Библиографическое описание:

Аниканов А. Н. Экспертиза промышленной безопасности взрывозащищенных электродвигателей на примере электродвигателя ВАСО 16–14–24 аппарата воздушного охлаждения газа // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 109-112.

Взрывозащищенные электродвигатели аппаратов воздушного охлаждения газа являются техническими устройствами, применяемыми на опасных производственных объектах. Данные электродвигатели устанавливаются в качестве привода вентиляторов аппаратов воздушного охлаждения технологических потоков газа.

 

В соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия таких технических устройств обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» устанавливают, что техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте, подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):

-        до начала применения на опасном производственном объекте;

-        по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;

-        при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;

-        после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

В настоящее время в эксплуатации находится большое количество взрывозащищенных электродвигателей с истекшим сроком службы (более 15–20 лет).

Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц.

Для проведения экспертизы промышленной безопасности создается экспертная группа, состоящая из эксперта промышленной безопасности, специалистов неразрушающего контроля — визуального и измерительного, ультразвукового, тепловизионного, вибродиагностического, специалистов электролаборатории. Все специалисты должны быть соответствующим образом аттестованы по промышленной безопасности, охране труда и электробезопасности.

Парк приборов и инструментов включает в себя комплект для визуального и измерительного контроля, люксметр, метеометр, мегомметр, микроомметр, токовые клещи, виброметр, тепловизор, толщиномер ультразвуковой, фотоаппарат.

Экспертизу промышленной безопасности взрывозащищенного электродвигателя можно разделить на ряд этапов:

-        анализ технической документации электродвигателя;

-        внешний осмотр, проверка параметров взрывозащиты электродвигателя;

-        проверка электрических параметров электродвигателя;

-        проверка функционирования электродвигателя;

-        анализ полученных результатов.

По технической документации определяется уровень и вид взрывозащиты двигателя — для ВАСО 16–14–24 это 1ExdII ВТ4; проверяется правильность установки двигателя в данной взрывоопасной зоне; изучается эксплуатационная и ремонтная история электродвигателя.

Проводится внешний осмотр двигателя (при отключении от сети). При этом следует обратить внимание на:

-        наличие маркировки взрывозащиты и предупредительной надписи. Окраска знака взрывозащиты должна быть контрастной;

-        целостность взрывонепроницаемой оболочки, отсутствие на ней вмятин, трещин, коррозии;

-        наличие всех крепежных деталей;

-        подсоединение и уплотнение питающего кабеля;

-        наличие заземляющих устройств. Заземляющие зажимы должны быть затянуты, на них не должно быть ржавчины;

-        отсутствие задеваний лопастями вентилятора защитного кожуха.

Проверка параметров взрывозащиты электродвигателя, находящегося в эксплуатации, заключается в проверке ширины взрывонепроницаемых щелей (зазоров), измерение которых не требует разборки двигателя. Ширина щелей не должна превышать величин, указанных в чертежах узлов взрывозащиты завода-изготовителя.

Оценка коррозионного износа взрывонепроницаемой оболочки проводится по результатам измерения толщины элементов оболочки ультразвуковым толщиномером в зонах максимального коррозионного повреждения металла. Полученные результаты должны удовлетворять требованиям завода-изготовителя по минимально-допустимой толщине элементов оболочки.

Проверка электрических параметров остановленного и отключенного от сети электродвигателя заключается в измерении сопротивления изоляции обмоток электродвигателя. Сопротивление изоляции обмоток, согласно требованиям [3], должно быть не менее 1 МОм при температуре 10–30°С.

Проверка электрических параметров работающего электродвигателя заключается в измерении рабочих токов электродвигателя по каждой фазе. Полученные значения сравниваются с заводскими для выявления неправильно выставленного угла атаки лопастей вентилятора и перегрузки двигателя.

Вибрационное обследование проводится на подшипниковых щитах электродвигателя в трех направлениях (вертикальном, горизонтальном и осевом) и на лапах крепления электродвигателя к фундаменту в вертикальном направлении. Максимально допустимая вибрация подшипников электродвигателя, согласно требованиям [3], для электродвигателя ВАСО 16–14–24 (частота вращения 250 об/мин) составляет 160 мкм.

После прогрева работающего электродвигателя проводится тепловизионное обследование оболочки двигателя, коробки выводов, подшипников двигателя. Максимально допустимая температура поверхности оболочки выбирается согласно [5] в соответствии с температурным классом двигателя.

Температурный класс

Максимально-допустимая температура поверхности, °С

Температурный класс

Максимально-допустимая температура поверхности, °С

Т1

Т2

Т3

450

300

200

Т4

Т5

Т6

135

100

85

 

Температурный класс электродвигателя ВАСО 16–14–24 — Т4, соответственно максимально-допустимая температура поверхности 135°С.

При тепловизионном контроле также оценивается состояние подшипников по температуре нагрева и отсутствие витковых замыканий в обмотках — по локальным нагревам на поверхности корпуса электродвигателя.

 

Проводится анализ всех полученных результатов, и на его основании определяется техническое состояние электродвигателя в соответствии с терминологией [4]:

-        исправное состояние — состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации;

-        неисправное состояние — состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации;

-        работоспособное состояние — состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации;

-        неработоспособное состояние — состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации;

-        предельное состояние — состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

В соответствии со всеми результатами обследования и техническим состоянием электродвигателя выносится заключение экспертизы, содержащее один из следующих выводов о соответствии электродвигателя требованиям промышленной безопасности:

1)      соответствует требованиям промышленной безопасности;

2)      не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии выполнения соответствующих мероприятий в отношении электродвигателя (в заключении указываются мероприятия, после проведения которых электродвигатель будет соответствовать требованиям промышленной безопасности);

3)      не соответствует требованиям промышленной безопасности.

Заключение экспертизы представляется заказчиком в Ростехнадзор (территориальный орган Ростехнадзора) для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.

 

Литература:

 

1.                  Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в ред. Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ.

2.                  Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», в ред. Приказа Ростехнадзора от 03.07.2015 N 266.

3.                  Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. 13.01.2003 Минэнерго России.

4.                  ГОСТ 27.002–89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения.

5.                  ГОСТ Р 51330.0–99 Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 0. Общие требования.

6.                  ГОСТ Р 51330.1–99 Электрооборудование взрывозащищенное. Часть 1. Взрывозащита вида «взрывонепроницаемая оболочка».

7.                  Двигатели асинхронные обдуваемые типа ВАСО 16–14–24. Техническое описание и инструкция по эксплуатации.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle