Библиографическое описание:

Тиркишова Я. К. Музей нашего времени [Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 27-30.



 

Мир музея — очень богатое и многостороннее явление. Современный музей — это место, где собраны духовные устремления культуры прошлого и современности. Музеи помогают человеку решать важные проблемы и учат жить в условиях нового времени. По словам специалистов, в наше время в мире чуть ли не каждый день открывается новый музей, и, число созданных за последние 5 лет музеев, превышает число созданных за последние полвека.

Каждый народ, живущий на земле, имеет свои особенности, историческое прошлое, богатое культурное наследие. Посетители музея в музейных стенах могут стать участниками диалога разных культур в определении понятий о подлинных ценностях. Рассматривая, вникая, понимая и испытывая волнение от увиденного, каждый зритель обретает свою систему ценностей. В любом случае музей — это кладезь человечества, где собраны самые лучшие образцы культуры и в то же время это орудие для обретения новых знаний.

Для нашего времени характерно не только увеличение числа музеев, рост числа посетителей, все большее влияние музеев на мировоззрение и совершенствование культурного уровня народа, но и рост интереса людей к историко-культурному наследию предков. Этот интерес выражен ростом числа коллекционеров, людей, желающих ознакомиться с природными, историческими, культурными памятниками.

Сегодня государственные и общественные музеи нашей страны ведут большую работу по восстановлению и охране культурного наследия, пропаганде истории туркменского народа, патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Историко-краеведческий музей Марыйского велаята был создан в 1968 году как Марыйский историко-революционный музей. Первая экспозиция музея была открыта в 1974 году. Первым директором музея был назначен ветеран Великой Отечественной войны, педагог Агамырат Дурдымырадов. В 1970 году на эту должность была назначена Мая Меджнуновна Асадулина, которая руководила музеем 28 лет. За эти годы в музее было создано несколько стационарных экспозиций, музей становится одним из лучших в стране.

В 1986 году Марыйский музей становится объединенным, в его состав включаются Музей истории города Байрамали и масложиркомбината, Музей истории в дайханском объединении «Красный Октябрь» (ныне дайханское объединение «Рухнама») Туркменкалинского этрапа, Литературно-мемориальный музей народного поэта Туркменистана Ата Салыха в дайханском объединении «Шордепе» Мургапского этрапа и Музей истории и археологии в дайханском объединении «Мекан» Байрамалийского этрапа (усадьба Гулджемал хан).

В 1990 году музей переезжает в здание по адресу улица Яшлык 1. Это двухэтажное здание, являющееся историко-архитектурным памятником, было построено в 1908 году. А в 2010 году музей переехал в великолепное здание, общей площадью около 10 тысяч квадратных метров, 4 тысячи из которых отведены под экспозиции.

15 февраля 2010 года состоялось открытие нового здания Марыйского велаятского историко-краеведческого музея. В музее действует 5 залов с постоянной экспозицией и 1 для проведения временных выставок.

В зале Независимости представлены фотографии и документы, рассказывающие о современном развитии Туркменистана, изменениях в области образовании, науки, медицины, усовершенствования культурной сферы, укрепления внешней и внутренней политики, развитие промышленности, экономики.

Туркменский народ издревле очень бережно относился к богатствам природы. Растительный и животный мир Туркменистана представлен в экспозиции «Природа Туркменистана». Здесь размещены животные и птицы, занесенные в Красную книгу Туркменистана, лекарственные растения, геологические материалы, представлены диорамы, воссоздающие побережье реки Мургап, пустынный пейзаж, а также вид Бадхызского заповедника, созданного на территории Туркменистана в 1941 году.

В зале изобразительного искусства представлены произведения, созданные туркменскими художниками во второй половине ХХ века и начале ХХI века. Здесь можно увидеть работы по живописи, керамике, скульптуре, гобелену, миниатюре, отражающие многовековую историю туркмен, воспевающие красоту родного края.

Археологическая экспозиция раскрывает историю земли туркменской от эпохи мезолита (IX-VII тыс. до н. э.) до XVIII в н. э. Здесь представлены экспонаты по истории страны Маргуш, античного и средневекового Мерва, а также посетители смогут ознакомиться с историей Мерва в период расцвета сельджукской династии.

Значительное место в археологической экспозиции занимают экспонаты, рассказывающие об уникальной цивилизации бронзового века — Маргиане (стране Маргуш). Это большая коллекция каменных и бронзовых печатей-амулетов, украшенных различным орнаментом, великолепная мозаика, культовые предметы, изящная тонкостенная керамическая посуда всевозможных форм.

В экспозиции представлены церемониальные медно-бронзовые топоры с намеренно затупленными лезвиями и обухами в виде загнутого «петушиного» хвоста, а также два так называемых «гарпуна», длиной около полуметра каждый. Хотя точное их предназначение неизвестно, «гарпуны» такого типа можно рассмотреть в руках царей и богов на изображениях месопотамских печатей.

Интересна коллекция терракотовых статуэток мервских богинь, известных как Анахита — богиня плодородия или Великая Маргианская богиня.

Большую часть археологической экспозиции занимает коллекция предметов, относящихся к истории Мерва Великих Сельджуков. Это и великолепные образцы штампованной и глазурованной керамики, шахматы из слоновой кости, а также бронзовые светильники Х-ХI в. в.

В этнографической экспозиции размещены экспонаты, рассказывающие о богатой материальной и духовной культуре туркменского народа. Посетители могут ознакомиться с декоративно-прикладным искусством туркменских женщин — вышивкой, ковроткачеством, шелкоткачеством, с древними ремеслами резчиков по дереву, ювелиров-зергеров, богатой коллекцией туркменских серебряных украшений, с замечательными традициями туркмен, связанными со знаменитыми ахалтекинскими конями, рождением ребенка, свадебными обрядами.

Особое место в экспозиции занимают ювелирные украшения из серебра с позолотой. С серебром у туркмен были связаны древние магические представления. Верили в то, что оно сохраняет чистоту, лишает яды злой силы, что звон серебра отгоняет злых духов. Сердолик, считали туркмены, приносит счастье и здоровье, предохраняет от опасности. Возможно поэтому серебро и сердолик — наиболее излюбленные материалы для изготовления туркменских украшений. Представленные украшения разнообразны по форме и стилю изготовления. Это и девичьи головные уборы — «гупба», и украшения женских головных уборов «манлайлык», «эгме», «чекелик», и массивные браслеты «билезик», и серьги «гулакхалка», и накосные украшения «асык», «сачлык» и т. д., выполненные с использованием гравированного позолоченного орнамента.

Ковер для туркмена — мерило красоты, добра и счастья, в нем история народа, его связь с предками. Коллекция ковров и ковровых изделий, представленных в экспозиции, весьма разнообразна. Для застилки пола использовали постилочные ковры — «халы», «энси» украшали вход в юрту снаружи. С внутренней стороны дверь обрамлялась П-образным ковровым изделием «гапылыком». «Чувалы», «торбы», «хорджуны» служили для различных хозяйственных нужд. Они были удобны и практичны в кочевой и полукочевой жизни, заменяя собой мебель.

Основной орнамент представленных туркменских ковров — абстрактный, геометрический со стилизованными растительными, зооморфными, антропоморфными мотивами.

Национальный туркменский костюм богато украшен вышивкой. Первоначально вышивка имела значение оберега. В связи с этим не случайно расположение вышивок по краю изделий. Считалось, что злой дух, столкнувшись с символами оберега, не мог проникнуть внутрь. К таким узорам, которым в первую очередь придавали значение оберега, относятся орнаменты «тумар», «гульяйды», «дагдан», «аладжа», «гочак».

Украшением экспозиции является коллекция женских наголовных халатов «чырпы» и «курте», украшенных стилизованным растительным орнаментом.

В зале временных выставок проходят выставки, посвященные знаменательным датам.

Многие из экспонатов, собранных в коллекции Марыйского объединенного музея, уникальны. А предметы и артефакты, найденные археологами во время раскопок последних лет на территории Марыйского велаята, могли бы стать драгоценными для ведущих мировых музейных коллекций, престижно и почетно иметь столь богатую коллекцию, ставшую живой летописью времен.

Кроме того, у Марыйского велаятского историко-краеведческого музея есть 4 филиала:

          Музей истории в дайханском объединении «Рухнама» Туркменкалинского этрапа;

          Литературно-мемориальный музей народного поэта Туркменистана Ата Салиха в дайханском объединении «Шордепе» Мургабского этрапа;

          Музей истории г. Байрамали и Байрамалийского масложиркомбината;

          Историко-археологический музей в дайханском объединении «Мекан» Байрамалийского этрапа (усадьба Гулджемал хан).

В экспозиции музея истории, расположенного в дайханском объединении «Рухнама» Туркменкалинского этрапа размещены экспонаты по археологии Южного Туркменистана и истории средних веков. Среди них различные печати, поливная и штампованная керамика, резные архитектурные детали, бронзовые изделия, денежные единицы различного периода. В этнографическом разделе широко представлены традиционная туркменская одежда и украшения, ковровые и паласные изделия, мужские ремесла, оружие и многие другие экспонаты, рассказывающие о жизни туркмен.

В дайханском объединении «Шордепе» Мургапского этрапа, расположен литературно-мемориальный музей народного поэта Туркменистана Ата Салиха, на подлинных документах, фотографиях, рукописях и других материалах рассказывающий о его жизни и творчестве.

Музей истории города Байрамали и Байрамалийского масложиркомбината рассказывает о более чем вековой истории одного из старейших промышленных предприятий нашей страны — Байрамалийского масложиркомбината, а через это раскрывает историю г. Байрамали, а также зарождение и развитие промышленности в Туркменистане.

Историко-археологический музей в дайханском объединении «Мекан» Байрамалийского этрапа расположен в усадьбе Гулджемал-хан, построенной в конце XIX века. Печати-амулеты с изобразительным орнаментом, культовые предметы, разнообразные украшения, изящная тонкостенная керамика различных форм, расположенные здесь, рассказывают об уникальной цивилизации бронзового века древней стране Маргуш.

Говоря о музеях Туркменистана, нельзя не сказать о широкой сети общественных музеев. Сегодня музеи, работающие на общественных началах, занимают важное место в системе культурно-просветительских учреждений и учреждений по охране памятников истории и культуры страны. Их количество, объем фондов и растущий социальное влияние определяет их место и значение среди музеев Туркменистана. Общественные музеи выполняют большую работу по охране и использованию природных, исторических и культурных памятников, составлению музейного фонда Туркменистана, воспитанию посредством музейных средств подрастающего поколения.

Разнообразна научно-методическая помощь общественным музеям со стороны Историко-краеведческого музея Марыйского велаята: консультации по составлению планов, ведению учетно-хранительской документации, вопросам научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной, научно-простветительской работы, архитектурно-художественному оформлению экспозиций, реставрации музейных предметов. Музей помогает общественным музеям в проведении сверки наличия фондов с учетной документацией.

Музеем разработаны методические пособия по организации и работе общественного музея, по составлению положения об общественном музее, по учету и хранению фондов. Большое внимание уделяется разработке вопросников, анкет, учетной и отчетной документации. Историко-краеведческий музей Марыйского велаята проводит с руководителями и активом общественных музеев семинары и научно-практические конференции. Практические занятия проводятся на базе как государственного, так и общественных музеев с привлечением специалистов-музееведов, историков.

Безусловно, благодаря музеям, работающим на общественных началах, сохранено бесчисленное количество ценнейших, часто уникальных памятников культуры, документов, военных реликвий. Но самую большую ценность этой работы составляет ее общественно-полезная направленность, которая воспитывает у подрастающего поколения чувство ответственности и сопричастности к общественному, всенародному делу — сохранению истории своего народа, выявлению новых памятников культуры, природы родного края и раскрытию еще неизвестных страниц и фактов истории, и не менее важно — участие школьников в охране природы.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle