Библиографическое описание:

Рюмина Т. В., Самойлов И. В. Особенности образа пожилого человека в восприятии студентов // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 338-341.

В настоящее время, как в зарубежной, так и в отечественной литературе, наблюдается множество взглядов и теорий на тему старения. Наиболее популярно мнение о том, что старость есть заключительный этап жизни человека, и начало его рассматривают в обособлении человека от социума, пассивности и безучастности в жизни общества. Специалисты отмечают гетерехронность старения на социальном, психологическом и биологическом уровнях. Но, не смотря на увеличивающиеся угасание физических сил, снижение здоровья и психических процессов, психологи обращают внимание на то, что наравне с этими «упадками», старость также является сензитивным временем для аккумуляции знаний, опыта и интеллекта, что позволяет адаптироваться к возрастным особенностям [6].

Отечественные ученые, изучающие вопросы старости, считают, что параллельно с инволюционными процессами происходят и прогрессивные новообразования на многих уровнях жизнедеятельности, задачей которых является противостояние деструктивным процессам геронтогенеза и создание новой цели для самореализации пожилого человека [1]. Многие исследователи, занимающиеся вопросами старости, подчеркивают, что данный процесс динамичен, и состоит из периодов повышения и уменьшения возможностей личности, и не ясно, что сопутствует развитию в старости, в условиях препятствующих этому.

Актуальным остается вопрос о множестве факторов адаптации в старости или как пожилой человек справляется с физическими трудностями и переживает изменения в социальной жизни [4]. Исследователи особенно выделяют факторы, которые способствуют развитию множества вариантов адаптации пожилых людей. К самым значимым из них, которые способствуют благоприятному развитию старения, относят социальные составляющие: оказываемая социальная поддержка, совместная деятельность с другими членами общества, взаимоотношения с родственниками и близкими, наличие единомышленников, осознание неизбежности старения и выстраивание новых планов, интегрированность личности, самоконтроль [7]. Представленные исследования способствовали созданию идеи о двойственности геронтогенеза, в направлении активном и пассивном.

Все эти позиции находят свое отражение в образе пожилого человека.

Образ — результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека [5].

Образ разделяют на несколько уровней познания, к первому относят ощущения, восприятия и представления, а ко второму суждения, умозаключения и понятия. Отражаемый объект или источник образа объективен, но субъективным является его существование, которого не может быть без материальных составляющих — мозга и отражаемого объекта. Поэтому, объект, который стал поводом для создания образа, будет насыщеннее и достовернее. Но, это не умаляет значение образа, который регулирует поведение и функции управления действиями у людей и животных [3].

Мы провели исследование, целью которого было сравнение фактических (экспериментальных) данных о пожилых людях и тем как их воспринимают окружающие. Мы опирались на исследования М. В. Ермолаевой [2] в вопросе психолого-педагогического сопровождения пожилых людей, также нами был проведен опрос, построенный на основе метода семантического дифференциала. В исследовании приняли участие студенты Новосибирского государственного педагогического университета. 60 % опрошенных — девушки. Средний возраст участников исследования 20,6 лет.

При составлении нашего опроса мы исходили из того, что установки индивидов в отношении людей определенного типа обнаруживаются в оценочных суждениях, классифицируемых сознанием логическими дихотомиями (доброжелательный — недоброжелательный и т. п.). Подобные оценки можно измерить количественно методом семантического дифференциала. Для респондентов мы отобрали 16 дихотомических пар, им предлагалось выбрать одно из качеств и указать на сколько, по их мнению, это качеству присуще их «образу» пожилого человека. При сочетании характеристики образуют целостный портрет пожилого человека.

На основе полученных данных, студенты видят пожилых людей общительными и открытыми, но при этом наивными. С небольшим преимуществом перевесило мнение, согласно которому, пожилые люди умеют контролировать свое поведение и отвечать за свои поступки. Отмечается, что ими хорошо усвоены нормы и правила жизни в обществе, и они выступают за их сохранение. Огромный опыт, не позволяет им придаваться фантазиям, они привыкли делать, а не мечтать. При этом, они очень тревожны и обеспокоены, что говорит о неуверенности в себе и в завтрашнем дне.

Образ пожилого человека, оценивается со стороны молодых людей более положительно, в случае наличия опыта обучения пожилых людей. Конечно, молодые люди признают, что этот процесс направлен не столько на освоение новых знаний и навыков, сколько на сопротивление инволюционным процессам старения и противостояния стрессам позднего возраста. В данной связи позиция опрошенных полностью совпадает с позицией отечественных ученых, которые утверждают, что включение пожилого человека в образовательный процесс приводит к гармонизации личности.

Для того чтобы проверить на сколько видение со стороны совпадает с объективными (экспериментальными) показаниями, мы сверили данные опроса с исследованием Ермолаевой М. В. [2].

Проанализировав её работы, мы сделали вывод, что мнение студентов подтверждается экспериментальными исследованиями в большей части. Мнение респондентов сошлось с экспериментальными данными с положениями о том, что пожилые люди открыты, общительны, неуверенны в своих силах, прагматичны, доверчивы. Но, есть и противоречия с экспериментальными данными в том, что пожилые люди не слишком умеют управлять своим поведением и эмоциями, не сдержанны, следовательно, плохо адаптированы в социуме.

Исходя из нашего исследования, можно с точностью обозначить ряд проблем пожилого человека.

Традиционно это здоровье, как главный показатель, снижение уровня жизнедеятельности, что порождается во многом ухудшением физического состояния. Часто встречающиеся в этом возрасте хронические болезни, ухудшение зрения и слуха.

Немаловажным является и материальная составляющая, поскольку, как правило, пожилые люди не являются рабочим слоем населения и состоят на попечительстве государства, то им приходится экономить, порой ущемлять свои желания и потребности. В первую очередь пожилые люди обеспокоены большими ценами на лекарства, с помощью которых, поддерживают свое угасающее здоровье. Так же подобные затруднения возникают с приобретением продовольствия и предметами личного пользования. Разумеется, это негативно сказывается на их эмоциональной целостности, порождает неуверенность и тревожность.

Одиночество, отстраненность от общества и отчужденность часто встречаются в, казалось бы, общительной среде пожилых людей, но следует помнить, что зачастую абстрагирование не является их осознанным решением, а происходит скорее под действием определенных обстоятельств: смерть супруга, близких, потеря деловых связей, и сложность в обзаведении новыми. Есть и те, кто осознанно ведут одинокую жизнь, считая её ценностью в свободе и независимости, они специально обрывают или ослабляют свои социальные связи ради уединения.

В ходе исследования также было отмечено, что процесс обучения пожилых людей может осложняться рядом выявленных особенностей их образа. К числу таковых могут быть отнесены их четкая ориентация на имеющиеся установки, критичность к полученной информации.

Л. И. Анцыферова (2006), формулируя проблему непрерывного образования в контексте закономерностей развития личности взрослого человека указывает, что обучение взрослого человека должно не просто способствовать усвоению новых знаний, но и обеспечивать переход личности на новые уровни развития благодаря формированию нового типа отношений к миру, новой системы ценностей, нового отношения к себе [1].

В этом случае происходит переосмысление ценностей со стороны пожилых людей, обогащение общего мировоззрения, глубокое осознание «авторской» позиции в жизни.

Как следствие всего вышесказанного, со стороны молодых людей образ пожилого человека изменялся. Они в большей степени отмечали у пожилых людей актуализацию уверенности в себе, умение быть хорошим советчиком, организатором, а также появление у них независимости, искренности, непосредственности, реалистичности в суждениях и ответственности за себя и других.

На основе проведенного исследования можно заключить что, проблемы пожилого человека многочисленны, своеобразны и препятствуют адаптации в обществе. Они имеют как социальное, так и физиологическое начало. Параллельно с физиологическими процессами старения, у пожилых людей проявляются механизмы адаптации. Становится актуальным создание нового образа пожилого человека в обществе.

Необходимым компонентом этого образа должно быть положение о том, что пожилые люди общительны и дружелюбны, но они одиноки, им трудно удовлетворить свою главную социальную потребность — общение. Они тревожны и беспокойны за своё будущее, которое не видится им светлым. Поэтому, пожилым людям необходима поддержка и забота, в первую очередь от близких людей.

 

Литература:

 

1.         Анцыферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Учебное пособие по психологии старости / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. дом БАХРАХ-М, 2004. С. 492.

2.         Ермолаева М. В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека — [Электронный ресурс].- URL:http://www.dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-pozhilogo-cheloveka (дата обращения: 29.09.15).

3.         Ильичёв Л.Ф, Федосеев П.Н, Ковалёв С.М, Панов В. Г. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия 1983.

4.         Краснова О. В. Порождение заблуждений: пожилые люди и старость. Журнал «Отечественные записки» выпуск № 3 (24) 2005.

5.         Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка — [Электронный ресурс].- URL:http://www.ozhegov.org/words/19631.shtml (дата обращения: 29.09.15).

6.         Baltes, M. M., & Carstensen, L. L. (1999). Social-psychological theories and their applications to aging: From individual to collective. In V. L. Bengtson, J.-E. Ruth, & K. W. Schaie (Eds.), Handbook of theories of aging (pp. 209–226). New York: Springer.

7.         DW Russell, CE Cutrona. Social support, stress, and depressive symptoms among the elderly. Test of a process model. Psychology and aging 6 (2), 190.

Основные термины (генерируются автоматически): пожилого человека, пожилых людей, образа пожилого человека, самореализации пожилого человека, адаптации пожилого человека, обучения пожилых людей, в образе пожилого человека, пожилого человека в обществе, пожилого человека в образовательный, пожилого человека многочисленны, «образу» пожилого человека, Образ пожилого человека, портрет пожилого человека, проблем пожилого человека, Особенности образа пожилого, стороны молодых людей, образ пожилого человека, людей пожилого возраста, взрослого человека, адаптации пожилых людей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle