Библиографическое описание:

Тимчук О. Г., Никитюк Л. Г. Необходимость применения инновационных путей развития в жилищно-коммунальном хозяйстве [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 107-109.

В настоящее время инновационная составляющая экономики получает все более широкое распространение. Повышение конкурентоспособности отечественной промышленности и инновационное развитие экономики РФ относится к числу наиболее значимых, стратегических проблем. По мнению аналитиков, мировая экономика движется к глобальной трехъярусной структуре, состоящей из постиндустриальных, индустриальных и доиндустриальных стран, различающихся не только наращенным потенциалом, но и способностью к применению инноваций. В рамках этой структуры страны первого типа все более концентрируют свои усилия на создании, применении и распространении знаний, технологий, образования, массовой культуры, и информационных услуг. Второй тип стран сможет осуществлять разработку сложной радиоэлектронной техники. Оставшиеся страны ограничатся лишь тем, что будут снабжать мировой рынок продукцией машиностроения, пищевой промышленности и сырьем [1, 34].

Российская экономика характеризуется низким уровнем инноваций: удельный вес инновационной продукции составляет около 4%, в то время как в развитых странах – не менее 30%. В такой ситуации инновационная модель развития РФ перестает быть абстрактным термином. Важность инновационного развития подтверждается декларированием на федеральном уровне исключительной роли инноваций в преодолении экономического кризиса, предотвращении снижения промышленного потенциала, деградации научной и образовательной сфер. Инновационный путь развития для России, как и для всего мира, является безальтернативной стратегией. Только на этом пути в условиях глобализации и стремительного движения мира к постиндустриальной цивилизации РФ может рассчитывать на достойное место в мировом сообществе [2].

По мнению автора, сегодня постоянная ориентация хозяйствующих субъектов на инновации воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Это - принципиальный вопрос, свидетельствующий о том, что российская экономики не сможет достичь реальной стадии восстановления, адекватного уровня национальной конкурентоспособности, если не будет в полной мере задействован механизм ее инновационной деятельности. Этот механизм инноваций касается всех составляющих и продуктов экономической деятельности - товаров, услуг, технологий, идей, методов организации управления, квалификации работников и пр. Основные меры в этой сфере будут направлены на преодоление низкой конкурентоспособности отечественной продукции, высокой степени морального и физического износа производственного оборудования, невысокой инвестиционной и инновационной активности в промышленности:

– создание «технологических коридоров», обеспечивающих коммерциализацию новых знаний и выход на новые рынки созданной в результате продукции;

– содействие внедрению «улучшающих инноваций», использующих существующий задел результатов научно-технических и технологических разработок; отбор и поддержку прорывных технологических направлений, обеспечивающих создание принципиально новых производств и рынков; эти направления должны отвечать следующим критериям: обладать высоким экспортным потенциалом; не должны быть энергоемкими и капиталоемкими; должны создавать высокую долю добавленной стоимости и содействовать развитию широкого круга смежных отраслей через свои потребности или через свою продукцию, что позволит получить не только прямые, но и косвенные эффекты от их роста;

– содействие ускоренному развитию малого инновационного бизнеса, в том числе за счет разработки и реализации специальных программ снижения барьеров входа на рынок для вновь создаваемых малых инновационных предприятий, стимулирование формирования из этих элементов складывающейся национальной инновационной системы России мощных территориально-производственных комплексов;

– адресная поддержка приоритетных направлений и программ через реализацию конкретных инновационных проектов, для отбора которых совместно с бизнесом будет разработана система индикаторов, институтов отбора и коммерциализации научно-технических результатов; обеспечение реализации отобранных проектов на конкретных узких сегментах рынка с выраженными конкурентными преимуществами;

– использование возможностей особых технико-внедренческих и производственно-промышленных зон;

– создание институциональных условий для внедрения в практику системы параллельных грантов - совместного с бизнесом финансирования инновационных проектов, существенно повышающих конкурентоспособность отечественных производителей высокотехнологичной промышленной продукции;

– содействие расширению практики добровольной международной сертификации продукции и производства российскими промышленными компаниями, поддержка развития системы сертификационных центров на территории Российской федерации;

– стимулирование участия российских промышленных компаний в международных выставках и мероприятиях в сфере высоких технологий, обеспечение государственного патронажа российского участия;

– содействие созданию системы защиты интересов российских промышленных компаний за рубежом, в том числе путем развития центров юридической помощи в международных коммерческих спорах [3];

– содействие в подготовке российских промышленных предприятий к работе в условиях присоединения России к ВТО, развитие системы распространения информации, консультирования и обучения по проблемам применения правил ВТО;

– усиление кадрового потенциала российской промышленности через развитие системы базовых кафедр высших учебных заведений в научно-исследовательских организациях и на промышленных предприятиях всех форм собственности;

– развитие системы популяризации научно-технических достижений в средствах массовой информации, стимулирования детского научно-технического творчества [4].

В результате реализации указанных мер повысится инвестиционная привлекательность российской промышленности, возрастёт объём вложений в неё финансовых средств.

Вместе с тем, в российской научной литературе недостаточно полно раскрыты и проанализированы процессы инновационного развития в сфере ЖКХ. Многие авторы, как правило, уделяют внимание какому-либо одному аспекту ЖКХ или одной сфере его деятельности. Из анализа публикаций выявлено, что отсутствует комплексная оценка практики и специфики инновации в сфере ЖКХ, не используется иностранный опыт инновационной деятельности в области управляющих компаний ЖКХ.

Важнейшей инновацией должен быть переход к тем способам финансирования, которые могли бы обеспечить свободу рыночных отношений в сфере обслуживания жилых помещений и тем самым способствовать самоподдерживающемуся развитию спроса и предложения на благоустроенное жилье.

Эти изменения запустят непрерывный инновационный рыночный механизм самообновления. Для нормального развития рыночных отношений требуется установить режим обязательной конкуренции муниципальных предприятий с коммерческими предприятиями.

Проблема формирования инновационного типа развития как фактора обеспечения конкурентных преимуществ промышленности России заключается в том, что данный процесс должен быть реализован в весьма сжатые исторические сроки, а во многом – и в условиях пост-кризисного восстановления экономики. Одно из важнейших условий решения данной задачи – отход от действующей ныне модели экономического развития страны, где главным приоритетом является топливно-энергетический комплекс, т.е. эксплуатация природных ресурсов. Опыт истекшего десятилетия показал, что высокая зависимость промышленного производства и экономики страны в целом от экспорта сырьевых ресурсов – причина ее устойчиво низкой инновационности и конкурентоспособности. Чтобы занять достойное место на мировом рынке и использовать его преимущества для собственного развития, важно следовать международному опыту и в условиях быстро меняющейся экономической среды выработать стратегию в области инновационного развития, а на этой основе - повышения конкурентоспособности российской экономики в целом и российского промышленного производства, в первую очередь [5, 144].

Современное состояние инновационной сферы в России говорит о серьезных противоречиях в ее функционировании: достаточно высокий научно-технический потенциал страны в период экономических реформ оказался на грани распада. В условиях трансформирующейся экономики инновационная деятельность во всех сферах социально-экономической активности, прежде всего, в отраслях промышленности, призвана не только закрепить результаты рыночных реформ, но и обеспечить устойчивость экономического роста и на этой основе - высокий уровень жизни граждан [6, 144].

Сегодня в инновационном развитии ведущую роль традиционно играет линейная модель инноваций. Согласно этой модели разработанная фундаментальная научная идея воплощается в прикладных исследованиях. Последние служат основой инноваций, в результате реализации которых возникают передовые технологии. Модель хорошо себя зарекомендовала в XX веке и будет по-прежнему занимать свое достойное место в развитых странах и в XXI веке, однако в России каркас этой модели «фундаментальная наука – НИОКР – производство» оказался разрушенным.

В дополнение к линейной модели в развитых странах постепенно внедряется «модель множественных источников инноваций», в соответствии с которой инновации могут возникать в любой части инновационной системы. Хотя научные исследования остаются важной движущей силой инноваций, они уже не являются их единственным двигателем. В этой связи необходимо пересмотреть традиционную роль научно-исследовательских организаций. Новые знания создаются не только в государственных исследовательских организациях или в исследовательских подразделениях компаний, но и во многих социальных структурах. Важным вкладом в инновационный процесс служит новый повседневный опыт и деятельность инженеров, торговых агентов, прочих наемных работников, равно как и потребителей. Появление нововведений на основе идей и предложений, поступающих из сферы производства, сбыта и потребления, характерно для систем с развитыми взаимосвязями между экономическими агентами. Более того, инновационный процесс не ограничивается только сферой технологии, но и включает институциональные, организационные и управленческие инновации. Эти знания практически не могут быть встроены в имеющиеся традиционные концепции, порой просто не вписываясь в их рамки; они представляют собой нематериальные активы субъектов, занятых в конкретной отрасли; компании должны пытаться использовать данные знания с максимальной эффективностью. Модель множественных источников инноваций ориентирована на механизм развития с максимальным учетом разнообразия элементов и создания условий их творческого взаимодействия.

Анализ двух базовых моделей инноваций позволяет сделать вывод, что в центре внимания остается проблема поиска оптимального сочетания нормативного и субъектного подходов.

Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.

В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.


Литература:

  1. Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. - М.: Анкил, 2003.

  2. Глущенко И.И. Оценка эффективности системы управления инновационными проектами. // Менеджмент в России и за рубежом №3, 2006.

  3. Латышева О.Г., Матвеев А.А., Панова М.З., Назарова Н.Н., Митрофанова Н.П.Политика и привлечение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику // Экономика и жизнь, 2002, № 1 - С. 2.

  4. Кургин Е.А. О путях привлечения инвестиций в экономику России // www.rosleasing.ru

  5. Романовский Р. Обгоняя прогнозы// Еженедельный журнал «Эксперт РА», 2011.- №15, С.98-107

  6. Степанов В.Н., Газовский Ю.В. Методы снижения риска при лизинге промышленного оборудования // Финансы. - 2006. - № 3. - С. 21 - 22.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle