Библиографическое описание:

Луженкова О. С. Расчет эксплуатационных затрат земснаряда и обслуживающего его флота [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 38-41.

В последнее время ведется интенсивный поиск путей развития внутреннего водного транспорта России и преодоления возникших в его функционировании кризисных явлений. Одним из основных направлений повышения эффективности внутреннего водного транспорта можно признать совершенствование технологии путевого хозяйства и в частности землечерпательных работ.

Для российского путевого хозяйства характерно многообразие землечерпательного флота и систем его функционирования, причем ни одну из них нельзя однозначно считать оптимальной.

Работа земснаряда и обслуживающего флота зависит от многих факторов, в том числе от природно-производственных условий, от наличия и квалификации персонала, от уровня организации труда, от требований охраны природы, но в решающей степени – от производительности земснаряда и уровня затрат на его содержание. Как правило, содержание земкараванов требуют больших затрат. Поэтому расчет затрат на их эксплуатацию является одним из ключевых элементов работы и определения эффективности различных видов земснарядов.

Среди природно-производственных факторов, влияющих на работу земснаряда и обслуживающего его флота, следует отметить в первую очередь эксплуатационные характеристики участка работ и почвенно-грунтовые условия. В частности, к эксплуатационным характеристикам участка работ относятся размеры прорези (длина, ширина, глубина), место положения участка, площадь и объем извлекаемого грунта, условия транспортировки грунта. Почвенно-грунтовые условия непосредственно влияют на выбор типа земснаряда. Так, скальные и валунные грунты, тяжелые глины, сильно засоренные грунты разрабатываются одночерпаковыми штанговыми снарядами, галечные и гравелистые грунты – многочерпаковыми снарядами, несвязные грунты – землесосными с гидрорыхлителями.

В землечерпательные работы входят: углубление, расширение, спрямление и подчитка существующих, а также создание новых судовых ходов; углубление и расширение существующих, а также устройство новых подходов и акваторий заводов, портов, затонов и пристаней; устройство котлованов для гидротехнических сооружений и траншей для кабелей и трубопроводов [1].

Производственный процесс землечерпательных работ состоит из основного производственного процесса (непосредственная работа земснаряда по извлечению и удалению грунта) и процесса по обеспечению и обслуживанию производственного процесса (переходы на другое место работы, вспомогательные операции: установка на месте работ, сборка по окончанию работ, перестройка снаряда с одного места работы на другое, перекладка рабочих якорей, перевод плавучего или берегового пульпопровода, переход с одной траншеи на другую, смена шаланд, прием топлива, сдача подсланевых и хозяйственных вод и т.д., навигационный ремонт, пропуск судов и плотов).

Производственный процесс независимо от объема и места выполнения работы описывается в наряд-задании, который составляет прораб путевых работ в двух экземплярах. В наряд-задании [2] указываются размеры прорези (длину, ширину, глубину), объем выемки или намываемого сооружения, расчетную производительность земснаряда, планируемое рабочее время, плановые остановки, суммарное (валовое) время на выполнение работ. Обязательными приложениями к наряду-заданию являются план участка работ с указанными на нем границами прорези и таблицей подсчета объема работ.

Эксплуатационные затраты [3] земснаряда и обслуживающего его флота делятся на прямые и накладные.

К прямым затратам относятся следующие виды:

  • Затраты на оплату труда;

  • Начисления на заработную плату;

  • Рацион коллективного питания;

  • Топливо и энергия;

  • Материалы;

  • Ремонты;

  • Зимний отстой;

  • Амортизация основных фондов;

  • Прочие расходы.

Накладные затраты включают в себя:

  • Затраты на содержание вспомогательных и обслуживающих производств;

  • Затраты, связанные с управлением и общеэксплуатационные затраты;

  • Затраты по внутренним операциям.

В статью «Затраты на оплату труда» включается основная и дополнительная заработная плата:

  • должностные оклады;

  • персональный повышающий коэффициент к окладу;

  • повышающих коэффициент к окладу за выслугу лет;

  • доплата за работу в ночное время;

  • доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;

  • доплата за совмещение профессий (должностей), за расширение зон обслуживания, за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы;

  • надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

  • оплата за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени;

  • доплата за работу в районах с неблагоприятными природными климатическими условиями (районные коэффициенты) и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям;

  • доплата за авральные работы;

  • доплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда;

  • доплаты за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда;

  • доплата за разрывность рабочего дня;

  • доплата членам экипажей судов, совмещающих должности устанавливается членам экипажей судов совмещающих должности;

  • доплата за недостающего работника плавсостава;

  • персональные надбавки в денежном выражении;

  • другие доплаты и надбавки, установленные Законодательством и Постановлением Правительства Российской Федерации.

Общая сумма затрат на оплату труда земснаряда и обслуживающего его флота с учетом выше перечисленных условий может определяться по формуле:

ЗОТ = ЗДО * КДОП, руб.

где ЗОТ – затраты на оплату труда;

ЗДО – затраты по заработной плате по должностным окладам;

КДОП – коэффициент, учитывающий все виды доплат.

В статью «Начисления на заработную плату» включаются обязательные отчисления органам государственного социального страхования, ПФ и медицинского страхования по установленным законодательством нормам от затрат на оплату труда:

ЗСВ = ЗОТ * Ставка страховых взносов, руб.

Стоимость рациона коллективного питания определяется исходя их численности экипажа земснаряда и обслуживающего его флота, продолжительности навигации и установленных норм расхода средств на питание одного члена и определяется по формуле:

ЗРП = r * НРП * t, руб.

где ЗРП – затраты на рацион коллективного питания;

r – число членов экипажа;

НРП – норма расхода средств на питание на одного члена экипажа, руб.;

t – продолжительность навигации, сут.

В статью «Топливо и энергия» включаются затраты на приобретение:

  • дизельное топливо, расходуемое судами;

  • смазочные масла, расходуемые судами;

  • все виды энергии (электрической, тепловой и других видов), расходуемой судами в производственном процессе.

Стоимость расхода топлива и энергии определяется на основе установленных норм расходов топлива и энергии в натуральных показателях и существующих ценах на топливо/энергию (без НДС).

ЗТЭ = ЗДТ + ЗСМ + ЗЭ, руб.

где ЗТЭ – затраты на топливо и энергию;

ЗДТ – затраты на дизельное топливо;

ЗСМ – затраты на смазочное масло;

ЗЭ – затраты энергию.

Величина затрат на дизельное топливо связана с объемом потребления топлива в зависимости от условий эксплуатации (на стоянке, в работе) и определяется по следующим формулам:

ЗДТ = ЗДТх + ЗДТст, руб.

ЗДТх = (НДТх * tх)/1 000 * СтДТ, руб.

или

ЗДТст = (НДТст * tст)/1 000 * СтДТ, руб.,

где НДТх – норма расхода дизельного топлива на ходу, кг/час;

tх – время затраченное на ход, час;

СтДТ – стоимость одной тонны дизельного топлива, руб.;

НДТст – норма расхода дизельного топлива на стоянке, кг/час;

Tст – время затраченное на стоянке, час

Величина затрат на смазочное масло зависит от объем потребления смазочного масла и определяется по формуле:

ЗСМ = (НСМ * t)/1 000 * СтСМ, руб.

где НСМ – норма расхода смазочного масла, кг/час;

t – время эксплуатации земснаряда, час;

СтСМ – стоимость одной тонны смазочного масла, руб.

Нормы расхода дизельного топлива и смазочного масла на каждую навигацию устанавливаются приказами предприятия путевого хозяйства.

Величина затрат на энергию зависит от объема потребления энергии и определяется по формуле:

ЗЭ = W * СтЭ, руб.

где W – расход энергии в навигационный период, единицы изм.;

СтЭ – тариф на энергию, руб.

В статью «Материалы» включаются затраты на приобретение материалов (смазочных, обтирочных, изоляционных, набивочных и др.), покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также материалы, необходимые для проведения межнавигационных ремонтов.

ЗМ = ЗМнаМР + ЗМтек, руб.,

где ЗМ – затраты на материалы, руб.

ЗМнаМР – затраты на заготовку материалов и изготовление сменно-запасных частей, руб.;

ЗМтек – затраты на материалы на текущую навигацию, руб.

Размер затрат на заготовку материалов и изготовление сменно-запасных частей определяется в 15-20% от стоимости работ. При этом стоимость данных материалов равномерно распределяется от одного срока межнавигационного ремонта до другого:

ЗМнаМР = (15-20% * СтМР) * (1/5), руб.

Стоимость материалов на текущую навигацию принимается в размере 5% от стоимости расходов на топливо и определяется по формуле:

ЗМтек = 5% * ЗДТ, руб.

В статье «Затраты на ремонт» отражаются расходы предприятия на проведение всех видов ремонта. При этом стоимость межнавигационного ремонта производится по графику и лимитам, установленным ремонтной службой предприятия. Стоимость межнавигационного ремонта должна быть равномерно распределена до следующего срока ремонта (в среднем на 5 лет). Затраты на навигационный ремонт укрупнено принимаются в размере 25-30% от суммы расходов на межнавигационный ремонт. При условии осуществления крупных (незапланированных) ремонтных работ в течение навигационного периода следует в последующем их учитывать также как стоимость межнавигационного ремонта.

ЗР = ЗМР + ЗНР, руб.

ЗМР = СтМР * (1/5), руб.

ЗНР = 25-30% * СтМР, руб.

где ЗР – затраты на все виды ремонта, руб.;

ЗМР – затраты на межнавигационный ремонт, руб.;

ЗНР – затраты на навигационный ремонт, руб.;

СтМР – стоимость межнавигационного ремонта по лимитам ССХ, руб.

В статью «Зимний отстой» включается расходы по содержанию работников, занятых на работах по отстою судов в период от постановки их в ремонтные пункты после закрытия навигации текущего года и приведения их в эксплуатационную готовность к началу новой навигации: командного состава, наблюдающего за ремонтом и сохранностью судов и других работников, оставляемых для обслуживания и охраны судов, поставленных на отстой, а также прочие затраты по отстою. При этом затраты на оплату труда составляют 85-90% всех затрат по отстою судов в межнавигационный период. Остальные 10-15% приходятся на прочие расходы по отстою.

Затраты на зимний отстой укрупнено принимаются в размере 3-5% от суммы расходов на межнавигационный ремонт:

ЗЗО = 3-5% * СтМР, руб.

Статья «Амортизационные отчисления» определяется исходя из балансовой стоимости судна и утвержденных в установленном порядке норм амортизации.

Для упрощения расчетов размер амортизационных отчислений можно принять по факту прошлого отчетного периода, используя бухгалтерские данные.

В статью «Амортизационные отчисления» можно также включить стоимость износа малоценного инвентаря в размере 0,2% от балансовой стоимости судна.

В статье «Прочие расходы» учитываются затраты по следующим видам работ и услуг:

  • осмотр судов органами регистрации, услуги СЭС по выпуску флота в эксплуатацию;

  • аренда судов, принадлежащих другим предприятиям;

  • затраты на командировки;

  • обязательные страховки;

  • услуги на связь;

  • отчисления на природоохранные мероприятия и др.

Суммы прочих затрат укрупнено принимаются в размере 1% от всех затрат:

ЗПР = (ЗОТ + ЗСВ + ЗРП + ЗТЭ + ЗМ + ЗР + ЗЗОАО) * 1%, руб.

Затраты на содержание вспомогательных и обслуживающих производств включают затраты по содержанию следующих видов деятельности (подразделений):

  • обстановочные работы;

  • выправительные работы;

  • дноочищение;

  • траление;

  • прочие путевые;

  • обслуживающий флот;

  • обслуживающие подразделения.

Данные затраты распределяются по видам судов в порядке, определенном предприятием. При этом состав затрат на содержание вспомогательных и обслуживающих подразделений может быть аналогичным прямым затратам по дноуглубительному флоту.

Затраты, связанные с управлением и общеэксплуатационные затраты, включают оплату труда работников аппарата управления филиала, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, содержание помещений и оборудования, командировки, связанные с производственной деятельностью и другие расходы, связанные с управлением.

Данные затраты распределяются по видам судов в порядке, определенном предприятием.

В ходе работы при наличии структурных предприятий или филиалов у предприятия могут возникнуть затраты по внутренним операциям, учитывающим сумму затрат головного предприятия или его филиалов по оказанию различных услуг, распределяемые по видам судов в порядке, определенном предприятием.

Главная идея эффективной работы землечерпательного флота – это определение затрат на эксплуатацию земснаряда и выражение их в параметрах времени и производительности (рис. 1). Целью является получение достоверных показателей затрат в год, час (сутки) или на м3.








Рис. 1. Выражение затрат в параметрах времени и производительности

Таким образом, можно определить величину расходов на выполненные земснарядом работы в различных ситуациях и рассчитать уровень использования судна и соответствующих затрат, при котором работа была бы рентабельна.

В данной публикации представлены общие принципы и методика расчета эксплуатационных затрат земснаряда и обслуживающего его флота, которые могут быть использованы в работе государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства, дноуглубительных предприятий.


Литература:

  1. Инструкция по землечерпательным работам/ Минречфлот РСФР. – М.: Транспорт, 1989.

  2. Техническая инструкция по производству морских дноуглубительных работ: http: // www.koap.ru/htm/r/18/index.htm

  3. Отраслевая инструкция по составу затрат и калькуляции себестоимости работ и услуг предприятий основной деятельности речного транспорта: http: // www. allbusiness.ru/ BPravo/DocumShow_DocumID_2861.html

  4. С.Я. Зернов. Учебное пособие по дисциплине «Управление на водном транспорте» для студентов гидротехнического факультета очной и заочной форм обучения. - Новосибирск: Новосибирская государственная академия водного транспорта, 2007. Врезка1Врезка2Врезка3Врезка4Врезка5

8


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle