Библиографическое описание:

Безшлеева Н. Ю. Новомученичество как историко-культурный феномен России (на примере работ о служении архиепископа Андроника (Никольского) // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 649-652.

Важность обращения к трагическим страницам государственно-церковных отношений в отечественной истории определяется тем, что на современном этапе «как никогда актуально стоят вопросы налаживания соработнической деятельности государства и Русской Православной Церкви в различных сферах общественной жизни» [10, с. 10].

Также изучение опыта новомученичества помогает реконструировать систему ориентиров христианских ценностей в сознании современного человека, «возрождение которых должно определять духовно-просветительную составляющую XXI века» [3, с. 188]. А исследование феномена самоотверженного, бескомпромиссного служения Отечеству и церкви архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского В. А.(1870–1918)) дает возможность расширить представление о роли российского новомученичества в духовном возрождении современной России.

Представляется целесообразным исследовать период, охватывающий годы с 1894 по 1918: нижняя временная граница связана с началом царствования императора Николая II (1894), церковная политика которого способствовала коренным изменениям в государственно-церковных отношениях, окончанию Синодального периода и восстановлению патриаршества в РПЦ, а также с началом церковного и общественного служения архиеп. Андроника (Никольского). Верхняя хронологическая граница заявленной нами темы ограничивается 1918 г., в котором атеистической государственной властью был завершен перевод противостояния с Церковью из области идейной борьбы в область политической, с применением репрессий. За активное сопротивление мероприятиям советской власти по отношению к Церкви в 1918 г. был казнен архиеп. Андроник (Никольский).

В отечественной литературе проблема новомученичества начинает активно разрабатываться лишь с начала 90-х годов прошлого столетия. Термин «новомученики» впервые встречается в документах Священного Синода и Архиерейского Собора РПЦ 1991–1992 гг.

Первое упоминание о судьбе архиепископа Пермского Андроника содержится в книге клирика Русской Зарубежной Церкви протопресвитера Михаила (Польского) [18, с. 69–70]. Впервые в отечественной литературе краткое биографическое описание владыки Андроника представлено в книге митр. Мануила (Лемешевского) [15, с. 256–258]. Первые более подробные описания жизни и деятельности архиеп. Андроника (Никольского) были составлены пермскими историками-краеведами П. Н. Агафоновым [1], М. Г. Нечаевым [16], которые использовали в своих работах некоторые прижизненные публикации архиеп. Андроника (Никольского).

Первым церковным историком, который привлек к исследованию исторических судеб и роли новомучеников ранее недоступные материалы из более чем 100-тысячного корпуса судебно-следственных дел за 1917–1950 гг., документы ЧК — ГПУ — НКВД — КГБ — ФСБ, а также Архива Президента Российской Федерации, бывших партийных и государственных центральных и местных архивов стал к. и.н., игумен Дамаскин (Орловский) [6].

Анализ представленных им материалов послужил основанием для канонизации новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском соборе 2000 года. Первое подробное житие архиеп. Андроника (Никольского), составленное игуменом Дамаскиным опубликовано в 1996 г. В данной публикации автором были использованы данные архивов и материалы периодической печати, но житийный стиль изложения значительно отличается от стиля научной работы.

С 1996 года пополняется база данных ПСТГУ «За Христа пострадавшие» — электронное издание по новомученикам и исповедникам, в котором также содержатся биографические сведения архиеп. Андронике (Никольском). На основании этой базы данных, под руководством прот. В. Воробьева, была издана монография «За Христа пострадавшие».

В 2013 г. вышла книга В. А. Королева, в которой подробное жизнеописание архиеп. Андроника (Никольского) составлено с использованием материалов центральных архивов, региональных архивов Перми и Ярославля, материалов периодической печати, дневников, писем и творений святителя. Наиболее полно, с привлечением епархиальной печати тех лет и личных писем владыки Андроника, описан Новгородский и Омский период служения святителя [14], однако в данной работе не рассматривается деятельность архиеп. Андроника (Никольского) в контексте государственно-церковных отношений.

Игумен Дамаскин (Орловский) исследует взгляды архиепископа Андроника (Никольского) на проблему генезиса русской государственности в соотнесении с научной теорией Н. Я. Данилевского. [7, c. 264–273]. Автор приходит к выводу о том, что взгляды архиеп. Андроника и Николая Данилевского во многом совпадают, подтверждаются ходом русской истории и достойны быть услышаны современниками в ХХI в.

С начала этапа разработки интересующей нас проблематики по различным аспектам исследуемой темы были защищены исследования по проблемам канонизации святых на современном этапе, а также работы, посвященные жизни и деятельности конкретных новомучеников в контексте государственно-церковных отношений. Так, в кандидатской диссертации О. Р. Князевой о миссионерской деятельности РПЦ на примере пермской губернии кратко говорится, в частности о миссионерской деятельности архиепископа Андроника в Пермской епархии, другие аспекты его служения и другие периоды его служения не рассматриваются [12].

Кандидатские диссертации М. В. Булавина [4] и Е. А. Кобелевой [13] посвящены роли советских карательных органов в процессе становления государства. В них содержатся лишь отдельные упоминания о деятельности архиеп. Андроника (Никольского) и репрессиях против него.

В кандидатской диссертации В. В. Вяткина [5], посвященной формам и методам церковной деятельности в Пермской епархии в XIX — начале XXI века, уделено внимание пермскому периоду церковного и общественного служения архиепископа Андроника, с акцентом на событиях с февраля 1917 по июнь 1918 г. Комплексно деятельность архиеп. Андроника (Никольского) не исследуется.

Таким образом, изучение степени научной разработанности в исторической литературе проблемы государственно-церковных отношений на рубеже XIX — XX веков показало злободневность и актуальность темы, а также ее недостаточную изученность. Это говорит о том, что исследователям следует продолжать изучение церковно-государственные отношения в России конца XIX — начала XX века, в том числе и на примере деятельности архиеп. Андроника (Никольского), канонизированного Русской Православной Церковью, чтобы феномен новомученичества мог быть осмыслен в научно-исторической литературе в полной мере.

Источники, которые позволяют нам анализировать административную, просветительскую, миссионерскую, благотворительную деятельность архиеп. Андроника (Никольского) в местах его служения в условиях церковно-государственного кризиса в России конца XIX — начала XX вв., а также рассмотреть реакцию советской власти на деятельность архиепископа Андроника, причины его преследования и убийства, — это документы как опубликованных, так и архивных, извлеченных из фондов Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного исторического архива (РГИА), Государственного архива Пермской области (ГАПО), Государственного архива Пермского края (ГАПК), Государственного архива Ярославской области в городе Угличе (УгФ ГАЯО), Отдела рукописей Российской Государственной Библиотеки (НИОР РГБ).

Среди документов ГАРФ особый интерес по данной теме вызывают материалы Министерства юстиции РСФСР (Ф. А-353), в которых имеется переписка Совнаркома, Наркомюста и Пермской ЧК по делу архиепископа Андроника, обвинявшегося в агитации против советской власти (Д. 460); документы и материалы Всероссийского церковного поместного собора (Ф. Р-3431), содержащие выступления архиеп. Андроника (Никольского) на заседаниях отделов собора; документы министерства юстиции Российского правительства в г. Омске (Ф. Р-4369), в которых находятся наблюдательные производства по делу об убийстве в Пермской епархии 55 лиц духовного сана, включая епископа Андроника; документы Архиерейского Синода Русской Православной Церкви в Сремских-Карловцах (Ф. Р-6343) с материалами о положении церкви в Советской России.

Из личных фондов ГАРФ обращают на себя внимание материалы фонда митр. Арсения (Стадницкого) (Ф. 550), в котором имеется его переписка с епископом Андроником, а также воззвания и обращения владыки Андроника к пастве, Дневник митр. Арсения; фонд священника Иоанна Кронштадского (Ф. 1067); прот. Петра Булгакова, настоятеля церкви при российском посольстве в Токио (Ф. Р-5973).

Из документов РГИА интерес представляют следующие фонды: Канцелярия Синода (Ф. 796), где находятся формулярные списки монашествующего духовенства, письма архиепископа Андроника митрополиту Флавиану (Городецкому); Канцелярия обер-прокурора Синода (Ф. 797) — Указы Святейшего Синода о перемещениях и награждениях владыки Андроника, его переписка с обер-прокурором Синода. В Государственном архив Ярославской области в городе Угличе (УгФ ГАЯО) имеются сведения о происхождении архиеп. Андроника (Никольского) (Ф. 90).

Документы о государственно-церковных отношениях в Пермской епархии, деятельности архиеп. Андроника (Никольского) на посту правящего архиерея и репрессиях со стороны советской власти против него отложились в фондах ГАПО: Пермская духовная консистория (Ф. 37), Канцелярия пермского губернатора (Ф. 65), Пермский епархиальный училищный совет (Ф. 147), Правление Пермского архиерейского дома (Ф. 198), Пермское епархиальное управление (Ф. Р-1), Пермский губернский революционный трибунал (Ф. Р-49), Пермский губернский отдел управления (Ф. Р-301), Уполномоченный Совета по делам религиозных культов (Ф. Р-1204), Уполномоченный совета по делам РПЦ (Ф. Р-1205).

В фондах ГАПК «Канцелярия Пермского епархиального архиерея (г. Пермь)» (Ф. 664) находятся Указы Синода об учреждении кафедры Соликамского викарского архиерея и назначении викария, а также собственноручный синодик архиеп. Андроника (Никольского); «Коллекция документов и воспоминаний о революции 1905 года, Февральской революции, Октябрьской революции и гражданской войне» (Ф. Р-732) содержатся воспоминаний чекистов об аресте и расстреле архиеп. Андроника (Никольского).

В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки интерес представляет фонд Московской Духовной Академии (Ф. 172), в котором имеется диссертация кандидата богословия иеродиакона Андроника (Никольского) [17]. Значительное количество актуального материала для исследования периода отечественной истории конца XIX — начала XX вв. представляют материалы периодической печати; в частности, газет — епархиальных «Ведомостей»: Владикавказа, Екатеринбурга, Москвы, Новгорода, Омска, Перми, Уфы, Ярославля, а также журнала «Богословский вестник» и др.

Среди опубликованных источников особое значение для данной работы имеют документы священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.; мемуары святителя Николая Японского [8] и митрополита Евлогия (Георгиевского) [9], а также опубликованные фондом «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» труды архиеп. Андроника (Никольского) [19] и его письма, вышедшие в издательстве Сретенского монастыря [2].

Указанные опубликованные и неопубликованные источники содержат рекомендации и выводы из религиозно-нравственных трудов Преосвященного Андроника, которые могут быть использованы в выстраивании партнерских отношений Русской Православной церкви и государства на современном историческом этапе, а также в сфере духовного, культурного, нравственного и патриотического образование и воспитания; для охраны, восстановления и развития исторического и культурного наследия нашего Отечества.

За прошедшие десятилетия накоплен обширный материал о христианах, пострадавших в условиях гонений со стороны советской власти в XX веке, но до настоящего времени в современной исторической науке остается не полностью исследованным феномен новомученичества; отсутствуют комплексные исследования, освящающие подвиг святых ХХ века в контексте государственно-церковных отношений. «Историческая наука должна восполнить пробел в изучении, анализе и обобщении трудов отечественных и зарубежных авторов» [11, с. 8].

 

Литература:

 

1.                  Агафонов П. Н. Архиепископ Пермский и Кунгурский Андроник (Владимир Никольский). Пермь: Издание Пермского Петропавловского собора. 1995. — 71 с.

2.                  Андроник (Никольский), архиеп. Пишу от избытка скорбящего сердца. М: Издательство Сретенского монастыря, 2007. — 304 с.

3.                  Безшлеева Н. Ю. Новомученичество как феномен в истории России: на примере служения архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского). Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2014. № 1. С. 185–189.

4.                  Булавин М. В. Взаимоотношения государственной власти и Православной Церкви в России в 1917–1927 гг. (на примере Урала). Дис... канд. ист. наук. Екатеринбург: 2000. — 370 с.

5.                  Вяткин В. В. История Пермской епархии в XIX — начале XXI века: формы и методы церковной деятельности, государственно-церковные отношения. Дис... канд. ист. наук. Пермь: 2005. — 316 c.

6.                  Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним: В 7 кн. Тверь: Булат, 1992–1993.

7.                  Дамаскин (Орловский), игумен. Воззрения архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского) на русский гражданский строй //Вестник архивиста. 2013. № 2. С. 264–273.

8.                  Дневники святого Николая Японского. В 5 тт. СПб.: Гиперион. 2004.,Т. 3. — 896 с.; Т.5. — 960 с.

9.                  Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания. М.: Моск. рабочий; ВПМД, 1994. — с. 621.

10.              Зубанова С. Г. Социально-исторические вехи Православной Церкви в сфере социального служения XIX столетия. История государства и права. 2009. № 12. С.10–12.

11.              Зубанова С. Г. Cоциальное служение Русской Православной Церкви в ХIХ веке. М. Лика, 2009. — 338 с.

12.              Князева О. Р. Миссионерская деятельность Русской православной церкви в 1905–1917 гг.: На примере епархий Пермской губернии. Дис... канд. ист. наук. Пермь: 2000. — 217 с.

13.              Кобелева Е. А. Место и роль органов ЧК в процессе становления Советского государства. 1918 — начало 1922 гг.: На материалах Пермского Прикамья. Дис... канд. ист. наук. Пермь: 2005. — 354 c.

14.              Королев В. А. Простираясь вперед. Жизнеописание архиепископа Пермского Андроника в документах. Пермь: Перм. гос. национ. исслед. университет, М.: Содружество Православный Паломник. 2013. — 640 с.

15.              Мануил (Лемешевский В. В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979–1989. Т.1. — 544 с.

16.              Нечаев М. Г. Страсти по Андронику. Жизнеописание и подвиг новомученика. Пермь: Панагия. 1996. — 32 с.

17.              НИОР РГБ. Ф. 172. Оп. 3. Карт. 171. Д. 6. Архиеп. Андроник (Никольский). «Древнецерковное учение об Евхаристии, как жертве — в связи с вопросом об искуплении»; Древнецерковное учение об Евхаристии, как жертве — в связи с вопросом об искуплении / сост. В. А. Королев. М.: г. Фрязино. Содружество Православный Паломник. 2008. — 320 с.

18.              Польский М., протопресвитер. Новые мученики российские. М.: Т-во «Светлячок». 1994. Репр. воспр. изд. 1949–1957 гг. (Джорданвилль). Т. 1. С. 69–70.

19.              Священномученик Андроник (Никольский), архиепископ Пермский. Кн. I. Творения. Статьи и заметки. Тверь: Булат, 2004. — 512 с; Кн. II. Проповеди, обращения, послания. Тверь: Булат, 2004. — 464 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle