Библиографическое описание:

Байчорова Э. М. Нормативно-правовое регулирование антропогенной нагрузки на окружающую среду в Карачаево-Черкесии [Текст] // Науки о Земле: вчера, сегодня, завтра: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 71-78.

В настоящее время масштабы антропогенного воздействия на окружающую среду стали соизмеримы с масштабами природных процессов. Совершенно очевидно, что человечество не может бесконтрольно продолжать загрязнять окружающую среду, но оно не может и прекратить или хотя бы снизить темпы хозяйственной деятельности. Единственный приемлемый путь выхода из сложившейся ситуации — установление рациональных взаимоотношений с окружающей средой путем нормирования величины антропогенной нагрузки.

Мировая практика установления нормативов развивалась длительное время, но главным при выборе направления развития было и остается рациональное сочетание экономических и экологических факторов. Система нормирования антропогенной нагрузки в Российской федерации имеет более чем 60-летнюю историю [2, с.18]. На каждом этапе своего развития система претерпевала существенные изменения. В настоящее время согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЮЛ и ИП) в целях оценки регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду [1]. К основным источникам воздействия на окружающую среду относятся:

-          источники выбросов загрязняющих веществ, связанные с рассеиванием загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

-          источники сбросов загрязняющих веществ, связанные с разбавлением загрязняющих веществ в поверхностных и реже подземных водах;

-          источники, связанные с размещением отходов производства и потребления;

-          источники физико-химических факторов воздействия на окружающую среду;

-          источники шума, вибраций, ионизирующих излучений, электромагнитных полей;

-          источники сброса и выброса тепла;

-          источники биологического загрязнения окружающей среды;

При рассмотрении современного нормирования наибольший интерес представляет нормирование источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ и источников, связанных с размещением отходов производства и потребления, которое осуществляется путем установления нормативов для хозяйствующих субъектов (ЮЛ и ИП). Нормативы согласно действующим нормативно-правовым документам облечены в форму разрешений (выбросы, сбросы) и лимитов (размещение отходов), выдаются территориальными органами Минприроды (природоохранный орган) на основании рассмотрения представленных проектов на срок не более 5 лет. Практика установления нормативов едина на всей территории России, однако в условиях специфических природно-климатических и социально-экономических условий Карачаево-Черкесии установление и использование нормативно-правовой базы требует определенной адаптации.

В настоящее время на территории Карачаево-Черкесии насчитывается около 51 000 хозяйствующих субъектов (6000-ЮЛ, 45000 –ИП) [3], из них состоящих на учете в природоохранном органе- 1142 субъекта (965- ЮЛ, 177-ИП) [4].

Рис. 1. Распределение по районам Карачаево-Черкесии хозяйствующих субъектов, состоящих на учете в природоохранном органе

 

Из общего количества хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территории Карачаево-Черкесии, всего 2,2 % состоит на учете в природоохранном органе, причем практически половина -45,8 % «законопослушных» природопользователей приходится на г. Черкесск, далее следуют –Зеленчукский и Усть-Джгутинский районы.

Хозяйствующие субъекты Карачаево-Черкесии, как состоящие, так не состоящие на учете в природоохранном органе, должны иметь установленные нормативы негативного воздействия на окружающую среду. Однако ситуация, сложившаяся в республике по данному вопросу, выглядит далеко неоднозначно.

Из 1142 субъектов, состоящих на учете, имеют установленные нормативы негативного воздействия на окружающую среду:

1.                  в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (разрешения) — 209 субъектов;

2.                  в части сбросов загрязняющих веществ в открытый водоем(разрешения)-12 субъектов;

3.                  в части размещение отходов производства и потребления (лимиты) — 261 субъект.

Ввиду неоднородности распределения источников негативного воздействия на окружающую среду среди хозяйствующих субъектов Карачаево-Черкесии охваченность нормативами негативного воздействия различна. Общее количество предприятий, имеющих стационарные источники выбросов, составляет порядка 600 единиц, разрешения есть у 209 единиц, охваченность составляет- 35 %. Распределение хозяйствующих субъектов, охваченных нормативами (разрешениями на выброс), по районам республики имеет четкую закономерность.

Рис. 2. Распределение по районам Карачаево-Черкесии хозяйствующих субъектов, имеющих разрешения на выброс загрязняющих веществ

 

Из рисунка следует, что наибольшее количество, причем со значительным преимуществом, хозяйствующих субъектов, имеющих разрешения на выброс загрязняющих веществ сосредоточено в г. Черкесске. Данный факт являет собой результат имеющейся закономерности: в г. Черкесске наибольшее количество предприятий, зарегистрированных в природоохранном органе, наибольшее количество стационарных источников выбросов, следовательно, наибольшее количество хозяйствующих субъектов, имеющих разрешения на соответствующий вид негативного воздействия на окружающую среду. Данная закономерность прослеживается и далее по районам в порядке убывания количества имеющихся источников и полученных разрешений.

Общее количество предприятий — водопользователей, имеющих сбросы загрязняющих веществ в открытые водоемы- 22 единицы, разрешения получены 12 субъектами, т. е. охваченность-54 %. Распределение хозяйствующих субъектов, охваченных разрешениями на сброс, по районам республики имеет свои особенности.

Рис. 3. Распределение по районам Карачаево-Черкесии хозяйствующих субъектов, имеющих разрешения на сброс загрязняющих веществ

 

Как видно из рисунка наибольшее количество хозяйствующих субъектов, имеющих разрешения на сброс загрязняющих веществ в г. Черкесске, однако наибольшее количество предприятий-водопользователей, имеющих сбросы в открытые водоемы, сосредоточено в г. Карачаевске, далее следует –Зеленчукский район, который также далек от лидеров по числу имеющихся разрешений. В таких районах как Адыге-Хабльский, Малокарачаевский и Хабезский вообще нет хозяйствующих субъектов, имеющих соответствующие разрешения. Все остальные районы и г. Черкесск примерно соответствуют необходимому равенству: количество источников равно количеству разрешений, ввиду чего общая охваченность нормативами по данному виду негативного воздействия сравнительно высока.

Наиболее сложная ситуация сложилась с оценкой охваченности нормативами в части размещения отходов производства и потребления, т. к. в соответствии с действующим законодательством малый и средний бизнес в России имеет ряд льгот, в т. ч. в области охраны окружающей среды, вышеуказанные субъекты освобождены от необходимости получения лимитов на отходы. Ввиду того, что принадлежность к категории малого и среднего бизнеса декларируется хозяйствующим субъектом на основании определенных критериев самостоятельно, подсчет количества недополученных лимитов крайне затруднителен, однако имеющиеся данные позволяют проследить определенную закономерность.

Рис. 4. Распределение по районам Карачаево-Черкесии хозяйствующих субъектов, имеющих лимиты на размещение отходов производства и потребления

 

Из рисунка следует, что наибольшее количество лимитов на размещение отходов производства и потребление у предприятий г. Черкесска, далее Усть-Джегутинского района. Это ситуация в полной мере оправдана, т. к. промышленность Карачаево-Черкесии в основном сосредоточена именно здесь, и остальные районы также вполне адекватно отражают ситуацию с распределением хозяйствующих субъектов.

Сложившаяся в настоящее время в республике ситуация позволяет сделать ряд выводов: во-первых, ничтожно малое количество хозяйствующих субъектов реально действующих на территории Карачаево-Черкесии состоит на учете в природоохранном органе — 2,2 %, следовательно, значительно недооценен реальный вклад источников негативного воздействия в антропогенное загрязнение окружающей среды региона; во-вторых, охваченность нормативами допустимого воздействия на окружающую среду хозяйствующих субъектов республики составляет не более одной трети из общего числа состоящих на природоохранном учете, что является также одним из грубых нарушений законодательства РФ.

Основной задачей природоохранных органов республики является проведение мероприятий по незамедлительному включению хозяйствующих субъектов в рамки правого поля путем применения имеющихся государственных нормативно-правовых рычагов, в т. ч. применение в отдельных случаях репрессивных мер по административному приостановлению хозяйственной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя.

 

Литература:

 

1.                  Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

2.                  Хаустов А. П., Редина М. М. Нормирование антропогенных воздействий и оценки природоемкости территорий: Учеб. Пособие. — М.: РУДН, 208. — 282 с.

3.                  Данные, предоставленные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Карачаево-Черкесской Республике.

4.                  Данные, предоставленные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Карачаево-Черкесской Республике.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle