Библиографическое описание:

Красикова Т. Ю. Формирование и развитие образовательного кластера как часть механизма интеграции вузовской науки в инновационную национальную систему [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 61-64.

При становлении и развитии национальной инновационный системы актуальной задачей явлется разработка механизма внедрения вузовской науки в национальную инновационную систему. По мнению автора статьи одной из наиболее эффективных форм действия данного механизма явлляется образовательный кластер.

Ключевые слова: образовательный кластер, национальная инновационная система.

В настоящее время перед экономикой России поставлена задача модернизации производства, повышения уровня инновационной национальной системы, повышение уровня ее эффективности до мирового уровня. Говоря об инновационной национальной системе, необходимо отметить, что развитие данного сферы невозможно без эффективного и практического использования инновационно-научного и интеллектуального потенциала. Широко распространено мнение, что к основным структурным элементам национальной инновационной системы относятся: государство, бизнес и учебные заведения как создатели человеческого интеллектуального капитала. Экономический рост в рамках национальной инновационной системы обеспечивается за счет инвестиций в исследования и разработки (НИОКР), в повышении инновационной активности, а также уровня образования и повышения квалификации экономического активного населения.

Экономика и тенденции развития экономически развитых стран свидетельствуют, что научно-инновационная сфера - жизненно необходимая часть экономики, без развития которой невозможно повысить конкурентоспособность страны на мировых рынках. Для ее поддержания необходимо, чтобы научно-инновационная деятельность осуществлялась последовательно и на постоянной основе. Вместе с тем, техническое и технологическое перевооружение большинства отраслей экономики России осуществляется крайне медленно.

В последнее время все более и более активно в оснополагающих документах говорится о необходимости всесторонне использовать научно-инновационный потенциал высшей школы России в части установления и развития отношений с промышленностью и с Российской академией наук. При реализации поставленной задачи интеграции российского высшего образования и науки и формирование национальной инновационной системы стоит задача изучения и оптимизации системы управления и взаимодействия научно-инновационной деятельности вузов и экономических субъектов, взаимодействующих с ними в данной сфере. В соответствующей литературе под инновационной системой, как правило, понимается система взаимосвязанных институтов, «предназначенную для создания, хранения и передачи знаний, навыков, определяющих новые технологии»[3]. В свою очередь, под системой взаимосвязанных институтов могут пониматься экономических агентов (предприятия, научные организации, вузы, фонды, инвесторы и др.), а также общественные ценности, нормы, систему права.

Исходя из того, что именно образование является основной составляющей человеческого интеллектуального капитала, что, в свою очередь, является одним из главных компонентов, позволяющим развивать национальную инновационную систему, мы считаем, что именно развитие системы высшего образования является основным потенциалом инновационного развития страны. Основными источниками производства и распространения знания и инноваций в настоящее время становятся вузы, ориентированные на выработку инновационных решений по сохранению конкурентоспособности регионов в условиях глобальной экономики знаний с учетом специфики регионального и местного развития.

Как известно, экономическую основу общества, основанную на знаниях, составляет национальная инновационная система, в которой налажены эффективные взаимоотношения между наукой, производством и обществом, где инновации служат основой развития, а потребности инновационного развития, в свою очередь, определяют и стимулируют важнейшие направления научной деятельности[4, С. 95].

По нашему мнению, одной из форм, позволяющей активно взаимодействовать между собой науке, производству и обществу, является образовательный кластер, как эффективная модель взаимодействия бизнеса, образования и науки.

Более того, создание образовательного кластера выполняет еще одну актуальную задачу российского образования – данная форма позволяет готовить специалистов, которые способны адаптироваться к быстро меняющимся условиям профессиональной деятельности.

Мы рассматриваем образовательный кластер как один из важнейших элементов инновационной инфраструктуры вуза, как представлено на Рис.1.


Врезка2Врезка1



Врезка3

Врезка4Врезка5





Врезка6















Рис. 1 Инновационная инфраструктура высшего учебного заведения с включением элемента «Образовательный кластер»

В свою очередь, инновационная инфраструктура вуза является необходимым условием развития инновационной системы самого вуза, региона, и, как следствие, национальной инновационной системы. Инновационная система на любом уровне – это часть социально-экономической системы, отсюда непосредственно эффективная жизнедеятельность инновационной системы способствует активному экономическому росту. Если мы рассматриваем национальную инновационную систему как совокупность инновационных систем регионов (а региональные системы помимо инновационных систем других субъектов включают в себя вузовские инновационные системы), то необходимо уточнить, что, принимая во внимание принцип синергии, национальная инновационная система напрямую зависит от качества функционирования систем территорий. Таким образом, первоочередное формирование инновационной инфраструктуры для развития инновационной системы представляется логичным.

Как раз для эффективной реализации процесса развития знаний («создание знаний – преобразований знаний в продукт (услугу) – продвижение его на рынок») и стоит задача развития инновационной инфраструктуры вуза. Создание новых элементов инновационной инфраструктуры, способных обеспечить эффективную создание, развитие, внедрение и коммерциализацию знаний – как правило, является одной из приоритетных задач для отечественных высших учебных заведений. Анализ существующих инновационных инфраструктур высших учебных заведений показал, что наиболее активно внедряются и развиваются следующие элементы инновационной системы, нацеленные именно на коммерциализацию результата деятельности вуза, в т. ч. и вузовской науки.

В научной литературе под интеграцией понимается процесс объединения в целое каких-либо элементов, в результате которого возникают новые свойства. Под механизмом интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему понимается процесс взаимодействия и совокупность методов, способов, и форм взаимодействия между вузовским элементом как генератором и производителем вузовской науки и другими основными элементами национальной инновационной системы. Разумеется, в этом вопросе надо рассматривать и интегральный эффект образовательного кластера, то есть гармонизацию связей между всесторонне развивающимися элементами. Затрагивая вопрос сущности инновационной инфраструктуры, необходимо отметить, что целью формирования подобной инфраструктуры является инновационное развитие организации, т.е. процесс самообновления в виде появления новых технологий, новых продуктов, новых знаний, позволяющих прогнозировать внедрение новшества основе новой философии развития учебного заведения, и которое, подчеркнем, следует из определения инновации, как результата, должного существенно повысить эффективность системы.

Одним из приоритетных направлений развития современной высшей школы является интеграция науки и образования. В этом направлении на данный момент времени предпринимается немало (хотя и в недостаточной мере) усилий как со стороны государства, так и со стороны вузов, в частности, усиление материально-технической базы обеспечения учебного процесса, модернизация образовательных методик, позволяющих студентам овладеть навыками решения задач как фундаментального, так и прикладного характера. Включение науки в активный процесс создания и передачи знаний способствовало бы решению задачи модернизации отечественного производства и переориентированию на экономику инновационного типа. В свою очередь, активное участие в названных процессах элемента «бизнес», в свою очередь, повлияло бы на степень готовности бизнеса не только участвовать в образовательном процессе, но активно развивать национальную инновационную систему страны.

Разумеется, механизм интеграции науки в систему высшего образования должен быть запущен как можно скорее, и как следствие этого процесса должно произойти не только поэтапное объединение академических институтов, отраслевых научно-исследовательских учреждений и вузов, но и образование новых форм создания и передачи знаний, к числу которых, по нашему мнению, является образовательный кластер. Но при этом необходимо разработать четкую систему система корреляции и кооперации вышеназванных учреждений в едином интеграционном процессе, который позволит не только существенно улучшить качество знаний предоставляемых вузом, но и активно участвовать в развитии национальной инновационной системы.


Литература:
  1. Н.А. Завалько Интеграционный процессы в цепочке «Наука, высшее профессиональное образование, производство» как основа формирования эффективного механизма подготовки конкурентоспособности специалиста http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/345/image/345-149.pdf

  2. Ребрин О.И., Кадушников Р.М., Шолина И.И. Основные принципы инновационной образовательной деятельности – УПИ. – Труды международного симпозиума «Качество высшего образования и подготовки специалистов к профессиональной деятельности» г. Москва 9 – 11 ноября 2005 года. Изд-во ТПУ (г.Томск) – С. 164 – 167

  3. Смольянова Е.Л., Кузнецов А.В., Серебрякова Н.А. Развитие механизмов интеграции вузовской науки в национальную инновационную систему http://www.ecsocman.edu.ru/text/33722398/?eng=0

  4. Трибушная В.Х. Формирование региональной инновационной инфраструктуры как фактор управления инновациями //Вестник ИжГТУ [Текст]: период. науч.-теор.журн. – 2008. - № 3 (39). – Ижевск: Издательство ИжГТУ. - 2008. – С. 94-97.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle