Библиографическое описание:

Грязева Н. Н. История становления представлений о роли государственного регулирования в экономике [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 27-29.

Историческое развитие общества, сопровождавшееся выделением социальных групп, развитием производственных сил, выделением новых видов труда и появлением собственности привело к возникновению регулирующего органа, которым стало государство. Первостепенной причиной возникновения государства считается экономическая дифференциация, которая вызвала расхождение интересов разных групп в обществе. Возникла необходимость в органах, реализующих управление обществом, которые в дальнейшем и образовали государство. Основным признаком государства является публичная власть. Функции государства отражаются в осуществлении внешней, экономической, культурной, военной, научной политики, которые вызваны потребностями общества.

Исторически возникло большое количество форм государственного устройства, под которым понимают форму правления, устройство основных институтов политической власти. Платон и Аристотель рассматривали государство как индивидуальную целостность и нравственную общность людей. Другие мыслители считали государство божественным, что оно, как некая мистическая сила, тяжелым грузом сдавливает волю подданных. Третьи видели в государстве источник всех благ. Термин «государство» был введен в литературный оборот Н. Макиавелли, который означал общее понятие государства независимо от форм государственного устройства. Учение Гегеля о государстве рассматривает, как осуществляется спекулятивно - политический строй и порядок в условиях конкретно- эмпирического. Г. Гегель сравнивал государство с живым организмом, который объединяет людей в единый народно- государственный организм, жизненное содержание которого определяется термином “Нравственность”, а жизненная форма – “Государство”. Основная сущность государства, в понимании Г. Гегеля, может быть определена как конкретное единство эмпирически дискретного множества людей [4].

Одной из проблем любого государства является государственное вмешательство в экономику. В ходе длительного периода развития рыночной экономики не существовало единого метода изучения механизма государственного регулирования.

История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Основатель кейнсианской теории Дж. М. Кейнс считал, что государство должно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Дж. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, используя при этом нефинансовые, кредитно-денежные регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста экономики и уровня занятости. Дж. М. Кейнс предполагал, что государство будет брать на себя всё большую ответственность за прямую организацию инвестиций [7].

Концепция Дж. М. Кейнса подсказала правительству, что для стабилизации экономики можно поддерживать доходы граждан в периоды циклических колебаний. Для этого предлагались программы общественных работ и выплат безработным, расширение госсектора, использование гибких налоговых схем. Для расширения занятости использовались государственные предприятия. Задача состояла в формировании экономики, менее подверженной циклическим колебаниям. Предполагалось, что этого можно достичь при наличии мощного госсектора. Кейнсианский подход служил теоретическим фундаментом для расширения экономической роли государства [8].

А. Мар­шалл выдвинул новую идею для эко­но­ми­чес­кой на­уки его вре­ме­ни. Он считал, что ка­пи­та­лис­ти­чес­кой эко­но­ми­ке свой­с­т­вен­на внут­рен­няя тен­ден­ция к рав­но­ве­сию, а ме­ха­низ­мом ус­та­нов­ле­ния это­го рав­но­ве­сия выс­ту­па­ет сво­бод­ная кон­ку­рен­ция. Вме­ша­тель­с­т­во го­су­дар­с­т­ва воз­мож­но, но оно дол­ж­но быть ми­ни­маль­ным, так как в эко­но­ми­ке могут возникнуть дис­п­ро­пор­ции. Роль го­су­дар­с­т­ва - это роль ар­бит­ра на фут­боль­ном по­ле, где в ка­чес­т­ве фут­бо­лис­тов выс­ту­па­ют пред­п­ри­ни­ма­те­ли [1].

Главный теоретик монетаризма американский экономист М. Фридмен доказывал, что экономическая стабилизация требует сокращения государственного вмешательства в экономику, а не его увеличения, так как государственные органы делают ошибки. Сторонники экономики предложения выступали за отказ от чрезмерного регулирования экономики. Значительный вклад в экономическую теорию сторонников экономики предложения состоит в разработке проблем налогообложения. По их мнению, государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежной массой, что достигается кредитными инструментами национального банка. Они рассматривали вопрос о благотворности снижения налогов как средства стимулирования производства [2].

Адам Сми­т считал, что тор­гов­ля и про­мыш­лен­ность не мо­гут проц­ве­тать в го­су­дар­с­т­ве, где нет из­вес­т­ной сте­пе­ни до­ве­рия пра­ви­тель­с­т­ву, где на­се­ле­ние не чув­с­т­ву­ет уве­рен­нос­ти в об­ла­да­нии сво­ей соб­с­т­вен­нос­тью, где си­ла до­го­во­ров не под­дер­жи­ва­ет­ся за­ко­ном. Го­су­дар­с­т­во дол­ж­но под­дер­жи­вать ре­жим ес­тес­т­вен­ной сво­бо­ды, дол­ж­но ох­ра­нять жизнь, сво­бо­ду и соб­с­т­вен­ность граж­дан. Од­на­ко этим и ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся фун­к­ции го­су­дар­с­т­ва. Все ос­таль­ные от­но­ше­ния ре­гу­ли­ру­ют­ся "нез­ри­мой ру­кой" рын­ка, кон­ку­рен­ци­ей [1].

Как мы видим вопросу о роли государства, значению государственного регулирования всегда уделялось большое внимание. В двадцатом веке произошло постепенное, но значительное повышение роли государства в экономике. Этому способствовали как политические, так и идеологические факторы. Эволюция концепций создала атмосферу, в которой были сформированы предпосылки усиления роли государственного регулирования.

К возникшим предпосылкам государственного регулирования экономики можно отнести следующее:

  1. Необходимость совершенствования рынка и его структуры;

  2. Необходимость совершенствования производства;

  3. Социальные причины;

  4. Экологические проблемы.

Любая современная экономическая система не может нормально функционировать без государственного регулирования. На протяжении всей истории своего существования и развития государство не только поддерживало порядок, национальную оборону, но и выполняло определенные функции в сфере экономики. В настоящее время государство учитывает интересы, как государственных предприятий, так и частных фирм, поддерживает нормальное функционирование рынка и обеспечивает правопорядок в экономике страны.

Таким образом, можно сказать, что государственное регулирование представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых государственной властью и направленных на обеспечение эффективного развития.

Новосельцева Г.Б. характеризует государство как коллективный феномен, сложную социальную систему, с первичными составляющими элементами, которыми являются территория, население и власть[5, с.13].

Согласно предложенной Г. Клейнером системной модели взаимодействия макромасштабных факторов социально-экономического развития, «…основными макросистемами, деятельность и взаимодействие которых определяют функционирование страны, является государство (понимаемое в узком смысле, то есть как политическая организация….), общество (…как структурированная совокупность индивидов…) и экономика» [3, с.26].

Обобщение исторического опыта относительно место и роли государства, показало, что общепринятым положением является поддержка государственной законности, правопорядка, защита прав собственности и использование различных форм государственного регулирования экономики для выхода из кризиса и достижения экономической стабильности. Исследования указывают на необходимость государственного вмешательства в экономику с целью соблюдения единства ее территории, равномерного распределения средств, выравнивания экономического развития, но для этого необходимо определить, какие черты должны быть присуще государству, чтобы его вмешательство было эффективнее [6, с. 11].

Таким образом, среди существующих теорий государственного регулирования экономики выделяют три наиболее крупных: неоклассическая, кейнсианская и институциональная. Каждая их них значительно различается по рекомендуемым масштабам государственного вмешательства в экономическую среду государства. В них не было единого представление о сущности, содержании, функциях, методах, механизме государственного регулирования. Это объясняется расхождением во взглядах представителей различных школ на роль государственного регулирования и его необходимость в экономике. Проблема государственного вмешательства в экономику возникло в момент становления рыночных отношений и формирования капиталистического общества. Анализ взглядов представителей экономической мысли способствовал нынешнему переосмыслению роли государства в экономике. В настоящее время сформированы основные положения в определении места и роли государства, определены функции и задачи, на основании которых государство вмешивается в экономическую среду в момент поддержания макроэкономического равновесия, для обеспечения работы механизма конкуренции.


Литература:
  1. Гусейнов Р.М. История экономических учений: Учебник / Гусейнов Р. М., Горбачева Ю. В., Рябцева В. М.; под общ. ред. Ю.В.Горбачевой. - М.; Новосибирск: ИНФРА-М: Сибирское соглашение, 2000. - 252с.

  2. История экономических учений/ под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 784с.

  3. Клейнер Г., Петросян Д., Беченов А. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике // Вопросы экономики. – 2004. - № 4.- с. 25-41

  4. Маньковский Б.С. Учение Гегеля о государстве и современность. М.: /Наука/, 1970. – 120с.

  5. Новосельцева Г.Б. Трансформация государственного регулирования современной экономики. М.: Экономические науки, 2006. – 256с.

  6. Панчук, Н.А. Инструментарии и моделирование процессов государственного регулирования социально-экономической сферы. [Текст] / Н.А. Панчук // Экономические науки. – 2009. - №6. – с.11-16.

  7. Современные школы экономической мысли о роли государства в экономике.// Сажина М.А., Чибринов Г.Г. Основы экономической теории. – М., 1996. – с.294-313.

  8. Танци В. Роль государства в экономике: эволюция концепций. // МЭ и МО. – 1998. - №10.- с.51

Основные термины: государственного регулирования, роли государства, государственного регулирования экономики, роли государственного регулирования, государственного вмешательства, форм государственного, форм государственного устройства, История государственного регулирования, механизма государственного регулирования, значению государственного регулирования, предпосылкам государственного регулирования, государственного регулирования территориального, механизме государственного регулирования, роли современного предпринимательства, государственного регулирования социально-экономической, форм государственного регулирования, государственного регулирования современной, теорий государственного регулирования, новой инновационно-информационной экономике, роль государственного регулирования

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle