Библиографическое описание:

Коротеева И. Н. Духовно-нравственное воспитание учащихся на отделении хореографического искусства детских школ искусств [Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 43-46.



Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Л. Н. Толстой

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»

Есть много вещей, которые люди начали делать задолго до того, как научиться говорить. Одна из них — танец!

Искусство танца — великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребёнку раскрыться как личности. Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребёнка, делают его поведение естественным. Пройдёт совсем немного времени, и вы заметите, как ваш ребёнок заметно преобразится. Кроме того, он научится чувствовать ритм, понимать характер мелодии, у него разовьётся художественный вкус, творческая фантазия. Всё это непременно сделает его более глубокой личностью и научит лучше понимать себя и других. Танец — это жизнь в гармонии с миром и с самим собой.

Все дисциплины учебного цикла на отделении хореографии по-своему развивают и воспитывают ребенка. Уроки классического танца вырабатывают организованность, самокритичность и самоконтроль, уверенность в себе, эмоциональную выразительность и отзывчивость, устойчивость к стрессовым ситуациям, художественный вкус и чувство меры.

На уроках народно-сценического знакомясь через танец с темпераментом и характером различных народов, их ощущением красоты жизни, учащиеся проникаются уважением к народным традициям. Народно-сценический танец, как правило, мажорный, он дает положительные эмоции и решает задачу национального, интернационального и патриотического воспитания. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит — и сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу. Наше прошлое — это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Народный танец учит уважительно относиться к своим корням, чтить и уважать память предков, он систематически и целенаправленно приобщает детей к истокам народной культуры.

Бальный танец воспитывает особые (нравственные) отношения между мужчиной и женщиной, что тоже, на мой взгляд, необходимо в нашей жизни. У мальчиков это галантность, у девочек — женственность, нежность. Жаль, что так мало мальчиков приводят в танцевальные коллективы. У нас бытует ошибочное мнение, что это не мужское занятие. Может быть, поэтому у нас так мало обходительных и галантных молодых людей.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Таким компонентом внеучебной деятельности на отделении хореографии является создание танцевального коллектива. В его работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в жизнедеятельности танцевального ансамбля. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Если в детском коллективе утвердились отношения доброжелательности, взаимозаботы, ответственности друг за друга, если каждому ребенку обеспечено благополучное положение в коллективе, у него прочнее становятся связи с одноклассниками, укрепляются чувства коллективной чести, коллективного долга, ответственности. Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищённости стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создаёт благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят. Таким образом, танцевальное искусство несёт в себе, помимо красоты и здоровья, и психотерапевтический эффект: выражая себя открыто и ярко, не боясь, внутренних противоречий и страстей, мы тем самым освобождаем детей от зажимов и комплексов, которые уже успели пустить корни в хрупкой детской душе. Танцевальные коллективы являются действенным средством воспитания подрастающего поколения. Хореография учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, смелость, помогает более тонкому восприятию всего прекрасного. Обычные танцевальные тренировки развивают сообразительность, быструю реакцию, организованность, заставляют проявлять волевые усилия, что не может не влиять на общую культуру поведения ребенка. Кроме того, хореографический коллектив — это хорошая школа общения, где закладываются основы дружбы, взаимовыручки, ответственности, умения сочетать общественные и личные интересы, испытывать радость коллективного труда.

Сцена, танец — это удивительное пространство, где одновременно уживаются тысячи разных миров, жизней и судеб. Но в отличии от настоящей жизни побеждает всё же добро. И здесь юное дарование учится понимать, что же такое «чёрное» и «белое», различать добро и зло. А не это ли главное определяющее нравственности? Нравственность — «это внутренние убеждения человека, согласно которым он действует во взаимоотношениях с людьми».

Что же такое нравственность?

По определению Платона: «Нравственная ответственность — это внутренняя отчетность человека за все то, что происходит в области его влечений, выборов и конкретных поступков».

Нравственность — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения. Нравственное отношение к себе и к окружающему миру являются одним из показателей социального здоровья человека. Социально здоровые люди, чье поведение соответствует универсальным нравственным нормам, являются условием социального здоровья общества, которое позволяет судить о развитии общества. Но самый главный учитель нравственности — это всё же его величество ТАНЕЦ!!!

Как сказал Игорь Моисеев: «Танец — мать всех языков», а значит посредством танца мы можем донести духовные ценности до зрителя, а так же воспитать и юное поколение маленьких танцоров.

Танец нельзя свести просто к ритмичным движениям под музыку или без неё, это проявление индивидуальности и неповторимости каждого ребёнка.

Неся со сцены красоту и доброту, человек не может быть безнравственным. Хотя примеров в истории противоречивых множество. Например: Сальери или Фауст. Но для того, чтобы направить талант в мирное (нравственное) русло и существует мудрый педагог.

Учитель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали.На педагога возложена ответственная миссия: не только обучать (развивать интеллектуальные способности, закладывать определенные знания, умения), но и воспитывать новое поколение. Потому важной составляющей профессиональной культуры современного педагога является его духовно-нравственная культура и этика. Только на собственном примере можно воспитать человека.Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки на высоте.

Спектр этических качеств педагога широк и многообразен. Исследования показывают, что подростки и старшие школьники больше всего ценят в учителях тактичность, доброту, справедливость, понимание детских проблем, общительность, доброжелательность, требовательность и т. д. Но главное, чем дорожит воспитанник, — это душевная щедрость, искренность и сердечность отношений. Смысл педагогической профессии, по словам профессора М. О. Кнебель, в том, что педагог вкладывает свою душу в учеников. Отдавать душу трудно, и радостно. Трудно потому, что это требует огромной затраты и душевных, и физических сил. Радостно потому, что в ответ ты получаешь такой поток молодой энергии, который с лихвой окупает все затраты, все трудности и все муки. Отдавая свою душу ребёнку, он раскрывает его душу, делает её лёгкой и ещё более прозрачной. А значит более открытой к творчеству.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что:

Духовно-нравственное воспитание — это ориентация на высокие нравственные ценности. Содержанием духовно-нравственного воспитания должно быть: формирование гуманных отношений между детьми, чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, бережного отношения к природе, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

На вопрос «Без чего нельзя прожить человеку?» — основная масса обучающихся отвечают: «Без семьи. Без друзей. Без любви». «Быть человеком — это…» — «Быть добрым, благодарным и ответственным. Думать о других. Быть самостоятельным и ответственным. Добиваться своей цели». Хочется верить, что все, чему мы стараемся научить наших детей, поможет им в будущем стать Человеком. В современном мире ребёнок окружён множеством сильных источников позитивного и негативного воздействия на его интеллект и чувства. Мы должны объяснить нашим детям, насколько важно знать принципы нравственности и последствия нарушения этих принципов.

Душа ребёнка — пламенный сосуд,

Прозрачны стены, совершенны формы

Но от того, чем мы его наполним

Зависит будущего человека суть.

Литература:

  1. Архангельский Н. В. Нравственное воспитание. — М.: Просвещение, 1979.
  2. Абрамова Г. С. Возрастная психология. — М.: Педагогика, 1998.
  3. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М.: 1979.
  4. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. — М.: Просвещение, 1979.
  5. Горский В. А. Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании. Дополнительное образование и воспитание. — 2003. — № 3.
  6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: 1986.
  7. Додонов Б. И. В мире эмоций. Киев, 1987.
  8. Жирнова Л. Учебно-воспитательная работа в коллективах художественной самодеятельности. — М., «Искусство» 1973.
  9. Ивлева Л. Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном коллективе. Автореф. Л.: 1985.
  10. Каргин, А. С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе. — М.: Просвещение, 1984.
  11. Луцкая Е. Жизнь в танце. — М.: Искусство 1968.
  12. Матюхина, Т. И. Увлекательная хореография. Дополнительное образование и воспитание № 2, 2010.
  13. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. — М.: Академия 2000.
  14. Крупская Н. К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах.Т.2. — М.: Просвещение, 1978.
  15. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч.– Т.5. — М.: Просвещение, 1976

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle