Библиографическое описание:

Воронина А. А. Применение электронных учебников на уроках библиотековедения [Текст] // Культурология и искусствоведение: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Зебра, 2015. — С. 33-38.

Ключевые слова: библиотековедение, методика преподавания, компьютерные технологии, электронный учебник.

 

История Астраханского колледжа культуры и искусств начинается с образования в Астрахани в 1936 году библиотечного техникума. Два года назад специальность «Библиотековедение» была преобразована в «Библиотечно-информационная деятельность». Будущие библиотекари новой формации получают как гуманитарную, так и технико-информационную подготовку. В рамках первой студенты изучают теорию и историю литературы, методологию библиотечной деятельности, особенности систематизации книг, учатся составлять каталоги в соответствии с разными целями. В рамках второй изучают базы данных, информационные системы и специальные программы, методологию составления электронных библиотек.

Появление новых дисциплин побуждает преподавателей к применению новых технологий проведения уроков и в традиционных предметах, например:

-        создание электронных книг, учебников-навигаторов, компьютерных справочников;

-        создание заочных экскурсий, документальных фильмов (можно использовать видеофильмы — исторические справки о различных исторических личностях, рассказы о произведениях искусства).

Зачастую реализация на практике этих форм не требует специальных, профессиональных навыков и знаний в информатике, и вполне осуществимы обычными пользователями персонального компьютера.

Исследования показывают, что применение компьютерных технологий в обучении позволяет повысить не только интерес к будущей специальности, но и успеваемость по данной дисциплине. Большинство студентов воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Электронные учебники дают возможность каждому студенту независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, делать свой процесс обучения индивидуальным, осуществлять самоконтроль. Студенты начинают получать удовольствие от самого процесса учения.

Электронный учебник может соединять в себе текстовую, графическую, цифровую, речевую, музыкальную, видео-, фото- и другую информацию, а также может быть воплощен на любом носителе, магнитная лента, диск, флешка.

Существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник. Это тест, энциклопедия, задачник.

Рис.1. Конструктивные элементы электронного учебника

 

Наглядность обучения при использовании компьютерных программ имеет некоторые преимущества перед обучением с использованием традиционных учебников.

Самые простые форматы электронных учебников могут быть представлены с помощью офисных программ, например, пакета Microsoft Office (Word, PowerPoint).С помощью этих программ можно легко и быстро подготовить качественное электронное учебное пособие со встроенной системой самоконтроля.

Рис. 2. Электронный учебник в программе Microsoft Word (*.doc)

 

Также можно использовать зарекомендовавший себя формат.PDF электронных документов от компании с мировым именем Adobe Systems. Для чтения электронных учебников в этом формате применяется свободно распространяемая программа Acrobat Reader. Многие миллионы электронных документов в мире выполнены именно в формате.PDF.

Рис. 3. Электронный учебник в программе Acrobat (*.pdf)

Многие электронные учебники, имеют основу — программу Flash MX, представляющую мощную систему для создания анимационных файлов для Web. Так как будущее за дистанционным образованием, то изучение и применение этой программы не случайно.

Программа 3DMAX привлекает тем, что в ней можно по настоящему почувствовать себя создателем целого фильма, выступать и в роли режиссера, оператора, композитора, всех тех, кто создает фильм. Конечно, этот процесс занимает много времени, но если нравиться, то оно пролетает незаметно.

В настоящее время существует много свободно распространяющихся программ-оболочек, с помощью которых можно создать наглядный, красочный и интересный для студентов электронный учебник.

Подводя итоги, можно ответить на важные вопросы: кому и зачем нужен электронный учебник?

Для самостоятельной работы учащихся:

-        облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала;

-        На практических занятиях:

-        позволяет преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;

-        позволяет выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с электронным учебником то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий.

Как показывает анализ, большинство студентов уже на ранних стадиях учебы прекрасно осознают необходимость применения компьютера в своей профессиональной деятельности. Эффект познания усиливается, если учебные задачи, решаемые в рамках информационных технологий обучения, связаны с практической деятельностью будущего специалиста или представляют интерес в его сегодняшней учебной работе.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle