Библиографическое описание:

Халилов Р. Ш. Полотна, освященные любовью [Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 35-40.



Роль и место творчества Рузы Чариева в искусстве Узбекистана трудно переоценит. По своей сущности творчество художника-плоть от плоти и кровь от крови — это родной Узбекистан, его народ, его обычаи, его многовекового искусство. Он истинный сын своей земли. Подлинная патриотичность Чарыева сказывается во всем: в горячей любви и доброты к людям и к природе родного края.

Рузы Чариев — художник многогранный. Работая в самых разных видах изобразительного искусства, жанрах, в различных материалах, он всегда стремился выразить себя, свое понимание красоты, свою влюбленность в жизнь, в человека, природу В его произведениях мы видим большое мастерство, увлеченность, неожиданные пластические решения. Талант, трудолюбие мастера и его требовательность к себе дает художнику возможность ярко сказать именно свое слово. Основу его искусства составляют произведения, созданные в результате многочисленных поездок по родному краю, глубокого и взволнованного изучении жизни своего народа, его трудовых будней, национальных традиций и многовековой культуры.

Самобытность мастера его глубокие национальные корни, впитанный с молоком матери присутствуют произведениях этого мастера, их сразу узнают в произведениях Рузы Чариева. Ведь не случайно «узбекский колорит» в их произведениях этого мастера сразу узнают не только специалист, но и совсем неискушенный зритель. Именно национальные своеобразие его работ всегда отмечается как их основное достоинство. Напряженный труд, душевная открытость к окружающей жизни, любовь к родной природе принес ему заслуженный успех. Он стремился быть понятным самым широким зрителем, говорить с ним на общедоступном языке искусства. Замечательное живописное мастерство, психологическая насыщенность образов определили силу воздействия его искусства.

Творчество Рузы Чариева разнообразно, разнообразны его темы и жанры: портрет и автопортрет, многофигурные композиции и тематическая картина, пейзаж и натюрморт, графические листы и путёвые зарисовки. [1]

Формирование личности Р.Чариева как художника шло постепенно и долго. Родился в 1931 году в кишлаке Пашхурт Шерабадского района Сурхандарьинская область. Это край живописной природы, удивительных народных традиций и сохранившихся до наших дней. Он рано остался сиротой, рос в детском доме Байсуна, в здании, которое некогда было резиденцией последнего бухарского эмира. Природа Сурхандарьи, ее добрые люди не дали ему сломиться. Еще мальчиком он по-своему открыл для себя красоту родного края — его прекрасную природу и замечательных людей. С самого раннего возраста очень любил рисовать,- никогда не расставался с цветными карандашами. При Термезском краеведческом музее организовали кружок юных археологов. С увлечением он начал в нем заниматься. В музее работала художница Наталия Николаевна Попова. Она обратила внимание его зарисовки и стала учить его рисовать. Часто рассказывала о творчестве великих мастеров и советовала ему посвятить свою жизнь искусству. Вкоре закончив школу и по её совету поехал в Ташкент-держать экзамен в художественное училище имени Бенькова и поступил. В 1959 году закончил РХУ им.П. П. Бенькова, затем в 1964г. Санкт-Петербургский (Ленинградский) государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, мастерская Ю.Непринцева. Здесь он получил серьезную профессиональную подготовку. Чарыева узнавали везде и повсюду он был всеобщим любимцем. Его дипломной работой был «Крушение Бухарского эмирата». В Москве картина выставлялась в Дни декады узбекской литературы и искусства. “Крушение Бухарского эмирата” — фундаментальная, эпическая картина, показавшая, что почерк Рузы Чарыева как зрелого художника уже сформирован.

Сурхандарья наполнила его искусство особенным содержанием, сделала его творчество изобразительной поэмой о земле, о ее людях. Художник наблюдал мудрую, неторопливость традиционного сельского уклада жизни и те изменения, которые происходят на древней земле.

Рузы Чарыев создал портрет своей Родины, ее уникальную природу и замечательных людей, а также своих современников — писателей, артистов, ученых. В портретах, которые он писал, его больше всего волновал судьба человека, характер, сложная жизненная драма. Среди них — портреты известных узбекских ученых, деятелей культуры. Р. Чарыев — один из первых художников, кто в 1990-е гг. взялся написать крупным планом на полотне образ Амира Темура. Портреты, в частности, представителей интеллигенции: “Олим Ходжаев”, “Икрам Акбаров”, “Актер и кинохудожник Шавкат Абдусалямов”, “Г. Пугаченкова”, “Рафаил Такташ”, «Портрет врача Я. Махмудова», «Портрет академика Ходжаева», “Барно”, «Портрет керамиста Хакбердыева», “Семья Тошевых” и др. Картины Р. Чарыева “Сюзане”, “Невеста” выставлялись на многих международных выставках, получили высокое признание и не раз были отмечены на страницах центральной печати. Большинство из них выполнено с натуры, взято из жизни, эскизов, некоторые же — плод воображения художника.

Рис. 1. «Портрет керамиста Хакбердыева»

Большое место в творчестве художника занимает автопортрет-как авторское самораскрытие, живописная исповедь, запечатлевшая этапы миросозерцания и самопознания, эволюцию характера художника.

Каждое произведение мастера несет печать индивидуальности. Он со своей жизненной темой, которую он раскрывал через портрет. У него всегда было что сказать. Отсюда-и своеобразие его творческого почерка. Чариеву свойствен лиризм. Полотно «Невеста» — лирическая поэма о красоте узбекских женщин, об их трудовых буднях, о звенящих красках знойного лето. По-прежнему для композиции характерны простата и лаконизм. Строгая уравновешенность по цвету придает работе спокойствие ритмическое звучание. Однако женская фигура изображена в особом движении, имеет свою индивидуальную, хотя и весьма обобщенную характеристику. Но в дальнейшим сложнее и богаче становится художественные средства и приёмы, помогающие раскрыть музыкальность ритмики работы. Это музыкальность делается все более ощутимой и богатой, словно художник идет от сочинения легкой маленькой музыкальной пьесы к симфонии. Ритм узбекских песен сильно отражается на композициях мастера. Здесь он достигает вершин профессионализма во всем ёмком понятии этого слово — мотив имеет свой цвет, а песня — колорит, образ.

Рис. 2. «Невеста»

Рузы Чарыев был одним из немногих художников, чьи персональные выставки с успехом проходили за рубежом. Рузы Чарыев много лет (1966–1973) работал в Ташкентском государственном педагогическом университете имени Низами. Портрет Ахмада Инагамова в будущем декана нашего факультета написан Чарыевым в молодости, в начале работы в нашем институте. Тогда он был увлечен старыми мастерами Эпохи Возрождения. Поза и положение руки этого изящного и красивого человека, напоминающий жест и стать одного из персонажей (Ипполито Риминальди) великого Тициана. Он работал у нас несколько лет, но пролет как фейерверк, как комета, оставив неизгладимый след и как педагог и прежде всего, как творец.

Рис. 3. Чарыев Р. «Ахмат» 89,5х64 см., 1964 г.

Рузы Чарыев поддерживал талантливую молодежь, некоторые его ученики жили у него дома. Чарыеву присуждены почетные звания Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан, Народный художник Узбекистана; награжден орденом Эл-юрт Хурмати.

Искусствовед, писатель Нодир Норматов своей книге очень тонко раскрывает человеческие качества Рузи Чариева на конкретных примерах и событиях, показывая неординарность характера художника, истоки которого в сложных перипетиях его жизненного пути. Делает он это ненавязчиво, с изысканным литературным мастерством. Пластически точно внимание читателя акцентируется на очень ярких эпизодах из жизни художника. Именно они придают особую выразительность повествованию и показывают причины появления такого феномена как — Рузи Чариев.

Писать о такой неординарной творческой личности и ярком человеке, как Рузи Чариев, — задача чрезвычайно трудная. Трудность заключается в том, что Чариев был человеком харизматическим, его экспрессивная манера жить была столь яркой, что в памяти творческой общественности и сознании массы знавших художника людей нередко заслоняла собой его качества как живописца. Несмотря на то, что профессия художника не предполагает широкой известности, а художник по роду своей деятельности — персона более камерная, чем актеры или певцы, Рузи Чариев поистине был широко популярным и являлся неким символом национальной творческой богемы. Эта фантастическая популярность в народе порой мешала более внимательно отнестись к сути его уникального живописного мастерства. На самом деле картины Р.Чариева — это исключительно пронзительная мелодия в общем симфоническом звучании национального изобразительного искусства нашего времени.

Удивительное качество присуще этому художнику — умение сохранить во всех работах, даже в тех, которые писались долго, по несколько сеансов, или месяцев особую легкость и свежесть восприятия, энергию линий, контуров, мазка. Работа над портретом занимает в творчестве Р.Чариева значительное место. За многие годы им создана целая галерея очень выразительных и образно решенных портретов. Созданная художником портретная галерея свидетельствует о его несомненном даре портретиста, самобытного, обладающего профессиональным мастерством. Это проявляется в своеобразной манере автора, умении раскрыть человека, прежде всего через его внутренний мир, психологическую выразительность облика. Среди них образы тех, кто близок художнику, вызывает его творческий и человеческий интерес. Кого бы ни писал художник — студентов или колхозников, рабочих или коллег, или женщин, словом, людей самых разных возрастов, интересов, профессий, художник стремился выявить глубоко индивидуальное во всем: в позе, жестах, окружении, используя декоративность цвета и экспрессию линий.

Для Рузы Чариева характерно непосредственное восприятие окружающей действительности, ее метаморфозы красок, её вечных и бесконечных мотивов. В его произведениях всегда подкупает душевная откровенность — поэзия, увиденная в самом простом и будничном проявлении жизни.

В работах Рузы Чариева всегда ощутимо его поэтические восторженное отношение ко всему, что он изображает: окружающая жизнь, люди, события дают неисчерпаемое количество сюжетов. Многие холсты Чарыева можно назвать песнями.

Велика его роль в становлении многих мастеров живописи, таких, как Баходыр Джалалов, Сагдулла Абдуллаев, Азамат Хатамов и другие.

Творчество Рузы Чариева пробуждает в человеке лучшее, оставляет в глубоком раздумье, показывает, что искусство многое может. Как подлинный ратник духовных ценностей, он бережно нес зрителю увиденную красоту жизни, побуждая пережить вместе с собой борьбу и страсть своего сердца.

Литература:

  1. Эльмира Рахимовна Ахмедова. Земля и люди Узбекистана 1982г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle