Библиографическое описание:

Тимчук О. Г., Никитюк Л. Г. Необходимость применения инновационных путей развития в жилищно-коммунальном хозяйстве [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 107-109.

В настоящее время инновационная составляющая экономики получает все более широкое распространение. Повышение конкурентоспособности отечественной промышленности и инновационное развитие экономики РФ относится к числу наиболее значимых, стратегических проблем. По мнению аналитиков, мировая экономика движется к глобальной трехъярусной структуре, состоящей из постиндустриальных, индустриальных и доиндустриальных стран, различающихся не только наращенным потенциалом, но и способностью к применению инноваций. В рамках этой структуры страны первого типа все более концентрируют свои усилия на создании, применении и распространении знаний, технологий, образования, массовой культуры, и информационных услуг. Второй тип стран сможет осуществлять разработку сложной радиоэлектронной техники. Оставшиеся страны ограничатся лишь тем, что будут снабжать мировой рынок продукцией машиностроения, пищевой промышленности и сырьем [1, 34].

Российская экономика характеризуется низким уровнем инноваций: удельный вес инновационной продукции составляет около 4%, в то время как в развитых странах – не менее 30%. В такой ситуации инновационная модель развития РФ перестает быть абстрактным термином. Важность инновационного развития подтверждается декларированием на федеральном уровне исключительной роли инноваций в преодолении экономического кризиса, предотвращении снижения промышленного потенциала, деградации научной и образовательной сфер. Инновационный путь развития для России, как и для всего мира, является безальтернативной стратегией. Только на этом пути в условиях глобализации и стремительного движения мира к постиндустриальной цивилизации РФ может рассчитывать на достойное место в мировом сообществе [2].

По мнению автора, сегодня постоянная ориентация хозяйствующих субъектов на инновации воспринимается как само собой разумеющийся процесс. Это - принципиальный вопрос, свидетельствующий о том, что российская экономики не сможет достичь реальной стадии восстановления, адекватного уровня национальной конкурентоспособности, если не будет в полной мере задействован механизм ее инновационной деятельности. Этот механизм инноваций касается всех составляющих и продуктов экономической деятельности - товаров, услуг, технологий, идей, методов организации управления, квалификации работников и пр. Основные меры в этой сфере будут направлены на преодоление низкой конкурентоспособности отечественной продукции, высокой степени морального и физического износа производственного оборудования, невысокой инвестиционной и инновационной активности в промышленности:

– создание «технологических коридоров», обеспечивающих коммерциализацию новых знаний и выход на новые рынки созданной в результате продукции;

– содействие внедрению «улучшающих инноваций», использующих существующий задел результатов научно-технических и технологических разработок; отбор и поддержку прорывных технологических направлений, обеспечивающих создание принципиально новых производств и рынков; эти направления должны отвечать следующим критериям: обладать высоким экспортным потенциалом; не должны быть энергоемкими и капиталоемкими; должны создавать высокую долю добавленной стоимости и содействовать развитию широкого круга смежных отраслей через свои потребности или через свою продукцию, что позволит получить не только прямые, но и косвенные эффекты от их роста;

– содействие ускоренному развитию малого инновационного бизнеса, в том числе за счет разработки и реализации специальных программ снижения барьеров входа на рынок для вновь создаваемых малых инновационных предприятий, стимулирование формирования из этих элементов складывающейся национальной инновационной системы России мощных территориально-производственных комплексов;

– адресная поддержка приоритетных направлений и программ через реализацию конкретных инновационных проектов, для отбора которых совместно с бизнесом будет разработана система индикаторов, институтов отбора и коммерциализации научно-технических результатов; обеспечение реализации отобранных проектов на конкретных узких сегментах рынка с выраженными конкурентными преимуществами;

– использование возможностей особых технико-внедренческих и производственно-промышленных зон;

– создание институциональных условий для внедрения в практику системы параллельных грантов - совместного с бизнесом финансирования инновационных проектов, существенно повышающих конкурентоспособность отечественных производителей высокотехнологичной промышленной продукции;

– содействие расширению практики добровольной международной сертификации продукции и производства российскими промышленными компаниями, поддержка развития системы сертификационных центров на территории Российской федерации;

– стимулирование участия российских промышленных компаний в международных выставках и мероприятиях в сфере высоких технологий, обеспечение государственного патронажа российского участия;

– содействие созданию системы защиты интересов российских промышленных компаний за рубежом, в том числе путем развития центров юридической помощи в международных коммерческих спорах [3];

– содействие в подготовке российских промышленных предприятий к работе в условиях присоединения России к ВТО, развитие системы распространения информации, консультирования и обучения по проблемам применения правил ВТО;

– усиление кадрового потенциала российской промышленности через развитие системы базовых кафедр высших учебных заведений в научно-исследовательских организациях и на промышленных предприятиях всех форм собственности;

– развитие системы популяризации научно-технических достижений в средствах массовой информации, стимулирования детского научно-технического творчества [4].

В результате реализации указанных мер повысится инвестиционная привлекательность российской промышленности, возрастёт объём вложений в неё финансовых средств.

Вместе с тем, в российской научной литературе недостаточно полно раскрыты и проанализированы процессы инновационного развития в сфере ЖКХ. Многие авторы, как правило, уделяют внимание какому-либо одному аспекту ЖКХ или одной сфере его деятельности. Из анализа публикаций выявлено, что отсутствует комплексная оценка практики и специфики инновации в сфере ЖКХ, не используется иностранный опыт инновационной деятельности в области управляющих компаний ЖКХ.

Важнейшей инновацией должен быть переход к тем способам финансирования, которые могли бы обеспечить свободу рыночных отношений в сфере обслуживания жилых помещений и тем самым способствовать самоподдерживающемуся развитию спроса и предложения на благоустроенное жилье.

Эти изменения запустят непрерывный инновационный рыночный механизм самообновления. Для нормального развития рыночных отношений требуется установить режим обязательной конкуренции муниципальных предприятий с коммерческими предприятиями.

Проблема формирования инновационного типа развития как фактора обеспечения конкурентных преимуществ промышленности России заключается в том, что данный процесс должен быть реализован в весьма сжатые исторические сроки, а во многом – и в условиях пост-кризисного восстановления экономики. Одно из важнейших условий решения данной задачи – отход от действующей ныне модели экономического развития страны, где главным приоритетом является топливно-энергетический комплекс, т.е. эксплуатация природных ресурсов. Опыт истекшего десятилетия показал, что высокая зависимость промышленного производства и экономики страны в целом от экспорта сырьевых ресурсов – причина ее устойчиво низкой инновационности и конкурентоспособности. Чтобы занять достойное место на мировом рынке и использовать его преимущества для собственного развития, важно следовать международному опыту и в условиях быстро меняющейся экономической среды выработать стратегию в области инновационного развития, а на этой основе - повышения конкурентоспособности российской экономики в целом и российского промышленного производства, в первую очередь [5, 144].

Современное состояние инновационной сферы в России говорит о серьезных противоречиях в ее функционировании: достаточно высокий научно-технический потенциал страны в период экономических реформ оказался на грани распада. В условиях трансформирующейся экономики инновационная деятельность во всех сферах социально-экономической активности, прежде всего, в отраслях промышленности, призвана не только закрепить результаты рыночных реформ, но и обеспечить устойчивость экономического роста и на этой основе - высокий уровень жизни граждан [6, 144].

Сегодня в инновационном развитии ведущую роль традиционно играет линейная модель инноваций. Согласно этой модели разработанная фундаментальная научная идея воплощается в прикладных исследованиях. Последние служат основой инноваций, в результате реализации которых возникают передовые технологии. Модель хорошо себя зарекомендовала в XX веке и будет по-прежнему занимать свое достойное место в развитых странах и в XXI веке, однако в России каркас этой модели «фундаментальная наука – НИОКР – производство» оказался разрушенным.

В дополнение к линейной модели в развитых странах постепенно внедряется «модель множественных источников инноваций», в соответствии с которой инновации могут возникать в любой части инновационной системы. Хотя научные исследования остаются важной движущей силой инноваций, они уже не являются их единственным двигателем. В этой связи необходимо пересмотреть традиционную роль научно-исследовательских организаций. Новые знания создаются не только в государственных исследовательских организациях или в исследовательских подразделениях компаний, но и во многих социальных структурах. Важным вкладом в инновационный процесс служит новый повседневный опыт и деятельность инженеров, торговых агентов, прочих наемных работников, равно как и потребителей. Появление нововведений на основе идей и предложений, поступающих из сферы производства, сбыта и потребления, характерно для систем с развитыми взаимосвязями между экономическими агентами. Более того, инновационный процесс не ограничивается только сферой технологии, но и включает институциональные, организационные и управленческие инновации. Эти знания практически не могут быть встроены в имеющиеся традиционные концепции, порой просто не вписываясь в их рамки; они представляют собой нематериальные активы субъектов, занятых в конкретной отрасли; компании должны пытаться использовать данные знания с максимальной эффективностью. Модель множественных источников инноваций ориентирована на механизм развития с максимальным учетом разнообразия элементов и создания условий их творческого взаимодействия.

Анализ двух базовых моделей инноваций позволяет сделать вывод, что в центре внимания остается проблема поиска оптимального сочетания нормативного и субъектного подходов.

Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности.

В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности.


Литература:

  1. Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе. - М.: Анкил, 2003.

  2. Глущенко И.И. Оценка эффективности системы управления инновационными проектами. // Менеджмент в России и за рубежом №3, 2006.

  3. Латышева О.Г., Матвеев А.А., Панова М.З., Назарова Н.Н., Митрофанова Н.П.Политика и привлечение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику // Экономика и жизнь, 2002, № 1 - С. 2.

  4. Кургин Е.А. О путях привлечения инвестиций в экономику России // www.rosleasing.ru

  5. Романовский Р. Обгоняя прогнозы// Еженедельный журнал «Эксперт РА», 2011.- №15, С.98-107

  6. Степанов В.Н., Газовский Ю.В. Методы снижения риска при лизинге промышленного оборудования // Финансы. - 2006. - № 3. - С. 21 - 22.

Основные термины: инновационной деятельности, инновационного развития, жилищно-коммунальном хозяйстве, жилищно-коммунальном секторе экономики, Похожая статья, жилищно-коммунальном хозяйстве г, инновационной системы, проблемы развития отрасли, достойное место, инновационной системы России, развитых странах, сложность внедрения управленческого, конкурентоспособности отечественной, развитие системы, внедрения управленческого учета, сфере ЖКХ, Важность инновационного развития, финансирования инновационной деятельности, российских промышленных компаний, конкурентоспособности российской экономики

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle