Библиографическое описание:

Приходько О. С. Индивидуализированное обучение младшего школьника (на примере учебных занятий английского языка) // Молодой ученый. — 2015. — №19.1. — С. 40-42.

Статья посвящена проблеме организации индивидуализированного обучения младшего школьника. Представлен опыт организации индивидуализированного обучения, который создает возможности для повышения успешности обучения ребенка не путем форсирования и увеличения учебных нагрузок, а путем поэтапной организации обучения, в том числе обучения английскому языку.

Ключевые слова: индивидуальный подход, индивидуализированное обучение, поэтапная организация индивидуализированного обучения.  

 

Важнейшая цель современной системы образования: формирование у каждого учащегося новой ключевой компетенции – способности учиться. В рамках  развития современного школьного образования недопустима «работа на одного ученика», того, кто быстрее включается в работу, демонстрирует навыки эффективного общения, сам умеет творчески решать поставленные задачи. Конечно, учителю интереснее и проще работать с таким учеником, от которого сразу есть «отдача» и виден результат. 

Изучение английского языка в начальной школе – сложный процесс  формирования  новой речевой системы, которая существует и взаимодействует с системой родного языка. Поэтому основное требование методики – максимально учитывать индивидуальные особенности младших школьников.

Традиционные подходы к организации индивидуализированного обучения связаны, в основном, с проблемой активизации учащихся (внешним аспектам) и недостаточно с мотивационной сферой, внутренним потенциалом учащихся (внутренним аспектом). Тенденция форсированного, интенсивного обучения, увеличение учебных нагрузок, снижения успеваемости и мотивации к учению, увеличение соматических заболеваний учащихся предполагает комплексное исследование индивидуального подхода к обучению, смещающее основные акценты со среднестатистического ученика на индивидуальность каждого школьника.

 Выявление особенностей  индивидуализированного обучения младшего школьника выступало целью проведенного исследования.

Приступая к исследованию, мы предположили, что организация индивидуализированного обучения создает возможности для повышения успешности обучения ребенка не путем форсирования и увеличения учебных нагрузок, а путем поэтапной организации обучения.

В своей работе индивидуализацию мы рассматриваем как с точки зрения процесса обучения, так и содержание образования. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задается программой, и реальными возможностями каждого ученика.

Средствами индивидуализации обучения могут выступать индивидуальные и групповые задания, подбор, распределение учебно-речевых ситуаций, коммуникативных задач и др. Путем выбора необходимых методов, форм и средств обучения для определения методики построения индивидуальной траектории обучения конкретного учащегося педагог организует его учебно-познавательную деятельность в соответствии с поставленными учебными задачами. При этом важно создание такой атмосферы обучения, которая способствовала бы развитию активной деятельности ученика.

Индивидуализированное обучение мы трактуем как обучение, направленное на проявление и сохранение индивидуальных способностей учащихся, содержание которого допускает и учитывает наряду с нормативным знанием индивидуальное видение и понимание каждым ребенком предмета обучения, а методы, формы и средства обучения позволяют ему активно участвовать в проектировании содержания и организации обучения, что обеспечивает возможность выбора уровня овладения учебным материалом.

Реализация теоретических положений индивидуализированного обучения осуществлялась нами в практической работе с ученицей 4 класса. Полине Щ. – 10 лет, она обучается в общеобразовательной школе с 1 класса. Полина воспитывается в неполной семье, где ребенку созданы все необходимые условия жизнедеятельности.

Девочка испытывает постоянные затруднения в процессе обучения: с учебным материалом не справляется, не успевает за общим темпом работы класса, не всегда понимает требования учителя. Неумение преодолеть возникающие трудности в учении приводят девочку к отказу от активной мыслительной работы, пассивности. Замечаний к поведению в школе – нет.

По результатам наблюдений мы отмечали, что ребёнок боялся совершить ошибку и предпочитал промолчать, чем ответить неправильно. При этом к творческим заданиям Полина относилась с энтузиазмом, правильно и красиво выполняла все задания по технологии и ИЗО деятельности.

Индивидуализация обучения предполагала организацию учебной деятельности с учеником в соответствии с его особенностями и возможностями, уровнем развития и уровнем сформированности знаний, умений и навыков по английскому языку.  Мы определили способ организации индивидуализированного обучения следующим образом: содержание учебного материала разбили на модули (unit) по темам. Изучение каждого модуля осуществлялось в несколько этапов с использованием УМК «Enjoy English» (Английский с удовольствием, 4 класс) М.З. Биболетовой.

Первый этап – «диалоговое погружение» в тему. Педагог организовал диалогическое общение, выяснял понимание смысла лексики темы, определял «поле знаний/незнания» ребенка и логику изучения учебного материала. Результатом являлось новое знание, основанное на обсуждении индивидуального мнения. Например, по теме урока «Времена года и погода» (Speaking about seasons and the weather. What is your favorite season?) между учителем и учеником велся диалог, ребёнок выражал своё отношение к разным временам года. После отработки лексики Полина уже на английском языке рассказывала о своих предпочтениях по данной теме, развивая умения и навыки устной речи и тренируя новую лексику.

Второй этап представлял собой самостоятельную практическую деятельность ученика. Роль учителя на этом этапе заключалась в оказании помощи, в выборе заданий и форм, консультирование девочки по мере необходимости. Полине было предложено на выбор несколько заданий для самостоятельного выполнения разного уровня сложности. Девочка затруднялась в использовании грамматических конструкций, поэтому во всех заданиях присутствовал этот аспект. Например, перед ней ставилась задача ответить на вопросы по теме, составить свои вопросы и предложения, выполнить задание по аудированию и составить небольшой свой рассказ. Было заметно, что ребёнку очень нравилось выполнять последнее задание, хотя для неё оно и являлось наиболее сложным. Она задавала много вопросов, но в результате создала достаточно объемный рассказ о лете в деревне. В последующих занятиях мы часто прибегали к такой форме работы.

На этапе внутреннего контроля девочка отвечала на вопросы: «Что я знаю? Что я умею? На каком уровне я освоила эту тему?». Роль учителя заключалась в организации самоконтроля и разработке учебного материала. Полине предлагались разноуровневые задания от легких – знание и перевод изученных слов, окончание предложений, до сложных – перевод предложений и составление рассказа без помощи учителя. Девочка справилась с переводом слов, но при составлении рассказа у неё возникали проблемы, которые разрешались с помощью педагога.

На четвертом этапе внешнего контроля педагог осуществлял проверку выполненной ребенком работы посредством итоговых диалоговых и разноуровневых контрольных заданий. После проведения устного контроля Полина выполняла задание на составление диалога. Девочка применила лексические и грамматические знания в составлении простых и вопросительных предложений.

Полученные результаты индивидуализированного обучения показали, что Полина может общаться на английском языке в устной и письменной форме в пределах изученного раздела. В процессе обучения учитывались индивидуальные особенности девочки: особенности восприятия материала, скорость его усвоения, уровень развития. На выполнение заданий у Полины уходило больше времени, чем требуется, но со временем, продолжая работать в условиях индивидуализированного обучения, девочка сможет «держать» общий темп работы.

Считаем, что у нас получилось увлечь ребёнка самим процессом деятельности. Перед Полиной стояли трудные, но достижимые цели. При оценке деятельности девочку хвалили, а не критиковали её исполнение.

Согласно нашим наблюдениям, поэтапная организация занятий – «диалоговое погружение» в тему; самостоятельная практическая деятельность ученика; внутренний контроль; внешний контроль  – способствовала изменению отношения Полины к учению, появление интереса. Конечно, мы не можем говорить, что данные изменения стабильны, но девочка стала понимать и выполнять инструкции педагога, свободно использовать в английской речи грамматические конструкции. Полина перестала бояться задавать вопросы и «уходит» страх совершить ошибку.

Основные термины: индивидуализированного обучения, организации индивидуализированного обучения, младшего школьника, индивидуализированного обучения младшего, обучения младшего школьника, организации обучения, поэтапной организации обучения, успешности обучения ребенка, повышения успешности обучения, Индивидуализация обучения, индивидуализированного обучения связаны, действий младшего школьника, процессе обучения, особенностей  индивидуализированного обучения, индивидуализированного обучения следующим, организация индивидуализированного обучения, положений индивидуализированного обучения, условиях индивидуализированного обучения, результаты индивидуализированного обучения, учебных нагрузок

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle