Библиографическое описание:

Луженкова О. С. Расчет эксплуатационных затрат земснаряда и обслуживающего его флота [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 38-41.

В последнее время ведется интенсивный поиск путей развития внутреннего водного транспорта России и преодоления возникших в его функционировании кризисных явлений. Одним из основных направлений повышения эффективности внутреннего водного транспорта можно признать совершенствование технологии путевого хозяйства и в частности землечерпательных работ.

Для российского путевого хозяйства характерно многообразие землечерпательного флота и систем его функционирования, причем ни одну из них нельзя однозначно считать оптимальной.

Работа земснаряда и обслуживающего флота зависит от многих факторов, в том числе от природно-производственных условий, от наличия и квалификации персонала, от уровня организации труда, от требований охраны природы, но в решающей степени – от производительности земснаряда и уровня затрат на его содержание. Как правило, содержание земкараванов требуют больших затрат. Поэтому расчет затрат на их эксплуатацию является одним из ключевых элементов работы и определения эффективности различных видов земснарядов.

Среди природно-производственных факторов, влияющих на работу земснаряда и обслуживающего его флота, следует отметить в первую очередь эксплуатационные характеристики участка работ и почвенно-грунтовые условия. В частности, к эксплуатационным характеристикам участка работ относятся размеры прорези (длина, ширина, глубина), место положения участка, площадь и объем извлекаемого грунта, условия транспортировки грунта. Почвенно-грунтовые условия непосредственно влияют на выбор типа земснаряда. Так, скальные и валунные грунты, тяжелые глины, сильно засоренные грунты разрабатываются одночерпаковыми штанговыми снарядами, галечные и гравелистые грунты – многочерпаковыми снарядами, несвязные грунты – землесосными с гидрорыхлителями.

В землечерпательные работы входят: углубление, расширение, спрямление и подчитка существующих, а также создание новых судовых ходов; углубление и расширение существующих, а также устройство новых подходов и акваторий заводов, портов, затонов и пристаней; устройство котлованов для гидротехнических сооружений и траншей для кабелей и трубопроводов [1].

Производственный процесс землечерпательных работ состоит из основного производственного процесса (непосредственная работа земснаряда по извлечению и удалению грунта) и процесса по обеспечению и обслуживанию производственного процесса (переходы на другое место работы, вспомогательные операции: установка на месте работ, сборка по окончанию работ, перестройка снаряда с одного места работы на другое, перекладка рабочих якорей, перевод плавучего или берегового пульпопровода, переход с одной траншеи на другую, смена шаланд, прием топлива, сдача подсланевых и хозяйственных вод и т.д., навигационный ремонт, пропуск судов и плотов).

Производственный процесс независимо от объема и места выполнения работы описывается в наряд-задании, который составляет прораб путевых работ в двух экземплярах. В наряд-задании [2] указываются размеры прорези (длину, ширину, глубину), объем выемки или намываемого сооружения, расчетную производительность земснаряда, планируемое рабочее время, плановые остановки, суммарное (валовое) время на выполнение работ. Обязательными приложениями к наряду-заданию являются план участка работ с указанными на нем границами прорези и таблицей подсчета объема работ.

Эксплуатационные затраты [3] земснаряда и обслуживающего его флота делятся на прямые и накладные.

К прямым затратам относятся следующие виды:

  • Затраты на оплату труда;

  • Начисления на заработную плату;

  • Рацион коллективного питания;

  • Топливо и энергия;

  • Материалы;

  • Ремонты;

  • Зимний отстой;

  • Амортизация основных фондов;

  • Прочие расходы.

Накладные затраты включают в себя:

  • Затраты на содержание вспомогательных и обслуживающих производств;

  • Затраты, связанные с управлением и общеэксплуатационные затраты;

  • Затраты по внутренним операциям.

В статью «Затраты на оплату труда» включается основная и дополнительная заработная плата:

  • должностные оклады;

  • персональный повышающий коэффициент к окладу;

  • повышающих коэффициент к окладу за выслугу лет;

  • доплата за работу в ночное время;

  • доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;

  • доплата за совмещение профессий (должностей), за расширение зон обслуживания, за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы;

  • надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

  • оплата за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени;

  • доплата за работу в районах с неблагоприятными природными климатическими условиями (районные коэффициенты) и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям;

  • доплата за авральные работы;

  • доплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда;

  • доплаты за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда;

  • доплата за разрывность рабочего дня;

  • доплата членам экипажей судов, совмещающих должности устанавливается членам экипажей судов совмещающих должности;

  • доплата за недостающего работника плавсостава;

  • персональные надбавки в денежном выражении;

  • другие доплаты и надбавки, установленные Законодательством и Постановлением Правительства Российской Федерации.

Общая сумма затрат на оплату труда земснаряда и обслуживающего его флота с учетом выше перечисленных условий может определяться по формуле:

ЗОТ = ЗДО * КДОП, руб.

где ЗОТ – затраты на оплату труда;

ЗДО – затраты по заработной плате по должностным окладам;

КДОП – коэффициент, учитывающий все виды доплат.

В статью «Начисления на заработную плату» включаются обязательные отчисления органам государственного социального страхования, ПФ и медицинского страхования по установленным законодательством нормам от затрат на оплату труда:

ЗСВ = ЗОТ * Ставка страховых взносов, руб.

Стоимость рациона коллективного питания определяется исходя их численности экипажа земснаряда и обслуживающего его флота, продолжительности навигации и установленных норм расхода средств на питание одного члена и определяется по формуле:

ЗРП = r * НРП * t, руб.

где ЗРП – затраты на рацион коллективного питания;

r – число членов экипажа;

НРП – норма расхода средств на питание на одного члена экипажа, руб.;

t – продолжительность навигации, сут.

В статью «Топливо и энергия» включаются затраты на приобретение:

  • дизельное топливо, расходуемое судами;

  • смазочные масла, расходуемые судами;

  • все виды энергии (электрической, тепловой и других видов), расходуемой судами в производственном процессе.

Стоимость расхода топлива и энергии определяется на основе установленных норм расходов топлива и энергии в натуральных показателях и существующих ценах на топливо/энергию (без НДС).

ЗТЭ = ЗДТ + ЗСМ + ЗЭ, руб.

где ЗТЭ – затраты на топливо и энергию;

ЗДТ – затраты на дизельное топливо;

ЗСМ – затраты на смазочное масло;

ЗЭ – затраты энергию.

Величина затрат на дизельное топливо связана с объемом потребления топлива в зависимости от условий эксплуатации (на стоянке, в работе) и определяется по следующим формулам:

ЗДТ = ЗДТх + ЗДТст, руб.

ЗДТх = (НДТх * tх)/1 000 * СтДТ, руб.

или

ЗДТст = (НДТст * tст)/1 000 * СтДТ, руб.,

где НДТх – норма расхода дизельного топлива на ходу, кг/час;

tх – время затраченное на ход, час;

СтДТ – стоимость одной тонны дизельного топлива, руб.;

НДТст – норма расхода дизельного топлива на стоянке, кг/час;

Tст – время затраченное на стоянке, час

Величина затрат на смазочное масло зависит от объем потребления смазочного масла и определяется по формуле:

ЗСМ = (НСМ * t)/1 000 * СтСМ, руб.

где НСМ – норма расхода смазочного масла, кг/час;

t – время эксплуатации земснаряда, час;

СтСМ – стоимость одной тонны смазочного масла, руб.

Нормы расхода дизельного топлива и смазочного масла на каждую навигацию устанавливаются приказами предприятия путевого хозяйства.

Величина затрат на энергию зависит от объема потребления энергии и определяется по формуле:

ЗЭ = W * СтЭ, руб.

где W – расход энергии в навигационный период, единицы изм.;

СтЭ – тариф на энергию, руб.

В статью «Материалы» включаются затраты на приобретение материалов (смазочных, обтирочных, изоляционных, набивочных и др.), покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также материалы, необходимые для проведения межнавигационных ремонтов.

ЗМ = ЗМнаМР + ЗМтек, руб.,

где ЗМ – затраты на материалы, руб.

ЗМнаМР – затраты на заготовку материалов и изготовление сменно-запасных частей, руб.;

ЗМтек – затраты на материалы на текущую навигацию, руб.

Размер затрат на заготовку материалов и изготовление сменно-запасных частей определяется в 15-20% от стоимости работ. При этом стоимость данных материалов равномерно распределяется от одного срока межнавигационного ремонта до другого:

ЗМнаМР = (15-20% * СтМР) * (1/5), руб.

Стоимость материалов на текущую навигацию принимается в размере 5% от стоимости расходов на топливо и определяется по формуле:

ЗМтек = 5% * ЗДТ, руб.

В статье «Затраты на ремонт» отражаются расходы предприятия на проведение всех видов ремонта. При этом стоимость межнавигационного ремонта производится по графику и лимитам, установленным ремонтной службой предприятия. Стоимость межнавигационного ремонта должна быть равномерно распределена до следующего срока ремонта (в среднем на 5 лет). Затраты на навигационный ремонт укрупнено принимаются в размере 25-30% от суммы расходов на межнавигационный ремонт. При условии осуществления крупных (незапланированных) ремонтных работ в течение навигационного периода следует в последующем их учитывать также как стоимость межнавигационного ремонта.

ЗР = ЗМР + ЗНР, руб.

ЗМР = СтМР * (1/5), руб.

ЗНР = 25-30% * СтМР, руб.

где ЗР – затраты на все виды ремонта, руб.;

ЗМР – затраты на межнавигационный ремонт, руб.;

ЗНР – затраты на навигационный ремонт, руб.;

СтМР – стоимость межнавигационного ремонта по лимитам ССХ, руб.

В статью «Зимний отстой» включается расходы по содержанию работников, занятых на работах по отстою судов в период от постановки их в ремонтные пункты после закрытия навигации текущего года и приведения их в эксплуатационную готовность к началу новой навигации: командного состава, наблюдающего за ремонтом и сохранностью судов и других работников, оставляемых для обслуживания и охраны судов, поставленных на отстой, а также прочие затраты по отстою. При этом затраты на оплату труда составляют 85-90% всех затрат по отстою судов в межнавигационный период. Остальные 10-15% приходятся на прочие расходы по отстою.

Затраты на зимний отстой укрупнено принимаются в размере 3-5% от суммы расходов на межнавигационный ремонт:

ЗЗО = 3-5% * СтМР, руб.

Статья «Амортизационные отчисления» определяется исходя из балансовой стоимости судна и утвержденных в установленном порядке норм амортизации.

Для упрощения расчетов размер амортизационных отчислений можно принять по факту прошлого отчетного периода, используя бухгалтерские данные.

В статью «Амортизационные отчисления» можно также включить стоимость износа малоценного инвентаря в размере 0,2% от балансовой стоимости судна.

В статье «Прочие расходы» учитываются затраты по следующим видам работ и услуг:

  • осмотр судов органами регистрации, услуги СЭС по выпуску флота в эксплуатацию;

  • аренда судов, принадлежащих другим предприятиям;

  • затраты на командировки;

  • обязательные страховки;

  • услуги на связь;

  • отчисления на природоохранные мероприятия и др.

Суммы прочих затрат укрупнено принимаются в размере 1% от всех затрат:

ЗПР = (ЗОТ + ЗСВ + ЗРП + ЗТЭ + ЗМ + ЗР + ЗЗОАО) * 1%, руб.

Затраты на содержание вспомогательных и обслуживающих производств включают затраты по содержанию следующих видов деятельности (подразделений):

  • обстановочные работы;

  • выправительные работы;

  • дноочищение;

  • траление;

  • прочие путевые;

  • обслуживающий флот;

  • обслуживающие подразделения.

Данные затраты распределяются по видам судов в порядке, определенном предприятием. При этом состав затрат на содержание вспомогательных и обслуживающих подразделений может быть аналогичным прямым затратам по дноуглубительному флоту.

Затраты, связанные с управлением и общеэксплуатационные затраты, включают оплату труда работников аппарата управления филиала, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, содержание помещений и оборудования, командировки, связанные с производственной деятельностью и другие расходы, связанные с управлением.

Данные затраты распределяются по видам судов в порядке, определенном предприятием.

В ходе работы при наличии структурных предприятий или филиалов у предприятия могут возникнуть затраты по внутренним операциям, учитывающим сумму затрат головного предприятия или его филиалов по оказанию различных услуг, распределяемые по видам судов в порядке, определенном предприятием.

Главная идея эффективной работы землечерпательного флота – это определение затрат на эксплуатацию земснаряда и выражение их в параметрах времени и производительности (рис. 1). Целью является получение достоверных показателей затрат в год, час (сутки) или на м3.








Рис. 1. Выражение затрат в параметрах времени и производительности

Таким образом, можно определить величину расходов на выполненные земснарядом работы в различных ситуациях и рассчитать уровень использования судна и соответствующих затрат, при котором работа была бы рентабельна.

В данной публикации представлены общие принципы и методика расчета эксплуатационных затрат земснаряда и обслуживающего его флота, которые могут быть использованы в работе государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства, дноуглубительных предприятий.


Литература:

  1. Инструкция по землечерпательным работам/ Минречфлот РСФР. – М.: Транспорт, 1989.

  2. Техническая инструкция по производству морских дноуглубительных работ: http: // www.koap.ru/htm/r/18/index.htm

  3. Отраслевая инструкция по составу затрат и калькуляции себестоимости работ и услуг предприятий основной деятельности речного транспорта: http: // www. allbusiness.ru/ BPravo/DocumShow_DocumID_2861.html

  4. С.Я. Зернов. Учебное пособие по дисциплине «Управление на водном транспорте» для студентов гидротехнического факультета очной и заочной форм обучения. - Новосибирск: Новосибирская государственная академия водного транспорта, 2007. Врезка1Врезка2Врезка3Врезка4Врезка5

8


Основные термины (генерируются автоматически): межнавигационного ремонта, эксплуатационных затрат земснаряда, стоимость межнавигационного ремонта, общеэксплуатационные затраты, навигационный ремонт, участка работ, определенном предприятием, оплату труда, межнавигационный ремонт, видам судов, Расчет эксплуатационных затрат, внутреннего водного транспорта, балансовой стоимости судна, больших затрат, Эксплуатационные затраты, Накладные затраты, Роль анализа затрат, уровня затрат, землечерпательных работ, затраты энергию.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle