Тема детства в культуре России: на материале творчества Цезаря Кюи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общие вопросы культуры, искусства и искусствоведения

Опубликовано в

II международная научная конференция «Культурология и искусствоведение» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 02.05.2016

Статья просмотрена: 795 раз

Библиографическое описание:

Лапина, М. Е. Тема детства в культуре России: на материале творчества Цезаря Кюи / М. Е. Лапина. — Текст : непосредственный // Культурология и искусствоведение : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 6-9. — URL: https://moluch.ru/conf/artcult/archive/195/10472/ (дата обращения: 19.04.2024).



Тема детства вкультуре России: на материале творчества Цезаря Кюи

Лапина Мария Евгеньевна, концертмейстер

Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

В статье рассматриваются особенности воплощения темы детства в культуре России рубежа веков на примере наследия Ц.Кюи. В рамках статьи автор отмечает факторы, которые побудили представителей литературы и искусства обратиться к теме детства в своем творчестве, особенности образной сферы музыкальных и художественных произведений о детях.

Ключевые слова: тема детства, сочинения о детях, русская культура конца XIX — начала XX вв., Ц. Кюи.

В художественной культуре России второй половины XIX — начала XX вв. одной из ведущих образных тем стала тема детства. Философское осмысление феномена детства отразилось в творчестве Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, к проблемам детей в данный исторический период в своих произведениях обращаются А. Чехов, А. Куприн, Л. Андреев, детские образы воплощают художники И. Репин, В. Маковский, К. Маковский, Б. Кустодиев, М. Нестеров, Н. Богданов-Бельский, З. Серебрякова. Знаменитый «Детский альбом» П. И. Чайковского, «Детская» М. П. Мусоргского, опера «Елка» В. Ребикова, фортепианные пьесы, вдохновленные миром детства, А. Аренского и Н. Черепнина, детские песни А. Гречанинова и А. Лядова — яркие свидетели того факта, что тема детства ярко отразилась в творчестве ведущих композиторов второй половины XIX — начала XX вв. Большой вклад в музыку о детях и для детей внес композитор Ц. А. Кюи, на примере его творчества в данной статье мы постараемся показать особенности воплощения темы детства в русской культуре рубежа веков.

Всплеск интереса представителей русской интеллигенции, представителей искусства и литературы к феномену детства на рубеже веков не случаен, а обусловлен историческими и социальными факторами. Тяжелые испытания, военно-политические столкновения, которые пришлось пережить русскому обществу в этот исторический период, вызвали у представителей культуры попытку найти ответы на сложные духовно-нравственные проблемы, разрывающие страну, в идеальном, безгрешном мире детства; а также заставили задуматься о вопросах воспитания нового поколения, которому суждено было творить и созидать, влиять на жизнь страны в наступающем веке.

М. Нестеров в период первой мировой войны пишет полотно «Душа народа» (1914–1917), главным героем которого становится маленький крестьянский мальчик, указующий народной толпе путь к свету, а лейтмотивом картины по замыслу художника стали слова: «Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное». К проблемам сирот, детей бедняков, крестьян, во многом связанными с политическими и военными столкновениями, привлекают картины К. Савицкого «На войну», В. Маковского «Свидание», А. Корзухина «У краюшки хлеба».

В творчестве Ц. А. Кюи, в котором тема детства ассоциируется в основном со светлыми и нежными чувствами, материнской любовью, с озорными и веселыми играми, с атмосферой добра, с природной красотой, можно увидеть, как сложная историческая обстановка отразилась в жизни детей рубежа веков. В op. 97 (1915 г.), в который вошли семнадцать детских песен композитора, можно найти песню «Мальчик на палочке» на слова Н. Гриневской: «Мама, мама, дорогая, не тоскуй, прошу не плач! / Сам за папой, на врага я, на лошадке, брошусь вскачь. <…> / Папу сам к тебе из боя на лошадке я верну; /

будет воинов нас двое. Посмотри, присядь к окну. <…> / Эй, ты враг! Дай мне дорогу, — еду с лошадью моей! / Вот отец! Ну слава Богу. Сядь в седло ко мне скорей. <…> / Едем к маме, милый папа, — плачет день она и ночь. / Враг, уйди с твоею лапой, я велю тебе: прочь, прочь! <…> / Вот мы здесь опять с тобою; видишь, мама, вот отец. / Вывел сам его из боя… Все мы вместе наконец».

Рефреном в этой песне, передающей чувства ребенка, разлученного войной с отцом, выступает эпизод, музыкально рисующий детскую игру — поездку на деревянном коне («Гоп, гоп, лошадка, ну же гоп! Вперед, вперед живей в галоп»).

В целом образная сфера произведений о детях и для детей, написанных Ц. Кюи, близка темам, поднимаемым в конце XIX — начале XX века в произведениях русских художников и композиторов, вдохновленных миром детства. Основные темы были посвящены: иллюстрациям дня ребенка, взаимоотношениям ребенка с близкими людьми (Б. Кустодиев «На террасе», «Утро», З. Серебрякова «Завтрак», А. Корзухин «Бабушка с внучкой», И. Пряшников «Дети на рыбалке», В. Ребиков «Девочка упрашивает свою мать», «Приготовление урока», А. Ильинский «Старушка няня», А. Гречанинов «Заболела няня», «Скучный урок», Ц. Кюи «Мечты», «Мама обидела»); прогулкам и играм, любимым детским игрушкам (Б. Кустодиев «Мальчик с мишкой», К. Маковский «Дети, играющие в мастерской», В. Маковский «Игра в бабки», М. Нестеров «В снежки», К. Маковский «В парке», А. Гречанинов «Верхом на палочке», В. Ребиков «На качелях», «Деревянная лошадка», «Волчок», Ц. Кюи «Веселая рать», «У Катеньки резвушки», «На лошадке», «Кукольный бал»); русской природе (И. Крамской «Дети в лесу», И. Репин «На меже», «Девочка с букетом», А. Ильинский «Кукла в сарафане», Ц. Кюи «Пастушок», «Зима», «Весенняя песенка»); сказке и волшебству (иллюстрации И. Билибина, «Баба-Яга», «Волшебник и великан» из «Азбуки» А. Бенуа, Н. Черепнин «Баба-Яга», В. Ребиков «Прогулка гномов», Ц. Кюи «Мальчик с пальчик»).

В тяжелое для страны время Ц. Кюи выступает с рядом произведений для детей, которые обращались к нравственным чувствам ребенка, призваны были воспитать богатую духовно личность, умеющую проявлять доброту и сочувствие к слабым, нуждающимся в помощи, ценить прекрасное в людях, природе, окружающих явлениях[1]. Большой культурно-образовательный и воспитательный потенциал произведений для детей рубежа веков был обусловлен тесной связью, возникшей между педагогикой и искусством, литературой второй половины XIX — начала XX вв.[2] Вклад в культуру России внес творческий союз, возникший между Ц. А. Кюи и педагогом Надеждой Николаевной Доломановой. [13] Доломанова выступила инициатором создания Цезарем Кюи хоров для детских голосов (op. 85), композитор написал несколько вокальных произведений на стихи Надежды Николаевны («Гордый котик», «Мечты», op. 97; «Росинка», op. 86; «Разные денечки», op. 101). Доломанова выступила автором либретто детской оперы композитора и помощником Кюи в его работе над оперой «Иванушка-дурачок».

Ц. Кюи — создатель четырех детских опер. В начале XX века этот жанр получил активное развитие [3], музыкально-театральные постановки пользовались большой популярностью среди детей и педагогов. Свидетельствуют об этом книги и журналы, в которых дети рубежа веков могли найти полезную информацию, пьесы и ноты для собственных театральных постановок. [См.: 4, 5, 11, 17] Музыкально-театральные произведения Кюи и его современников, посвященные миру детства[3] и тесно с ним связанной сказочной образной линии[4], ярко свидетельствуют о том, что тема детства на рубеже веков объединила творческие силы композиторов, педагогов, поэтов, писателей, художников. Синтез искусств на рубеже веков проявился не только в оперном жанре, но и в искусстве иллюстрации[5].

Детские журналы рубежа веков («Тропинка», «Светлячок», «Игрушечка», Задушевное слово», «Пчелка» и т. д.) отличаются разнообразием иллюстративного материала. Картины русских художников, иллюстрации, призванные усилить впечатление от литературного произведения, рисунки, облегчающие восприятие и понимание образовательных статей, веселые и красочные ребусы встречали дети на страницах своих любимых журналов. Литературное содержание журналов ярко свидетельствовало о том, что тема детства привлекала к себе писателей и поэтов, принадлежащих к различным стилистическим и эстетическим направлениям. [1]

О том, какая литература составляла круг чтения ребенка рубежа веков, дает представление песенное и хоровое творчество Ц. А. Кюи. Кюи — автор 51-ой детской песни (три опуса по 17 песен), и хоровых опусов, посвященных детским голосам. В своем творчестве Кюи часто обращается к стихотворениям Ивана Белоусова. [См.: 6, 7] «…лучшие стихотворения И. А. Белоусова посвящены описанию природы. Он любит природу, тонко понимает ее сокровенные красоты и в своих стихах учит других любить и понимать ее красоту», — отмечает Евг. Шведер в своем очерке о Белоусове [19, с. 10]. Песни Кюи («Погасает за горою», «Цветочек» (op. 78), «Весенняя песенка» (op. 73), «Ласточка» (op. 85), романс «Христа ради», 7 аккапелльных хориков (op.77), хор «Зима» (op. 101), написанные на слова Белоусова, говорят о том, что темы, затрагиваемые этим поэтом, волновали композитора.

Обращался Ц. Кюи и к творчеству детского поэта А. А. Федорова-Давыдова (стихотворение поэта легло в основу «Весенней песни» Кюи (op. 73), издателя журнала для детей «Светлячок», в приложении к которому выходили детские оперы-сказки Кюи. Федорову-Давыдову композитор посвящает свою оперу «Кот в сапогах». Жанр сказки привлекал творческое воображение поэта: Федоров-Давыдов является автором сказок для детей, составителем сказочных сборников, в своих работах поэт говорил об особом значении сказки в жизни ребенка. [16, 18]

Наряду с произведениями Белоусова и Федорова-Давыдова в своих вокальных сочинениях, посвященных детям, Кюи обращается к творчеству поэтов, чья деятельность была тесно связана с развитием детских журналов рубежа девятнадцатого-двадцатого веков: И. И. Косякова («Мать и дети», op. 73) и О. Беляевской (песни «Воробушки», «Зимнее утро» (op. 97), хоры «Вербочки», «Вербы», «Дни весенние», «Птицы», «Золотой звон», «Май», «Рано утром» (op. 85). [8, 9]

Следует особо отметить, что помимо стихотворений Беляевской, творчество которой в литературной традиции рассматривается в русле «предсимволизма» [12, с. 36–42], Кюи обращается и к произведениям поэтов-символистов — А. Блока («Вербочки», op. 97) [10] и В. Брюсова («Мыши», op. 97).

В круг чтения ребенка рубежа веков входили не только стихотворения, написанные в начале XX столетия, но и произведения поэтов XIX века. В своих сочинениях для детей Кюи обращается к творчеству С. Надсона (дуэты-хоры из op. 85), В. Жуковского («Мальчик с пальчик» op. 97, «Птичка», «Котик и козлик» op. 73), А. Плещеева («Майский день», «Фиалка» op. 97, «Радость и горе» op. 78, «Капля дождевая» (из Гартмана) op. 15), Ф. Н. Берга («Солдаты», op. 78, «Зайка» op. 15), А. Майкова («Христос Воскрес» op. 15, «Весна» op. 85), Е. Баратынского («Зима» op.15), Ф. Тютчева (три дуэта из op. 101), А. Фета («Осень» op. 15), А. Пушкина («Сквозь нависшие туманы»).

Особое место в песенном творчестве Кюи занимают сочинения на стихи поэтов-педагогов: Л. Модзалевского («Времена года», «Песня», «Борзый конь», «Весна», «Мотылек», op. 78; «Под липами», «Лето», op. 97) и Н. Доломановой.

Произведения писателей и поэтов, к творческому наследию которых Кюи обращался, работая над своими песнями и хорами для детей, показывают какая литература входила в круг чтения детей, живших на рубеже XIX-XX столетий.

Сочинения Кюи о детях и для детей, свидетельствуют еще об одной особенности претворения темы детства в культуре России рубежа веков. Одним из факторов, вызвавших интерес общества и деятелей культуры к теме детства, в начале нашей статьи мы назвали сложную социально-историческую обстановку, сложившуюся в России к началу XX века. Обзор культурного наследия рубежа веков показал, что обратиться к теме детства в своем творчестве многих видных представителей искусства побуждали личные чувства, связанные с близкими и знакомыми детьми. Можно вспомнить портреты детей художников (Серова, Кустодиева, Серебряковой), говорящие об особой нежной родительской любви; посвящение дочери, которым К. Бальмонт открыл свои «Фейные сказки»: «Солнечной-Нинике, с светлыми глазками…») [2].

Особую роль в творческом наследии Ц. Кюи играет личность внука композитора Юрия Аморетти. «Внуку Юрику», сыну своей дочери Лидии, Кюи посвящает фортепианную «Колыбельную» (1905 г.): «13-дневному внуку — 70-тилетний дедушка» [15], свои «Пятиклавишные пьесы», детские песни («Весенняя песня», «Петух», op. 73), вокальную миниатюру, написанную на стихи «Юрика», «Милый дедушка» [14].

Творчество Кюи, вдохновленное мыслями о детях, огромно: включает в себя произведения для фортепиано, камерно-вокальные сочинения, оперы. Оно свидетельствует об особой роли, которую сыграли педагоги, поэты и писатели, композиторы в развитии темы детства в культуре России конца XIX — начала XX вв. Темы и образы, поднимаемые в творчестве Кюи для детей, напоминают о детских портретах и сценках из мира детства, изображенных в бытовых картинах русских художников-современников композитора. Внимательный анализ произведений Кюи, сочиненных для маленьких любителей музыки, может дать представление об образе жизни, увлечениях и интересах детей рубежа веков, особенностях их образования и быта. В целом, сочинения Кюи и его современников, обращенные к детям, показывают, каким многогранным и ярким явлением стала тема детства в отечественной культуре конца XIX — начала XX вв.

Литература:

  1. Арзамасцева И. Н. Художественная концепция детства в русской литературе 1900–1930-х годов. автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра филол. наук специальность 10.01.01 <Рус. лит.> / [Моск. пед. гос. ун-т]. — Москва, 2006. 44 с.
  2. Бальмонт, К. Д. Фейныесказки: Дет. песенки. — М.: Гриф, 1905. 84 с.
  3. Бахтин Н. Н. Обзор детских опер. — Пг: типография Императорского уч. глухонемых. Мойка 54, 1915. 48 с.
  4. Бахтин Н. Н. Волшебная свирель: Фантаст. пьеса в 5 (или 4) д., с пением и танцами. — СПб: тип. М. М. Стасюлевича, 1914. 29 с.
  5. Бахтин Н. Н. Женихи индийской принцессы: Фантаст. пьеса для юношества в 2 д., с пением. — СПб: тип. М. Стасюлевича, 1910. 24 с.
  6. Белоусов И. А. Ласточки: стихотворения И. А. Белоусова. — М.: журнал «Светлячок», 1908. 40 с.
  7. Белоусов И. А. Малыши. Рассказы и стихотворения для детей. — Спб: Издание М. В. Клюкина, 1893. 48 с.
  8. Беляевская О. А. Капель: стихи О. Беляевской. — СПб: журн. Тропинка, 1908. 62 с.
  9. Беляевская О. А. Золотой поясок: Стихи. — М.: Т-во И. Д. Сытина, 1914. 60 с.
  10. Блок А. А. Круглый год: стихотворения для детей. — М.: Т-во И. Д. Сытина, 1913. 28 с.
  11. Доломанова Н. Н. Снегурочка к детям на елку пришла: Сценка у елки для мален. детей с прил. музыки Римского-Корсакова, Лядова и Кюи / Н. Н. Доломанова. — Пг.: Начатки знаний, 1923. — 16 с.: нот.
  12. Жибуль В. Ю. Детская поэзия серебряного века: модернизм. — Минск: Логвинов, 2004. — 130 с.
  13. Лапина М. Е. Тема детства в зеркале писем Ц. Кюи к Н. Доломановой // Молодой ученый. — 2014. — № 12. — С. 412–415.
  14. ОР РНБ. Ф. 413. Ед. хр. 129. 1 л. [Ц. Кюи «Милый дедушка». Для голоса и ф-но, 1914 г.])
  15. ОР РНБ. Ф. 413. Ед. хр. 80. Л. 1. [Ц. Кюи. «Колыбельная», 1905 г.].
  16. Федоров- Давыдов А. А. Русские народные сказки. Том 1. — Типография Т-ва И. Д. Сытина, 1912. — 282 с.
  17. Федоров-Давыдов А. А. Давайте устроим театр. / Сост. А. А. Федоров-Давыдов. — М.: ред. журн. «Светлячок», «Путеводный огонек», «Дело и потеха», 1906. 128 с.
  18. Федоров-Давыдов А. А. Цари, короли, их семья и придворные по народным сказкам и легендам: Опыт характеристики сказоч. представителей власти на основании систематизации обличительных выводов сказок. — М.: типо-лит. И. И. Пашкова, 1906. — 148 с.
  19. Шведер Е. Певец природы. Иван Алексеевич Белоусов. Биографический очерк. М.: Типография К. Л. Меньшова, 1918. — 16 c.

[1] См. детские песни Кюи (op. 73, 78, 97), хоры для детских и женских голосов (Семь хориков на слова И. Белоусова, op. 77 (1908 г.); Тринадцать хоров, op. 85 (1911 г.); Семь дуэтов-хориков, op. 101 (1910-е гг.)

[2] Можно вспомнить литературные произведения Толстого, в которых отразился его педагогический опыт, произведения для детей К. Ушинского, стихотворения Л. Модзалевского, которые легли в основу многих детских песен (См., например, Ц. Кюи «Времена года», «Песня», «Борзый конь», «Весна», «Мотылек» op. 78; «Под липами», «Лето», op. 97), творчество педагога Н. Доломановой (см. например, оперу «Елочкин сон» А. Гречанинова, для которой Доломанова написала либретто).

[3] См. оперы для детей Н. Брянского, М. Лисенко, Ф. Абта, Э. Хумпердинка, В. Виллуана, В. Ребикова, А. Бюхнера, В. Сокальского, М. Попова-Платонова, А. Гречанинова, А. Никольского, В. Беневского.

[4] Оперы и балеты на сказочные сюжеты, объединившие творчество композиторов Римского-Корсакова, Лядова, Стравинского и театрально-декоративное искусство художников-мирискусников.

[5] Особую роль в искусстве иллюстрации детской книги рубежа веков сыграла «Азбука в картинках» А. Бенуа (1904 г.).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детство, начало, творчество, детская, мир детства, половина XIX, рубеж веков, исторический период, какая литература.

Ключевые слова

Ц. Кюи, тема детства, сочинения о детях, русская культура конца XIX — начала XX вв., русская культура конца XIX — начала XX вв

Похожие статьи

Отражение темы детства в фортепианных произведениях...

Тема детства в культуре России: на материале творчества... В целом образная сфера произведений о детях и для детей, написанных Ц. Кюи, близка темам, поднимаемым в конце XIXначале XX века в произведениях русских художников и композиторов, вдохновленных...

Новейшая детская литература | Статья в журнале...

2014. № 6. С. 1330. Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В. И. Даля

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство.

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

Таким образом, детство в восприятии Р. Д. Брэдбери — крайне сложный и противоречивый период; особый замкнутый мир

Все они призывали к важности с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений.

История музыкального воспитания в дошкольном образовании...

...воспитания в дошкольном образовании России первой половины ХХ века [Текст]

Взгляды на дошкольное детство, музыкальные способности и возможности для их развития

Началом истории системы дошкольного образования в России можно считать первые детские сады...

Проблема развития творческих способностей детей в педагогике...

Мысль о самоценности детства, высказанная еще в XVIII веке

Школьный возраст охватывает три периода: 6-9 лет (период непосредственных интересов), 10-12 лет

Анализируя проблему детского творчества, развития творческих способностей детей в нашей стране в XX веке...

Исторические взгляды и современные подходы патриотического...

В VIII-XIX веках под патриотическим воспитанием понимали воспитание полезных для государства граждан.

Дошкольники узнают о традициях, творчестве, играх, игрушках народов мира.

В период дошкольного детства начинают развиваться те чувства, черты характера...

Вклад художников-передвижников в становление и развитие...

В периоде 70-х — начала 90-х годов можно выделить два основных этапа: искусство 70-х годов, когда происходит

Литература: Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке.

историзм, археологизм, русское декорационное искусство, исторический спектакль.

Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики

На рубеже XIX – XX столетия, в тяжёлые для России времена, многие педагоги, а также широкие круги

Педагог-новатор советского периода А.С.Макаренко теоретически обосновал и показал на практике роль искусства в формировании детского коллектива.

Феномен детского правления: факторы возникновения и развития

Ключевые слова: дети-правители, детство, монархия, Франция, правление.

В конце XVIII — начале XIX века во Франции возникло ещё четыре прецедента детского правления, которые так и не состоялись: юридически власть во Франции с 1793 по 1848 годы должна была перейти к...

Похожие статьи

Отражение темы детства в фортепианных произведениях...

Тема детства в культуре России: на материале творчества... В целом образная сфера произведений о детях и для детей, написанных Ц. Кюи, близка темам, поднимаемым в конце XIXначале XX века в произведениях русских художников и композиторов, вдохновленных...

Новейшая детская литература | Статья в журнале...

2014. № 6. С. 1330. Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В. И. Даля

ребенок, книга, чтение, произведение, чтение книг, литературное произведение, дошкольный возраст, детская литература, малыш, дошкольное детство.

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

Таким образом, детство в восприятии Р. Д. Брэдбери — крайне сложный и противоречивый период; особый замкнутый мир

Все они призывали к важности с самого детства приобщать детей к литературе, развивать ребенка на примерах героев художественных произведений.

История музыкального воспитания в дошкольном образовании...

...воспитания в дошкольном образовании России первой половины ХХ века [Текст]

Взгляды на дошкольное детство, музыкальные способности и возможности для их развития

Началом истории системы дошкольного образования в России можно считать первые детские сады...

Проблема развития творческих способностей детей в педагогике...

Мысль о самоценности детства, высказанная еще в XVIII веке

Школьный возраст охватывает три периода: 6-9 лет (период непосредственных интересов), 10-12 лет

Анализируя проблему детского творчества, развития творческих способностей детей в нашей стране в XX веке...

Исторические взгляды и современные подходы патриотического...

В VIII-XIX веках под патриотическим воспитанием понимали воспитание полезных для государства граждан.

Дошкольники узнают о традициях, творчестве, играх, игрушках народов мира.

В период дошкольного детства начинают развиваться те чувства, черты характера...

Вклад художников-передвижников в становление и развитие...

В периоде 70-х — начала 90-х годов можно выделить два основных этапа: искусство 70-х годов, когда происходит

Литература: Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке.

историзм, археологизм, русское декорационное искусство, исторический спектакль.

Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики

На рубеже XIX – XX столетия, в тяжёлые для России времена, многие педагоги, а также широкие круги

Педагог-новатор советского периода А.С.Макаренко теоретически обосновал и показал на практике роль искусства в формировании детского коллектива.

Феномен детского правления: факторы возникновения и развития

Ключевые слова: дети-правители, детство, монархия, Франция, правление.

В конце XVIII — начале XIX века во Франции возникло ещё четыре прецедента детского правления, которые так и не состоялись: юридически власть во Франции с 1793 по 1848 годы должна была перейти к...