Библиографическое описание:

Батаев А. В. Перспективы развития курсов MOOC в e-learning // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 359-362.

В последние несколько лет в электронном обучении наметилась новая тенденция — создание массовых открытых (бесплатных) онлайн курсов (от английского Massive Open Online Courses, MOOC), которые появились в соответствии с концепцией массового доступа к качественному образованию независимо от места проживания человека и его статуса. MOOC представляет собой интернет — курс, построенный на крупномасштабном интерактивном участии слушателей при открытом доступе. [1], [2], [3], [4], [5], [6]

Термин «массовый открытый онлайн курс» был предложен двумя исследователями Брайаном Александром и Дэйвом Кормье в результате работы над курсом «Connectivism & Connective knowledge». [3], [4], [5], [6] Термин MOOC образуется из четырех отдельных терминов:

-        Massive (массовые) — означает, что на курсе обучается огромное количество участников со всего мира;

-        Open (открытый, бесплатный) — любой курс является бесплатным, и любой человек в любое время может присоединиться к нему;

-        Online (онлайн) — все курсы находятся в открытом доступе в сети Интернет. В курсе могут использоваться асинхронные методы обучения, когда вся ответственность за обучение ложится на плечи слушателя и синхронные методы обучения, когда процесс осуществляется в режиме реального времени с преподавателем;

-        Course (курс) — каждый курс может иметь свои правила, свою структуру и свои цели, которые могут подстраиваться для каждого участника.

Массовым онлайн курсам присущи следующие атрибуты:

-        массовость и глобальность;

-        бесплатность;

-        привлечение высококвалифицированных учебных кадров со всех университетов мира;

-        наличие элементов традиционного образования — графики, расписания, экзамены;

-        наличие многочисленных каналов для обратной связи между всеми элементами образовательной сферы: слушатель — преподаватель, слушатель — слушатель, преподаватель– преподаватель;

-        после курсов информация остается в сети Интернет и продолжает дополняться участниками;

-        стирается роль преподавателя. Преподаватель становится лишь посредником или коллегой;

-        использование специально приготовленных лекций, а не простого электронного содержания материала.

Сегодня существует несколько направлений развития онлайн курсов, которые появились из-за наличия различных подходов к процессу обучения в сети.

Среди них можно выделить cMOOC, task-based MOOC, xMOOC. [1], [7], [8], [9]

В курсах cMOOC цель обучения определяется учеником. Такие курсы подходят слушателям, ориентированным на самостоятельное изучение материала, имеющих определенную подготовку. Основным и наиболее эффективным способом применения курсов сMOOC является форма непрерывного обучения и повышения квалификации.

В курсах task-based MOOC (курсы, основанные на задачах) в основу положено утверждение, что слушатель выполнит определенный набор заданий. Более того, задания могут выполняться в коллективном доступе с другими слушателями.

Курсы xMOOC — это курсы в больших международных университетах. Разработкой такого рода курсов занимаются профессиональные преподаватели и эксперты. Такие курсы имеют четкий учебный график, расписание и различного рода аттестации слушателей. Записаться на такие курсы может любой человек вне зависимости от каких-либо факторов.

Признанными лидерами в области создания курсов MOOC являются (рис. 1): [7]

Khan Academy — основана Салманом Ханом, основатель видеообучения. Создал и разместил в сети интернет более 1500 видеороликов по различным предметам школьной программы.

Coursera — некоммерческая образовательная платформа, основана Эндрю Нг и Дафна Коллер, объединяет более 80 колледжей, первые курсы в Интернете разместила в 2012 году.

EDX — является некоммерческим проектом, основанным Гарвардским университетом, Массачусетским технологическим институтом и Калифорнийским университетом в Беркли. EDX со дня основания предложила 55 курсов. Причём, в дополнение к традиционным материалам курса, таких как видео, текст, и домашние задания в MOOCs, а также используются форумы пользователей, которые помогают создать самообучающиеся сообщества студентов и преподавателей. Первоначальные инвестиции составили 60 миллионов долларов.

Udacity — некоммерческая MOOCs, основана профессором Стэнфордского Себастьяном Траном. К марту 2013 года, Udacity привлекла более 21 миллионов долларов венчурных инвестиций. Предложила 26 курсов. Зарегистрировала более 0,3 млн. участников.

Рис. 1. Развитие Мassive Open Online Courses — всеобщих открытых онлайновых курсов

 

На сегодняшний день наиболее динамичной платформой является Coursera, которая за несколько лет своего развития добилась впечатляющих результатов. Число записанных слушателей, на середину, 2015 года составляло более 14,5 млн. человек (рис. 2).

Рис. 2. Динамика роста слушателей на Сoursera

 

За время создания проекта количество созданных MOOC курсов на образовательной платформе Сoursera перевалило за одну тысячу (рис. 3).

Рис. 3. Динамика создания курсов на образовательной платформе Сoursera

 

В настоящее время на Сoursera представленные курсы, охватывают достаточно большой пласт современных образовательных направлений (рис. 4), на которых обучаются слушатели более чем из двухсот стран мира (рис.5), среди которых лидирующие позиции занимают представители из США, Индии, Бразилии, Великобритании, Испании. Представители из России, входят в первую десятку, занимая 7-ю позицию.

Рис. 4. Распределение курсов по направлениям на Сoursera

 

Рис. 5. Распределение слушателей по странам на образовательном портале Coursera

 

В заключение можно сделать следующие выводы:

-        одним из перспективных направлений развития электронного обучения в мире является создание массовых онлайн курсов (MOOC курсов), позволяющих обеспечить качественное образование любому человеку из любой страны мира;

-        развитие MOOC курсов осуществляется очень быстрыми темпами, на образовательной платформе Coursera за три года существования количество курсов выросло более чем в пять раз, а количество слушателей почти в пятнадцать раз;

-        дальнейшее развитие онлайновых курсов может оказать существенное влияние на развитие традиционного образования, например, когда слушатели смогут собирать свои степени с использованием MOOC курсов.

 

Литература:

 

1.                  Бебнев А. Е. Массовые онлайн курсы как новая инновационная тенденция образовательной сферы // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6;

2.                  MOOC в корпоративном обучении, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edwvb.blogspot.ru/2013/12/mooc-v-korporativnom-obuchenii.html

3.                  Дистанционное обучение, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bugaychuk.blogspot.com.au/2013/06/blog-post_22.html

4.                  А. В. Батаев Обзор технологий электронного обучения в инженерно-экономическом образовании, Молодой ученый. 2015. № 16 (96). с. 272–275.

5.                  А. В. Батаев Перспективы внедрения облачных технологий в банковском секторе России, «Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного университета», № 2 (192), 2014, с. 156–165

6.                  А. В. Батаев Анализ использования облачных технологий в сфере e-learning, Молодой ученый. 2015. № 18 (98), с. 245–247.

7.                  В. А. Шамахов, Ю. Е. Суслов, В. А. Золотухин Современное дистанционное образование государственных служащих: проблемы и решения, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0009/001a/00091097.htm

8.                  С. Л. Тимкин Сoursera — лидер движения массовых открытых онлайн-курсов (МООС), [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.omsu.ru/page.php?id=4132 %20

9.                  Д. Г. Родионов Рейтинг университетов как инструмент в конкурентной борьбе на мировом рынке образовательных услуг/Д. Г. Родионов, О. А. Кушнева, И. А. Рудская//Инновации. -2013. -№ 11, — С. 89–97

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle