Библиографическое описание:

Лещенко И. Б. Современные виды аудита в международной практике [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 79-81.

В зарубежной практике принято выделять три вида аудита: финансовый, операционный и на соответствие требований.

Финансовый аудит (аудит финансовой отчетности) предусматривает оценку достоверности информации, содержащейся в финансовой отчетности. Такой аудит чаще всего проводится аудиторскими организациями, которые дают по результатам проверки заключение относительно финансовых отчетов. По форме и содержанию финансовый аудит наиболее близок к аудиту, осуществляемому в России[5].

Финансовый аудит (Financial audit) состоит из следующих этапов[3]:

  1. исследование счетов и финансовых документов, чтобы определить:

а) все ли операции были правильно проведены, утверждены, оплачены и зарегистрированы,

б) предприняты ли соответствующие меры, чтобы точно зарегистрировать и обеспечить сохранность всех средств, например наличных денег, капитальных вложений, основных средств, запасов;

2) исследования законности и регулярности операций, чтобы установить:

а) соответствуют ли все зарегистрированные операции действующим общим и специальным правилам;

б) осуществлялись ли расходы и доходы в установленные сроки и в заданных финансовых пределах,

в) оцениваются ли все долги и обязательства в соответствии с правилами.

Операционный аудит используется для получения оценки эффективности отдельных видов деятельности. Особенность этого вида аудита состоит в том, что проверка не ограничивается бухгалтерским учетом, а включает также изучение организационной структуры фирмы, методов ее производственной деятельности, кредитной, инвестиционной, маркетинговой политики и т.п. По результатам проведения операционного аудита руководству фирмы выдаются рекомендации по совершенствованию отдельных направлений деятельности, конкретных производственных операций, методов функционирования. Операционный аудит нашел широкое развитие в государственном секторе. В современной практике контрольно-счетных органов - высших органов государственного аудита России операционный аудит (operational auditing) получил научное развитие[8] – аудит эффективности.

Наряду с термином «Операционный аудит» в разных странах употребляются термины «управленческий аудит», по определению Ч.Т. Хонгрена, - это «обзор, предназначенный для выяснения того, исполняются ли политики и процедуры, определенные высшим руководством»[7].

Дж.С.Робертсон и Т.Дж. Лоуверс раскрывают понятие «управленческий аудит» в следующей трактовке, - это «изучение деловых операций с целью разработки рекомендаций относительно более экономного и эффективного использования ресурсов, результативности в достижении целей бизнеса и соответствия политике компании»[10].

Австралийский ученый Л.Д.Паркер[11] указывает, что «операционный аудит» тоже используется в США как в государственном, так и в частном секторе и касается финансовых и нефинансовых операций.

Управленческий аудит – один из действенных инструментов обеспечения выполнения заданий, определенных высшим руководством компании[4].

В настоящее время получил научное развитие на теоретических основах операционного и управленческого аудита – внутренний аудит, который широко применяется в крупных организациях реального сектора экономики – отечественных корпорациях или холдингах, организациях, имеющих филиальную структуру или сложные многоотраслевые производства. Создание и функционирование службы внутреннего аудита(контроля) – довольно дорогостоящие мероприятия. Но по нашему мнению, если нет надлежащего и качественного учета и контроля в организации, такая организация не выживет на рынке, будет неконкурентоспособна и не сможет привлечь инвестиции для своего развития.

Таким образом, сфера управленческого аудита уже, чем сфера управленческого контроля, и имеет свою отраслевую специфику и специфический характер. Управленческий аудит, как правило, получает легальный статус в том случае, когда в компании создается служба внутреннего аудита. Если такой службы нет, он может осуществляться менеджерами среднего или (иногда) низшего уровня по поручению высшего руководства. В любом случае проведение управленческого аудита только усиливает контроль над достижением желаемого уровня экономичности, эффективности и результативности деятельности компании и создает неплохие предпосылки для создания конкурентных преимуществ.

В настоящее время одним из важнейших направлений деятельности государственных органов финансового контроля развитых стран является аудит (контроль) эффективности, основная цель которого определение социально-экономического эффекта использования средств государства, а также разработка рекомендаций по повышению эффективности использования бюджетных средств. В бюджетных системах, ориентированных не только на обоснованное и целевое расходование бюджетных средств, но и на достижение конечного результата, все большее распространение получает именно контроль эффективности.

В теории финансового контроля до возникновения термина «аудит эффективности» существовал термин «сквозные ревизии», которые охватывают ряд подразделений, входящих в состав одной организации, при этом проверяется деятельность головной организации и входящих в ее состав подразделений. Цель сквозной ревизии – наряду с проверкой финансово-хозяйственной деятельности подразделений организации установить качество управления их деятельностью. Сквозные ревизии весьма трудоемкие и применяются в исключительных случаях, когда имеются данные о недостаточном уровне руководства деятельностью подразделений организации со стороны вышестоящего органа управления.

Аудит на соответствие требований предназначен для выявления соблюдения фирмой конкретных норм, правил, законов, инструкций и договорных обязательств. В процессе проверки устанавливают: соответствие деятельности фирмы ее уставу; порядок ведения учета – принятой учетной политике; налоговые расчеты – действующему налоговому законодательству и т.п.

С точки зрения своего исторического развития аудит прошел несколько стадий, которые и обусловили наличие таких видов аудита, как подтверждающий, системно-ориентированный и базирующий на риске.

Подтверждающий аудит. При проведении проверки аудитор-бухгалтер проверял и подтверждал практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создавал собственные учетные регистры. В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлением или ведением учета. Подтверждающий аудит предусматривает изучение первичных документов и регистров бухгалтерского учета с целью оценки достоверности бухгалтерских документов и отчетности.

Системно-ориентированный аудит. Развитие аудита на данной стадии привело к тому, что аудиторы стали проводить экспертизу на основе внутреннего контроля[5]. Если эта система работает эффективно, необходимость в проведении детальной проверки отпадает, поскольку аудиторы могут в некоторой степени доверять системе внутреннего контроля(далее СВК)[8]. Для публичных компаний наличие СВК предусмотрено «Положением о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг»[2]. В тех случаях, когда действующая СВК малоэффективна, аудитор может дать клиенту совет по улучшению этой системы и таким образом сократить объем работы в следующем году.

Аудит, базирующий на риске. Означает, что основное внимание в ходе аудиторской проверки уделяется тем областям деятельности, где риски выше. Концентрация аудиторской работы в областях с высоким уровнем риска и тем самым минимизировать затраты клиента на проведение аудита, обеспечить более эффективное предоставление аудиторских услуг.

Таким образом, в настоящее время вопросы проверки бухгалтерских счетов и бухгалтерской отчетности наиболее урегулированы в среде предпринимательского аудиторского контроля. Являясь предпринимательской деятельностью[1], коммерческий аудит, как и любой бизнес, изыскивает пути повышения эффективности деятельности, развивает стандарты деятельности как средство собственной защиты и борьбы с недобросовестными конкурентами. Коммерческий аудит обладает стандартами, методологией и различными методиками аудиторского контроля.

В заключение отметим, государственные контрольные органы многих стран в качестве базы стандарта принимают уже созданные в коммерческом аудите стандарты контроля (проверок), которые лишь дополняются особенностями их применения в государственной сфере.


Литература:

1."Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ ( с изм. от 08.05.2010) "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.

2. Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 декабря 2004 г. № 04-1245/пз-н «Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг».- доступ их СПС «Консультант-плюс».

3. Аудит эффективности в рыночной экономике: учебное пособие / Е.И.Иванова, М.В.Мельник, В.И. Шлейников; под ред. С.И. Гайдаржи. – М.: КНОРУС, 2009. – 328 с.

4. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия: Учебное пособие / Под ред. проф. М.В.Мельник. М.: ИНФРА-М, 2009. – 346 с.

5.Климович В.П. Основы банковского аудита: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010. – 192 с.

6. Лещенко И.Б. Системно-ориентированный подход в аудите. – Сборник статей молодых ученых. Изд-во ДВАГС, Хабаровск, 2011

7. Редченко К. irki@mail.lviv.ua Управленческий контроль и аудит http://www.cfin.ru/ias/uprcontrol.shtml
8. Саунин А.Н. Аудит эффективности использования государственных средств. Дисс.. доктора экон. наук ; 08.00.12, М.: 2003

9. Соколов Б.Н., Рукин В.В. Системы внутреннего контроля (организация, методики, практики). – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 442 с.

10.Robertson J.C., Louwers T.J. Auditing, 9th ed. – Boston, Ma.; Irwim/McGraw-Hill, 1999.

11.Parker L.D. Value-for-Money Auditing:Conceptual, Development and Operational Issues. – Caulfierd, AU: Australian Accounting Research Foundation // Auditing Discussion Paper. - № 1. - 1986

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle