Библиографическое описание:

Карибова И. Ш. Особенности современных требований к системе менеджмента качества строительных организаций в России [Текст] // Экономика, управление, финансы: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2011 г.). — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 49-52.

Результативность выполнения национальных проектов в строительном комплексе обусловлена многими факторами, и в первую очередь, выпуском качественной строительной продукции. Большинство строительных предприятий в России имеют ярко выраженную функциональную структуру управления, которая характеризуется неоптимальным управлением взаимосвязанными видами бизнеса. В результате возникает несогласованность действий структурных единиц, которая негативно влияет на получение запланированного результата и устойчивого развития организации.

Передовая практика в различных областях менеджмента в ряде соответствующих международных стандартах – ИСО 9001 на систему менеджмента качества, ИСО 14001 на систему экологического менеджмента и др. С учетом требований вышеприведенных стандартов по применению процессного управления качеством и стратегии устойчивого развития бизнеса можно построить современную систему менеджмента строительного предприятия.

Cистемный подход к менеджменту качества побуждает производителей анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению приемлемой продукции для потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии. Система менеджмента качества дает уверенность самой организации и потребителям в способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям.

Семейство стандартов ГОСТ Р ИСО 9001:2001 проводит различие между требованиями к системам менеджмента качества и требованиями к продукции. Требования к системам менеджмента качества, установленные ГОСТ Р ИСО 9001:2001, являются общими и применимыми к потребителям товаров и услуг в любых секторах промышленности или экономики независимо от категории продукции.

ГОСТ Р ИСО 9001:2001 не устанавливает требований к продукции. Требования к продукции могут быть установлены потребителями или организацией исходя из предполагаемых запросов потребителей или требований регламентов. Требования к продукции могут содержаться в технических условиях, стандартах на продукцию, стандартах на процессы, контрактных соглашениях и регламентах.

Разработка и внедрение системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001:2001 состоит из нескольких основных процессов, которые включают:

- установление потребностей и ожидание потребителей и других заинтересованных сторон;

- разработку политики и целей организации в области качества строительной продукции;

- установление процессов и ответственности, необходимых для достижения целей в области качества;

- установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими достижения целей в области качества;

- разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого процесса;

- определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;

- разработку и применение процесса для постоянного улучшения СМК.

С 1 января 2010 г. Градостроительным Кодексом РФ была установлена новая форма допуска организаций к деятельности в сфере строительства: вместо лицензирования - членство в саморегулируемых организациях (СРО). Для вступления в состав СРО индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу необходимо предоставить в СРО доказательства качества и безопасности выполняемых потенциальным членом СРО работ и качества поставляемой им строительной продукции в виде свидетельства. Необходимость этой меры связана не только с выполнением определенных формальных требований к членству в СРО в строительной сфере, но, прежде всего, с серьезной озабоченностью качеством и безопасностью строительных работ, особенно со стороны широко распространенных в строительной отрасли России небольших строительных организаций.

В качестве такого доказательства во многих публикациях появилось предложение по представлению организацией признанных документированных доказательств возможности осуществлять менеджмент качества в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008 или ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (например, Госстрой России высказался в открытом письме к государственным заказчикам о включении в конкурсную строительную документацию условий по выполнению в строительных организациях требований ГОСТ Р ИСО 9001; Российский союз строителей также призывает организации к сертификации СМК в письме № РСС-В3/101 от 17.07.08 и т. п.).

Представляется, что решение других задач при внедрении СМК строительных организаций для обеспечения качества строительной продукции и работ, обусловленных необходимостью соблюдения требований стандарта ISO 9001:2008, не так сильно связано со специфическими особенностями строительной отрасли. Разумеется, для решения этих задач или выполнения соответствующих функций при внедрении СМК прежде всего необходимо соблюдение требований стандарта ISO 9001:2008 к обеспечению компетентности персонала, качества проведения проектных работ, качества используемых в строительстве технологических процессов (включая обеспечение исправности соответствующего технологического оборудования, безусловной валидации специальных технологических процессов), обеспечению качества материалов и комплектующих, используемых в строительстве.

К сожалению, часть объективно существующих в России особенностей работы строительных организаций, препятствует в ряде случаев созданию современных СМК, которые отвечают международным, минимально необходимым в настоящее время требованиям к СМК организаций различного профиля и сфер деятельности, разработанным мировым сообществом в рамках ISO. К числу этих объективно существующих особенностей, препятствующих созданию современных СМК строительных организаций, в первую очередь относятся):

  • традиционное отсутствие в строительных организациях России развитого документооборота, что мешает как внедрению в СМК совершенно необходимых документированных процедур, так и ведению необходимой номенклатуры управляемых в СМК записей;

  • высокая текучесть и квалификационная неоднородность кадров, что, во-первых, препятствует традиционному соблюдению в организации недокументированных процедур, принципов и требований, направленных на обеспечение и повышение качества продукции, качества и безопасности строительных работ, и, во-вторых, создает сложности обучения и усвоения нестабильным коллективом необходимых знаний, навыков, а также методов при выполнении строительных работ. В наибольшей степени эти особенности проявляются для небольших строительных организаций, для которых внедрение современных СМК наиболее важно и актуально.

Таким образом, в области обеспечения качества продукции, безопасности и качества работ в строительной отрасли России сложилась крайне противоречивая ситуация, суть которой заключается в следующем.

Во-первых, достижение требуемого качества продукции и работ в строительной отрасли немыслимо без внедрения в практику функционирования строительных организаций России СМК, хотя бы на уровне требований стандарта ISO 9001:2008. Допущение об отсутствии в СМК малых строительных организаций минимально необходимых, согласно требованиям стандарта ISO 9001:2008, документированных процедур, особенно в области управления документацией и записями, в условиях отсутствия традиций и высокой текучести персонала не позволит решать совершенно необходимые именно в сфере строительства задачи менеджмента качества.

Во-вторых, внедрение в практику работы строительных организаций СМК на уровне требований стандарта ISO 9001:2008 объективно трудно реализуемо, особенно для небольших строительных организаций в России, в силу приведенных выше причин. Структура строительных организаций в условиях действия Федерального закона "О саморегулируемых организациях" является централизованно-иерархической, где в качестве центральной компании выступает сама СРО, выполняющая функциональные задачи в строгом соответствии с требованиями и ограничениями на деятельность СРО этого федерального закона. На втором уровне иерархии расположены строительные организации, вошедшие в состав этой СРО в качестве ее членов. Таким образом, СМК строительных организаций, входящих в СРО, и СМК самой СРО составляют в совокупности СМК двухуровневой системы организаций, т. е. корпоративную СМК. Организацией и рациональным построением корпоративных СМК достаточно серьезно занимаются в России в последние 10 лет в связи с широким распространением в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) России корпораций, концернов и т. п., систем организаций, получивших общее название "интегрированных структур ОПК. Разумеется, интегрированные структуры ОПК качественно отличаются от системы строительных организаций, входящих в одну СРО. Однако ряд преимуществ и возможностей СМК являются общими для различных видов систем организаций. Одно из основных преимуществ СМК системы организаций заключается в возможности выполнения общих функциональных задач, однотипных работ, проведения схожих процедур в области менеджмента качества в целом для всех или для многих (по их желанию) участников корпорации одним участником корпорации, в данном случае СРО, либо одним из членов СРО (по заданию СРО и по согласованию с этим членом СРО).

В соответствии с требованиями ФЗ № 315 от 01.12.2007, СРО должна осуществлять в отношении членов СРО ряд функциональных управляющих задач. Так, в структуру СРО должны входить специализированные органы, осуществляющие: контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил СРО, рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия. В соответствии с законом СРО должна: осуществлять анализ деятельности своих членов на основании информации, предоставляемой ими в СРО (в форме отчетов в порядке, установленном уставом СРО или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов СРО), а также организовать профессиональное обучение, аттестацию работников членов СРО или сертификацию произведенных членами СРО товаров (работ, услуг).

Сложение усилий СРО и членов СРО, направленных на повышение качества строительной продукции и работ, обеспечение реализации современного менеджмента качества в организациях-членах СРО, позволяет выполнить в полной мере заданные в стандарте ISO 9001 требования к СМК для любого члена СРО, включая любую небольшую строительную организацию.

Нами предложены следующие организационно-технические мероприятия по совершенствованию основных направлений работы строительных компаний с целью повышения качества и безопасности строительно-монтажных работ.

Внедрение прогрессивных методов организации и управления:

  • создание саморегулируемых организаций (СРО) в строительном комплексе региона. Важным обстоятельством, требовавшим скорейшего внедрения механизма СРО, являлась необходимость увеличения объемов ввода жилья и повышения качества строительства в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Необходимость скорейшего внедрения механизма саморегулируемых организаций в строительство обусловлено целым рядом причин. Это и фактическое отсутствие ответственности на сегодняшний день за результаты своего труда, и зачастую имеющее место низкое качество строительства, и присутствующая на строительном рынке недобросовестная конкуренция производителей, и недостаток профессиональных кадров, выражающийся в широком привлечении гастарбайтеров, зачастую имеющих низкую квалификацию в области строительства.;

-организация в СРО инспекционного контроля за соблюдением требований стандартов организаций. В результате спада российской экономики в 90-гг. значительно снизился профессиональный уровень специалистов, остановился технический прогресс в строительной сфере. Была уничтожена советская система отраслевых НИИ, отвечавших за подготовку и внедрение в производство передовых технологий, материалов, методов производства работ. Таким образом, когда возросли технические требования к сооружениям, темпам строительства и т.д., проектные и строительные организации остались практически один на один с вопросами освоения и применения на практике современных проектных решений, позволяющих получить надежные и эстетичные здания. И если в период экономического роста проблема дефицита трудовых ресурсов может быть решена сравнительно быстро, то для решения проблемы квалификации сотрудников требуется более продолжительное время на обучение людей и получение ими навыков применения полученных знаний на практике.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle