налогов на основные средства, страхование); дает возможность непрерывного и быстрого обновления производственных мощностей. Также уменьшить потребность в наличии финансового капитала предприятие автомобилестроения может с помощью векселя.

Векселя позволяют с помощью перепродажи или учета использовать дебиторскую задолженность. Используя векселя можно проводить финансовую операцию РЕПО – кредит, который обеспечен ценными бумагами или кредитование под „залог” ценных бумаг, в том числе и векселей. Предприятие автомобилестроения может продать векселя другой стороне, обязуясь выкупить их в заранее указанный срок или по требованию другой стороны.

То есть, обязательства на обратную покупку соответствует обязательству на обратную продажу, которое принимает на себя вторая сторона. Таким образом предприятие имеет дополнительные средства, которые использует в течении определенного времени. Обратная покупка ценных бумаг происходит по цене, отличной от цены первой продажи. В странах с развитой экономикой на смену простым отношениям прямого долга и дебиторской задолженности, пришла система факторинговых операций.

Конечно, факторинг не является источником дополнительных средств, но при более детальном рассмотрении факторинга и возможности его применения предприятиями автомобилестроения, мы пришли к выводу, что использование факторинга является целесообразным при желании предприятия избежать дебиторской задолженности и сэкономить собственные средства. Факторинг – это операция, которая объединяет в себе ряд посредническо-комиссионных услуг по кредитованию финансового капитала предприятия.

Основой факторинга является переуступка первым кредитором прав требования долга третьего лица второму кредитору с компенсацией стоимости такого долга первому кредитору. С экономической точки зрения факторинг относится к посредническим операциям и его можно определить как специфическую услугу, которая предоставляется банками своим клиентам в случае их расчетно-платежного обслуживания [10]. В контексте нашего исследования, факторинг представляет интерес для предприятий автомобилестроения в виде формы кредитования, с помощью которой достигается ускорение оборачиваемости средств в расчетах.

Это особенно важно для предприятий автомобилестроения, так как, получая немедленные платежи, они, в свою очередь, могут заблаговременно рассчитаться со своими поставщиками и получить за это скидку с цены. Также факторинг выгоден не только с точки зрения возможности расчета со своими поставщиками, но и с точки зрения экономии, которую можно достичь путем сокращения штата сотрудников, выполняющих бухгалтерский учет, рекламу, поиск поставщиков и покупателей, сбор информации о рынках сбыта и т.д.

Поэтому, благодаря факторингу у предприятий автомобилестроения появляется возможность сосредоточиться на своей основной деятельности. Известно, что в мировой практике существует факторинг не только внутренний, но и международный. Международный факторинг имеет место при экспортно-импортных операциях и позволяет предприятиям автомобилестроения обратиться к опыту и правилам регулирования факторинга международных организаций и международных груп факторинговых компаний Factors Chain international (FCI), International Factoring Group (IFG) [10]. Одним из новых для отечественного рынка форм банковских операций является форфейтинг, который также может быть использован предприятиями автомобилестроения.

Форфейтинг – это кредитно-вексельная сделка по приобретению у кредитора долга, выраженная в оборотном документе, на безвозвратной основе [4]. Это означает, что покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательства отказаться от своего права регрессного требования к кредитору в случае невозможности получения денежных средств от должника.

Фактически форфейтер (банк) берет на себя такие риски, как риск неплатежа, риск перевода средств, валютный риск, процентный риск и т.д. [4]. Предприятие автомобилестроения может выступить инициатором форфейтинговой операции и получить возможность дополнительно мобилизовать средства и сократить дебиторскую задолженность.

То есть, экономический смысл форфейтинга для предприятия составляет финансирование внешнеэкономической деятельности предприятия на основе предоставления ему льготных среднесрочных кредитов в условиях учета без права регресса векселей (дебиторская задолженность покупателей товаров, собственником которых является предприятие оформляется как коммерческая тратта – переводные векселя, или как простые векселя). Исследование практического применения форфейтинга показали, что при всей выгодности форфейтинга для предприятий автомобилестроения, неактивное участие отечественных банков в использовании этой формы финансовых операций, из-за наличия большого количества рисков [6].

Обобщая вышесказанное можно сделать следующие выводы:

осуществленное исследование показало, что в зависимости от собственных экономических позиций, предприятия автомобилестроения могут выбрать для себя эффективный, дешевый и доступный источник формирования финансового капитала, целесообразное использование которого дало бы положительный экономический эффект;

исследуемая проблема сейчас является недостаточно разработанной. Неоспоримым является тот факт, что определение наиболее эффективного источника формирования необходимого дополнительного финансового капитала невозможно без определения целесообразности использования этого источника.
Таким образом, проблема оптимального формирования финансового капитала предприятий автомобилестроения не может быть решена без дальнейшего исследования целесообразности привлечения финансового капитала, целесообразности использования любого источника дополнительного привлечения финансового капитала, а тем более без оценки оптимального соотношения источников финансового капитала и определение факторов, которые на это соотношение влияют.

Литература:

  1. Дороніна М.С. Управління економічними та соціальними процесами підприємства. Монографія. – Харків: Вид. ХДЕУ, 2002. – 432 с.
  2. Офіційний сайт Державіаслужби України // www.avia.gov.ua

  3. Статистичний щорічник України за 2005 рік / Державний комітет статистики України / За редакцією О.Г. Осауленка, Київ: „Техніка”, 2006. – 598 с.
  4. Гарнер Д., Оуэн Р., Конвей Р. Привлечение капитала: Пер. с англ. – М.: «Джон Уайли энд Санз», 2004. – 464 с.
  5. Шидловская Н. О. Контокорентний кредит // Вісник НБУ. - 2006. - №5. -С. 96.
  6. Троцкий Г., Неєлов И. Кредити у сні й наяву // Бізнес. - 2007. - №6. -С. 12-13.
  7. Дякин Б.Г. Лізинг — перспективна форма господарювання. - М.: Економіка, 2002. - 135 с.
  8. Луців Б. Л. Лізінг і факторинг як альтернативне джерело кредитування та інструмент збуту. - К.: 1С БО, 2003. - 72 с.
  9. Чекмарьова Е. Н. Лізинговий бізнес: Практична допомога з організації й проведення лізингових операцій. — М.: Економіка, 2004. — 127 с.
  10. Смирнов А.Л. Факторингові операції. - М.: АТ " Консалбанкир ", 2005.-134 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle