Библиографическое описание:

Бышок А. С., Дорофеева А. В. Создание благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения иностранного капитала [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 22-25.

Одним из наиболее важных факторов развития экономики являются инвестиции, то есть долгосрочные вложения капитала для создания нового или совершенствования и модернизации действующего производственного ап­парата с целью получения прибыли [1, с. 234].

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.

Одной из черт современной глобализации является усиление значения прямых иностранных инвестиций. Приобретение прямыми иностранными инвестициями лидирующей роли среди всех форм международных экономических отношений служит одним из признаков целостности мировой экономики. Это свидетельствует о том, что формирование мировой экономики перешло от стадии мирового рынка к стадии мирового производства. Наряду с межстрановым перемещением товаров происходит межстрановое перемещением факторов производства, и одним из наиболее важных является предпринимательский капитал [2, с. 32].

Для активизации притока иностранных инвестиций, в том числе и ПИИ, в российскую экономику необходимо создание благоприятного инвестиционного климата. Критерием привлекательности национальной экономики для иностранных инвесторов является уровень риска предпринимательской деятельности и рентабельность инвестиционных проектов. При этом иностранный инвестор учитывает следующие факторы:

- политическая стабильность;

- емкость внутреннего рынка;

- доступ к природному сырью;

- развитие правового регулирования, регламентирующего деятельность иностранных инвесторов в стране;

- макроэкономическая политика и перспективы экономического роста;

- издержки производства и качество рабочей силы;

- кредитоспособность субъектов хозяйственной деятельности.

Позитивными факторами, способствующими привлечению иностранных инвестиций в экономику России являются:

- емкий национальный рынок;

- наличие относительно дешевой и высококвалифицированной рабочей силы;

- начавшийся динамичный экономический рост;

- осуществление налоговой реформы, предусматривающей снижение налогов с юридических и физических лиц;

- дальнейшая либерализация экономики в связи с вступлением в международные экономические и финансовые организации [3, с.12-14].

Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику во многом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитие которого будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов в и стабилизации производства.
На инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос на акций приватизированных предприятий. Рост курса этих акций в последнее характерен для акционерных обществ-монополистов, функционирующих в таких отраслях как нефтяная промышленность, энергетика, связь. Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда значительная часть российских предприятий приватизирована, неизбежно будет идти преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций российских акционерных обществ, владеющих предприятиями.
В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенное значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по привлечению отечественных и иностранных инвестиций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют благоприятный инвестиционный климат регионов посредством организации выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов, осуществления рекламно-информационной кампании в печатных изданиях.

Сложившаяся макроэкономическая ситуация в российской экономике способствует улучшению инвестиционного климата. Сформировалась позитивная динамика ВВП и промышленного производства, укрепляется финансовое положение предприятий, улучшается внешнеэкономическая конъюнктура для ряда отраслей экономики.

Здесь можно сделать вывод о высокой инвестиционной привлекательности Российской Федерации, однако, все же инвестиционный климат является все еще неблагоприятным, что обусловливается следующими факторами:

- значительный внешний и внутренний долг, который ограничивает масштабы развития инвестиционного процесса, что в итоге не стимулирует иностранного инвестора;

- низкий кредитный рейтинг и высокие инвестиционные риски сдерживают осуществление заимствований кредитных ресурсов на мировых рынках капиталов и привлечение иностранных инвестиций;

- низкая форма рентабельности большинства предприятий реального сектора экономики;

- низкие темпы реструктуризации банковской системы;

- недостаточный объем собственных капиталов для кредитования [4, с.34].

В связи с этим, можно сделать вывод о том, что экономика России нуждается в инвестициях, однако, ее состояние пока не позволяет привлекать иностранные капитала для решения своих проблем. Рыночная экономика страны находится еще на пути становления, а, следовательно, слишком высок риск потерять вложенные суммы. Естественно, что это главная причина, по которой инвесторы не хотят вкладывать деньги в российскую экономику. Но все же Россия делает шаги навстречу инвесторам, начиная создавать более благоприятный инвестиционный климат.

Так, Министерство экономики Российской Федерации уже разработало совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными органами государственной власти план мероприятий по вопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ. Данный документ охватывает все направления региональной инвестиционной политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации.

Инвестиционное сотрудничество России со странами ближнего зарубежья служит одним из основных средств стабилизации дальнейшего развития экономики каждой страны. Последнее не может осуществляться успешно без согласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам.

Привлечение капитала из государств-участников Содружества Независимых Государств должно осуществляться путем совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международного финансового лизинга, создания договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности. Необходимо также создать условия для привлечения частных российских инвесторов в производственные объекты государств-участников СНГ, в продукции которых заинтересована Россия. В этой связи целесообразно разработать совместно со странами Содружества Независимых государств механизм инвестиционного сотрудничества и перехода на совместное финансовое обеспечение.

Обеспечению благоприятного инвестиционного климата служит применение национального режима к иностранным инвесторам. До последнего времени основной формой участия иностранного капитала в виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Несмотря на значительное число зарегистрированных предприятий такого типа, размеры привлеченных им зарубежных инвестиций невелики, а их роль в экономике незначительна.

Необходимо совершенствовать способы определения доли российских инвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработать методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в качестве российской части уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на встречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на поставленном оборудовании [5, с.13].

Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику является стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных банках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечки капиталов из России.

Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретных территориях следует использовать механизм создания свободных экономических зон.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что через некоторый период времени Россия станет страной, в которую будет выгодно вкладывать капиталы, причем не маленькие, а достаточно крупные.

Создание нормальных условий для привлечения иностранных инвестиций в Россию, а значит и в регионы, - задача актуальная, решение которой носит и чисто прагматический характер. Поэтому внешнеэкономическая стратегия государства должна, наконец, повернуться лицом к национальному производителю и инвестору - при формировании как внешнеторгового, так и инвестиционного режима. Только тогда в экономике страны заработает не только зарубежный, но и отечественный капитал [6, с.32-39].

Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственной поддержкой комплексная программа стимулирования иностранных инвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой связи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка, осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы.

Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений.

В отношении защиты собственности инвесторов желательно разработать единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого, в частности, растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.

Необходимо совершенствовать работу международного коммерческого арбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов следует разработать специальные государственные программы предупреждения преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с повышенным уровнем правонарушений [7, с.120-124].

Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое, информационное и организационное укрепление соответствующих оперативных служб, следственных органов и судов.


Литература:
  1. Артёмов Л.В. Инвестиции и инновации: словарь-справочник от А до Я / Л.В. Артёмов. – М., 1998. – 208 с.

  2. Сергеев, И.В. Организация и финансирование инвестиций : учебное пособие / И.В. Сергеев, И.И. Веретенникова. &#; М.: Финансы и статистика, 2000. – 125 с.

  3. Савчук В.П. Мировые потоки прямых иностранных инвестиций продолжают сокращаться // Экономическое обозрение. – 2003. &#; №13

  4. Булатов А.С. Россия в мировом инвестиционном процессе // Вопросы экономики. 2007. №1. &#; 34 с.

  5. Абыкаев Н. Инвестиционный потенциал и экономический рост // Экономист. 2000. &#; № 6. – 78 с.

  6. Сенак Е.А. Современное представление о природе прямых иностранных инвестиций: интегрированный подход // Журнал международного права и международных отношений. 2009 — № 2. – 57 с.

  7. Балацкий Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования // Мировая экономика и международные отношения. 2002. &#; № 1. – 160 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle